Ноябрь: 1-15
Эпоха - газетной строкой. Запоздавшие "лампочки Ильича"
Колхозники Лундышанской бригады сельхозартели «Нива» писали в редакцию, что им до сих пор приходится пользоваться керосиновыми лампами.
Письмо было послано на расследование секретарю парткомитета товарищу Огородникову. Как он сообщил в редакцию, сейчас Лундышанская бригада электризована.
Засияли лампочки Ильича // Искра (Оричи)– 1965 № 32
Первые детские ясли в Вятской губернии (из корреспонденции)
Село Пьяный Бор Елабужского уезда. Сообщаю сведения о яслях-приюте, существовавшем здесь летом на средства трудящейся помощи. Ясли были открыты 3 числа июля и помещались в здании церковной школы. Всех детей посещавших приюты 65; из них было 34 мальчика и 31 девочка. Дети принимались в ясли в возрасте ниже года и до 8 лет. Матери и родные приносили их ежедневно, кроме праздников, с 6 часов утра и уносили или уводили их обратно после 7 часов вечера, когда уже они возвращались домой с работ. В приюте дети находились под присмотром надзирательницы (местной учительницы земского училища). Она в хорошие дни ходила с ними в ближайший лес, где они играли. Дома она читала более взрослым детям, по временам, доступные им рассказы, басни и т.п., а маленьким детям выдавались разные игрушки. Для сна детям устроены были люльки с пружинами и другие постели. Пищей для грудных детей было кипяченое молоко, манная каша и белый хлеб; остальным детям утром и вечером выдавался чай с молоком и хлебом, а днем кормили их мясным супом и кашей с молоком. Нянек для ухода за детьми было сначала 8, а потом – 6. Заболеваний среди детей было немного и им подавалась своевременная медицинская помощь от земского врача. Всего смертных случаев было 2, что нужно считать за очень незначительный процент смертности, так как в прошлом году, например, в июле и августе месяце, в селе много было заболеваний среди детей с первого года и до 5 лет, имевших большей частью смертельный исход. Ясли были закрыты 31 августа. Содержание их за месяц всего стоило 234 рубля. Хорошо было бы, если бы на следующее лето сельское общество села Пьяный Бор (очень многочисленное – более 360 дворов), увидевши ныне наглядную пользу от яслей, решилось открыть подобный же приют для своих малолетних детей, остающихся обыкновенно в летнюю страду пору почти без всякого надзора, правильного ухода и кормления, что ведет к печальным последствиям. Дети, особенно грудные, постоянно хворают и умирают десятками, а более взрослые устраивают часто опасные игры, вследствие чего происходит множество уродств и других несчастных случаев, как например пожары. Поэтому нужно выразить искреннюю благодарность тем лицам, которые содействовали открытию приюта и отдали все свое свободное время на присмотр за детьми. В.Ф.Феофилактов.
Вятская газета - 1900 г. № 1 Фотография С.А.Лобовикова как иллюстрация к данной заметке - дети, оставленные днем без надзора родителей, были предоставлены сами себе...
С архивной полки. Почему вятские жандармы не ладили с нижними чинами?
Приказ по Вятскому губернскому жандармскому управлению города Вятки. 1916 год
50й
20 мая
По строевой части
Вахмистр команды при временно вверенном мне управлении рапортом от 17сего мая за № 69 донес, что 7 текущего года мая, во время моего отсутствия из г.Вятки, при посещении секретной части ввереного мне Управления бывший адьютант управления ротмистр Жиленко, на обращенный к нижним чинам на вопрос последнего «Что у вас нового, как живете», находящийся в той же команде унтер-офицер Семен Горохов, без всякого на то повода, и в присутствии прочих унтер-офицеров и служащих управления, отвечал: «Все время проводим в канцелярии и Романом Богдановичем недовольна вся команда».
Дело Вятского губернского жандармского управления о поступлении на сверхсрочную службу унтер-офицера Семена Горохова
ЦГАКО ф.714 оп.1 д.1219 л.32
Эпоха - газетной строкой. Лучина в 1965 году
Побывал недавно в деревне Козлы, что рядом с Монастырщиной. Вечером чуть не заблудился. Темень кругом. Думаю, неужели жители так рано спать ложатся. Наконец, встретилась одна старушка с охапкой березовых поленьев. Она-то мне и рассказала:
- Электричества, миленький, у нас нет, а керосин кончился. Вот хочу лучины насушить. Одно полено подарю председателю Пустошинского сельпо товарищу Буторину. Пусть помнит, что керосин надо завозить своевременно.
М.Колючкин. С лучиной // Искра (Оричи)– 1965 № 35
Из истории правоохранительных органов Вятской губернии: жандармерия
Приказы по Вятской жандармерии. Приказ по Вятскому району от 22 мая 1907 года
Ввиду выступления 3 рот 231 Котельничского резервного батальона на стрельбище для прохождения курса стрельбы и занятий оставшихся 2 рот караулами, на случай пожара и вызова для содействия гражданским властям назначать ежедневно по полуэскадрону при офицере от 4 эскадрона 54 драгунского Новомиргородского полка.
Очередь вести командиру эскадрона.
ЦГАКО ф.714 оп.1 д.1219 л.32
На фото: члены отдельного корпуса жандармов - элита правоохранительных органов Российской Империи. К сожалению, в наше время эти люди практически забыты...
Истоки. "Владеть... неподвижно и бесповоротно"
Грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей уржумскому воеводе Е.П.Дурново об исключении вотчины Вятского Успенского монастыря между реками Чепочкой и Буем из ведения уржумских воевод. 1694 год
... По межевым книгам и по жалованной правой владеной грамоте, владеть и быть за Вятцким Успенским Трифоновым монастырем, и ныне и впредь неподвижно и бесповоротно.
Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1906 г. вып. 1-6 - с.322
В данной грамоте говорилось об окончательном исключении земли между речками Чепочка и Буй из введения Уржумского Цепочкинского монастыря к Вятскому Успенскому монастырю, а, кроме того, земля эта и административно отныне выходила из власти уржумских воевод. "Неподвижно и бесповоротно", впрочем, длилось недолго. В 1764 году Императрица Екатерина Вторая одним росчерком пера лишила все российские монастыри их земельной недвижимости...
На фото: речка Буй в Уржумском районе. Где-то недалеко протекает и речка Цепочка. Небольшой участок между этими речками долгие годы не могли поделить два вятских монастыря-феодала....
10 октября - день День сотрудника органов внутренних дел. История вятской полиции в архивных фондах
Вятское городское полицейское управление (1862-1917). ЦГАКО фонд 721
Образовано в 1862 году путем преобразования Вяткой городской полиции в соответствии с «Временными правилами об устройстве полиции в городах и уездах губернии» от 25 декабря 1862 года для наблюдения за исполнением закона, охраны безопасности граждан, взыскивания недоимок, обществ сборов и платежей и т.д.
По закону от 6 июля 1908 года при управлении было образовано отделение для производства розыска по делам общеуголовного характера.
Ликвидировано на основании постановления Временного правительства «Об учреждении милиции» от 17 апреля 1917 года
В фонде отложились документы присутствия Вятской городской полиции за 1835, 1845, 1849-1852 и 1856 гг.
Вятские хроники. Санитарный отряд в Вятскую губернию и генерал Кауфман
9 июня 1902 года. В город Вятку прибыл санитарный отряд Красного Креста , который направился в пострадавшие от неурожая Глазовский и Слободской уезды Вятской губернии, ввиду случаев заболевания там цынгою. В состав отряда вошли два доктора и 6 сестер милосердия общины имени генерала-адъютанта М.П. фонн-Кауфмана и 8 сиделок.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 год - Вятка 1902 г., с.123
Примечание. Михаил Петрович Кауфман (2 ноября 1821, Бессарабия — 7 января 1902, Санкт-Петербург) — русский инженер-генерал, военный инженер, участник Крымской войны. В честь этого замечательного человека стала называться данная община... Любопытно, что в недавно вышедшем замечательном историческом сериале "Столыпин" в эпизоде 6 серии показали еще одного Кауфмана - министра народного просвещения Петра Михайловича Кауфмана. Он был сыном Михаила Петровича Кауфмана. Вот такое сплетение судеб - великих и дорогих нашему Отечеству. И... забытых... Вятские хроники. Санитарный отряд в Вятскую губернию и генерал Кауфман
9 июня 1902 года. В город Вятку прибыл санитарный отряд Красного Креста , который направился в пострадавшие от неурожая Глазовский и Слободской уезды Вятской губернии, ввиду случаев заболевания там цынгою. В состав отряда вошли два доктора и 6 сестер милосердия общины имени генерала-адъютанта М.П. фонн-Кауфмана и 8 сиделок.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 год - Вятка 1902 г., с.123
Примечание. Михаил Петрович Кауфман (2 ноября 1821, Бессарабия — 7 января 1902, Санкт-Петербург) — русский инженер-генерал, военный инженер, участник Крымской войны. В честь этого замечательного человека стала называться данная община... Любопытно, что в недавно вышедшем замечательном историческом сериале "Столыпин" в эпизоде 6 серии показали еще одного Кауфмана - министра народного просвещения Петра Михайловича Кауфмана. Он был сыном Михаила Петровича Кауфмана. Вот такое сплетение судеб - великих и дорогих нашему Отечеству. И... забытых...
Лальские фабриканты: Шестаковы
Иннокентий Шестаков – представитель знатного купеческого сословия, родился в 1860 году в семье лальских купцов Егора Сергеевича и Елизаветы Алексеевны Шестаковых. Его дед, Алексей Степанович Сумкин был владельцем Лальской писчебумажной фабрики, основанной в 1829г. - тогда одной из известнейшей в России производительницы бумаги.
Иннокентия как будущего наследника фабриканта отдали в Вятскую гимназию учиться грамоте и постигать точные науки. После смерти деда Иннокентий Егорович унаследовал его дело, стал владельцем фабрики совместно со старшей сестрой Екатериной. До совершеннолетия находился под опекунством директора фабрики С.М. Прянишникова.
В начале 1880-х г. XIX века вступил во владение фабрикой. Вскоре после этого женился на московской дворянке, дочери коллежского секретаря Евдокии Флегонтовне Воскресенской, в их семье родилось 6 детей (биографическая справка Алексея Андреева)
На фото: Шестаковы Иннокентий Егорович и его жена Евдокия Флегонтовна. Фотографии были сделаны в Москве. Экспозиция Лальского краеведческого музея.
Истоки. Первые русские поселенцы Чердынского края
Древними, не менее 400 лет, «одного возраста с Чердынью», считаются старожилами селения в землях бывшей Перми Великой: села Пянтег, Бондюг, деревни Долды, Амбор и другие. Здесь сохранились предания о священных местах древних обитателей Пермского края. Сюда же пришли беглые и ссыльные, давшие начало русским селениям. Среди них были некие Двиняновы (вероятно, выходцы с Двины). В селе Пянтег рассказывают известия и о нашествии татар («татарском иге», совместными их с походами Ермака в Сибирь через Орел-городок и Усолье и его борьбой с тобольскими татарами; вспоминают об оборонительных сооружениях «против племен и татар» (в деревне Кондратьева Слобода и селе Пянтег). Название же последнего ошибочно объясняют от слова «пеньки» - «деревня на пнях, деревня Пеньки на вновь расчищенном месте». Многие деревни в Чердынском крае получили названия от имен первых насельников, как например, деревня Дий в Черепановском сельском совете – от имени некого Дия, первого поселившегося на этом месте.
На путях из земли Пермской в Сибирь – Москва 1989 г., с.14
В то же время в окрестностях Хлынова деревни пустели, а пашни зарастали лесом... "Полпустоши, что был починок Алексеевской Трескина. Двор пуст Федки Васильева сына Галичанина, збежал безвестно в 130 году. Пашни перелогом добрые земли 9 четверть в поле, а в дву потому ж, а в ней впусте выть без четверти выти...Пустошь, что была деревня Косинская. Пашни лесом поросли добрые земли 26 четвертей с осминою поле, а в дву потому ж, а в ней впусте 2 выти с полувыть без полчетверти выти" (Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда)."
Эпоха - газетной строкой. О состоянии народной грамотности к 1926 году
Газеты на 4 двора. На 6256 дворов Халтуринского уезда выписывается 1749 экземпляров газет. Одна газета приходится менее чем на 4 двора.
Вятская правда - 1926 г. № 14
Фамилии вятчан в "ревизских сказках". Жители деревни Антонково Уржумского уезда в ревизии 1816 года
На лицо 118 жителей. Прибыло после последней ревизии 130 человек, выбыло 29.
Воробьевы 10 семейств
Калсины 3 семейства
Щелчковы 8 семейств
Сергеевы 7 семейств
Стяжкины 4 семейства
Перескокины 3 семейства
Лямины 4 семейства
ЦГАКО ф.176 оп.2 д.407
На сканах: ревизская сказка по деревне Антонково 1811 года. ЦГАКО ф.176 оп.2 д.351 лл.161-161 об.
Города Кировской области. Белая Холуница
Белая Холуница. Поселок при Новотроицком Холуницком заводе возник в 1764 году одновременно с заводом. Статус города Белая Холуница получила в 1966 году. Центр одноименного района.
Расположен в северо-восточной части области на р.Белая Холуница (приток р.Вятки). Расстояние до областного центра – 82 км., до ближайшей железнодорожной станции г.Слободской – 48 км.
Население – 13,3 тыс. человек (1993 г.).
Энциклопедия земли Вятской. Том первый. Города – Киров 1994 г., с.330
На фото: город в октябре
Забытые традиции города Вятки
12 марта, воскресную, божественную литургию Владыка совершал в Спасском соборе. Перед литургией был совершен по городу Вятке крестный ход со святыми иконами, установленный в память избавления Вятской страны от моровой язвы (чумы) в 1657 году. Этот ход бывает ежегодно совершаем в 4 неделю великого поста.
Вятские епархиальные ведомости - 1906 г. № 11
Народы и традиции. Второе приданое удмуртской невесты
Удмуртской невесте в старину полагалось не одно, а два приданых. Второе состояло из одежды и обуви. Среднее приданое составляли следующие вещи:
1. Довольно богатый, раскрашенный и обитый железом с украшениями сундук для склада большей части одежды, всего белья и всех запасов. Такой сундук называется «шыкыс».
2. Овчинная нагольная шуба, длина намного ниже колен и в настоящее время называется вотяками по-русски шуба.
3. 2-3 женских кафтана из домотканого сукна серого цвета, называемого по-вотки «дукес».
4. От 5 до 8 азямов (по вотски «сукман») из полушерстяной ткани (сукманины), основа которых льяная, а уток шерстяной. Эти «сукманы» чаще всего бывают белого цвета, но за последнее время в Глазовском уезде стали ткать сукманину из других цветов, которые встречаются на местных овцах. Борты и ворот у сукманов нередко бывают обшиты красным кумачем или ситцем, а в прежние времена расшивались разноцветными шелками.
5. В настоящее время необходимая часть приданого составляет (даже среднего по достатку невесты) 2-3 ситцевых платья, иногда и одно (пара) шерстяное платье, сшитое по русскому образцу, а лет 40 и 50 тому назад настолько же необходимой частью приданого считалось суконное черное платье, сделанное из хорошего фабричного сукна (рублей до 3 за аршин ценою) и сшитое с высоко поднятой талией, но на манер русского платья. Еще теперь можно встретить вотяков, которые из суконных платьев своих матерей поделали весьма хорошие немецкие костюмы для себя.
6. От 5 до 6 белых холщовых длинных пальто, в роде холста, полы которого снизу до пояса сшиты, но без рукавов и с вырезкою на груди.
7. До 2 дюжин белых холщеных длинных платьев.
8. До 15 штук кальсон (штани), сделанных обыкновенно из камчатного в 4 перебора холста, употребляемых вотяками как летом и зимой, и шитые с разрезом спереди и сзади и на гайтанах.
9. Одна пара кожаных башмаков.
10. 3-4 пары чулков сшитых холста без пятки, а потому имеющих общий вид довольно длинного цилиндрового мешка, сведенных к концу на конус.
11. Одна пара белых лосиных рукавиц с шерстяными варежками внизу их.
12. Одна пара шерстяных вязаных перчаток.
13. Девичий головной убор (такья), состоящий из кружевной шапочки, в роде ермолки, по лбу украшенный серебряными монетками разной величины, начиная от полтинников и кончая гривенниками. Задняя часть обыкновенно из красного кумача.
14. Платки ситцевые до 20 и более штук, большая часть которых впрочем раздаривается во время свадебного пира гостям, так что в дом жениха самая богатая невеста редко приносит более дюжины платков. Ценностью эти платки от 10 до 15 копеек. Вотяки называют их «кышет».
15. 3-4 и более штук шерстяных и полушерстенянных платков, шалей (дзэк-кышетов), из которых 1 довольно большой, а остальные поменьше. Большая шаль обыкновенно шерстяная, а меньшие полушерстяные-полубумажные. Между шерстяными встречаются и «деленевые».
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1155 лл.53-57
Первые каменные храмы Уржумского уезда
В XVIII веке в Уржумском крае появились 4 новых храма – в Архангельском, Рождественском, Лопьяле и Шурме. В том памятном столетии в храмостроительстве наметилось две новые тенденции: впервые начали возводиться каменные храмы и впервые они стали строиться за счет капиталов состоятельных людей, и это было вполне закономерно, поскольку в империи наметился промышленный подъем. 20 марта 1761 года Шурминский заводовладелец Антипа Мосолов открыл длинный список частных храмостроителей, когда получил грамоту от преосв. Гавриила, епископа Казанского и Свияжского «по его желанию и прошению иметь церковь при его Шурминском заводе», которая, пока деревянная, была построена его «тщанием и иждивением». В январе 1787 года Казанским архиепископом Амвросием была выдана храмозданная грамота помещице из села Буйско-Архангельского Мавре Ивановне Балахонцевой на построение в сем селе каменного храма. Это было только начало. В XIX веке и даже в начале XX века эта славная традиция была многократно продолжена, и Уржумское благочиние пополнилось целой россыпью красивейших церквей, выстроенных промышленниками, помещиками и прочими частными людьми. Две других церкви в XVIII веке появились благодаря, в первом случае, желанию прихожан (село Рождественское), а во втором - Казанской конторе новокрещенских дел (село Лопьял).
В том же столетии наметилась прочная традиция каменного храмостроительства. Первой церковью в таком стиле, а также первой церковью «о два апартамента» стал храм села Цепочкино (1700 год). Впоследствии Уржумский уезд украсился еще двумя двухэтажными храмами – Воскресенской церковью в Уржуме и Николаевской в селе Лебяжье. В 1791 году был возведен каменный храм в селе Петровском мастером Макаром Злобиным. В остальных селах – Архангельском, Рождественском, Лопьяле, Космодемьянском и Шурме стояли пока еще деревянные церквушки.
Первые каменные храмы XVIII века – начала XIX века были очень простыми – с кирпичными некрашеными стенами, с кирпичным полом, с деревянной крышей, без росписей внутри и с отдельно стоящей колокольней. Тот привычный вид, который мы привыкли видеть на старинных фотографиях или в хорошо сохранившихся церквях, они стали приобретать только в середине XIX века, когда полы в них стали покрываться опокой, крыши – железом, а стены – художественной росписью; колокольни стали возводиться в одной связи с храмовым зданием.
На снимках: Петропавловская церковь села Петровское в старинуПервые каменные храмы Уржумского уезда
В XVIII веке в Уржумском крае появились 4 новых храма – в Архангельском, Рождественском, Лопьяле и Шурме. В том памятном столетии в храмостроительстве наметилось две новые тенденции: впервые начали возводиться каменные храмы и впервые они стали строиться за счет капиталов состоятельных людей, и это было вполне закономерно, поскольку в империи наметился промышленный подъем. 20 марта 1761 года Шурминский заводовладелец Антипа Мосолов открыл длинный список частных храмостроителей, когда получил грамоту от преосв. Гавриила, епископа Казанского и Свияжского «по его желанию и прошению иметь церковь при его Шурминском заводе», которая, пока деревянная, была построена его «тщанием и иждивением». В январе 1787 года Казанским архиепископом Амвросием была выдана храмозданная грамота помещице из села Буйско-Архангельского Мавре Ивановне Балахонцевой на построение в сем селе каменного храма. Это было только начало. В XIX веке и даже в начале XX века эта славная традиция была многократно продолжена, и Уржумское благочиние пополнилось целой россыпью красивейших церквей, выстроенных промышленниками, помещиками и прочими частными людьми. Две других церкви в XVIII веке появились благодаря, в первом случае, желанию прихожан (село Рождественское), а во втором - Казанской конторе новокрещенских дел (село Лопьял).
В том же столетии наметилась прочная традиция каменного храмостроительства. Первой церковью в таком стиле, а также первой церковью «о два апартамента» стал храм села Цепочкино (1700 год). Впоследствии Уржумский уезд украсился еще двумя двухэтажными храмами – Воскресенской церковью в Уржуме и Николаевской в селе Лебяжье. В 1791 году был возведен каменный храм в селе Петровском мастером Макаром Злобиным. В остальных селах – Архангельском, Рождественском, Лопьяле, Космодемьянском и Шурме стояли пока еще деревянные церквушки.
Первые каменные храмы XVIII века – начала XIX века были очень простыми – с кирпичными некрашеными стенами, с кирпичным полом, с деревянной крышей, без росписей внутри и с отдельно стоящей колокольней. Тот привычный вид, который мы привыкли видеть на старинных фотографиях или в хорошо сохранившихся церквях, они стали приобретать только в середине XIX века, когда полы в них стали покрываться опокой, крыши – железом, а стены – художественной росписью; колокольни стали возводиться в одной связи с храмовым зданием.
На снимках: Петропавловская церковь села Петровское в старину
Мир таинственный и странный. Встречи со снежным человеком
Это интересное письмо было передано в 2000х годах исследователем снежного человека Анатолием Фокиным. Мы его публиковали в 2018 году, но история настолько необычна, что решили опубликовать ее вновь...
Мы, семья Михайловых, жители села Байса Уржумского района Кировской области. Прочитав статью в газете КП от 6.10.1989 решили написать рассказ нашего дяди, который это лето спас скот. В августе, находясь на просеке со стадом, он случайно повстречался с неким существом, напоминающим человека. По его словам, он был около 2 метров роста, весь покрыт шерстью, руки ниже колен. На окрики он не реагировал. Скот его боялся и обходил стороной. Он сидел на пне. После того, как дядя махнул на него кнутом, он мгновенно исчез. На земле остались, по его словам, очень крупные следы стоп, только они были направлены в разброд, а не как у людей.
Свидетелей еще может он вам найти, т.к. до и после него существо видели люди, живущие в соседних деревнях. Адрес: дер.Изиморка Лебяжского района.
Это не первый случай, по рассказам старых людей.
Место, где все это было, находится в лесу и называется «Бушковским» по имени помещика.
С архивной полки. Крестьянство Малмыжского уезда: "Бедняков имеется не более 20%, остальные деревенские кулаки..."
Это строчки из партийного документа 1918 года, точнее говоря - Доклада инструктора Вятского Губпродкома Лысых о реквизиции хлеба в Малмыжском уезде, озвученного на заседании Комитета 12 июля 1918 года. Приведем их полностью: "Декрет об организации деревенской бедноты нигде почти не проведен в виду того, что бедняков имеется не более 20%, остальные деревенские кулаки, а также противодействия в этом со стороны деревенских богатеев".
Как-то уже приводили отчет уржумского большевика Елкина, констатировавшего, что в Уржумском уезде - 80 % зажиточные крестьяне. Нолинский большевик Кудрин также резюмировал по Нолинскому уезду, что "большинство в уезде среднее крестьянство".
Итак, даже большевики резюмировали, что в южных уездах губернии большинство крестьян было зажиточными. Да и могли ли быть бедными люди, которые свои хлебом кормили не только Россию, но и Европу...
Источник: ЦГАКО ф.Р-737 оп.1 д.310 л.65
На снимке: самовар в крестьянской семье в начале XX века был признаком достатка. Часть экспозиции Малмыжского краеведческого музея
Эпоха – газетной строкой. Владимир Маяковский городе в Вятке
Маяковский – поэт-революционер. Ему чужды штамп, шаблон, прилизанный стих. В его стихах слышен топот шагов массы, борющейся, живой. Маяковский зовет к труду, к борьбе.
Как поэт-борец выступил вчера тов.Маяковский в городском театре. Прилизанным мещанам не по вкусу пришлись его резкие ответы… Но и они, пожелавшие отвергнуть Маяковского как поэта, вынуждены были все же признать илу его таланта.
Краткое вступительное слово, поясняющее сущность поэмы «Хорошо», облегчало возможность нашей малоподготовленной аудитории глубже ее воспринять… Но и без этого слова поэма «Хорошо», поэма, написанная поэтом не по заказу, а потому, что нельзя было не воспеть десятилетие Октября, была бы понятна.
Вятская правда – 1928 г. 4 февраля
Примечание. В.В.Маяковский приехал в Вятку 2 февраля 1928 г. На вокзале его встретила группа школьников с учителями. В этот день Маяковский выступил в Вятском пединституте, а также пред делегатами губернского съезда профсоюзов. 3 февраля состоялся вечер поэта в городском театре. Эпоха – газетной строкой. Владимир Маяковский городе в Вятке
Маяковский – поэт-революционер. Ему чужды штамп, шаблон, прилизанный стих. В его стихах слышен топот шагов массы, борющейся, живой. Маяковский зовет к труду, к борьбе.
Как поэт-борец выступил вчера тов.Маяковский в городском театре. Прилизанным мещанам не по вкусу пришлись его резкие ответы… Но и они, пожелавшие отвергнуть Маяковского как поэта, вынуждены были все же признать илу его таланта.
Краткое вступительное слово, поясняющее сущность поэмы «Хорошо», облегчало возможность нашей малоподготовленной аудитории глубже ее воспринять… Но и без этого слова поэма «Хорошо», поэма, написанная поэтом не по заказу, а потому, что нельзя было не воспеть десятилетие Октября, была бы понятна.
Вятская правда – 1928 г. 4 февраля
Примечание. В.В.Маяковский приехал в Вятку 2 февраля 1928 г. На вокзале его встретила группа школьников с учителями. В этот день Маяковский выступил в Вятском пединституте, а также пред делегатами губернского съезда профсоюзов. 3 февраля состоялся вечер поэта в городском театре.
Повседневная жизнь вятчан: 1914 год
1 февраля – постановление губернатора о парикмахерских г.Сарапула. В парикмахерских должны были быть: умывальник, мыло, полотенце, чашки для мыла, стаканчики для горячей воды (стеклянные или фарфоровые), губки для обтирания лица, пульверизаторы, приводимые в действие ртом.
28 марта – проведение в Вятской губернии первой антирабической прививки.
1 июля – открытие в г.Вятке провизором К.В.Соловьевым гомеопатической аптеки (на углу улиц Преображенской и Царевской в доме № 21).
1914 г. – служащие городского кирпичного завода Вятки постановили отчислять процент от своего заработка на нужды войны.
17 июля – в поселке Воткинского завода распоряжением полицейского пристава закрыты все казенки, рестораны, трактиры, рейнские погреба, пивные лавки и их склады, а также винно-колониальные лавки, т.к. ждали телеграмму о мобилизации на войну. Но были призваны только 5 человек и вечером все вновь открыли.
Август-октябрь – проведение первого чемпионата г.Вятки по футболу.
21 сентября – попытка трех детей 13 лет поджечь льно-прядильную фабрику Т.Ф.Булычева в г.Вятке, на которой они работали. Обьяснение их: «надоело работать».
1 ноября – введение в г.Вятке для семинаристов новой формы.
Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.19-20
Повседневная жизнь вятчан: 1914 год
1 февраля – постановление губернатора о парикмахерских г.Сарапула. В парикмахерских должны были быть: умывальник, мыло, полотенце, чашки для мыла, стаканчики для горячей воды (стеклянные или фарфоровые), губки для обтирания лица, пульверизаторы, приводимые в действие ртом.
28 марта – проведение в Вятской губернии первой антирабической прививки.
1 июля – открытие в г.Вятке провизором К.В.Соловьевым гомеопатической аптеки (на углу улиц Преображенской и Царевской в доме № 21).
1914 г. – служащие городского кирпичного завода Вятки постановили отчислять процент от своего заработка на нужды войны.
17 июля – в поселке Воткинского завода распоряжением полицейского пристава закрыты все казенки, рестораны, трактиры, рейнские погреба, пивные лавки и их склады, а также винно-колониальные лавки, т.к. ждали телеграмму о мобилизации на войну. Но были призваны только 5 человек и вечером все вновь открыли.
Август-октябрь – проведение первого чемпионата г.Вятки по футболу.
21 сентября – попытка трех детей 13 лет поджечь льно-прядильную фабрику Т.Ф.Булычева в г.Вятке, на которой они работали. Обьяснение их: «надоело работать».
1 ноября – введение в г.Вятке для семинаристов новой формы.
Вячеслав Коваленко. Впервые на Вятке. Вятское диво – Киров 2017 г., с.19-20
Эпоха – газетной строкой. Ленинская «Искра» о вятском губернаторе Клингенберге
Мерзавец, пьяница и развратник, он давил постоянно, систематично, с циничным презрением к подданным его величества.
Цель его правления была – вытравить из обывателя даже мечту о свободном вздохе…
В 1898 г. он сажал под арест старшин, сообщавших о голоде.
В 1901 г. он издал известный циркуляр к крестьянам, чтобы они голодали «своими средствами», не надеясь на поддержку правительства: задача последнего – собирать подати, а вовсе не кормить своих плательщиков
Тогда же, в июле, он совершил поездку по губернии для выяснения размеров недорода.
В одном селе между губернатором и крестьянами состоялся такой разговор:
« - Ну, на долго ли у вас хлеба хватит?» - спросил «Клин». «- Да до Нового года может хватить, а там уж не знаем как», - был ответ. «- А! До Нового года хватит, ну, очень рад, что у вас все благополучно, и вы в помощи, значит, совсем не нуждаетесь», - сказал «Клин» опешившим крестьянам, и не подозревавшим, что его превосходительство может сделать передержку их слов, подставив под «Новый» гражданский год – год сельскохозяйственный!
По уездным городам он держал советы со съездами земских начальников и земскими управами о борьбе против голодающих.
Искра – 1902 г., 1 сентября
На фото: вятский губернатор Клингенберг в своем рабочем кабинете
Легенды о том, как крестьяне переселялись
Как-то часть жителей деревни {Большие Пачи Яранского уезда} решила переселиться на хутор. Из Больших Пачей поехали жители по дальнему пути на высылки через Кугланур. Построились, думали, что уехали ох как далеко от Больших Пачей. Прошло время. Как-то ранним утром проснулся один мужичок, что жил в Больших Пачах и решил осмотреть свой луг за деревней: скоро ли трава поспеет косить. Вышел по росе. Шел, шел, да и заблудился. Вдруг слышит: петухи поют, собаки лают. Остановился мужик. Странно ему показалось. Всю жизнь прожил, а в здешних местах никакого поселения отродясь не было.
Не по себе ему стало. Постоял он в раздумье, да и скорее обратно по своим следам, пока трава не обсохла. Бежит к себе в деревню, а сам все думает, что не сон это, не сон.
И настолько его интерес разобрал, что не выдержал, повернул обратно и стал дорогу метить. Снова добрался до найденного селения. Глядит сквозь кустарник – деревня, люди ходят, говорят. Да и люди-то знакомые! Приободрился мужик и ходу в деревню. «Батюшки, да это же наши», - вырвалось у него. И хуторяне удивились и не верят ему. Твердят, что уехали от своих далеко-далеко. Тогда и повез их мужик этой тропою в деревню Большие Пачи. Пришли хуторяне и разошлись по родне. С тех пор эту тропку так и называют – Ивановская.
Евгений Вершинин. Повесть о земле Тужинской. Родословие – Киров 2012 г., с.261-262. История была опубликована в тужинской газете «Родной край» 30 августа 1994 г.
С архивной полки. Ретивый страж закона и порядка
Начальник Вятского жандармского управления 18 января 1908 г.
Начальнику Самарского губернского жандармского управления
Уведомляю, что сведений, компрометирующих поручика Волошинова в политическом отношении, во вверенное мне мне Управление не поступало. Поручик Волошинов неоднократно замечался в злоупотреблении спиртными напитками, и в нетрезвом виде иногда являлся на занятия стражников, причем в это время занятия его состояли в том, что он гонял лошадей и оскорблял стражников, служивших в пехоте.
Считаю долгом сообщить о случае с названным поручиком, происшедшем 3 июня минувшего года в г.Сарапуле, в театре, где во время представления пьесы «Шерлок Холмс», при стечении многочисленной публики, перед началом 3 акта, когда в зрительном зале освещение было изолировано, с галереи неизвестным было произнесены следующие слова: «В виду того, что Государственная Дума сегодня разогнана, поэтому никаких развлечений быть не должно, просим артистов прекратить игру, а публику удалиться». Эти слова были дружно подхвачены публикой, находившейся на галерее и игра артистов была приостановлена, а публика быстро покинула зрительный зал. Тотчас же были приняты меры к успокоению публики, и спектакль продолжался до конца, при абсолютном спокойствии. Во время этого инцидента поручик Волошинов, заведующий конно-полицейской стражей, будучи без шашки и в нетрезвом виде, ходил по галерее театра, среди публики, выражал свое негодование неприличными фразами по поводу произошедшего, громко вызывал дежурного по Полицейскому управлению и отдавал приказания явившемуся отряду конной стражи, для прекращения скандала. Не получая же долго ответа, кричал: «Я начальник коннной стражи… Вы меня узнаете… Я донесу губернатору». Ввиду того, что публика на это обращала внимание и выражала свое неудовольствие, бывший в театре в наряде пристав 6 стана стал просить поручика Волошинова прекратить напрасную тревогу, объясняя, что это мешает артистам играть, а публике слушать, что надобности в страже нет, и что вызов стражи лежит на нем. Не обращая внимания на эти слова, поручик Волошинов продолжал звонить и кричать в телефон, затем, придя в партер, потребовал себе место жандармского ротмистра, которое ему и было предоставлено.
ЦГАКО ф.714 оп.1 д.824 лл.102-102 об.
На фото: конно-полицейская стража Российской Империи
С архивной полки. Вятские деревни в "конской" переписи 1891 года: починок Кладбищенский (Алканка) Кикнурской волости
Починок Кладбищенский. 43 хозяйства.
Князевы 7 дворов
Курзеневы 5 дворов
Лошкины 6 дворов
Михалевы 8 дворов
Софроновы 1 двор
Черных 11 дворов.
1 лошадь 31 двор
2 лошади 8 дворов
3 лошади 1 двор.
Остальные безлошадные.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1549 лл.63-64
На фото: один из листов "конской" переписи 1891 года (по другой деревне). В этой переписи указывались только домохозяева. Напротив фамилии домохозяева указывалось число лошадей в его хозяйствеС архивной полки. Вятские деревни в "конской" переписи 1891 года: починок Кладбищенский (Алканка) Кикнурской волости
Починок Кладбищенский. 43 хозяйства.
Князевы 7 дворов
Курзеневы 5 дворов
Лошкины 6 дворов
Михалевы 8 дворов
Софроновы 1 двор
Черных 11 дворов.
1 лошадь 31 двор
2 лошади 8 дворов
3 лошади 1 двор.
Остальные безлошадные.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1549 лл.63-64
На фото: один из листов "конской" переписи 1891 года (по другой деревне). В этой переписи указывались только домохозяева. Напротив фамилии домохозяева указывалось число лошадей в его хозяйстве
С архивной полки. История одного "лишенца"
Лише́нец — неофициальное название гражданина РСФСР, Союза ССР, лишённого избирательных прав в 1918—1936 годах согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов.
В Лебяжский сельский совет Лебяжского района Нолинского округа
Гражданина села Лебяжье Суханова Алексея Ивановича 27 апреля 1930 г.
Заявление
Настоящим прошу Лебяжскому совету ответить о восстановлении в избирательных правах как меня так и мое семейство, которое состоит из 4 человек. Мне от роду 55 лет, жене моей 56, сыну 15 лет и второму 10. При чем сообщаю, что лишение меня произошло якобы за торговлю, тогда как на меня не было ни 1 патента, хотя торговля небольшая и была до революции. Так все документы были на отца моего, который помер. На меня же было только приказчикское свидетельство на торговлю пивом. Хотя строение мое некоторым бросается в глаза как богатого хозяйства, но оно создано опять таки моим отцом 40 лет тому назад и в данное время все приходит в ветхость, не имеющее почти никакой ценности.
Основное же занятие мое до революции это хлебопашество. Вследствие малоземелья в Лебяжском обществе мне приходилось временно арендовать землю ибо семейство было большое, т.е. детей было 9 человек и все были в то время малы. Приходилось для посева урожая часто временно нанимать, потому что нам вдвоем с женой там в свое время не справиться.
В 1916 году я был взят на военную службу и спустя 3 месяца был взят мой старший сын и не осталось в семье ни 1 работника где приходилось пахать кроме моей старшей дочери, о чем могут подтвердить соседи.
После же революции я занимался исключительно земледелием и все обрабатывал лично своим трудом и несколько не применял наемный труд, т.к. дети мои уже подрастали и работников хватало своих.
Принимая во внимание вышесказанное прошу Лебяжский сельский совет учесть мое положение и восстановить меня в избирательных правах, чтобы дать возможность шаг в ногу с другими домами по пути к социализму.
К сему подписуюсь Алексей Суханов
В Лебяжскую избирательную комиссию гражданина с.Лебяжья Алексея Ивановича Суханова
Заявление
Сельская избирательская комиссия меня и мое семейство лишила прав избирательного голоса, признавая как как прежнюю торговлю и живущим на нетрудовой доход, до революции я торговли никакой и после нея не производил, а торговал мой отец Иван Никандров в течение 4 лет с 1912 по 1916 гг. С 1907 по 1914 гг. только служил от Уржумского пивного склада и продавцом пива в лавке, находящейся в доме моего отца, в это время мы никаким наемным трудом не пользовались для ведения сельского хозяйства. В 1916 году я был мобилизован в армию и служил 1 год, также мой сын Михаил служил в армии с 1917 по 1918 гг. и в Красной армии с 1919 по 1922 г. После революции мы в контрреволюционных выступлениях не участвовали, в белой армии никто не был, жили в селе Лебяжье и основным нашим занятием было сельское хозяйство без применения наемных рабочих рук, нетрудовым доходом арендную плату от здания еще моего отца Ивана Никаноровича здаваемую мною часть дома считать нельзя, т.к. эта арендная плата очень минимальна за занимаемое помещение для лавки и служащего от центроспирта с 1926 года получаю всего 18 рублей и для конторы Лебяжского общества потребителей с 1928 года по 10 рублей, а всего 28 рублей в месяц.
Считаю лишения избирательных прав ошибочными, прошу избирательную комиссию рассмотреть мое заявление и восстановить меня в правах как трудовика крестьянина.
До германской войны отец мой занимался мелкой бакалейной торговлей, в каковой я лично никогда участия не принимал, а был лишь только как равноправный член двора, занимался повседневной работой по сельскому хозяйству. В 1914 году вся торговля отцом была ликвидирована. После этого я был некоторое время приказчиком пивной лавки… В 1923 году отец мой умер, после чего я стал являться как глава данного двора.
Приговор
1930 года апреля 27 дня мы нижеподписавшиеся граждане Лебяжского земельного общества Нолинского округа в числе 28 домохозяев даем настоящий приговор гражданам вышеуказанного сельского совета Алексею Ивановичу 55 лет как лишенного в правах голоса в 1929 году с семейством, состоящим в числе 4 человек жена Евдокия Ивановна 56 лет и сын Федор 15 лет и Николай 10 лет, имеющих в хозяйстве: дом со службами, лошадь, корова и мелкий рогатый скот 3 штуки, занимающиеся сельским хозяйством от роду, а потому Лебяжское общество считаю вышеуказанного гражданина как трудовика, но не эксплуататора и не торговца, занимающегося своим трудом сельскому хозяйству, хотя был до военного времени приказчиком пивной лавки временно, что считаем причины к лишению неуважительными, ничуть не замечен в контрреволюционных выступлениях со своим семейством, и даже идущий на встречу трудящимся, даем настоящий приговор и просим восстановить в правах гражданства, как полезного для общества человека, к сему подписуемся.
ЦГАКО ф.Р-1582 оп. 2 д.461
Ни заявления самого лишенца, ни приговор крестьян не помогли. Алексей Суханов был не только не восстановлен в избирательных правах, но впоследствии раскулачен и сослан в Архангельский край. Рассказывают, впоследствии он вернулся из ссылки в родные места, где вскоре и умер. Умер на родной земле...
Эпоха - газетной строкой. Освящение церкви в селе Мелянда Уржумского уезда
Освящение нового храма в честь Казанской иконы Божьей Матери состоялось 20 ноября 1907 года. В церемонии принял участие вятский епископ Филарет. Очень интересно описывал в том же 1907 году освящение нового храма местный священник Иоанн Ергин на страницах «Вятских епархиальных ведомостей»:
« С раннего утра 30 ноября 1907 года в захолустном селе Мелянде стало заметно оживление около местного храма. Молящихся в храме во время утрени и литургии было гораздо более, чем в дни праздников. По окончании службы, благодаря высокому положению села, видно было, как мужики и женщины с палками в руках и котомками за плечами по дорогам шли к селу один за другим, а иногда и грудками от 3 до 10 человек. Прибывшие в село постепенно увеличивали толпу, стоящую около новоустроенного каменного храма. Проходя мимо них, можно было слышать один разговор: «Хоша и зябко (хотя и холодно), а дождем нашего батюшку Преосвященного…», «Где-то он, родимый? Чай, измаяла его дороженька…», «Дай ему Бог здоровья, что он не забыл нас, грешных, и едет чуть не за 200 верст к нам освящать нашу церковь…». Мне стоило только показаться на площади или по делу войти в храм, как тотчас же толпа окружала меня и закидывала вопросами о том, не передумал ли Владыка приехать. Мои слова, что Архипастырь свое дело не изменит и будет обязательно, рассеивали их сомнения. Многие творили крестное знамение со словами: « Слава Богу!».
Но вот часа в три с половиной после полудня прискакал на коне попечитель местного храма, с утра откомандированный на берег р. Вятки указать путь, и объявил: «Владыка поднимается с реки в гору около деревни Малиновки». Тотчас же раздался звон в колокол. Зашевелился народ, прежде осенив себя крестным знамением, а меня попросили в храм спеть с ними «Верую», «Отче наш» и «Достойно есть». Эти молитвы были предложено петь народом во время литургии. В это время у многих из крестьян из глаз катились слезы радости и счастья. Да и как было не радоваться: ведь приближался наш святитель, ехал он в село глухое и бедное, и ехал для того, чтобы молитвенно освятить 12летний труд прихода (храм строился 12 лет).
Особенно приятной была тишина, водворившаяся при приближении экипажа и вид массы обнаженных голов при лицезрении дорогого гостя. Владыка проследовал на квартиру, откуда, очень мало отдохнув, после чая последовал в храм. После встречи Владыки с собравшимися духовенством началось всенощное бдение с певчими из г. Уржума под управлением опытного регента И. А. Лютина. Храм едва вмещал молящихся. Особенно торжественными были минуты, когда сам Владыка выходил на литию и величание. После величания всех молящихся освященным елеем помазывал сам Преосвященнейший. Много красы и торжественности богослужению придавал приятно – громкий голос искусно и умело владеющего им о. диакона Виноградского.
Наставшее утро 1 декабря, день тезоименитства Преосвященнейшего Филарета и день освящения храма, было встречено отправлением ранней литургии в ветхом деревянном храме. Пред началом освящения нового храма был совершен духовенством чин водосвятия. Храм вскоре был переполнен молящимися, переполнен в полном смысле этого слова, т.к. немалая часть богомольцев не могла проникнуть в храм и стояла на площади. Торжественная встреча Владыки, одевание его на средине храма, умилительный чин освящения храма, величественное шествие со св. иконами и св. мощами, торжественное архиерейское служение литургии и небывалое в с. Мелянде пение произвели на молящихся невыразимо-сильное впечатление…
После литургии самым тезоименитым Преосвященнейшим Филаретом, при участии собравшегося духовенства, был отправлен торжественно молебен перед иконой св. праведного Филарета. После разоблачения, архипастырю от духовенства второго благочиния Уржумского уезда сказано было о. благочинным приветственная речь и поздравление со днем Ангела при поднесении иконы Праведного Филарета. Владыка милостиво благодарил, а поднесенный образ на память пожертвовал в местный храм. Пред выходом из храма все предстоящие удостоились архипастырского благословения.
Да, редко такое торжество бывает в селах. Надо было видеть радость, сияющую на лицах предстоящих и их умилительную и молитвенную настроенность. Можно ручаться, что день торжества будут вспоминать даже внуки бывших на нем. От очевидцев не скрыто было, как мозолистая рука мужичка, согбенного от непосильного иногда труда, истово творила крестное знамени, как низко сгибались во время молитвы жесткие кости крестьянской спины, а уста серых простецов неустанно шептали одно: « Дай, Господи, доброго здоровья нашему Владыке на многие лета». Оценил народ благое внимание Владыки к бедному и захолустному селу, а потому в доме отца настоятеля, после краткого его приветствия, Преосвященнейшему от прихода чрез уполномоченного поднесен был хлеб и соль. Подносивший крестьянин приветствовал Владыку со днем Ангела, благодарил его за труд и внимание, оказанные приходу и уверял, что прихожане вечно будут благодарно молиться о его здоровье.
После сего был поднесен хлеб тезоименитому архипастырю ученицами местной церковно-приходской школы… Вскоре после обеда Владыка оставил осчастливленную его посещением Меляндинскую весь. К великому удовольствию прихода, торжество посетили г. председатель земской Уржумской управы, инспектор начальных училищ, г. местный земский начальник и некоторые другие».
На фото: церковь села Мелянда в наши дни. Храм заброшен и медленно разрушается...
Эпоха - газетной строкой. Освящение церкви в селе Мелянда Уржумского уезда
Освящение нового храма в честь Казанской иконы Божьей Матери состоялось 20 ноября 1907 года. В церемонии принял участие вятский епископ Филарет. Очень интересно описывал в том же 1907 году освящение нового храма местный священник Иоанн Ергин на страницах «Вятских епархиальных ведомостей»:
« С раннего утра 30 ноября 1907 года в захолустном селе Мелянде стало заметно оживление около местного храма. Молящихся в храме во время утрени и литургии было гораздо более, чем в дни праздников. По окончании службы, благодаря высокому положению села, видно было, как мужики и женщины с палками в руках и котомками за плечами по дорогам шли к селу один за другим, а иногда и грудками от 3 до 10 человек. Прибывшие в село постепенно увеличивали толпу, стоящую около новоустроенного каменного храма. Проходя мимо них, можно было слышать один разговор: «Хоша и зябко (хотя и холодно), а дождем нашего батюшку Преосвященного…», «Где-то он, родимый? Чай, измаяла его дороженька…», «Дай ему Бог здоровья, что он не забыл нас, грешных, и едет чуть не за 200 верст к нам освящать нашу церковь…». Мне стоило только показаться на площади или по делу войти в храм, как тотчас же толпа окружала меня и закидывала вопросами о том, не передумал ли Владыка приехать. Мои слова, что Архипастырь свое дело не изменит и будет обязательно, рассеивали их сомнения. Многие творили крестное знамение со словами: « Слава Богу!».
Но вот часа в три с половиной после полудня прискакал на коне попечитель местного храма, с утра откомандированный на берег р. Вятки указать путь, и объявил: «Владыка поднимается с реки в гору около деревни Малиновки». Тотчас же раздался звон в колокол. Зашевелился народ, прежде осенив себя крестным знамением, а меня попросили в храм спеть с ними «Верую», «Отче наш» и «Достойно есть». Эти молитвы были предложено петь народом во время литургии. В это время у многих из крестьян из глаз катились слезы радости и счастья. Да и как было не радоваться: ведь приближался наш святитель, ехал он в село глухое и бедное, и ехал для того, чтобы молитвенно освятить 12летний труд прихода (храм строился 12 лет).
Особенно приятной была тишина, водворившаяся при приближении экипажа и вид массы обнаженных голов при лицезрении дорогого гостя. Владыка проследовал на квартиру, откуда, очень мало отдохнув, после чая последовал в храм. После встречи Владыки с собравшимися духовенством началось всенощное бдение с певчими из г. Уржума под управлением опытного регента И. А. Лютина. Храм едва вмещал молящихся. Особенно торжественными были минуты, когда сам Владыка выходил на литию и величание. После величания всех молящихся освященным елеем помазывал сам Преосвященнейший. Много красы и торжественности богослужению придавал приятно – громкий голос искусно и умело владеющего им о. диакона Виноградского.
Наставшее утро 1 декабря, день тезоименитства Преосвященнейшего Филарета и день освящения храма, было встречено отправлением ранней литургии в ветхом деревянном храме. Пред началом освящения нового храма был совершен духовенством чин водосвятия. Храм вскоре был переполнен молящимися, переполнен в полном смысле этого слова, т.к. немалая часть богомольцев не могла проникнуть в храм и стояла на площади. Торжественная встреча Владыки, одевание его на средине храма, умилительный чин освящения храма, величественное шествие со св. иконами и св. мощами, торжественное архиерейское служение литургии и небывалое в с. Мелянде пение произвели на молящихся невыразимо-сильное впечатление…
После литургии самым тезоименитым Преосвященнейшим Филаретом, при участии собравшегося духовенства, был отправлен торжественно молебен перед иконой св. праведного Филарета. После разоблачения, архипастырю от духовенства второго благочиния Уржумского уезда сказано было о. благочинным приветственная речь и поздравление со днем Ангела при поднесении иконы Праведного Филарета. Владыка милостиво благодарил, а поднесенный образ на память пожертвовал в местный храм. Пред выходом из храма все предстоящие удостоились архипастырского благословения.
Да, редко такое торжество бывает в селах. Надо было видеть радость, сияющую на лицах предстоящих и их умилительную и молитвенную настроенность. Можно ручаться, что день торжества будут вспоминать даже внуки бывших на нем. От очевидцев не скрыто было, как мозолистая рука мужичка, согбенного от непосильного иногда труда, истово творила крестное знамени, как низко сгибались во время молитвы жесткие кости крестьянской спины, а уста серых простецов неустанно шептали одно: « Дай, Господи, доброго здоровья нашему Владыке на многие лета». Оценил народ благое внимание Владыки к бедному и захолустному селу, а потому в доме отца настоятеля, после краткого его приветствия, Преосвященнейшему от прихода чрез уполномоченного поднесен был хлеб и соль. Подносивший крестьянин приветствовал Владыку со днем Ангела, благодарил его за труд и внимание, оказанные приходу и уверял, что прихожане вечно будут благодарно молиться о его здоровье.
После сего был поднесен хлеб тезоименитому архипастырю ученицами местной церковно-приходской школы… Вскоре после обеда Владыка оставил осчастливленную его посещением Меляндинскую весь. К великому удовольствию прихода, торжество посетили г. председатель земской Уржумской управы, инспектор начальных училищ, г. местный земский начальник и некоторые другие».
На фото: церковь села Мелянда в наши дни. Храм заброшен и медленно разрушается...
Хроники Первой мировой войны на страницах газеты "Вятская мысль". 1917 год
В июне 1917 года Временное Правительство предпринимает единственное наступление на восточном фронте за весь 1917 год. В начале действия армии были успешными. Русские войска берут города Галич, Станислав, Калуш, Тарнополь, но затем началось отступление со сдачей немцам тех же городов. Наступление с дезорганизованной армией закончилось полным провалом, превратившись в итоге в паническое отступление, и армии фронта впервые за всю войну отошли до ста километров! Русский флот был вынужден уйти даже из Рижского залива. В ходе летнего сражения русская армия потеряла около 130 тысяч человек, убитыми, ранеными и пленными. В одном только сражении 21 августа, когда наши войска оставили Ригу, потери составили 25 тысяч человек, а также 273 орудия, 256 пулеметов, 185 бомбометов и 48 минометов. После этого война между Россией и Германией окончательно превратилась в позиционную. Русским войскам приходилось лишь отбивать яростные атаки немцев. «Друзья», еще недавно обнимавшиеся с русскими солдатами, кормившие их сосисками и поившие шнапсом, теперь, травили их газами, бомбили с аэропланов, обстреливали позиции из артиллерии. Не случайно, после неудачной летней кампании в русской армии еще больше усиливаются пораженческие настроения, пьянство и погромы. Русский солдат уже не верил в победу этой затянувшейся неудачной войны, которой не было конца, не понимал, за что он должен страдать в окопах и умирать.
И все же даже в отступлении были беспримерные образцы героизма. «Вятская мысль» писала об этом в тяжелом лете 1917-го:
«…В районе Руссканявицы наши войска, отбив атаку австрийцев, перешли в наступление и отбросили их, взяв в плен 20 офицеров и 158 солдат, захватив 8 пулеметов.
…На Стоходе, в районе Ковель-Сарненской железной дороги партия наших разведчиков под командой подпоручика Духанова, переправившись по горло в воде через рукава Стохода, перерезала проволочные заграждения, атаковав австрийскую заставу, частью переколола, частью взяла в плен.
… Восточнее Черновиц, в районе Боян, занят лес Должек… Пехотный полк лихой атакой взял в плен 20 офицеров, свыше 500 солдат и захватил 3 пулемета».
Назад к списку