- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Декабрь: 16-31

 

Истоки. Ислам в истории татарского народа

Предки татар познакомились с исламом довольно рано. Есть популярная в народе легенда, что три сподвижника (сахаба) пророка Мухаммада были направлены для распространения ислама на далеком севере. Народное предание связывает принятие булгарами ислама с чудесным исцелением дочери булгарского правителя тремя сахабами. Для этого они использовали полученные в дар от Пророка предметы: посох, перо с чернильницей и тюрбан. В наши дни эти символические предметы, знаменующие разные стороны исламской религии: духовность, миролюбие и знание (просвещение), стали частями логотипа Болгарской исламской академии - высшего мусульманского образовательного учреждения в России.
Булгары могли познакомиться с основами ислама посредством мусульманского населения Хазанарского каганата. Известно, что в столице Хазарии городе Итиль была махалля мусульманских торговцев с мечетью, имамом и кадием (религиозным судьей). Однако наиболее тесные и обширные связи у булгар с тюркоязычными народами Средней Азии и Кавказа.
Ислам активно проникал в Волжскую Булгарию вместе с мусульманскими купцами, в Булгаре уже была большая мусульманская община.
Официальное принятие ислама связано с политической обстановкой в регионе в начале 10 века. В 921 г.Алмуш, правитель Волжской Булгарии, находившейся в зависимости от Хазарии, направляет посольство к воевавшему против хазар халифу в Багдад. Он предлагает ему объединить силы в борьбе против общего врага, обещает утвердить в своем государстве ислам как официальную религию и просит прислать денег для строительства крепости на границе с Хазарией и богословов для обучения народа исламу.
Вскоре ответное посольство отправляется в дальний путь из Багдада. Это путешествие подробно описано в записке секретаря посольства Ибн Фадлана «Рисаля». Чтобы обойти земли враждебной Хазарии, а заодно и получить причитающиеся халифу деньги с одного из среднеазиатских правителей, посольство прошло через Среднюю Азию (Нишапур, Бухару, Хорезм) и земли огузов и добралось в Волжскую Булгарию. Ни деньги, ни ученые-богословы, кроме Ибн Фадлана, так и не добрались до цели, тем не менее удалось добиться главного: булгары официально приняли ислам в 922 г.
Это событие знаменовало включение Булгарии в сферу мусульманской цивилизации и способствовало расцвету науки и образования.

Как жили татары в средние века: история повседневности – Казань 2021 г., с.9-10

Иллюстрация: принятие ислама в Волжской Булгарии. К сожалению, пока не удалось найти сведений, кто автор этого полотна.

 

С архивной полки. Из "послужных списков" вятского духовенства

Село Соловецкое, 1884 год. Предчувствуя скорый уход из жизни, отец хотел позаботиться о судьбе своего увечного сына: «…Помощник настоятеля церкви с.Соловецкого Симеон Васнецов уже более шести месяцев, 12 марта, разбит параличом, лишившись дара слова и подвергшись онемению правой стороны тела. В виду этого и согласно прошению, уволить священника Васнецова от занимаемого места». В прошении Симеон Георгиевич просил начальство, чтобы его сын Яков мог занять место псаломщика в селе Соловецком, но в этой просьбе было отказано по причине отсутствия вакансии.

ЦГАКО ф.237 оп.1 д.196 л.229 (Н.Баженова. Жизнь вятских священников).

На фото: остатки Зосимо-Савватиевской церкви села Соловецкое Котельничского уезда. Ныне на территории Костромской области. Источник kolos.smi44.ru/novosti/20...

 

Эпоха - газетной строкой. Вятские коммуны: Обуховская коммуна Яранского уезда

Обуховская коммуна состоит из 62 человек, в большинстве их – вчерашние крестьяне-бедняки, 15-16 батраков, часть бывших деревенских кустарей. Это не надо забывать, говоря о всех достижениях и недостатках коммуны.
Все работы в хозяйстве коммуны выполняются коллективно, применяется правильное разделение труда. Все имущество, начиная со строений, скота и машин и кончая одеждой, а также и пища у них общее.
Подростки и дети коммунаров живут в отдельных комнатах. 8 детишек-дошкольников находятся в бывшей коммуне «Орел», в деревне Воронино, где за ними ухаживает особая руководительница и няня.
Девушки имеют свою комнату и мужская молодежь – свою. Для женатых – особые комнаты. Но за недостатком помещений размещаются пока по 2 и по 3 пары в комнате. Спят коммунары все на койках, снабженных необходимыми постельными принадлежностями.
В свободное от общественной и общественной работы время коммунары читают газеты, книги. Неграмотных в коммуне всего лишь 3-е, а год-два назад неграмотных было порядочно.
Любая крестьянская семья позавидует миру и согласию среди коммунаров. Между всеми коммунарами полное экономическое равенство и чисто товарищические отношения.
Коммуна уже сейчас, несмотря на материальные трудности, целиком осуществила коммунистический принцип (правило: «От каждого по способности, каждому по потребности»). Лень, выпивка, религиозность – совершенно отсутствуют в коммуне. А ведь подавляющее большинство коммунаров – беспартийные.

Газета «Деревенская жизнь» – 6 апреля 1926 г. Фото из книги "Вятская деревня в 1920-е годы в фотографиях И.Ф.Захарова" (Киров 2022 год).

 

Истоки. Крепостное население Уржумского уезда по писцовым книгам XVII века

И всего за Спасским Чепочкиным монастырем в слободе и в починках 64 двора крестьянских, да 28 дворов бобыльских, а в них крестьян и бобылей 89 человек, да их детей и братьи 85 человек.
Починок Отар, а в нем во дворе: Якунка Гаврилов сын Кононовых. Во дворе: Матюшка Савин сын Лянгасов. Во дворе: Ерофейко Филипов сын Кононов. Во дворе: Ондрюшка Гаврилов сын Кононов. Во дворе: Ганка Гаврилов сын Кононов. Во дворе: Тимошка Севастьянов сын Устюженин.
За помещики за Данилом, за Иваном Васильевым детми Мачехина сельцо Мачехино, Сардинское тож, а в нем: два двора помещичьих да крестьянских дворов: во дворе: Родка Омельянов сын Астраханцов, у него детей: Вахрушка да Якунка, да Ивашка. Во дворе: Ивашка Савин сын Филимонова, у нево сын Якунка. Во дворе: Ивашко Дементьев сын Щербаков, а с ним брат ево родной Мишка

Грамоты и акты Уржумского Спасского Цепочкина монастыря. 1645-1694 – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1913 г. – вып. 3 – с.10

На фото: поклонный крест в селе Цепочкино Уржумского района на месте когда-то стоявшего здесь Спасского Цепочкинского монастыря.

 

Деревни Яранского уезда: Ошейки

Деревня Ошейки (Пиштанская волость). Место, на котором она располагалась, ныне скрыто водами Рождественского пруда, но, благодаря поисковым работам школьников и краеведа В.П.Ошаева, мы можем представить и забытый облик селения, и его расположение на берегу реки Шошмы…

С.Шелепов. Яранский уезд. Эхо старины – Йошкар-Ола 2016 г., с.95

На первом фото: река Шошма у села Лом Яранского района. Эта река дала жизнь множеству людских поселений на ее берегах...
На втором фото: река Шошма у села Рождественское Яранского района. Вдали можно заметить пруд, на месте которого и находилась деревня Ошейки...

 

Из истории улиц города Вятки: Киров: Успенская/Горбачева

-… Улица Успенская (в начале улицы ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря)
1717 – улица Успенская (уже была – Набережной Засорного оврага рядом с монастырем было тесно уже в начале 18 века (здесь находилась большая Заоградная слободка, принадлежавшая монастырю).
1784 - улица Набережная монастырская (или просто Набережная) или Набережная-Успенская (по плану города).
1904 – улица замощена от монастыря до улицы Владимирской.
1918 – улица Урицкого
1923 – улица Горбачева.
1930 – замощена булыжником от начала до улицы Большевиков (ныне Казанская)
1948 - начало асфальтирования улиц
1958 – улица Горбачева в Ленинском районе г.Киров ( по реестру – центральная часть города)
2011 – улица Горбачева (уточнена).

Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.602

На фото: город Вятка в старину. На ней отчетливо можно разглядеть немного и улицу Успенскую (Горбачева). На снимке это угол Никитской и Успенской. Улица, кроме монастыря, была примечательна и тем, что на ней стоял родительский дом преподобного Матфея Яранского (Швецова), отец которого будучи обычным сапожником, смог поставить в городе два больших дома, которые сдавал под жилье. Дом этот не сохранился... Снимок из сообщества "Пешком по Вятке"

 

Эпоха - газетной строкой. Вятчане и МОПР

Силами школьников Кузнецовской школы, 23 декабря был поставлены спектакли «Белоснежка», «Розочка» в пользу МОПР.
1 ученик старшей группы произнес речь, призывая публику не быть глухой, а откликнуться зову: «Все на помощь Западу!»
Произведен сбор пожертвований, который выразился в сумме 763 рублей. Выручка от продажи билетов 500 рублей и пожертвования сданы в комитет партии.
Пусть дети других волостей последуют этому благому примеру.

Мы тоже не спим!// Красный пахарь (Уржум) - 1924 № 3

 

С архивной полки. Жизнь деревень Вятской губернии по сельскохозяйственной переписи 1917 года: Деревня Сазановщина Лебяжской волости Уржумского уезда

В деревне 12 хозяйств

Машины. Молотилка с конным приводом и веялка в 3 хозяйствах, в 2 молотилка вскладчину на 2 хозяйства.

Хмелеводство: 5 хозяйств

Садоводство: 2 хозяйство

Ягодники: в 2 хозяйствах

Пчеловодство: в 2 хозяйствах

Лошади в 10 хозяйствах, безлошадные 2.

1 корова в 2 хозяйствах

1 лошадь и 1 корова 5 хозяйствах

1 лошадь и 2 коровы в 3 хозяйствах

По 2 лошади и по 2 коровы в 2 хозяйствах

Грамотность.

Молодых людей до 40 лет 20. Из них неграмотный 1

Полуграмотных 2 и 2 учатся

Мужчин старше 40 лет 8, из них неграмотных 5

Женщин от 14 до 35 лет 40, из них грамотных 6, учатся 2

ЦГАКО ф.574 оп.18. д.952

На сканах: перепись одного из хозяйств деревни. На фото: деревня в наши дни. Сегодня в ней почти столько же хозяйств, как и сто лет назад. Давно никто уже не держит ни коров, ни лошадей, не выращивает хмель; только в одном хозяйстве держат коз.

 

Пищальский детский дом в воспоминаниях

Из воспоминаний воспитанницы Пищальского детского дома
Галины Александровны Сергеевой(Сельковой):
Пищальский детский дом был предназначен для эвакуированных ленинградских детей. Но после окончания войны у некоторых нашлись оставшиеся в живых родственники. Этих счасливчиков вывозили к ним, а в Пищалье направляли сирот из других детских домов. Как меня, у которой отец погиб в 42-м, а мать умерла в 43-м, перевели из детдома в селе Колбино Котельничского района в числе пятерых детей в 46-м после окончания первого класса...
В 1948 году директором детского дома назначили фронтовика Геннадия Тимофеевича Фокина. При нём наша жизнь изменилась кардинально. Улучшилось питание, все были переодеты в школьную форму. Сразу появилось много книг: по вечерам после ужина воспитатели читали нам вслух - чаще о войне, много рассказывали о героях-пионерах. Летом старшие дети помогали колхозу на посильных полевых работах - прополке сорняков, уборке льна, приборке территории. Вместе с воспитателями ходили в лес по ягоды и грибы. Мы очень дружно и весело организовывали праздники. В новогодние, с обязательной, нами самими украшенной ёлкой, шили маскарадные костюмы, танцевали, пели, декламировали стихи. И все дети получали подарки. А в марте проходили соревнования по лыжам - с призами. Особо запомнилась летняя военная игра в лесу у Лопатинского озера: строили из веток шалаши - военный городок, преодолевали препятствия, ползали по-пластунски, после купались и вечер встречали у костра.
Молодой директор был справедлив, но требователен: наладил порядок и почти армейскую дисциплину. Строго соблюдался режим дня, а двоечников воспитывали на детском совете. В летнее время проводились утренние линейки, давалось задание на день. Мы всё это принимали с удовольствием - как подготовку к взрослой жизни.
Можно считать наше опалённое войной детство всё же счастливым, благодаря самоотверженным людям, которые не считались со временем, отдавая тепло своих сердец нам - детям войны.
———————————————
Я родился в новогоднюю ночь с 1948-го на 1949-й год в селе Пищалье в семье молодого фронтовика, назначенного директором детского дома, и учительницы-воспитательницы этого государственного учреждения для сирот войны.

Валерий Фокин. На фото: пионерская линейка детского дома

 

Святыни. Семейная реликвия

Рассказывает Грязева (Рычкова) Нина Анатольевна:
Когда моих родителей увозили в лаптях на Урал, они взяли с собой только одну икону; считали, что их увозили на смерть. И так, 18 лет, до 1948 года они хранили ее на спецпоселении в Свердловской области. Затем вернулись на родину, на Вятку. По сей день эта икона как семейная реликвия оставалась в нашем доме. Переезжая с места на место, родители не оставляли ее нигде. Эту икону по просьбе племянников я передала им после Рождественской службы в с.Волково в 2010 г.
Откуда и когда ты в доме появилась?
В передний угол кто тебя принес?
Когда впервые пред тобою свечка засветилась?
Об этом знает только сам Христос.
Тихонько по утрам тебя помиловать просили,
Челом поклоны клали всей семьей.
За трапезный хлеб-соль тебя благодарили
И с Отче наш спешили на покой.
Пережила далекое ты лихолетье,
В товарняке с котомками катилась в никуда.
Покинув нажитое все на растерзанье,
Одну тебя забрали навсегда.
Бывают в жизни взлеты и паденья,
Ненастье-непогода бьет, порой, в лицо.
Но только воля, труд, любовь, стремленье
Способны вывести тебя на красное крыльцо.

Н.А.Грязева // Их памяти нельзя не поклониться… Поломанные судьбы, разбитые надежды – Киров 2014 г.

На фото: село Волково и Троицкая церковь. Фото Д.Лоптева. Источник: sobory.ru/photo/265068

 

Первые авто в Вятской губернии

В июне 1913 года купец Петр Симаков выписал первый в Ижевске автомобиль и письменно просил вятского губернатора разрешения об открытии маршрута «извозчика на авто», то есть такси по Ижевску и до камской пристани Ижевского завода – села Гольяны. Заводские мальчишки не боялись механического экипажа. Они мужественно бегали за черным блестящим авто, с наслаждением вдыхая таинственный запах, который исходил от машины. Караулили автомобиль, чтобы поймать взор шофера в кожаной хрустящей куртке и пыльных очках, посмотреть на тугие резиновые колеса и блестящий руль. А машина, оставляя за собой сиреневые барашки облачков, торжественно мчалась прочь. На первое ижевское авто владелец фотосалона «Люкс» Н.Г.Пономарев отреагировал соответствующим образом.

И.Кобзев. Ижевские картинки – Ижевск 2020 г.

 

Наши домашние питомцы: козы

Человек одомашнил козу очень давно, в еще доисторические времена. С давних времен разводили коз и на Вятке. Доподлинно, пока неизвестно, кто первым начал это делать - дославянское население Вятского края или русские переселенцы. В сельскохозяйственной переписи 1917 года козы как домашний скот встречаются очень редко, в редких селениях. Зачастую в хозяйствах держали и лошадей, и коров, и овец, и свиней, а овец нет... Например, в починке Шудумары Яранского уезда из 34 хозяйств коз не держало ни одно (см. скан). Очевидно, по каким-то причинам, наши предки не хотели содержать такое животное, как коза. Интересно, почему? Хотя содержать козу было дешевле, чем корову. Но в советское время все изменилось, особенно после коллективизации, когда коровы стали дороги и были переданы в основном в колхозы. И тут наши предки вспомнили о козе... В частном письме в 1938 году жена вятского священника писала, что вынуждена была отказаться от содержания коровы и завести коз, так как стоит коза значительно дешевле, чем корова. Держат коз в частных хозяйствах и в наши дни. Этих козочек мы, правда, сфотографировали в Марийской республике, в селе Косолапово, когда-то входившем в Вятскую губернию...

 

Замужество в старину в воспоминаниях

Мать моя, Варвара Трофимовна, была родом из деревни Косогора Яранского уезда, что от Байсы {деревни в Уржумском уезде} в 60-ти верстах. За всю свою жизнь, как ее засватали да выдали замуж, она была в своей деревне только один раз. Сказывала, что когда ее увидела через 20 лет мать, бабушка моя, то от неожиданности оцепенела и сито вывалилось из ее рук…

Александр Минин. Мы, Минины… Очерки из мемуаров Кузьмы Саввовича Минина (1887-1964), написанных в городе Уржуме в середине 50-х годов – Тольятти 2007 г., с.9-10

На фото: головные уборы наших прабабушек: повойник. Яранский краеведческий музей

Пово́йник — старинный русский головной убор замужних женщин, представлявший собой мягкую полотняную шапочку с круглым или овальным верхом, , иногда с прикреплённым нешироким твёрдым очельем-околышем, полностью закрывавший волосы, заплетённые в две косы и уложенные на голове. Сзади надетый повойник стягивался тесёмкой, вставленной в его нижний край, что позволяло ему плотно сидеть на голове. Также существовали повойники, изготовленные из одного куска ткани, собиравшийся сзади в мелкие складочки. Повойник надевался под другой головной убор, предохраняя волосы от спутывания, а верхний убор — от загрязнения. Выходить на улицу в одном повойнике, без надетого на него головного убора, или находиться так в доме при посторонних, а иногда и при домашних, считалось неприличным. Подробнее об этом уборе можно почитать здесь ru.wikipedia.org/wiki/Повойник

 

Вятская деревня на сломе двух эпох. Праздник в селе Филейка

22 мая наша 6 группа совершила экскурсию в с.Филейку. День как раз был праздничный, отчего и село имело праздничный вид. У церкви собрались почти все жители села, а также окрестных деревень. В церкви происходила служба. По окончании службы праздничная толпа стала расходиться по домам. Среди посетителей церкви молодежи совершенно не было. Девушки в это время были на работе: в городе, т.е. мыли шерсть. Парни же ходили по селу с гармошкой, пели частушки, относящиеся к власти, как к царской, так и к советской, и пели также хулиганские частушки. Они все собирались и на пляску, которая должна быть в деревне Шубины. Мы тоже отправились в эту деревню.
Придя в деревню Шубины, мы услышали звн гармошки, которые неслись из конца деревни, и происходила пляска. Мы пришли на место пляски. Здесь сидели разряженные девки, парни, молодушки со старухами. Один из парней играл на гармошке. Парни имели совершенно городской вид. На них были сапоги, а на некоторых и штиблеты, из черного сукна брюки и френч, лиловая рубаха, на голове картуз. Преобладающий цвет мужских рубах был лиловый.
Девушки носили розовую или белую кофточку с напуском из такого же цвета юбку в складку или борами. На ногах у каждой были хромовые ботинки с каблуками. В волосах у каждой имелась гребенка, пажик, а с боков были отпущены пейсики, а на груди носили брошку. Преобладающий цвет платья у девушек был розовый. Молодушки носили кофты на выпуск, на головах имели так называемую «куфту», и носили светлый платок, повязанный вокруг головы. Как девушки, так и молодушки юбки носили довольно короткие.
Старухи одевались во все темное, цветное. Кофты они носили на выпуск, и темный платок завязывали под подбородком. Старух на пляске было мало, а стариков совершенно не было.
Танцевали так называемый танец «Кадрель». Плясали только две пары. Старухи и молодушки мирно разговаривали про свои дела. Недалеко от них играли дети. Маленьких возили на тележках.
Парни скоро перестали играть и пошли в другую деревню. Те же парни, которые только поженились, остались в своей деревне, так как им не полагается уходить в другие деревни. После ухода парней девушки стали садиться друг к другу на колени и разговаривать между собою. Разговаривать у них было совершенно не о чем, если и говорили, то только о парнях. На всякое подходящее слово во время разговора начинали петь частушки. Больше всего пели про свой наряд и про парней.
Мы немного посидели в этой деревне и пошли в село Филейку. В деревне Санниковы встретили баб и старух, которые о чем-то говорили. На наш вопрос, почему они не поют, они ответили, что не подвыпив не умеют петь.

В.Иванова. Праздник в деревне // Вятский свистун (журнал вятского фольклора) – 2001 г. № 121-122, с.8-10

Примечание. К сожалению, в публикации не было указано, когда были написаны эти воспоминания, но, по всей видимости, в ранние советские годы, когда еще действовала церковь в селе Филейка.

Фотография С.Лобовикова. Таким фотограф запечатлел село до революции 1917 года

 

"Вятское лето коротко..." Вятский климат в описании 1875 года

Климат в губернии суров и вредно влияет на растительность. Зима в Вятке, как показывают метеорологические наблюдения над вскрытием и замерзанием реки Вятки, продолжается от 6 ноября до 25 апреля, т.е. до 5 месяцев. Морозы, хотя редки, но доходят до 28 R, средняя же температура зимы 10-15 градусов. Вятское лето коротко, жары доходят до 20 градусов и дают сильный толчок росту трав и хлебов; но в половине уже августа появляются утренники и начинаются нередко перепадами мелкие дожди, препятствующие дозреванию хлебов, и особенно уборке их. Дождливых дней в году бывает до 75, причем больше четверти их падает на август и сентябрь месяцы, т.е. на время самое дорогое для земледельца.

Статистическое описание Вятской губернии – Вятка, 1875 г., с.7

Примечание. Даты приведены по старому стилю

На фото: приближение грозы...

 

История в лицах. В.В.Утробин - первый комиссар Красной гвардии в городе Вятка. Декабрь 1917 года. Фотофонд ЦГАКО

Интересно, как появилось само словосочетание "Красная гвардия". Еще 23 августа 1917 года газета «Вятская мысль» перепечатывала сообщение центральных газет: «О восстании между 1 и 5 сентября. Ленинцы по слухам мобилизуют все свои силы и решили пойти ва-банк… По примеру петроградских рабочих и в Москве рабочие составили из своих товарищей вооруженное войско. По примеру петроградцев назвали это войско «красная гвардия». На Вятке своя Красная гвардия в 1918 году появилась и в уездах. Она была в Нолинске, Уржуме и других городах. Как правило, бойцы ее были небоеспособны. К примеру, в Уржуме при появлении степановцев в августе 1918 года Красная гвардия бросилась наутек, а ее командир Попов перешел к победителям... Поэтому в течение 1918 года Красная гвардия была заменена Красной армией.

 

С архивной полки. Метрическая книга прихода села Сернур Уржумского уезда, 1880 год. ГА РМЭ ф.305 оп.1 д.250 Кто часто работает с метрическими книгами, знает, как они менялись. В XIX веке все записи в метрической книге велись на одной странице (что очень экономно для копирования); на второй странице указывались только члены причта, участвовавшие в требе. Позднее разворот метрической книги стала шире, и записи стали размещаться на обоих страницах.

 

Разоблачая исторические небылицы. 1891 год: голод, которого... не было

Одной из самых распространенных исторических страшилок является миф о голодных годах в правление предпоследнего русского царя, особенно в сравнении с голодным 1921 годом. Давайте разберемся, а был ли голод в самом "голодном" 1891 году? Хотя бы в Вятской губернии. Особенно этот год любят выдавать как за царский "голодомор".
Обратимся к такому прекрасному историческому источнику как "Приложение ко всеподданейшему отчету Вятского губернатора" за 1892 год; отчет основан на статических данных. Вот что в нем сообщалось в разделе "О народных бедствиях":
"Из народных бедствий в отчетном году самым выдающимся был безпримерный в губернии неурожай хлебов и трав, от которого пострадали хлебородные местности уездов: Яранского, Уржумского, Нолинского, Малмыжского, Елабужского, Сарапульского и Глазовского. При этом общий убыток от гибели хлебов и трав определен более чем в 20 млн. рублей. Возможная помощь населению, пострадавшему от неурожая, оказана была во время, благодаря особым мерам, принятым высшим правительством и , под его руководством, местными администрациями и земством, а также благотворительным учреждениям. На ассигнованные правительством суммы земство заготовляло хлеб в достаточном для продажи количестве. Кроме того, крестьянам даны всевозможные облегчения к заготовке необходимых жизненных продуктов из дач ведомства Государя Императора и, между прочим, предоставлено право бесплатно собирать в казенных лесах дров из валежника, а также листа и ветвей с дерев для прокормления скота. Для сбора пожертвований и раздачи пособий нуждающимся, учреждены особые комитеты, а также местные Управления общины Красного Креста. Поступили до 1 января 1892 г. пожертвования в пользу пострадавших от неурожая деньгами 135432 р. 69 1/1 коп., хлебом 19700 пуд и различных продуктов 1372 р. Пожертвования эти дошли по назначению и облегчили участь многих пострадавших семей".
Как видим, ни о каком голоде здесь речи нет, только неурожае, притом всем пострадавшим была сразу оказана помощь (даже в виде первого в истории страны разрешения на сбор валежника).
Может быть умершие от голода зафиксировались в разделе о смертности за 1891 год?
"От насильственных и случайностей в отчетном году умерло 2,080, в том числе 1457 мужчин и 623 женщин, менее предшествовавшего года на 299.
Жертв насильственных смертей было 207, из них: детоубийств 24, убийств 61 и самоубийств 122. Сравнение с предшествовавшим годом детоубийства уменьшились на 12, убийства на 28 и самоубийства на 12.
Скоропостижно умерших в 1891 г. было обоего пола 1,051, более 1890 г. на 23, из них: от болезней 716, более предыдущего года на 129; от пьянства 285, менее на 105 и от неизвестных причин 50, менее на 1. Скоропостижную смерть от болезней по прежнему чаще всего вызывали причины органические, например: апоплексия мозга и других внутренних органов, порок сердца и разрывы больших кровеносных сосудов.
Мертвых тел найдено было 73, менее предшествовавшего года на 27, из них 59 мужского и 14 женского пола.
Жертв случайных смертей всего было 749, менее 90 г. на 251, в т.ч. убитых громом 22, задавленных тяжестями и упавших с высоты 96, сгоревших и убившихся на пожаре 35, умерших от угара 33, замерзших 41, утонувших 224, умерших от укушения зверями 3 и от других случаев 295".
Как видим, здесь тоже никого умершего от голода не зафиксировалось, разве только те 295 человек " от других случаев", но даже это не идет ни в какое сравнение с милионной смертностью 1921 года.
Возможно, голод был в других губерниях Империи, но на Вятке его не было точно, как это видно из вышеприведенного отчета вятского губернатора.


Назад к списку