- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Октябрь

Из дел следственных времен Великой Отечественной войны. Осужденные за дезертирство



Опросной лист арестованного

Ковязин {инициалы выпускаем, чтобы не обидеть потомков}
Дата рождения. 26 февраля 1904 г.
Место рождения. Кировская область Халтуринский район Больше-Юринский сельский совет д.Замочалка.
Национальность: русский
Партийность: член ВКП (б) с 1941 г.
Образование: общее 7 классов, специальное 2 года артиллерийского училища г.Киев
Социальное положение: из крестьян бедняков, хлебопашец
Имущественное положение: хата, лошадь, корова и 3 десятины земли для посева и сенокоса.
До и после революции хлебопашец.
С 1922 по 1926 гг. рабочий.
Награды: грамота и ручные часы за стрельбу из личного оружия в 1940 г.
Призван 11 сентября 1926 г.
Служба в Красной армии: 1926-1927 гг. красноармеец и курсант п/школы
1927-1929 гг. младший командир
1929-1931 гг. курсант артиллерийского училища.
1931-1932 гг. командир взвода.
1933-1937 гг. начальник связи дивизии.
1937-1940 гг. командир батареи.
1940-1941 гг. начальник артиллерийского стрелкового полка.
Звание и последние должности в Красной армии: капитан. Начальник артиллерийского стрелкового полка.
Когда и как попал в плен. 1923 г. 23 сентября в районе между деревнями Денисовка и Оржица я был во 2 запасном полку, который не доходя Оржицы 4-6 километров был обстрелян с 3 сторон огнем противника. Полк в большинстве своем не имея оружия, понеся потери, а остальные по команде «кто как может спасайся» разошлись.
В лагере военнопленных не содержался.
Когда и как освободился из лагеря противника. Из окружения вышел с 4 на 5 января 1942 г. Выждав состояние погоды (так как переход совершался в лед) разведка местности и огневых средств противника в районе, где вероятно можно перейти {далее неразборчиво}

Постановление на арест 27 апреля 1942 г. г.Каменск Ростовской области

Я старший следователь Каменно-Шахтинского спецлагеря № 280 НКВД СССР – сержант государственной безопасности Назаренко, рассмотрев материал о преступной деятельности
Ковязин..., рожденный 1904 г., уроженец д.Замочалка Халтуринского района Кировской области, русский, гражданин СССР, бывший член ВКП(б) с 1941 г., из крестьян бедняков, грамотный, со слов не судимый, женат, на иждивении имеет 2 детей, в РККА с 26 апреля, начальник артиллерии 333 СП, 219 СД 21 армии, капитан.
Нашел
Ковязин..., будучи начальником артиллерии 333 СП, 219 СД 21 армии, 23 сентября 1941 г. в районе деревень Денисовки и Оржицы Киевской области во время выполнения боевой задачи самовольно оставил поле боя и скрылся от красноармейцев своего подразделения.
Будучи на временно оккупированной территории противника целый месяц прожил в г.Таганроге (во время нахождения там противника) и дважды ходил на регистрацию в полицию противника.
Считая преступную деятельность Ковязина Василия Яковлевича доказанной
Постановил
Ковязина... подвергнуть аресту и обыску.
Старший следователь ОО С/Л 280
Сержант госбезопасности
Согласен: начальник следственного отдела оо С/Л № 280 ст. политрук (подписи)

Из обвинительного заключения от 30 апреля 1942 г.
Расследовал устно:
Ковязин..., находясь на службе в красной армии старшим командиром в звании капитана и будучи во втором запасном полку 23 сентября 1941 г. во время выполнения боевого задания полком, поддержав панику красноармейцев, самовольно оставил поле боя и скрылся от командования и красноармейцев запасного полка.
Будучи на территории временно оккупированной противником, целый месяц проживал в Таганроге, являясь в полицию противника для регистрации как военнопленный и не пытаясь выйти к частям РККА (показания Ковязина л.д. 9-20, 21-35).
Допрошенный по настоящему делу в качестве обвиняемого Ковязин... виновным себя, в предъявленном ему обвинении признал частично и показал, виновным себя признаю только в том, что я во время боя с противником при панике красноармейцев, не принял на себя команду и послушал провокаторскую команду «спасайся кто как может» и что проживал целый месяц на территории временно оккупированной противником, являясь в полицию противника для регистрации – как военнопленный (показания Ковязина л.д.38-41).

Из анкеты арестованного

Партийная принадлежность. В прошлом член ВКП (б) с 1941 года по день уничтожения партбилета 22.9.42 при окружении противником.

Постановление

Ковязина... за самовольное оставление поле боя – заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на 8 лет, считая срок с 30 апреля 1942 г.

ЦГАКО ф.П-6799 оп.9 д.СУ-6153 т.1


 

По страницам советской печати. Вспоминания о Гражданской войне: встреча с Буденным\

23 февраля славным Вооруженным силам нашей страны исполнилось 47 лет. В легендарные годы Гражданской войны родились наши армия и флот. И уже тогда они отличались высоким патриотическим духом, преданностью народу и партии.
В славную годовщину вспомнился мне один примечательный эпизод. С востока на молодую советскую республику шел Колчак. Наша часть тогда охраняла от белогвардейцев и разного рода бандитов железнодорожный мост через реку Вятку у г.Котельнич.
А в самом конце Гражданской войны, меня, как бывшего кавалериста, откомандировали в первую конную армию. Помню, из тылового штаба я прибыл в город Елизаветград (ныне Кировоград). И вот там, в день годовщины формирования Первой конной, нам объявили , что прибудут командарм тов.Буденный и т.Ворошилов.
Для встречи нам было приказано собраться в гортеатре. Когда машина с Буденным и Ворошиловым приблизилась, солдаты встретили ее крикам: «Ураа»! А потом подхватили Семена Михайловича Буденного на руки и внесли на руках на сцену.
Буденный и Ворошилов поздравляли бойцов с близким концом Гражданской войны (полки Первой конной тогда завершили разгром Врангеля). А у нас, бойцов резерва, в тот день было такое настроение, что если бы объявился новый враг и командиры позвали в бой, то пошли бы под любой огонь.
Много лет прошло с той поры. Но этот день останется в памяти на всю жизнь.

И.Семенов, пенсионер. Встреча с Буденным // Искра (Оричи)– 1965 № 27

 

С архивной полки. Жандармы и "солдаты-политиканты"

Управление Слободского уездного воинского начальника по части строевой 14 июня 1900 г. № 3176

Начальнику Вятского жандармского полицейского управления

Младший унтер-офицер временно вверенной мне местной команды Егор Исаев заявил мне, что 5 сего июня в 5 часов пополудни шедши с командой солдат в числе 10 человек на работу к валу (стрельбищу) с лопатами и другими принадлежностями на пути нагнали их конные стражники Слободского отделения в числе 20 человек и 1 из них сказал, ныне унтер-офицеры носят лопаты и говорят разные ругательные слова ко всем солдатам. Унтер-офицер на слова стражника ответил «Вам какое до нас дело». На ответ Исаева стражник сказал, надо солдат пороть нагайками. Тогда из команды стражников выехал 1 стражник и ударил нагайкой Исаева по голове и по шее всего 4 раза, когда стражник ударял Исаева, то остальные стражники в это время окружили всех солдат и говорили надо вздуть всех солдат-политикантов, но не задевать ни кого, когда стражники отъехали, то Исаев с солдатами вернулся обратно в казарму. Донося о вышеизложенном присовокупляю, что по настоящему делу мною производится дознание, о поступках стражников 9 сего июня за № 3117 сообщено Слободскому уездному исправнику, и сего числа донесено Начальнику местной бригады за № 3175 и вятскому губернатору за № 3177.

Вр. И.д. воинского начальника (подпись)

ЦГАКО ф.714 оп.1 д.824 лл.34-34 об.

На фото: Служащие Вятского Жандармского Управления, годы съемки между 1907-1917 гг.

 

Истоки. Беглые крестьяне в монастырских грамотах XVII века


Царская грамота в Казань воеводам о розыске крестьян, бежавших из Сунской вотчины Успенского монастыря. 1689 год

Из Вятцкого уезду крестьяне их монастырские, з женами и з детми и сродичи своими и з животы разбрелись врознь в Казань и в Казанский присуд, и в разные городы и уезды, в села и в деревни и в починки и живут за всякими чинов людми (Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1906 г. вып. 3-4 с.102-103)

Грамота царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны в Казань и в иные понизовые города боярам, воеводам и всяким приказным людям с повелением давать игумену Спасского Цепочкина монастыря Макарию приставов, разсыльщиков и пушкарей для поимки беглых монастырских крестьян и бобылей. 1688 г.

… Крестьяне де у них и бобыли розбрелись врознь от хлебного недобору и живут в Казанском и Уржумском и в иных уездах, а им де чинятца непослушны, а наши де великих Государей всякие подати за тех беглых крестьян и бобылей правят на них и на досталных их крестьянах ямские и полоненичные денги и стрелецкий хлеб… и досталных их крестьян разорили в конец без остатку (Грамоты и акты Уржумского Спасского Цепочкина монастыря. 1645-1694 – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1913 г – вып. 3 – с.62).

 

Города Кировской области: Зуевка

Зуевка. Населенный пункт на месте современного города возник в 1898 году в связи со строительством железной дороги Пермь-Вятка-Котлас. С 1929 года Зуевка становится районным центром, в 1944 получает статут города.
Расположен в восточной части области в нескольких километрах от р.Чепцы (крупнейший приток р.Вятки). Расстояние до областного центра по железной дороге – 105 км.
Население – 16,0 тыс. человек (1993 г.).

Энциклопедия земли Вятской. Том первый. Города – Киров 1994 г., с.340. Фото из открытых источников

 

Эпоха - газетной строкой. Вятская духовная семинария и ее питомцы


Из 449 воспитанников духовной семинарии в текущем году окончило полный курс семинарии 54 воспитанника, из них 15 с званием студентов семинарии; переведены в следующие классы без экзамена 306 воспитанников, из них 40 в первом разряде; подлежат экзаменам по разным предметам после летних каникул 71, оставлены на повторительный курс 12 и уволены из семинарии по разным причинам 6 воспитанников.

Вятские епархиальные ведомости - 1906 г. № 5

 

О вятских деревнях. Яранский уезд



Вверх по реке Пиштанке было много деревень. Швецово (Долганичи) – располагалась когда-то на берегу огромного (в местных масштабах) пруда. Ныне еще стоит мощная плотина высотой метров 10, Пиштанка огибает ее по обводному руслу, напоминающему своими красноглинными краями шрам. А еще дом с красивыми окнами…
Русские и Марийские Тубайки, Уржумцы, Барышево…
В последней деревне кирпичные дома с сохранившимися подвалами, напоминающими сказочные подземелья. Речка также перегорожена плотиной, которую огибает русло Пиштанки.
Со стороны деревни – оборудованный родник…

С.Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.96

 

Эпоха - газетной строкой. Порядки Вятско-Волжского пароходства


О порядках на вятских пароходах. Публика жалуется на крайнее переполнение пароходов Вятско-Волжского товарищества. Администрация не только не считается при выдаче билетов с количеством свободных мест в 3 классе, но даже и существующее количество их сокращает, всю палубу заваливая грузом и вынуждая публику располагаться буквально вповалку на полу.

Вятская речь - 1910 г. № 95

 

С архивной полки. Первая мировая война в письмах вятчан

В Государственном архиве Кировской области, в фонде Военно-цензурного комитета, сохранились письма вятчан с фронта Первой мировой войны, которые наглядно рассказывают, какой невыносимо тяжелой стала солдатская жизнь к началу 1917 года, но, несмотря на это, многие жили на скорое и победное окончание этой войны. Ознакомимся с ними и мы.


Нижнего чина неизвестной воинской части Михаила по фамилии неизвестного на имя Афанасии Васильевой Шубиной (учительницы) в
деревню Саломатовы Чудиновской волости Орловского уезда:
Дорогая сестрица Фонюрочка!
К вам и к нам пришел 17 год, но толку и добра, кажется, мало принес; придется, наверное, ожидать 18 года. Хотя правда тяжело, но что же сделаешь, сестрица, – придется терпения набраться. Нельзя же немчуре в петлю попасть и нести от него оброк, а терпением – это верно – уже победим; неправда, дуется, дуется, а все когда-нибудь да лопнет. Во все углы не напрыгается один: во-первых, у него войск не хватит и народное терпение лопнет, а австриец уже не помощник, на турка – малая надежда,
разве кого другого подговорит. Нам победа, сестрица, необходима: во- первых, нам стыдно вернуться к вам не победившими. Вы будете нас
упрекать, а налогами совсем завалят. Если бы без всего этого, то можно бы закончить. О мире у нас теперь ни одного слуха нет…

Нижнего чина из действующей армии на имя Марии Михайловой Колокольцевой в г.Вятку:
…12, 14, 16 и 21 января были близко около нас бои и мы по телефону в течение получаса узнавали все новое и обстановку. Между прочим, 14 были именины кайзера, и немцы пустили в атаку гвардейскую дивизию, но большой мороз был нам хорошим помощником, а остальное закончили пулеметы. В общем дивизию отправили на тот свет еще засветло, взяли в плен 1 роту их. 21 числа был последний вздох: немцы 16 раз шли в атаки и были с одинаковым успехом побиты все 16 раз. После этого не ходят вот целую неделю…

Нижнего 14 роты 501 Сарапульского полка Василия Евдокимова Вологжинова на имя Евдокии Тимофеевой Вологжаниновой в д.Боровики Котельничского уезда:

…С австрийского фронта мы перешли на румынский, где стоим в румынской деревушке… Хлеба здесь совсем нет, потому что румыны не сеют хлеб, а кушают кукурузу и сеют одну кукурузу. Нам приходится привыкать к этому хлебу, но русский солдат пока остается спокоен душой и не падает духом, а стремится к тому, чтобы как-нибудь скорее разбить врага, заключить мир и вернуться домой героями-победителями…

Источник: ЦГАКО ф.1276 оп.1 дела 1 и 8. На снимке: военная фотография одного из жителей города Яранска. 1917 год

 

С архивной полки. История Вятской губернии в документах архива: грамотные и полуграмотные


Сельскохозяйственная перепись 1917 года по починку Комаров Яранского уезда. Хозяйство Василия Алексеевича Комарова. Грамотными обозначены сам хозяин 52 лет и его сын 14 лет. Неграмотные сын 8 лет, дочери 19 и 5 лет, а также жена 52 лет. Интересно, что сын 17 лет обозначен полуграмотным. Кстати, слово "полуграмотный" часто встречается в переписи. И тут явно несостыковочка с мнением людей, утверждающих, что "грамотные" в то время были люди, которые умели читать по слогам или вовсе ставили крестик. А тут оказывается, были еще и полуграмотные! Выходит, первые "грамотные" были не такие уж и неграмотные?!

ЦГАКО ф.574 оп.19 д.180 л.1

 

С архивной полки. Страница метрической книги церкви села Круглыжи Вятского уезда за 1880 год. Раздел о браках.


Упоминаются жители деревень Мулинской, Хвощевской, починков Богатовского и Плотниковского.

Фамилии: Горностаевы, Исаковы, Кокоулины, Четвериковы, Юферевы

ЦГАКО ф.237 оп.227 д.1573 л.175 об.

 

С архивной полки. Всеобщая грамотность в эпоху Николая Второго через призму архивного документа (продолжение)

Сегодня мы взяли за основу карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года не по одной, а сразу по 3 семьям, на этот раз из починка Первушинского Котельничского уезда. Итак, что же мы видим?

1. Семья Блинова Якова Емельяновича. Грамотные: 6 лиц мужского пола, включая сыновей 38, 34, 30, 27, 15 лет, внука 12 лет (учится). Женского пола грамотные сноха 30 лет, внучка 16 лет и внучка 9 лет учится. Неграмотные хозяин 67 лет, его жена и 2 снохи. Еще у троих детей грамотность не указали.
2. Семья Блинова Петра Степановича. Грамотные: хозяин 63 лет, сыновья 38 и 14 лет. Женского пола грамотные дочь 20 лет и внучка 16 лет (учится). Еще четверо лиц женского пола грамотой не владели, не считая годовалой внучки.
3. Семья Блинова Максима Степановича. Здесь грамотным был только сын 35 лет, его отец и жена были записаны как неграмотные.

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.13 д.1523

Интересно, что данные люди жили не в городе и не в селе, а в каком-то починке, и при этом владели грамотностью. Можно еще опубликовать и сто и тысячу подобных карточек, и везде картина будет одинаковая. Всеобщая грамотность (пока среди мужчин) стала одним из итогов блестящей прогрессивной эпохи правления Императора Николая Второго...

 

Погодные хроники Вятской губернии. Губительный град

Из Елабужского уезда. По подробному обследованию уездного агронома градобития, бывшего 6 июня, оказалось, что в Кураковской волости, деревнях Ашпайковой, Макаровой и Бондюн выбило всю рожь, от которой не осталось даже семян на обсеменение полей: в деревне Максимковой рожь так побило, что осталась неповрежденной только одна пятая часть поля, а с остального посева не снят и на семена; в деревне Актазинах сплошь выбито до 30 десятин, в Стальном-Ятцазе до 40 десятин и Ятцаз-Шуре – 10 десятин. В других селениях Кураковской, а также Алнашской и Можгинской волостей хотя градом и были захвачены большие пространства полей, но сильного повреждения на них не было и рожь исправилась. Ввиду этого предвидится необходимость в выдаче ссуд на обсеменение озимовых полей, пострадавших от градобития крестьянам следующих деревень: Бондюны, в общественных магазинах которой ржи имеется 227 пудов, Ашпайковой – 144 пудов, Макаровой – 215 пудов и Максимчиковой - 410 пудов.


Вятская газета 1900 г. № 29

 

Чарушин Иван Аполлонович (1862-1945), архитектор, член Союза архитекторов, отец писателя и художника Е.И.Чарушина.

Родился в г.Орлове Вятской губернии. В 1888 г. окончил Петербургскую академию художеств. В 1890 г. получил звание архитектора-художника 1 степени. По его проектам построены здания в Ижевске, Сарапуле, Елабуге, Воткинске, на Сахалине.
С 1894 г. работал в должности губернского архитектора г.Вятки, губернского инженера, после 1917 г. – в различных строительных организациях. Автор более 500 проектов зданий и сооружений, в т.ч. в Вятке (Кирове) – церкви Святого Серафима Саровского, магазина купца Клабукова, особняка купца Тихона Булычева, здания Центральной гостиницы; в Ижевске – Свято-Михайловского собора и Успенской церкви. Награжден орденами Св. Анны 3 степени, Св. Владимира 4 степени. Похоронен на Лобановском кладбище г.Кирова.

Кировчане на карте России (брошюра) – Киров 2014 г., с.29

 

С архивной полки. Всеобщая грамотность в эпоху Николая Второго через призму архивного документа

Это прекрасно показывает Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года и пример только одной семьи - крестьянина Князева Семена Семеновича из деревни Алканка Кикнурской волости Яранского уезда. Расстояние от Кикнура до Яранска составляло около 40 верст, а до деревни, наверное, еще больше, но это не мешало местным крестьянам стать грамотными. Как видим, в семействе Семена Семеновича были указаны грамотными все 8 лиц мужского пола - от 77-летнего хозяина до 10-летнего внука, и даже 9-летняя внучка "учится". Обычно, такая всеобщая грамотность в семье была большой редкостью. Это при том, что семья Князевых была небогатая - 1 лошадь, 1 корова и 4 овечки... Вот такая была "неграмотная" царская Россия...

Источник: ЦГАКО ф.574 оп.19 д.413 л.4

 

С архивной полки. Политические репрессии эпохи Николая "Кровавого"


 

В архиве ЦГАКО сохранилось много личных дел ссылавшихся в Вятскую губернию в последнее царствование политических оппозиционеров. Изучая эти дела в архиве (а не по фейкам в левых группах), можно многое узнать о жизни этих людей и понять как собственно производились "страшные" царские репрессии в достолыпинское время. Одно из таких личных дел - польского еврея Мовши Абрамовича Рубина, высланного под надзор полиции в Вятскую губернию, в город Слободской, "на время состояния Привислинского края на военном положении" (1907 год).
К сожалению, в личном деле не указывался состав преступления Мовши Рубина. Поведать о нем позволяет только краткий "Статейный список на политического арестанта Мовши Абрамовича Рубина, отправленного в ведомство вятского губернатора":
"Из мещан Виленской губернии, Вилейского уезда, местечко Долгиново
По постановлению варшавского генерала губернатора
Ввиду вредной для общественного порядка и спокойствия деятельности мещанина Мовши Абрамова Рубина варшавский генерал-губернатор, руководствуясь пунктом 17 статьи 19 правил о местностях, состоящих на военном положении, постановил: выслать упомянутого Рубина в Вятскую губернию на время состояния Привислинского края на военном положении.
Вследствие сего и согласно отношения Сувалкского губернатора от 7 марта 1907 г. за № 2421, основанного на распоряжении варшавского генерал-губернатора от 28 февраля с.г. за № 652 мещанин Мовша Рубин отправляется в ведомство вятского губернатора для водворения в Вятской губернии".
Здесь же приводилась краткая биография "политического узника":
"Иудейского вероисповедания.
Женат на Поше 37 лет
Имеет детей: Иосифа 19 лет
Гирша 17 лет
Хану 15 лет
Яхаю 11 лет" "Домашнее образование. Занимается различной торговлей, обеспечивающей существование своей семье".
В деле приложено "Проходное свидетельство", позволяющее нам узнать, каким образом ссыльный прибыл в Вятскую губернию и каким ограничениям подвергался: "Получателю объявлено: 1. Что он не может проживать нигде кроме города Слободского, а по приезде в сей город обязан не позже 24 часов со времени своего приезда лично предъявиться ему в местное полицейское управление. 2. Что во время пути он не имеет права уклоняться от маршрута при сем ему врученного и останавливаться где бы то ни было, за исключением следствия болезни или каких либо непреодолимых препятствий и в сих случаях обязан немедленно заявить о своей остановке местному полицейскому начальнику для сделания на сем свидетельстве отметок. Пользователь предварен также и о том что в случае нарушений с его стороны вышеизложенных предписаний он будет немедленно возвращен в город Вятку теми властями, которыми будут обнаружены сии нарушения".

Как видим, политический ссыльный царской эпохи должен был ехать в далекую ссылку САМ, без всякого конвоя, кандалов и порки, а в случае уклонения от маршрута должен был САМ заявиться в ближайший полицейский участок и сообщить об этом. Интересно бы знать, какое наказание ему полагалось за это? Вот почему большинство ссыльных таким образом сбегало, даже не доехав до "места заключения". По приезду в ссылку, в большой купеческий город, со всем семейством, ссыльный мог свободно заниматься торговлей и свободно перемещаться в пределах города, получать жалование за свое содержание (В.И.Ленин в ссылке получал 8 рублей). Вот такой был "кровавый царским режим"! Интересно, как бы поступили с данным гражданином, обвиняемом в "вредной для общественного порядка и спокойствия деятельности" в году этак 1937-м?

Источник: ЦГАКО ф.721 оп.1 д.734 (Личное дело Политического ссыльного Мовши Абрамовиач Рубина, высланного под надзор полиции на время состояния Привислинского края на военном положении. 1907 год")

 

Обычаи. Жизнь крестьянской семьи в XIX веке (воспоминания)

В старину, во времена моего деда и раньше, женили парня даже моложе 17 лет с разрешения архиерея, нередко и вовсе подростка лет 14, главным образом для того, чтобы привести дом работницу. Брали девушку 22-25 лет, не спрашивая жениха, нравится или нет ему невеста, было бы у нее «сзади» и «спереди».
Вспоминали, что моя бабушка, когда бывало заиграется ее муж с парнями в палки и, умаявшись, заснет на лужке, брала его на руки, приносила домой и укладывала в постель… Отсюда, в старину крестьянка старилась быстрее своего мужа, он же был еще «кровь с молоком». Нередко свекор, пользуясь малолетством сына, грешил со снохой. Говорили: «Сын – сопляк, ничего не смыслит, недавно штаны надел». И жена на такого мужа, почти мальчишку, смотрела с пренебрежением или как на ребенка. Свекор обычно покровительствовал снохе, зато иная свекровь «поедом ела» молодушку, пилила за дело и без дела.
Тяжела была жизнь молодушки в чужом доме. Останется одна или уйдет на сеновал, либо в хлев и наревется там… Никто с ней не разговаривает, кроме бранного слова да попреков, ничего не слышит. Живет молодушка в чужом доме и ждет не дождется, как вырваться к родным отцу и матери. Если же случится ей вырваться по придуманному или неотложному делу, бежит домой, как из каторжной тюрьмы.
Дома воет в голос: «Мамонька, не пойду я к ним! Мамонька не гони ты меня!» Ревет-причитает. Мать с отцом не потворствуют. Если же дочь упрям и не возвращается к мужу в дом, отец вожжами порол ее и насильно вез к мужу, а привезет, так велит «покрепче» держать ее.
Нередко затравленная молодушка накладывала на себя руки….

Александр Фищев. Вятская старина. 1897 год

Примечание. В воспоминаниях советского художника Александра Фищева запечатлелось, по-современном говоря, много "чернухи" о дореволюционном прошлом. Возможно, он много придумывал от себя (в первые советские годы вошло в моду "чернить" царское прошлое). А как Вы думаете, могло ли быть описанное в действительности?

Фото С.А.Лобовикова

 

Административное деление Кировской области: Зоновское сельское поселение (Верхошижемский район)

Зоновское сельское поселение находится в юго-восточной части района, в бассейне рек Суводь и Ошеть. Центр – село Зониха. По переписи 1926 года в границах поселения существовали Беляченский, Зоновский, Мысовский, Опаринский и Ситниковский сельские Советы. Числилось 102 населенных пункта, в которых записано 1195 дворов, в том числе 1138 крестьянского типа и 57 прочего. Жителей проживало 6175 человек, в том числе 2761 человек мужского пола и 3414 женского. В 1935 году, в связи с образованием Татауровского района, постановлением президиума Кировского крайисполкома от 4 февраля 1935 года, к нему отошли Беляченский и Зоновский сельсоветы. В 1956 году Татауровский район ликвидируется и в состав Верхошижемского района передаются Беляченский, Зоновский и Опаринский сельсоветы. В 1958 году Беляченский, Зоновский и Опаринский сельсоветы объединены в Зоновский сельский совет. В 1998 году Зоновский сельский Совет переименован в Зоновский сельский округ. В 2006 году произошло переименование в Зоновское сельское поселение. По переписи 2010 года в Зоновском сельском поселении числилось два жилых населенных пункта – село Зониха и деревня Ситники. В поселении записано 314 человек, в том числе 149 человек мужского пола и 165 женского. Все население находилось в селе Зониха. В деревне Ситники постоянных жителей не числится.

Предоставлено Еленой Сиянович

 

Город Слободской в описаниях дореволюционных авторов

Жителей в городе свыше 10 тысяч. Церквей в настоящее время 9 и два богатых монастыря – мужской и женский. По своей фабричной деятельности Слободской стоит значительно выше г.Вятки. Во всем уезде фабрик и заводов 137, с оборотами на 11 мил. 120 ½ тыс. рублей и с 16 ½ тыс. рабочих (по данным на 1896 год), - больше, чем в каком-либо другом уезде Вятской губернии. Особенно здесь развита кожевенная и скорняжная промышленность. Одной беличьей шкурки здесь выделывается ежегодно свыше 5 милл. штук; идет она большею частью за границу. Не так давно здесь существовало, между прочим, перчаточная фабрика фирмы Александров и К. Лайка для перчаток выделывалась на месте – из кожи жеребят-сосунчиков, и превосходила достоинством обычную (козлиную лайку). Дамские перчатки с одной пуговицей продавались на фабрике по 9 р. 50 коп. за дюжину мужские 10 р. 50 коп. Но просуществовав всего 4 года товарищество распалось (в 1880 г.) и фабрика закрылась. Перчатки однако выделываются Александровым и теперь. В г.Слободском открыт в 1809 г. первый в России частный банк.

Зеленин, Дмитрий Константинович. Кама и Вятка: Путеводитель и этногр. описание Прикамского края. Юрьев, 1904 год

 

Эпоха – газетной строкой. Кулаки и колхозы

Кулаки наступают на колхозы и кооперацию. Коллективные хозяйства и кооперации, организуя бедноту и середняков, освобождают их от влияния кулаков и ведут сельское хозяйство по социалистическим рельсам.
Видя свою гибель, кулаки их подпевалы, принимают меры к развалу этих организаций. Они пролезают членами в колхозы и правления кооперативов и стараются взорвать их изнутри. Кулаки даже организуют свои контр-коллективы, чтобы получить природные богатства: лучшую землю, лес, реки, пользоваться льготами, которые государство предоставляет колхозам.
Для достижения своей грязной цели кулаки прибегают к разнообразным методам и там, где слабо организована беднота и дремлют партийные ячейки, они достигают успехов.
С кулацким влиянием на колхозы нужно повести решительную борьбу. В этой борьбе беднота и средняки должны принять активное участие. У кулака одна цель: так или иначе, но помешать коллективизации, которая избавляет основную массу деревни и бедноту от кулацких крепких лап.

Газета «Деревенская жизнь» (Вятка) от 28 августа 1928 года. Снимок из книги книги В.Н. Царегородцевой "Вятская деревня 1920-е годы"

 

Люди и судьбы. Учительница Сергея Мироновича Кирова…

В середине 1880-х годов начали учительское служение Юлия Константиновна и Анастасия Константиновна Глушковы. Об их судьбах и делах известно благодаря не меньшему подвижничеству учительницы из г.Советска (бывшей слободы Кукарки) Ларисе Александровне Поляковой.
Юлия Константиновна Глушкова (1865-1937) работала в детском приюте г.Уржума и приметила там паренька живого и сообразительного. Им оказался будущий государственный деятель Сергей Миронович Киров, а в пору ученичества Сережа Костриков…
Анастасия Константиновна Глушкова (1871-1963 годы жизни) работала в земской школе деревни Верхошижемская. В селе Пижанка… В Кукарской церковно-приходской школе… За успехи в педагогической деятельности награждена в 1914 году медалью «За усердие» для ношения на груди, золотая, на Аннинской ленте.
Поселившись в Кукарке, сестры Глушковы помогали в учебе молодому человеку (Сергею Кострикову) и материально, и на каникулы ждали его, чтоб тот отдохнул и набрался сил.
Это лишь малые штрихи к наполненной событиями и делами жизни сестер Глушковых…

Сергей Шелепов. Птица светлая. Сила, душа, жизнь народа (из истории образования Яранского уезда Вятской губернии) – Йошкар-Ола 2021 г., с.133. Фото из книги

 

Истоки. Вятские города в писцовых книгах XVII века: Шестаков

Город Шестаков. Внутри Шестакова города соборных 2 церкви, у тех церковных причетников 6 дворов, а людей в них тож. И в церковных деревнях крестьянских 4 двора, а людей в них тож. Приходцких посадцких 27 дворов, а людей в них 30 человек. Приходцких же в деревнях и в починках крестьянских и половничьих и бобыльских 37 дворов, // (л.50) 32 двора, а людей в них 138 человек.

Валерий Федяев. Писцовая книга пяти вятских городов или Перечневая книга по материалам переписи Тимофея Федоровича Караулова 1654 года – Киров 2019 г., с.54

 

Эпоха - газетной строкой. Первые продовольственные карточки в России (из корреспонденции 1917 года)


Нужда в продовольственных карточках (завод Шурма Уржумского уезда). С 1 октября у нас в заводе выдается в потребительской лавке по карточкам сахар и сахарный песок, ценою по 32 копейки за фунт. На каждому человеку выдают по ½ фунта сахару и ½ фунту песку в месяц. В начале население, особенно из деревень, да частью и интеллигенция, смотрело на карточки подозрительно, с недоверием и поговаривали, «что от этих карточек проку будет мало!» Но как начали по очереди выдавать сахар, то недоверие скоро прекратилось. Начали даже подумывать, чтобы хорошо бы ввести продовольственные карточки на все предметы первой необходимости, а в особенности на хлеб. На базар приезжают перекупщики, дают баснословные цены и закупают почти весь привезенный хлеб, местным же жителям не остается ни 1 пуда. Происходит неудовольствие и скандалы. Цены на хлеб поднялись. Например, ржаная мука 3 рубля за пуд, яровая (овсяная) 5 рублей и более. Ну как тут жить беднейшему классу населения? Ведь без хлеба уже никак не обойдется! Шурмич

Крестьянское слово (Вятка) - 1917 г. № 15 3 марта

 

С архивной полки. Забытые термины: сельская расправа

В одном из документов встретилось интересное словосочетание - "сельская расправа" в деревне. Что же имелось в виду под таким грозным названием? Оказывается, расправой называлось в старину судебное учреждение первой инстанции для государственных крестьян. Сельские расправы существовали в 1838-1858 годах и занимались мелкими гражданскими делами и проступками. Для обжалования их решений существовали волостные расправы. Для руководства расправы был составлен специальный «Сельский судебный устав», имевший целью ограничить «полный произвол» обычного права. В 1858 году расправы были упразднены

 

С архивной полки. Вятские села в документах статистики XIX века: село Салобеляк (Яранский уезд)

Село Салобеляк

Число дворов: 21

Число жителей: 60 мужского пола и 80 женского

В селе: каменная православная церковь, училище казенного ведомства, 3 лавки, базар в воскресные дни.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.76 л.42 (сведения на 1859 год)

На фото: село Салобеляк в наши дни

 

Истоки. Как уржумские помещики и крестьяне захватывали монастырские земли, а монахи изгоняли крестьян-переселенцев

В XVII веке нередко бывало такое, что обширные земли монастыря, особенно отдаленные, захватывали мирские люди и даже монастырские крестьяне. Вот как об этом жаловался в грамоте царю в 1694 году игумен Спасского Цепочкинского монастыря Уржумского уезда Софроний с братьями обители:
"Чепочкина монастыря игумен Софроний з братиею: Уржумского де у Чепочкина монастыря земли по писцовым книгам в розных лет но (на?) далном (растоянии), и тех монастырских земель уржумцы помещики и вотчинники, также и ясачные крестьяня и люди, к своим землям привладели, грани повырубили и ямы заровняли, а на иных монастырских далних их землях монастырские же их крестьяне в прошедших годах, сошед с тяглых земель, на которым за монастырем они понаписаны, самоволством поселилися и живут на монастырских же землях, и те монастырские земли изоброчили ясачным оброком нахвално, им не послушны, а иные, бежав в ыные уезды, живут на ясашных землях (Грамоты и акты Уржумского Спасского Цепочкина монастыря. 1645-1694 – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1913 г – вып. 3- – с.110-111)".

Бывало и наоборот - монахи изгоняли со своих земель поселившихся на них без их разрешения. Об одном из таких случаев свидетельствует "Выпись из уржумской приказной избы, данная Вятского Успенского монастыря архимандриту Александру с братией Уржумским воеводой Ф.И.Поливановым, о ссылке с монастырской земли поселившихся на ней русских, новокрещен и черемис" (1695 год): "… Русских людей и новокрещенов и черемису, которые на тех вышеписанных их Успенского Трифонова монастыря землях поселились и живут, из тех деревень, Большой и Малой Сард и Ашкак, по тем урочищам, сослать…. И из тех деревень с той их монастырской старинной вотчинной земли крестьян и новокрещенов и черемис сослали при себе всех до одного человека (Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1906 г. вып. 1-6 - с.337-339)".

 

Разворот метрической книги церкви села Кумены Вятского уезда за 1891 год. Раздел о рождениях

Упоминаются фамилии: Братухины, Буторины, Дубровины, Карауловы, Кассины, Прозоровы

Упоминаются деревни: займища Обуховское, Печенкинское, деревни Верховская, Стародумовская, починок Мухинский.

Источник: ЦГАКО ф.237 оп.226 д.308 лл.30 об.-31

 

Населенные места Кировской области: поселок Демьяново

Демьяново, пгт, расположен при ж.д. ст. Подосиновец.
Расстояние до центра района (пгт. Подосиновец) 10 км., дата основания – 1954 г., число жителей 7,1 тыс. человек.
Название позаимствовано от д.Демьяново, расположенной ниже по р.Юг, неофициальное название поселка «Стройка». На землях бывшего колхоза «Красная Горка» в 1954 г. началось строительство лесоперевалочного комбината (ныне ОАО «Полеко»), одновременно прокладывалась ж.д. ветка Демьяново-Панасюк (38 км). Стройка была объявлена ударной комсомольской.
Промышленные предприятия поселка: завод железобетонных изделий (ЖБИ), асфальтно-бетонный завод, СМУ; социально-бытовые: ж.д. ст. Подосиновец (1961), райгаз, жилищно-коммунальная служба, ОРС, почта, пекарня, рынок, детский сад, средняя школа (1956), музыкальная школа (1979), городская (1959) и детская (1967), библиотека, Центр культуры и досуга.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый, книга вторая: села, деревни – Киров 2002 г., с.288

 

С архивной полки. Численность населения городов и рабочих поселков Кировской области накануне Великой Отечественной войны


Г.Киров 144905

Г.Слободской 23398

Г.Котельнич 18457

Г.Омутнинск 17383

Г.Советск 10764

Г.Халтурин 9308

Г.Уржум 8760

Г.Молотовск 8478

Г.Яранск 7349

Г.Малмыж 6526

Р.п.Зуевка 12440

Р.п. Вятские Поляны 10624

Р.п.Мураши 7791

Р.п.Кирс 6562

Р.п.Белохолуницкий 6562

Р.п.Белохолуницкий 6787

Р.п.Сосновка 5967

Р.п.Песковка 4742

Р.п.Рудничный 44451

Р.п.Вахруши 4319

Р.п.Аркуль 3667

Р.п.Лесозаводской 3411

Р.п.Мурыгино 2793

Р.п.Первовомайский 2550

Р.п.Косино 1979

ЦГАКО ф.Р-2344 оп.3 д.1683 л.3

 

Вятские хроники: хозяйственная жизнь Вятской губернии в первой половине XIX века

1807 г. – реорганизация Ижевского железоделательного завода в оружейный
1809 г. – начало работы в г.Вятке казенной городской аптеки
1810 г., 31 декабря – открытие в г.Слободском Общественного банка К.Анфилатова
1811 г. – начало работы на Ижевском заводе шустовального станка для обработки ружейных стволов.
1833 г. – основание первого спиртового завода на Вятской земле (в селе Лазарево Уржумского уезда)
1826 г. – первые отводы корабельных лесов в Вятской губернии (в Елабужском, Сарапульском и Малмыжском уездах)
1836 г. – основание в г.Вятке маслобойного завода (13 рабочих)
1837 г. – начало применения пудлингования на Воткинском заводе
1837 г., май – организация первой в губернии промышленной и сельскохозяйственной выставки в г.Вятке под названием: «Выставка естественных и искусственных произведений».
1844 г. – первое упоминание в г.Вятке кожевенных заводов Поскребышева и Деньгина.
1846 г. – начало судостроения на Воткинском заводе.
1850 г. – проведение первой в губернии сельскохозяйственной выставки.

Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.42-43

На фото: Воткинский завод в XIX веке

 

История в лицах: Константин Жидялис - демон вятской революции...

На днях в воспоминаниях одного вятского большевика упоминался этот человек, участник Гражданской войны в Вятской губернии. В годы войны Жидялис руководил латышским карательным отрядом и отличался некоторой жестокостью и к "врагам революции" и к обычным крестьянам. Он сам избивал лиц, не плативших налоги, а мог и просто пристрелить на месте, как был убит им без суда один крестьянин в селе Зыково. Нередко его отряд занимался и откровенными вымогательствами и грабежами, как в июле 1918 года были ограблены латышским отрядом крестьяне села Лебяжье (протокол этого события сохранился в архиве ЦГАКО). Не случайно сами нолинские большевики называли Жидялиса бандитом…
В 1920-е годы он был снят с должности, и его дальнейшая судьба неизвестна. Старый большевик К.А.Палкин в своем письме Аркадию Филеву вспоминал: "Мне приходилось встречаться по работе с этим человеком (1919/1921 гг.) и в то время его фамилия писалась и произносилась – Жидялис. Помнится, что его деятельность в Вятской губернии закончилась неважно: за злоупотребления служебным положением он был приговорен Ревтрибуналом к лишению свободы" (письмо из фонда писателя в архиве ЦГАКО).
В архиве ЦГАКО сохранился единственный послужной список красного командира, который позволяет немного узнать о его дореволюционном прошлом.

Жидялис (имя и отчество не указано)
Национальность: латыш
Возраст: 24
Семейное положение: холост
Кто состоит на иждивении: сестра
Где работает теперь: комиссар коммунистического отряда
Где работал прежде: в железнодорожным депо мастером
Месячный заработок: 650 р.
Специальность: гидротехник
С какого времени в партии коммунистов: с июня месяца 1918 г.
Репрессирован был: арестован за политические дела в 1905 г.
Как исполнял обязанности в партии: председатель организации большевиков в г.Юрьеве
Номер партийного билета: отобран в Пскове
Какой организации: Юрьевской организации большевиков
Какое имеет образование: гидротехническое
Служил, то в какой части: состоял ротным командиром
Здоровье: здоров
Отношение к военной службе: состою на военной службе
Постоянное местожительство: г. Вятка Николаевская 73
Мобилизован или нет: доброволец
Оружие: кольт и шашка
Откуда получил: собственное
Какова причина побуждающая вступить в партию большевиков: борьба с капиталистами (ЦГАКО ф.П-1294 оп. 1 д. 2 лл.29,207,208).

Летом 1918 года Жидялис со своим отрядом находился в городе Нолинске (о чем рассказывалось в недавних воспоминаниях), но, почуяв, что скоро "запахнет жареным" оперативно дезертировал из города со всем отрядом. А ведь вооруженный "до зубов" латышский отряд мог переменить ситуацию в городе во время восстания в августе 1918 года, поскольку повстанцы были вооружены только винтовками. Вернувшись в Нолин после подавления восстания, латышский отряд начал воевать с "контрреволюцией". Об одном из таких эпизодов вспоминал участник Гражданской войны А.Ковин: "После переворота в Ильинске я не каждую ночь находился в комиссариате, ходил ночевать домой, а товарищ ночевал у своего знакомого. 20 августа ночью приезжает отряд латышей в с.Ильинское. По всему селу были высланы патрули, рано утром ко мне прибегает рассыльный волисполкома (Митя Багай), разбудил меня и говорит, что пойдем скорее в комиссариат, приехал какой-то начальник, очень сердитый, велел мне скорее бежать за тобой, да так, что одна ногатам, а другая здесь, я было не хотел его слушать, так он чуть не пустил в дело плеть.
В Ильинске нас встретил красноармеец латыш, который спросил, кто я такой, я отвечаю, говорю: «что тебя то и надо», повел меня к начальнику, который помещался у Горева. Красноармеец разбудил его, сказав, что пришел тот, за кем ты посылал. Тов.Жидялис встал и предложил мне сесть, сказав давай говори кто зачинщик восстания. Я детально, что знал рассказал, кто ушел с Лужбиным и Ивановым из деревень, добровольцы, в том числе и торговцы: Репин А.П., Мохов и другие, но тов.Жидялису видимо моя информация показалась неточной, ругнув меня как следует, вынимает список и читает фамилии участников, в списке числилось гораздо больше, чем я сказал. Я полностью точно знать всех ушедших не мог, так как служил в армии в течение пяти лет и короткое пребывание в волости не дало возможность знать население. Ну ладно говорит - давай пиши приказ, чтобы через час все домохозяева были здесь, под его диктовку я написал приказ о явке на сход, с предупреждением, что кто не явится, будет оштрафован до 25 тысяч. Приказ был разослан нарочными. Крестьяне все явились за исключением Ляскина Г.К., который не хотел участвовать. За ним тут же послали двух красноармейцев латышей для ареста… Так же были посланы в те деревни, где были добровольцы, чтобы их арестовать.
Жидялис встал на табуретку, на руке плетка, за поясом две гранаты и наган и начал говорить: «Вы хотели сбросить советскую власть и своих избранных выбросить в окно, но знайте, если бы вы убили одного из них, так я из вас сотни бы расстрелял. Вы знаете, что советская власть бунтовщиков не милует». Мужики стояли понурив голову, а красноармейцы оцепив сход, наблюдали за выходом. Дальше Жидялис говорил, что вы хотели выбросить таких же лапотников как и вы, пошли за золотопогонниками, которым хочется снова быть у власти».
Посланные красноармейцы в деревню Липово приводят арестованного Мальцева М.А., а Мальцев Е. убежал, в поле его не поймали, привели также и тех, которые вернулись из отряда Лужбина и Иванова. Жидялис позвал арестованного Мальцева и сказал: «Ты что белогвардеец задумал идти против власти, а ты мерзавец. Станови его ребята к стенке, я сам его расстреляю». Арестованный изменился в лице и повалился в ноги тов.Жидялису с словами: «Простите, я по глупости пошел с Лужбиным. Дойдя до перевоза, мы вернулись». Сход сразу зашевелился, виновные хотели улизнуть с собрания, но их тут же задержали и засадили в арестное помещение. Еще много говорил Жидялис, что советская власть строга, но раскаявшихся она милует.
На этом митинг кончился. Из арестованных оставили тов. Бажина Л.К., которого Жидялис решил отправить в Нолинск да Ляскина Г.М., которого арестовали за неподчинение приказу, но последний уплатил контрибуцию и этим освободился.
Общество Большой Сосновки хотело взять на поруки Бажина Л.К., а тов.Жидялис поставил также условия, что если он сделает против власти, то вы ответите головой. Вот если согласны на эти условия, отдам на поруки; но общество не согласно и Бажина решено на завтра отправить в Нолинск. На утро были поданы подводы под отряд, а также и под арестованного. Семья и общество их пришли проводить. Женщины подняли такой вой, что все это по видимому надоело Жидялису, он выругался и сказал, отпустите его, а сам сел на подводу, а на прощание еще бросил гранату, которая своим взрывом очень напугала не слыхавших подобное. На этом и кончилось посещение начальника отряда Жидялиса (А.Ковин. Приезд тов.Жидялиса, начальника латышского отряда. ЦГАКО ф.П- 45 оп.1 д. 97 л.181)».
История латышского отряда на Вятской земле в годы Гражданской войны очень интересна и еще мало кем исследовалась, а жаль, ведь в архиве ЦГАКО сохранилось немало любопытных документов...

Примечание. Упоминаемый Ковиным "переворот" в селе Ильинском Нолинского уезда имел место параллельно с Нолинским восстанием в августе 1918 года, когда местные крестьяне под влиянием событий в Нолинске решили сбросить советскую власть

На первом фото: Константин Жидялис. Снимок 1919 года
На втором фото: в архиве В.А.Ветлужских снимок был подписан как "Отряд по борьбе с контрреволюцией в селе Русский Турек Уржумского уезда". Человек слева в первом ряду очень похож на К.Жидялиса

 


Назад к списку