- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Сентябрь: 16-31

 

История в лицах. Первые вятские большевики: Захар Дмитриевич Ковин, председатель Нолинского уисполкома в 1918 году. Фотофонд ЦГАКО



Захар Дмитриевич был непосредственным свидетелем Нолинского восстания и был одним из уцелевших после штурма восставшими горожанами (не степановцами!) здания бывшего Нолинского духовного училища, где размещался уисполком и казарма Красной гвардии, состоявшая из австрийцев и китайцев. Впоследствии он оставил свои воспоминания об этих днях, в частности, в сборнике воспоминаний "За власть Советов". (1967 год). Публикуем одно из них...

В первых числах августа 1918 г. в Нолинске стало известно об измене командира продотряда Степанова и открытом переходе на его сторону белых. К этому времени банда Степанова заняла весь Малмыжский уезд и г.Уржум. Из частных сведений мы узнали, что «беляки» движутся из Лебяжья на Медведок.
Эти сведения вызвали тревогу в городе. На свет вылезли притихшие было враги советов - купеческие прихвостни, офицеры старой армии и т.п. Они повели злобные проповеди против советской власти, вносили много беспорядков , саботировали мероприятия партии большевиков.
На случай нападения бандитов уездный исполнительный комитет и партийный комитет приняли ряд мер к охране порядка в обороне города. Военное командование было поручено командиру латышского продотряда Жидялису.
Назначение его на этот отважный пост было нашей ошибкой. Оказалось, что военная дисциплина в отряде Жидялиса была куда ниже, чем мы думали.
Вместо наведения революционного порядка, этот отряд внес излишнюю панику. Помню 10 или 11 августа рано утром в городе начался переполох, послышались выстрелы. Оказалось, солдаты отряда разбили один купеческий винный погреб и перепились. Кому-то из пьяных померещились ракеты, по отряду разнеслось: «Степановцы наступают!» Жидялис, встав перед фактом небоеспособности отряда, принял решение отвести его в село Кырчаны. Одновременно, без ведома комиссара Вихарева, он отдал распоряжение об эвакуации уездного исполнительного комитета. Большая часть членов УИКа выполнила это требование.
Подробно об этом узнал только утром, т.к. в эту ночь отдыхал на квартире. Кто-то сказал мне, что т.Вихарев здесь и уехал в здание духовного училища. Здесь я его и встретил. Усталый и запыленный, он привязывал лошадь. Всю ночь тов.Вихарев с группой верных товарищей выгружали из складов оружие и укрывали его. В противном случае оружие могло попасть в руки врагов, которыми уже кишел город.
По телеграмме в Кырчаны был перед срочный приказ: «В городе все спокойно. Членам уисполкома немедленно вернуться и приступить к исполнению обязанностей»
Но в городе было не так спокойно. Офицерство и купцы начали действовать. Возвратившись с почты, мы увидели, что на главной площади собрались толпы народа. Бывшие офицеры, поддерживаемые частью обывателей, откровенно избивали милицию и разоряли ее. Затем был разбит склад с охотничьими ружьями, раньше отобранными у населения.
Ко мне на квартиру, где был я и т.Вихарев, в качестве делегата пришел 1 бывший офицер.
- Убирайтесь отсюда, пока живы. – потребовал он.
Не дожидаясь подкрепления, решили лично организовать возвращение красной армии и членов уисполкома из Кырчан. Туда мы и выехали.
В городе всюду толпился народ, многие были с оружием, гудели церковные колокола. На окраине города нас обстреляли. К счастью, прорваться нам удалось.
В Кырчанах встретились с Жидялисом. Он всемерно старался восстановить порядок в отряде, но возвращаться в Нолинск отказался, заявив, что у него есть приказ выехать в г.Вятку.
После долгих переговоров нам удалось получить от него 1 пулемет. Сформировав свой отряд, мы направились снова в г.Нолинск.
Эти волнения нас многому научили. Коммунисты-большевики повели работу по насаждению железной дисциплины в городе и в учреждениях. Здание духовного училища превратилось в своеобразный штаб-крепость. Здесь расположились ячейка большевиков, военный комиссариат. Часть коммунистов была перев на казарменное положение.
Наша бдительность удвоилась. Разведка доносила, что банда Степанова, обросшая многочисленным контрреволюционным элементом, движется к городу. Положение становится тревожным.

З.Д.Ковин. Нолинск накануне нападения степановцев // Сельская новь - 1967 г. № 115

 

С архивной полки. По закону военного времени...


Приговор № 114

Именем Союза СССР

1942 мая 18 дня. Действующая армия. Военный трибунал 377 стрелковой дивизии в составе: председателя военного трибунала военного юриста Благинина, членов - военного юриста Лукашева и военного юриста Щенова, при секретаре младшем военном юристе Лыкове без участия сторон обвинения и защиты, рассмотрел в закрытом судебном заседании дело по обвинению младшего воентехника парка 99 артполка.
Кислицын Алексей Георгиевич, 1904 г.р., уроженец города Киров Кировской области, по национальности русский, по социальному положению рабочий, грамотный, женат, несудимый, член ВКП (б). В Красную Армию призван 8 сентября 1941 года Шадринским райвоенкоматом Челябинской области.
В преступлении предусмотренном по ст. 58-10 ч.2 УК
Установил:
Кислицы 21 апреля 1942 года в расположении 1 из батальонов артполка в присутствии бойцов и командиров… распространял фашистские листовки, чем сам совершил преступление предусмотренное по ст.58-10 ч.2 УК РСФСР.
Поэтому руководствуясь ст. ст 319-320 УПК
Приговорил:
Кислицына Алексея Георгиевича на основании ст.58-10 ч.2 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу, без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденного.
Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.

ЦГАКО ф.П-6799 оп.10 д су-12538 л.33

На фото: заседание военного трибунала в годы Великой Отечественной войны

 

Административное деление Кировской области: Верхошижемский район



Косинское сельское поселение. Косинское сельское поселение находится в северо-западной части района. Основная часть территории располагается в бассейне реки Косины и в левобережье Сингиревки. Центр поселения - село Косино. По переписи 1926 года в границах Косинского сельского поселения существовало два сельских Совета – Безденежновский и Косинский. Числилось 45 населенных пунктов, в которых записано 678 дворов, в том числе 644 крестьянского типа и 34 прочего. Жителей проживало 3597 человек, в том числе 1620 человек мужского пола и 1977 женского.
В настоящее время жилыми числятся село Косино и деревни Безденежные, Вьюги, Конопли, Устюги, Чикиши и Шевели. В Косино, Безденежных и Устюгах проживают постоянно. По переписи 2010 года в Косинском сельском поселении зарегистрировано 282 жителя, в том числе 133 человека мужского пола и 149 женского.

Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.321

 

Выдающиеся вятчане: Григорий Афанасьевич Патрушев



Патрушев Григорий Афанасьевич (1923-1988), врач, доктор медицинских наук, член-корр. Академии медицинских наук (1982). Родился в д.Новые Патруши (ныне Лебяжский район Кировской обл.). Окончил Уржумское медицинское училище. Участник Великой Отечественной войны, вынес с поля боя более 200 раненых. Награжден боевыми орденами и медалями. После войны окончил 1-й Московский медицинский институт им.И.М.Сеченова. Научная деятельность посвящена проблемам фармакологии и токсикологии.

Энциклопедия Земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.331

 

Эпоха - газетной строкой. Помощь слабовидящим в Вятской губернии

Командировка в Вятскую губернию глазного отряда. Советом Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых командирован, по примеру прошлых лет, и ныне в Вятскую губернию глазной отряд для оказания бесплатной помощи больным глазами, преимущественно среди беднейшего населения. Деятельность отряда будет открыта с 1 мая, сроком на 3 месяца, в селе Сюмсях Малмыжского уезда, а заведование отрядом Попечительства поручено женщине – врачу Варваре Николаевне Елеонской при 2 помощницах. Все больные глазами, желающие пользоваться врачебной помощью отряда, могут отправиться в указанную местность.

Вятские епархиальные ведомости - 1906 г. № 17

 

С архивной полки. Промышленные заведения города Слободского на 1890 год



Скорняжные заведения в г.Слободском:
М.М. Плюснин
Петр Алексеев Плюснина
Александр Павлов Пашкин
Дмитрий Емельянов Плюснин
Николай Андреев Дряхлов
Василий Васильев Распопов
Иван Трофимов Распопов
Иван Алексеев Салтыков
Михаил Николаев Желваков
Торговый дом Федосии Андреевой Рыбаковой с сыном
Василий Яковлев Белканичев
Афанасий Иванов Громозов

Салотопенные:
Иван Петров Грехов

Клееваренные:
Александр Матвеев Белослудцев
Торговый дом Федосии Андреевой Рыбаковой
Александры Ивановой Дряхловой

Шубно-овчинные:
Михаил Николаев Желваков

Табачные фабрики:
Дмитрий Петров Бакулев

Экипажное:
Василий Васильев Лалетин

Красильное:
Иван Петров Грехов

Солодовенное:
Александр Семенов Лихачев
Василий Никаноров Князев
Михаил Иванов Фофенов
Алексей Яковлев Александров
Илья Петров Фофанов

Винокуренные:
Иван Васильев Александров

Водочные:
Иван Васильев Александров

Пиво-медоваренные:
Иван Васильев Александров
Иван Тимофеев Вахрушев
Илья Тимофеев Вахрушев
Федор Григорьев Рылов в деревне Назаровской
Василий Андреев Кропачев в д.Анисимовской
Белослудцев Яков Николаев в д.Пупан
Лагунов Петр Александров в д.Лагуновской
Утробин Иван Демидов в д.Утробинской
Кропачев Андрей Демидов в д. Анисимовской
Кропачев Александр Демидов
Кропачев Михаил Давидов
Воробьев Сергей Осипов, в д.Бакулевской

Клееваренные:
Вахрушев Василий Парфенович, д.Малозавалинская
Салтыков Алексей Матвеев, д.Котовская

Железоделательные:
Главнохолуницкий и при нем вспомогательный завод Альфонса Филипова Козелл
Чернохолуницкий чугунноплавильный и железоделательный завод Поклевского-Козелл

Дегтярные:
Мокшинский в Реткинской волости Василия Филиппова Шуплецова

Кордяжская писчебумажная фабрика в Сезеневской волости Николая Александрова Платунова

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1235 лл.153-163

 

Народы Вятской губернии: первые упоминания о марийцах. Названия народа



Сформировавшиеся народы, кроме самоназвания, обычно имеют и названия, полученные от других народов. Достоверно первое упоминание о марийцах относится к середине 10 века (961 год): в письме хазарского кагана Иосифа в числе народов, плативших ему дань, упоминаются «цармис» (впоследствии подобное название марийцев сохранилось в языках соседей: чувашском - сярмыс, татарском – чирмыш, русском – черемис).
В русских летописях «черемисы» впервые упомянуты в начале XII века. «Повесть временных лет», рассказывая о событиях середины IX века и соседях восточных славян, сообщала: «На Белеозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечет в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык».
Несомненно, «цармис» и «черемис» - одно и то же слово, но с различной огласовкой в разных языках. Попытки объяснения этого слова имеют длительную историю. Но убедительного решения вопроса до сих пор не имеется. Можно признать установленным, что вторая часть слова – мис означает «человек» (в финском языке -mies, эстонском - mees ). Следовательно, первая часть должна отвечать на вопрос: какой? Ответы исследователи дают разные: воинственный, восточный, лесной, болотный, «из племени сар (чер)» и т.д.
Таким образом, этимология слова, которым называли марийцев соседи, до конца не выявлена. Но при любом варианте объяснения ясно одно: оно изначально было нейтральным, не содержало в себе ничего оскорбительного, уничижительного. Из приведенных многочисленных объяснений наиболее достоверным, приемлимым представляется значение – «лесной человек».
При этом самоназвание народа всегда было – мари, мары, марэ, что восходит к значению «муж», «мужчина», «человек», генетически связано с древнеиранским словом «мортйо» (человек) и находится в одном ряду с такими этнонимами родственных народов как мордва, мардьяр, удмурт, мурома, меря, мещеря. Встречающееся иногда суждение о тождестве названий и соответственно народов мари и меря не имеет убедительных оснований.

А.Г.Иванов, К.Н.Сануков. История марийского народа – Йошкар-Ола 2022 г., с.11-12

 

Вятская речь. Что такое закортышки?


Закортышки, мн. Верхняя часть спины, заплечье. Садись на закортышки, покатаю.

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.82

 

Вятская губерния в документах статистики: торговля в XIX веке


Торговля в Вятской губернии разделяется на отпускную и привозную; отпускные предметы: хлеб, кожи, лен, льняное семя, холст, мед, воск, лесные изделия, металлы, меха и др. мануфактурные произведения. Привозные товары суть: соль, чай, сахар, кофе, галантерейные, шелковые, бумажные и шерстяные изделия, рыбный товар, табак, деревянное масло и проч. …Несмотря на неурожай последних лет, хлеб составляет один из главных предметов отпускной торговли Вятского края. Он преимущественно отправляется в Архангельск и частию в Рыбинск. В торговле с Архангельском участвуют города: Вятка, Орлов, Слободской, Глазов и Котельнич, из которых кроме хлеба отправляются еще лен и льняное семя…
Развитию торговли Вятского края с Архангельским портом препятствует дурное состояние дорог, ведущих сухим путем к Ношульской и Быковской пристаням, а потом кратковременность сплава по р.Лузе к Югу…

Памятная книжка Вятской губернии на 1866 и 1867 годы – Вятка 1866 г. Отделение третье, с.76

 

История города Вятки/Киров одной строкой. Закладка Серафимовской церкви


13 июня 1904 года. Состоялась закладка единоверческого храма в честь святого Серафима Саровского на углу Орловской и Успенской улиц города Вятки на земле, пожертвованной местным купцом. К.К.Яруниным.

Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.150

 

С архивной полки. Город Вятка в исторических документах


Число душ по 9 народной переписи по городу Вятке на 1856 год (мужского и женского пола)

Почетных граждан потомственных 38 и 48
Купцов 1й гильдии 11 и 9
2й гильдии 31 и 33
3й гильдии 288 и 214
Мещан 2413 и 2603
Рабочих людей 21 и 30
Приписных из мещан, состоящих по льготе 81 и 79
Отставных унтер-офицеров 7 и 1
Солдат 4 и 4
Кантонистов 1 –

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.38 лл.4-4 об.

 

С архивной полки. Исконные марийские имена в архивных документах XIX века


Если в начале XX века в архивных документах (метрические книги, переписи) подлинные не-православные имена марийцев (как и других народов Поволжья) уже практически не встречаются по той причине, что процесс их христианизации был завершен полностью, то в документах более раннего времени часто встречаются подлинные марийские имена, те, которые марийцы имели до принятия Православия. Очень жаль, что имена эти вышли из употребления и ныне уже не встречаются. Ведь имя - это связь народа с прошлым, с его традицией и культурой.
В метрических книгах марийские имена в основном упоминались в связи с принятием конкретного человека Православия. Здесь, как правило, указывалось старое имя и затем новое, православное, которое давалось при крещении. Также указывалось сколько человеку было лет на момент крещения. Например, в 1878 году в метрической книге прихода села Старый Торьял Уржумского уезда было зафиксировано крещение семьи марийца ("из черемис язычника") из деревни Кукмари Ермака Еремеева и его жены Настасьи Чокеевой. Интересно, что Ермак имел уже православное отчество. Возможно, его отец уже был крещеным, но сам оставался "язычником". Хотя и имя Ермак происходит от имени Ермолай... Его жена Настасья, наоборот, имела марийское отчество, происходящее от отчества Чокей. Интересно, что при крещении священник почему-то решил, что имена их не православные (или они были "язычники" уже с православными именами) и при крещении им дал... те же имена. Ермак стал Еремеем, а Настасья Анастасией. Указывалось, что обоим шел 31 год на момент крещения. Также были крещены и трое их детей - Кугерга, Георгий и Елена. Кугерге было 6 лет и он был крещен с именем Константин. Георгию и Елене было 2 года и 3 недели. Георгий тоже имел старое имя - Егор и при крещении стал Георгием. Здесь можно заметить, что уже в XIX веке старые марийские имена даже у "язычников" начали вытесняться православными именами... (Источник: метрическая книга архива ГА РМЭ).
В "конской" переписи 1891 года подлинные марийские имена встречаются гораздо чаще, и здесь можно узреть гамму настоящих марийских имен во всей красе. Например, в переписи 1891 года по селу Елеево Уржумского уезда встречаются такие имена:
Семеля Токеев
Аксюба Яныбаев
Ямбатыр Ямнеев
Пектем Пекпаев
Петр Ямнеев
Ямнет Токплатов
Паим Ярофеев
Токсубай Яныбаев
Яныдак Яксюбаев
Чокей Тойкеев (ЦГАКО ф.574 оп.1д.1516 лл.13 об.-15).

 

Вятские хроники. Находки костей древних животных в старину


1905 год. Крестьянин Левашов нашел невдалеке от деревни Куприно Буйской волости (Уржумского уезда) «костище» изогнутой формы, вроде ребра. Длина находки – 1 аршин 11 вершков, толщиной она 4 вершка, а вес 1 пуд 5 фунтов.

Уржумская старина (краеведческий альманах) – 1991 г. № 1 с. 27

 

Вятские села и веси в документах дореволюционной статистики: село Кикнур в 1859 году


№ 381 Село Ошминское (Кикнур)
В селе 23 двора
Жителей 105 мужского пола и 129 женского
В селе: каменная православная церковь, базар по воскресным дням.

ЦГАКО ф.237 о.70 д.76 л.26

 

 


Назад к списку