- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Сентябрь: 1-15

 

Однолемешный плуг с колесом. Рисунок из вятской газеты конца XIX века. С того времени такие плуги начали изготовлять на Климковском и Воткинском заводах. Позднее начали появляться и двухлемешные плуги. По тем временам по значению и стоимости такой плуг мог сравниться с каким-нибудь современным комбайном, и очень немногие могли позволить себе такое приобрести. По сельскохозяйственной переписи 1917 года во многих деревнях губернии на одну деревню приходилось в лучшем случае всего несколько владельцев однолемешных плугов, а то и вовсе один. Притом, что наличие сеялок, веялок и молотилок встречается гораздо чаще. А вот двухлемешные плуги... В материалах переписи 1917 года нам такие и не встречались пока...

 

История в лицах: яранский "альбатрос революции"


В городе Яранске есть улица имени Черепанова. Скорее всего, многие жители города даже не знают, в честь кого именно названа данная улица. А она была названа в честь Сергея Митрофановича Черепанова, который устанавливал советскую власть не только в Яранске, но и в Кукарке/Советске (правда, как ни странно, в советское время партийное руководство Советска не удосужилось назвать какую-нибудь улицу в городе в честь человека, который устанавливал здесь советскую власть). Происхождение этого человека и его прошлое до 1918 года пока неизвестно. Скорее всего, он был уроженцем Яранского уезда, т.к. здесь фамилия Черепановы была очень распространенной. Где-то встречались упоминания, что осенью 1917 года Черепанов принимал участие в штурме Зимнего дворца... В архиве ЦГАКО сохранился его снимок.
На Вятской земле матрос Черепанов появился в декабре 1917 года, когда сюда для установления советской власти было прислано несколько отрядов матросов. Н.Солоницын в 1927 году в своем труде "Из истории Гражданской войны в Вятской губернии" ( Октябрь и Гражданская война в Вятской губернии. Сборник статей и материалов – Вятка 1927 г.), цитируя отчет Яранского исполкома, так описывал появление в Яранске Черепанова: "«…Главной двигательной силой явились демобилизованные солдаты. В декабре в Яранск прибыл из Петрограда матрос Черепанов, который предложил комиссару сдать дела революционному комитету.
Общественные организации выступили против Черепанова, большевики и левые эсеры были слабы, и посланник из Петрограда поспешно уехал из Яранска, не желая быть арестованным…
В конце декабря Черепанов явился в Яранск с летучим отрядом. Комиссар и двое из местных кадетов были арестованы, в городе образовался военно-революционный Комитет, и 25 декабря в Яранске власть перешла к Советам".
Как видно из нижеприведенной публикации из яранской газеты, общественные организации города выступили против посланца советской власти, после чего Черепанов был вынужден уехать. Все обошлось без столкновения, так как город был единодушно настроен против большевиков. Причина была и в том, что здесь, как и в других южных уездах, были сильны позиции партии эсеров. У большевиков здесь просто не было сторонников… 14 апреля Яранская уездная газета «Голос трудового народа» кратко сообщала об этих событиях: «Контрреволюционное восстание среди городского населения уезда, заправилами которого была буржуазия, было подавлено советской властью.
После установления советской власти в Яранске, 26 декабря 1917 года Черепанов незамедлительно появляется в Кукарке и здесь также устанавливает силовыми методами советскую власть.
Вот как события в ней описываются в сборнике «Слобода Кукарка-город Советск – 400 лет», изданном в 1994 году:
«Весть о победе революции всколыхнула и Кукарку. Эсеры и меньшевики мобилизовали все свои силы, чтобы воспрепятствовать установлению советской власти в слободе Кукарке. На страницах газеты «Кукарская жизнь» они призывали население к поддержке Временного правительства и его на местах. Купечество и эсеры решают организовать вооруженную борьбу. На собрании граждан Кукарки они ставят вопрос об организации добровольческой «дружины обороны», против которой решительно выступили большевики. 26 декабря 1917 г. в Кукарку приехал матрос-большевик, участник штурма Зимнего дворца Черепанов Сергей Митрофанович. В здании волостного правления он проводит собрание, на котором выбирается революционный комитет и создается отряд Красной гвардии.
Красногвардейцы сразу же принялись за разоружение буржуазной милиции. Начальник милиции успел отправить телеграмму в г.Яранск с просьбой послать вооруженный отряд для подавления ревкома. Отряд был послан. Но красногвардейцы при занятии почты, обнаружив телеграмму, навстречу отряду послали делегацию. Они встретились в Пижанке, довольно настороженно относясь друг к другу, затем, разговорившись и поняв в чем дело, вернулись обратно.
Красногвардейцы заняли милицию, почту, телеграф. Революционный комитет, находившийся в бывшем здании купчихи Лебедевой (ныне совет ветеранов), решил провести массовый митинг граждан сл.Кукарки и близлежащих деревень 27 декабря 1917 г. И вот настал этот день. К улице Казанской (ныне Ленина) стали сходиться толпы народа. Митинг проходил перед зданием ревкома, на нем Черепанов С.М. провозгласил советскую власть в сл.Кукарке и окружающих деревнях».
Выполнив свою миссию, Черепанов, скорее всего, уехал обратно в Петроград. По крайней мере, больше он не упоминался в истории Яранска и Кукарки. Когда в Кукарке ее жители узнали о заключении Брестского мира большевиками с Германией, это едва не вызвало волнение в слободе. Для разгона толпы был направлен отряд красноармейцев с винтовками наизготовку. Не было спокойно и в Яранске. Здесь 3 марта 1918 года едва не вспыхнуло восстание на религиозной почве. Яраничи были так разозлены, что уже рассылали гонцов по деревням расправиться с местными большевиками. Помог усмирить недовольных опять же отряд красногвардейцев. Власть большевиков, прямо сказать, любовью у народа не пользовалась и держалась только на штыках винтовок. Черепанов во время этих событий не упоминался, т.е. его уже не было здесь. Дальнейшая судьба этого человека тоже неизвестна.

 

Знаменитые лалетяне: промышленники Прянишниковы


Сергей Михайлович Прянишников, потомственный почетный гражданин Калужской губернии, приехал в Лальск в 1858 году. Первоначально работал мастером на местной бумажной фабрике. Женился на дочери хозяина Екатерине Егоровне Шестаковой. Впоследствии С.М.Прянишников стал директором фабрики и в этой должности проработал почти до конца своей жизни, более 50 лет. После его смерти в 1912 г. директором стал его сын Георгий. Надгробный памятник С.М.Прянишникова - одна из достопримечательностей Лальского кладбищенского некрополя.

Фото из экспозиции Лальского краеведческого музея

 

Вятские слова и словечки. Что такое "Анадысь"?

Аляповато – грубо, небрежно (относительно украшения)

Амбар – житница , помещение, где хранится зерно

Алашной - алчный, без меры пьющий
Анадысь - может быть
Анцютка – бесенок, чертенок
Андель – ангел
Арапник – бич, кнут
Армяк – вятская одежда

А.В.Фищев. Вятская старина - Днепропетровск 1897 г.

 

Из фондов районных музеев

Список погибших лиц при обороне Нолинского духовного училища в августе 1918 года во время местного восстания (при некоторой поддержке степановцев, хотя и не руководивших организацией восстания). Из них семь австрийцев и две женщины. Все красноармейцы похоронены в братской могиле возле здания бывшего училища, кроме комиссара Андрея Вихарева. Его, как известно, утопили в реке Вое. Еще одна братская могила есть на городском кладбище. Возможно, там похоронены остальные люди...


Источник: Нолинский краеведческий музей

 

Эпоха - газетной строкой. Хроники первой русской революции


3 марта 1906 года. В 6 верстах от города Вятки, близ Боровицкого озера, найдено зарытые в снегу 114 винтовок, похищенных из Слободского; при них оказалось 35 штыков.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1907 год - Вятка 1906 г., с.100

На фото: оружие начала XX века. Револьверы систем кольт, наган и бульдог. Как правило, состояли на вооружении полиции, но пользовались ими и революционеры и обыватели для самозащиты. После 1917 года револьверы и вовсе стали таким массовым оружием, что стали и символом революции... Экспонаты из экспозиции Музейно-выставочного центра "Диорама"

 

С архивной полки. Вятские села в документах дореволюционной статистики: село Селта (Малмыжский уезд)

Село Ильинское (Селта)

Село казенное
При речке Пахбайке
150 верст от уездного города
81 двор
Жителей 184 мужского пола и 170 женского
В селе: православная церковь, почтовая станция, волостное правление, этап и пересыльный дом деревянный, базар по воскресным дням.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д. 67 л.3 (сведения на 1859 год)

 

История города Вятки одной строкой


О ловле собак. Городской глава предложил Вятской городской управе безотлагательно принять самые энергичные меры к ловле и уничтожению бродячих собак и о последнем ему предоставить.

Вятская речь - 1910 г. № 95

 

Эпоха - газетной строкой. Новые школы

Открытие новых земских школ в Елабужском уезде. По постановлению уездного собрания очередной сессии, с осени откроются в уезде 5 новых школ с одним учителем в следующих селениях: 1. В деревне Комяк Можгинской волости – наличных душ обоего пола в этой деревне считается 880, из них русских 250, вотяков 630, грамотных мужчин 34, женщин 7, от ближайших школ селение отстоит в 2 верстах; 2.Аргабаж, Васильевской волости, - наличных душ 748 – русских 77, вотяков 677, грамотных мужчин 13, женщин 3, ближайшая школа в с.Бемышеве 4 верстах; 3. Кузюмов, Варзиятчинской волости – наличных душ 685, русских 43, вотяков 632, грамотных мужчин 5, ближайшая Варзиятчинская МНП школа в 7 верстах; 4. Юберах Можгинской волости, - наличных душ 499, русских 37, вотяков 462, от Ягул-Каксинской школы 2 версты; 5. Кучуков Салаушской волости, наличных душ 1041 (башкиры), грамотных мужчин 5, ближайшая русская школа в 10 верстах. Приведенные цифры населения ясно говорят, что все вновь открытые школы будут обеспечены учащимися и, вероятно, в количестве, более чем достаточном на 1 учителя.

Вятская газета - 1900 г. № 22

 

История в лицах. Первые вятские большевики: Михаил Михайлович Попов


Попов М.М. Организатор советской власти в Вятке. Первый председатель Вятского городского совета. Имеются большие заслуги как члена горсовета и также члена губисполкома и организации 1го губернского съезда советов. Попов исполнял много обязанностей губернского масштаба и в партийной организации, председатель губкома. Попов является в Вятке образцовым, видным и влиятельным партийным работником. И также организатором советской власти в городе и губернии. В настоящее время вследствие болезненного состояния ответственных должностей не занимает и также от общественной работы освобожден. Биографии старых большевиков из фонда ИСТПАРТа (1933 год). ЦГАКО ф.П-45 оп.1 д.256 л.25

Из воспоминаний старого большевика Ивана Шубина о событиях 1918 года: "...Председатель Вятского городского совета М.М.Попов был тяжело болен и часто отсутствовал на работе" (ЦГАКО фонд писателя Аркадия Филева). В то сложное время И.М.Попов был одним из руководителей Вятского Военно-революционного штаба, но, в отличие от других его руководителей личного участия в подавлении Степановского мятежа на юге губернии не принимал (видимо, из-за болезни), оставшись в городе Вятке, в то время как все руководство ВРШ в лице молодых вятских большевиков лично отправилось в поход на подавление мятежа... Интересно бы узнать, как сложилась жизнь этого человека дальше, после 1933 года, но других документов о его жизни пока не найдено...

На фото: первое фото из книги Н.Солоницына "Октябрь и гражданская война в Вятской губернии" (1927 г.). Второе фото из фотофонда ЦГАКО (1924 г.)

 

Эпоха - газетной строкой. Студенты - селу


В село Верхошижемье недавно приезжала большая группа историков-филологов факультета Кировского педагогического института. В Доме культуры они поставили для трудящихся села большой концерт. На нем присутствовало около 500 человек.

П.Бушуев, председатель рабочкома совхоза. В гостях – студенты // Искра - 1966 г № 37

На фото: Кировский педагогический институт в те годы

 

Истоки. Свидетельства стародавних времен, когда грамотными были только монахи...


Роспись Уржумского Спасского Чепоцкого монастыря беглым монастырским крестьянам, кои живут в бегах за Вятцким Успенским Трифоновы монастырем в крестьянстве з женами и з детми

… А которых беглых Чепочкина монастыря крестьян против челобитья и росписи игумена Макария з братьею в сыску и в приводе на съезжем дворе не было, и тех крестьян велети сыскивать Вятцкого Успенского Трифонова монастырю архимандриту и, сыскав, велеть отвесть на монастырских их подводах и отдать в Спасский Чепочкинский монастырь з женами их и з детьми и со всеми их крестьянскими животы и с хлебом стоячим и с молоченым и з земляным и написать тех крестьян в отдаточные книги и поголовные денги по указу с игумена Макария з братиею взять, а крестьян отдать с роспискою по указу.

Грамоты и акты Уржумского Спасского Цепочкина монастыря. 1645-1694 – 1913 г – вып. 3-4 – с.1-3, 1-123 (отдел 2).

Примечание. В данном документе говорится о розыске беглых монастырских крестьян, которые бежали с земель Уржумского Цепочкинского монастыря на земли Вятского Трифонова монастыря, где, видимо, крепостная кабала была не столь невыносимой. Цепочкинские монахи требовали вернуть свое движимое "имущество" и отвезти крестьян на монастырских подводах обратно в подначалие их обители. Примечательно, что указывалось переписать в особые книги не только членов крестьянских семей, но и все их имущество ("животы") и посевы ("с хлебом стоячим и с молоченым и з земляным"). Судя из последующих грамот, так и было сделано, и новых беглецов выискивали поименно уже по этим монастырским книгам, а также монахи знали то, что им принадлежит. Сами беглые крестьяне и их дети не могли ничем доказать свою принадлежность или непринадлежность конкретному монастырю, когда монахи показывали им писцовые книги, ведь все они были поголовно неграмотные...

 

С архивной полки. Школьный листок Шарангской второклассной церковно-приходской школы Яранского уезда. 1911 год. ЦГАКО ф.208 оп.1 д.1047


В подобных документах фиксировалась вся жизнь школы за каждый год - от состава учителей и числа учеников до состава изучаемых предметов. Так, в во второклассных школах (готовили учителей начальных школ) изучались кроме основных дисциплин также: черчение, рисование, лепка, гимнастика и военный строй. Судя по документу, из них в этой школе преподавались только черчение и рисование; по остальным стоит прочерк. Как видим, уже в царские времена был предмет "военный строй". То есть предмет "Начальная военная подготовка", существовавший в советских школах, не был изобретением советской власти, а был просто перенят из более ранних времен...

 

Крестьянское детство (воспоминания)

Воспоминания рассказчицы из детства своего мужа: «Он у их один был сын. Да, один. Он подрос, так они купили лошадку. А отец-то инвалид об одной руке, так сыну приходилось пахать. А пахали тогда сохой, ручки были высоко, соха-то ведь не как плуг. С непривычки мальцом еще работал да работал, на обед приехал домой, проработался, ести хочет, а ложка-то трясется, и рука не сгибается. До роту-то донести не может! Разозлился, кинул ложку на стол и сам пошел заревел. Вот пахарь-то какой! Так и не пообедал. Мати тоже не утерпела, заплакала… И что делати?»


Виктор Бердинских. История вятской деревни – Киров 2008 г., с.118. Фото С.А.Лобовикова

 

Выдающиеся люди Вятского края: учителя

Курочкина Клавдия Николаевна (р.1890), педагог, заслуженный учитель школы России (1951), кавалер орденов Ленина (1949), Трудового Красного Знамени (1945). Родилась в с.Слутки Вятской губ. (ныне республика Коми). Окончила Вятскую Мариинскую гимназию (1909). Работала в начальном земском училище в селе Вожгалы Вятской губ (ныне Куменский район), затем в г.Вятке в начальном училище № 12, в 1918 преобразованном в школу № 5 (позднее № 25) им.Горького.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.241

 

Из истории образования на Вятской земле: бурные 1900-е


1901 г., 3 января – проведение в епархиальном училище г.Вятки литературного утренника «по случаю наступления ХХ столетия» с показом портретов 15 архиереев.

1902 г., 12 мая - проведение гимназистами г.Вятки «Праздника древонасаждения». Гимназисты посадили деревья на Николаевской улице. Одно дерево посадил губернатор П.Ф.Хомутов.

1903 г. – учреждение новой учительской должности «запасной учитель» для замены находящихся в отпуске учителей.

1903 г., февраль - начало проведения в г.Вятке учителем рисования Александровского реального училища Кушелевым воскресных рисовальных курсов.

1903 г., 1 июля - открытие в слободе Кукарке Яранского уезда учительской семинарии.

1906 г., январь – открытие в г.Вятке музыкальной школы Г.А.Рылова.

1906 г., 11 февраля – открытие в мужской гимназии г.Вятки В.С.Васильевым вечеров камер-музыки.

1907 г., январь – введение обязательного ношения форменной одежды для учащихся реальных училищ и гимназий.

1908 г. – открытие в г.Вятке первого на Вятской земле коммерческого училища.

1908 г., 3 сентября – разрешение гимназистам г.Вятки посещать кинематограф. Но на определенных условиях

1910 г. – введение в учебных заведениях г.Вятки «сокольской гимнастики»

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г.,с.60-62

На фото: учащиеся Вятского женского епархиального училища. Фото С.А.Лобовикова


Назад к списку