- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Март: 1-15

 

История улиц города Вятки/Кирова: улица Никитская/Володарского

XVI век – улица без названия (на плане города Хлынова и его окрестностей XVI-начала XVII веков - от улицы Бритовской в юго-западном направлении к оврагу Малая Засора).

1676 – улица Никитская (по плану города 1676-1679 гг.)

1784 – улица Никитская (по плану города – «поперечная» улица от улицы Острожной до улицы Орловской).

1796 – появился сад на усадьбе купцов Калининых – позднее детский парк «Аполо» (в 1874 году сад передан в ведение гордского общества, в 1894 году сад в аренду взял А.А. Прозоров, 27 апреля (7 мая) 1902 года саду присвоено имя В.А.Жуковского).

1812 – улица Никитская (по плану города – продолжена до Луковицкого оврага на севере и до реки Хлыновицы – на юге).

1897 – улица Никитская (в саду имени В.А. Жуковского состоялся показ первого в истории г.Вятки киносеанса).

1902 – улица Никитская (размещается яхт-клуб и общество северных охотников (в д № 83/38 - бывшей чиновницы О.И.Журавлевой).

1908 – улица Никитская (открыт кинотеатр «Прогресс» в доме Дьяконова; в 1911 г. – переехал в здание на четной стороне между улицами Московской и Преображенской)

1910 – улица Никитская (на углу с улицей Преображенской открыт кинотеатр «Одеон»)

1913 – улица Никитская (установлены первые электрические фонари)

1918 – улица Володарская

1955 – 18 августа открыт кинотеатр «Победа» и закрыт кинотеатр «Прогресс»

1958 – улица Володарского в Октябрьско-Ленинском районах г.Кирова (по реестру – центральная часть города – протяженность около 4 километров).

1961 – улица Володарского (одним из первых в городе газифицирован дом № 99).

Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.597

На фото: улица Володарского в районе перекрестка с улицей Герцена. Вдали видна каланча 2-й пожарной части (ул. Свободы, 113). Все старые дома по ул. Володарского позднее были снесены. г. Киров. 1956 г. (источник: "Пешком по Вятке").

 

Криминальные хроники старой Вятки. Хроники 1888 года

2 января в г.Малмыже у крестьянина Нижнечетовской волости Ивана Солодянкина украли лошадью с упряжью и находящихся в санях мясом на 62 рублей. Виновный обнаружен.

3 января Орловского уезда в п.Богатенках у крестьянина Ильи Морозова из находящейся в доме шкатулки украдено чрез взлом замка 64 рубля. Виновных не обнаружено, но на одно лицо имеется подозрение.

4 января Уржумского уезда в д.Поповке у крестьянина Герасима Пустылякова из клети украдено чрез выставление из окна рамы имущества на 30 рублей. Виновные обнаружены.

В ночь с 4 на 5 января Нолинского уезда в д.Верхопольской у крестьянина Игнатия Пермякова из амбара украдено неизвестно кем чрез отпор замка подобранным ключем имущества на 81 рубль.

В ночь с 6 на 7 января в г.Котельниче у мещанина Ивана Шевелева с берега реки Вятки украдено 6 сажень дров на 22 рублей. Виновных не обнаружено, но на 3 лиц имеется подозрение.

13 января в г.Глазове от трактирного завода, у купца Абрама Касимова, украдены воз с мануфактурным товаром на 500 рублей и лошадь. Виновных не обнаружено, но на 2 лиц имеется подозрение.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1152 л.3-4

 

Эпоха - газетной строкой. Визит Владыки

Посещение преосвященным Филаретом епархиального женского училища. 13 февраля, около 6 часов вечера, преосвященный Филарет посетил епархиальное женское училище. Владыка, в сопровождении начальницы училища и инспектора классов, обошел все классные комнаты, расспрашивая воспитанниц, чем они занимаются и что читают.

Вятские епархиальные ведомости - 1905 г. № 5

На фото: памятный коллаж одного из выпусков училища с ученицами и преподавателями. Изображен здесь и Владыка Филарет. Фотофонд Вятского епархиального архива

 

Основы генеалогии. Главные документы и материалы, в которых хранятся личные дела и записи подданных Российской империи и граждан Советского Союза за последние триста и более лет

Метрические книги содержат материалы о рождениях, браках и смертях подданных Российской империи с 1918 по 1722 год.

Метрические книги хранятся в фонде «Духовная консистория губернии».

Духовные книги (исповедальные росписи) содержат ежегодные переписи населения по домовладениям Российской империи за 1910 до 1725 года.

Исповедальные росписи хранятся в фонде «Духовная консистория губернии».

Ревизские сказки содержат материалы по десяти переписям населения Российской империи с 1726 по 1857 год.

Документы хранятся в фонде «Губернская казенная палата».

Переписи 1897, 1926, 1939 годов содержат материалы о переписях населения Российской империи и Советского Союза, хранятся в областных архивах, а также в Российском историческом архиве, РГИА, в Санкт-Петербурге.

Писцовые и переписные книги XV-XVII веков содержат материалы о населении империи и княжества, хранятся в ГАРФ и РГАДА в Москве.

Посемейные городские мещанские списки в XIX веке периодически составлялись во всех городах Российской империи, хранятся в фонде «Городская мещанская управа».

Списки выборные в Учредительное собрание лета 1917 года и в Государственную думу начала 20 века

Списки домовладений Российской империи и СССР.

Документы о призывниках и военнослужащих в фондах воинских и рекрутских присутствий, воинского начальника, военных комиссариатов.

Документы полицейских, жандармских и охранных учреждений Российской империи.

Документы волостных правлений и земских управ.

Документы нотариусов, адвокатов, судов, межевых контор.

Адресные городские ежегодные книги.

Документы, связанные с местами учебы, службы, работы.

Книги ЗАГС и военкоматов.

Александр Андреев и Максим Андреев. Создай свою родословную – М.2016 г., с.33-34

Сканы главных геналогических документов из фондов архива ЦГАКО: метрическая книга

 

С архивной полки. "Настроение масс к советской власти безразлично-апатичное, а к ея работе враждебное..."

В информационно-инструкторский подотдел при отделе Управления Нолинского уезда

Сведения по Талоключинской волости Нолинского уезда с 15 марта по 1 апреля 1920 г.

Важных событий и контрреволюционных выступлений не было. Настроение масс к советской власти безразлично-апатичное, а к ея работе враждебное на почве выполнения хлебных, лесных и других нарядов и недостатка предметов первой необходимости – соли, спич и прочего, но все же учитывая успехи Красной армии и окончание гражданской войны высказывает пожелание о скорейшем восстановлении промышленности, в первую очередь по сельскому хозяйству, а затем правильного товарообмена.

ЦГАКО ф.П-2710 оп. 1 д.50 л.27

Фотография первых лет советской власти из фонда Яранского краеведческого музея. К сожалению, кто эти люди пока установить не удалось. Судя по кожаным курткам, это могут быть сотрудники ЧК...

 

С архивной полки. Бродяги...

Народная нравственность. Какое число пойманных бродяг и беглых, откуда место их происхождения? В отчетном году поймано в Сарапульском уезде всего 10 человек, из них 7 человек бродяг, назвавшихся происходящими из Вятской губернии, 1 дезертир, 1 бежавший из тюрьмы и 1 бежавший с поселения.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.367 л.11 (Сведения Сарапульского уездного исправника для всеподданейшего отчета Вятскому губернатору за 1900 г.). Фото С.А.Лобовикова

 

Из истории города Вятки. Рыночная торговля в 1919 году

Интересно, что в начале 1919 года в самой губернской Вятке еще существовала рыночная торговля между крестьянами и горожанами, в то время как в больших губернских городах она давно была возведена в ряд расстрельных преступлений. Вот как описывал это эмигрант Сергей Воронов в своих мемуарах: «… Окрестные крестьяне за 30 и 40 верст привозят припасы в местные советские учреждения на рынок. В Вятке жизнь, конечно, легче, чем в столицах. Есть дрова, правда, сырые, в домах горит электричество, продовольствие сравнительно дешево. Хлеб 40-50 руб. за фунт, масло – 500 руб., молоко – 30 руб., мясо – 75-80 руб. Но добычи этих продуктов весьма затруднительна. С утра вятская публика тянется на рынок – расстояния большие. На рынке несколько родов крестьянских розвальней, и возле них толпится громадное количество народа.

Найдя необходимый предмет, покупай, не зевая, ибо на каждый фунт мяса, масла или хлеба масса покупателей. Хорошо, если крестьянин продаст на деньги, а не на «менок». В последнем случае затруднения непреодолимые : крестьянин требует того, в чем нуждается и горожанин – керосина, соли, табака, тканей, сапог. Крестьяне неприветливы и весьма односложны. Железный закон спроса и предложения явно не благоприятствует им. С крестьянками сговориться еще труднее, они издают какие-то нечленораздельные звуки и крайне недоверчивы». Надо заметить, что подобная лафа в виде свободной торговли длилась недолго, и вскоре свободная торговля была пресечена и здесь.

На иллюстрации: Сергей Мезенцев. Базар в старой Вятке

 

С архивной полки. Сведения о красноармейских частях, выбывших из г.Вятки и проследовавших через город Вятку на фронт в июле 1918 года

№ эшелона и название воинской части откуда куда количество бойцов

Июль

Путиловский артиллерийский дивизион командный 1 запасной из Стрельни Екатеринбург 220

Рота Ошиманского пехотного батальона Петроград Екатеринбург 85

Военный эшелон Красной армии Ржев Екатеринбург 220

Отряд матросов Петроград Пермь 11

1 Великолуцкий отряд Петроград Екатеринбург 700

Отряд кронштадских матросов Петроград Екатеринбург 600

Команда латышского полка Петроград Екатеринбург 65

1 продовольственный московский полк Москва Вятка 600

1 Сибирский авиационный парк Москва Екатеринбург 98

1 эстонская батарея Петроград Екатеринбург 43

1 Либавский полк латышского отряда Петроград Екатеринбург 400

Каргопольский кавалерийский эскадрон Корчева Екатеринбург 50

Сибирский экспедиционный отряд Пермь Москва 70

ЦГАКО ф.П-1292 оп.1 д. 9 лл. лл.24-26

На фото: железнодорожный вокзал Станции Вятка-1 незадолго до 1917 года

 

Как вятчанки просились "в ряды женской армии" в 1917 году

Пока неизвестно точно, были в женском батальоне Марии Бочкаревой в 1917 году вятские уроженки, как они были в поздних женских воинских формированиях, но патриотический клич Марии Леонтьевны долетел и до далекой Вятки. Уже 10 июня уржумская уездная газета писала: «Патриотический порыв женщин нашел горячий отклик в сердцах уржумских гражданок: в местный комитет женского союза поступили заявления от женщин, желающих вступить в ряды женской армии, горячо приветствовались гражданами, готовыми отдать жизни за спасения Родины. Комитет женского союза просит женщин-доброволиц за всеми справками и разъяснениями о женском батальоне обращаться к секретарю комитета В.И.Нероновой (городская площадь, дом Помыткина)» (Уржумская крестьянская газета – 1917 г. № 40).

 

По страницам метрических книг. Кого из женщин брали в крестные в старину

Кто часто работает с метрическими книгами, наверное, заметил однородность в выборе женщин-крестных. На роль крестной в большинстве случаев выбирали либо девицу либо вдову, т.е. незамужнюю. Это можно заметить на первом скане (приход села Байсы Уржумского уезда, архив ЦГАКО). Замужних женщин брали крайне редко, но такие случаи встречались (второй скан, приход села Косолапово Уржумского уезда, архив ГА РМЭ). И уж совсем женщин не брали в свидетели (поручители) на свадьбе. Здесь состав свидетелей всегда был исключительно мужским (третий скан, приход Троицкого собора г.Уржума, архив ЦГАКО), и только после 1917 года в метрических книгах начинают встречаться женщины-свидетельницы...

 

С архивной полки. Женское образование в дореволюционное время. Вятская Мариинская женская гимназия: ученицы по сословному составу

На 1891 год в гимназии обучалось 425 девиц.

По сословиям:

Дочери дворян и чиновников 246

Из духовных 15

Из городского сословия 122

Из сельского сословия 28

Из других сословий 14.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1840 л.12

 

Архивные источники для составления родословной: исповедная роспись

Исповедальная ведомость, также называемая духовной, или исповедной, росписью, представляет собой церковную книгу со списком прихожан, проживающих на близлежащих территориях, но среди местных жителей могли быть приезжие люди. Основу составляли представители главных сословий: духовенство (священники и другие члены причта), военные, статские, купцы и мещане, крестьяне, дворовые (до начала 60-х годов 19 века) и другие. В исповедную роспись включался ежегодный отчет о приходе, заверенный священнослужителями церкви, которые также вели и метрические книги.

Государственный документ периода XVIII-начала XX века, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на три основополагающие части:

1. «Кто были у Исповеди и Святого причастия».

В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось «был» или «не был» прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определенные выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.

2. «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием».

Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в нее вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трех лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживающимся нетрадиционного вероисповедания).

3. «Которые у исповеди не были»

Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались «по отлучке» или «по нерадению», однако исследователями сайта livemem.ru в редких случаях выявляются записи «за леностью» и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф «против доходу с него втрое», причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к исповеди.

Александр Андреев и Максим Андреев. Создай свою родословную – М. 2016 г., с.39-40

Скан исповедной росписи по приходу села Пищалье Орловского уезда 1812 года (ЦГАКО)

 

Эпоха - газетной строкой. Солдатская благодарность

Благодарность из действующей армии ученицам Сарапульской женской гимназии за их Рождественские подарки. В ноябре 1914 года ученицами Сарапульской женской гимназии было приготовлено в качестве Рождественских подарков нашим доблестным воинам до 470 кисетов с табаком, чаем, сахаром, почтовой бумагой, карандашами, записными книжками, мылом, нитками, иголками, даже конфетами и т.п. предметами, частично при этом с милыми наивными записочками маленьких учениц к «дорогому солдатику», а также несколько теплых фуфаек, шарфов, теплых жилетов, напульсников, варежек, сорочек, кальсон, носовых платков, носков и пр. Все это было отправлено через местное общество Красного Креста в действующую армию и получено там как раз в начале рождественских праздников. На днях на имя начальницы женской гимназии получено благодарственное письмо от тех из наших воинов, кому достались эти подарки. Это теплое и сердечное письмо, написанное от целой группы казачьих офицеров, показывает, как дороги нашим доблестным воинам внимание и забота тех, кого они защищают, как эти заботы усиливают высокое чувство к Родине.

Прикамская жизнь (Сарапул) - 1915 г. 13 января

 

Народы Вятской губернии в описании путешественников: удмурты

Всемирно известный финский ученый-путешественник, исследователь языка, культуры, истории финно-угорских, самодийских, тюркских и других народов Восточной Европы и Сибири Маттиас Алексантери Кастрен (1813-1852) в 1845 г. проехал через удмуртские земли и оставил такие записи о древнейшем народе края:

«…Проезжая среди удмуртов, я не переставал всем своим духовным существованием жить в Финляндии. Сама природа вызывала родные мне воспоминания. Здесь, как и в Финляндии, видел я реки, озера, леса, леса, топи, мхи, высоты и долины. А потом, изначально, оба края населяет, в сущности, один и тот же народ…

… По мере углубления в Малмыжский уезд и особенно в Глазовский уезд, становятся удмурты преобладающим населением. Они представляют собой ветвь пермского племени, и это, в общем, тихий, хороший и трудолюбивый народ». Сравнивая удмуртов с финнами, Кастрен заметил, что: «Это сходство проявляется, в целом, в спокойной, традиционной, трудовой жизни, сильно отличающейся от всего того, что можно увидеть в большинстве других губерний. Не заметил я в их деревнях бездельников, любопытствующих зрителей, шумных пьяных и, казалось, что каждый полностью поглощен своей работой и занятиями. На станциях все происходило в полной тишине, нигде меня не обманули и нигде не слышал я недовольного ворчания. Любые мои поручения выполнялись без требования оплаты и все мои пожелания исполнялись с наивысшей готовностью, а самая незначительная оплата принималась с чувством благодарности. Так нашел я удмуртов доверчивыми и невинными, как и наши финские крестьяне»

Загребин А.Е. Финны об удмуртах: Финские исследователи этнографии удмуртов XIX- первой половины XX в. Ижевск 1999 г.

 

Вятская речь. Кого на Вятке называли бандоршей?

Бандорша. Неодобрительно. Очень полная неповоротливая женщина. Стала совсем бандоршей. Ну и бандоршу привез!

Областной словарь вятского говора. Выпуск 1-2 - Киров 2012 г., с.46

 

Эпоха - газетной строкой. Проблемы экологии на заре XX века

Село Пьяный Бор Елабужского уезда. Наше село находится в северо-восточном углу Елабужского уезда при реке Каме. Местность, на которой поселились жители села Пьяного Бора и окружных деревень – песчаная, расчищенная из-под хвойного леса, а поэтому мало-плодородная, дающая в настоящее время удовлетворительные урожаи хлебов только при самых благоприятных физических условиях. Жители села – все русские, до ½ тысяч обоего пола. Главное занятие их – земледелие, которое, впрочем, находится в неудовлетворительном состоянии, вследствие истощения почвы и отсутствия удобрения. Песчаная земля, давно уже выпаханная (село Пьяный Бор существует более 150 лет) не удобряется крестьянами, так как село расположено на отмели Камы, а поля раскинулись на берегу гористой возвышенности, на которую с возами очень трудно подниматься, а поэтому навоз на поля очень редко вывозится. Вследствие отсутствия чернозема, хотя бы ввиду тонкого слоя, в полях постоянно появляются водороины и овраги, которые угрожают с течением времени опасностью сделать их невозможными для обработки и посева хлебных растений. Уже в настоящее время некоторые участки представляют собой из себя сплошные массы движущегося песку. На них не мешало бы посадить семена хвойного леса для укрепления почвы и для получения потом топлива, так как у крестьян в скором времени не будет своего кустарника, который они рубят теперь на дрова, в удельных дачах покупать им лес теперь не по средствам, потому лесной материал ежегодно дорожает в цене.

Вятская газета - 1900 г. № 30

 

С архивной полки. "Позорное наследие буржуазии - расточительство..." или бумажный кризис в СССР

В информационно-инструкторский подотдел при отделе Управления Нолинского уезда. 1919 год

Ввиду острого бумажного кризиса, переживаемого страной, необходимо во что бы то ни стало немедленно принять меры к возможной экономии в расходе бумаги, памятуя, что в пролетарской стране не должно быть места позорному наследию буржуазии – расточительству. Одна из мер - это отмена распоряжении о высылке волостным исполкомам копий протоколов собраний.

ЦГАКО ф.П-10 оп.1 д.61 лл.30-30 об.

Кто жил в советское время, наверное, вспомнит такие мероприятия как сдача макулатуры. Интересно, с чем это было связано - с постоянным бумажным кризисом или тем, что бережно относились к лесу - основному источнику для бумажной промышленности того времени? Кроме сдачи макулатуры также существовала сдача стеклотары и железного лома...

 

Первая мировая в письмах солдат-вятчан

И.А.Усатова – В.М.Вихареву в Ижевский завод об участии в боях против немцев

Ранее 5 июня 1915 г.

Вот, мои дорогие, я Вас уведомляю, что это не война, а убийство, всю {…} губернию нас обгоняли взад, да вперед, все гоняют да гоняют, вот пришлось нам очень плохо: с 26 апреля нас погнали на новую позицию и гнали – ни день, ни ночь покою не было и шли мы четверо суток день и ночь, ноги смозолили да отбили, нельзя было ступить, у нас болели ноги, но обошли все-таки верст 200, а потом дошли и стали наступать. Шли мы, когда {…} его в глаза не видали, только был один «розес», а за ним шли трое суток, а потом и натыкались на германца и давай он в нас бросать снаряды и наши стали отступать; он нас днем-то видит – мы бежим, а он уже кругом нас в середине: туда-сюда – все германец, кругом нас зашли и давай крыть, а мы у него в мешке клад: взад, вбок, в лес, по логам, просеками бились, но все-таки, сколь не ходили, выходили на Ковну. Были на р.Неман, оттуда и перебрались в Ковну, 5 суток не видали хлеба, когда отступили, кухни и все уехали в Ковну; мы питались одной картошкой, забирали у поляков все. В Ковну мы попали 8 мая. Нас прикомандировали к 37-му армейскому корпусу и там мы пробыли только 3 дня, потом обратно в свой полк и потом на позицию, шли день и ночь трое суток – 150 верст прошли мы туда, да сюда, взад и вперед, и на силу дошли, и теперь в окопах лежим, пули свистят разрывные. Много убито и ранено, Валдайского полка 2-й роты взято в плен. Наши наступают, а он (германец) плохо сдается – бьет, да бьет, - трудно. И Было это дорого, хлеба через двое на третий день, силы вовсе не было идти, не знаю, что будет дальше, каждую минуту смерть над головой. 21 мая 6-я рота попалась в плен, в т.ч. и ротный командир, попались все до одного, только я один остался, а тут все, кроме раненых, которые ушли раньше, а которых унесли мы в лазарет, остались только одни санитары да 5 чел. пришли из околотка – вот и вся рота осталась.

ЦГА УР ф.255 оп. 1 д.5 лл.38-39

 

Азы генеалогии и ее источники: метрические книги

Церковная метрическая книга – это реестр, содержащий официальные записи актов гражданского состояния, а также другие значимые пометки из жизни населения конкретного уезда, например, даты смены вероисповедания, поступления в учебное заведение, получения паспорта. Метрическая книга представляет собой хронологический список событий за год, делящийся на три основные части:

1. Записи «о рождающихся» (рождение ребенка);

2. Часть «О бракосочетающихся» (заключение брака)

3. Блок «Об умирающих» (смерть и ее причины).

Однако стоит отметить, что в записи метрической книги не попадали младенцы, умершие до крещения, и самоубийцы. Имела место трудность с местами, где население было сильно растянуто по большим территориям. В таких губерниях и епархиях люди могли быть захоронены без обряда погребения и участия представителей духовенства, что делало невозможным отметку подобных событий в метрической книге об умерших. Была и другая особенность ведения метрик: в связи с тем, что регистрация событий священниками происходила со слов, в записях метрических тетрадок зачастую можно встретить бытовые (народные) названия населенных пунктов или отдельных их частей. Знание важных нюансов, описанных в этой статье, может пригодиться при составлении родословной книги и проведении эффективного генеалогического исследования.

Александр Андреев и Максим Андреев. Создай свою родословную – М.2016 г., с.34-35

Скан разворота церковной метрической книги. Архив ЦГАКО

 

Из истории медицины в Вятской губернии: командировка глазного отряда

Командировка в Вятскую губернию 2го клинического отряда. Попечительством Императрицы Марии Александровны о слепых командирован в Вятскую губернию для оказания бесплатной врачебной помощи больными глазами 2й отряд. Деятельность этого отряда откроется с 5 мая, сроком на 2 месяца, в селе Сосновка Сарапульского уезда. Заведывание отрядом поручено женщине врачу Екатерине Эмануиловне Трапезниковой, при помощнице – медичке Платуновой.

Вятские епархиальные ведомости - 1906 г. № 18

 

С архивной полки. Речное судоходство по реке Вятке на заре XX века

Речное судоходство. В навигацию отчетного года по реке Вятке в пределах Уржумского уезда совершали рейсы буксирные и легко пассажирские пароходы компании пароходства Булычева, Тырышкина и Александрова.

Пароходами было взято пассажиров с Цепочкинской пристани 1388 человек, погружено клади 6000 пуд, привезено пассажиров 1019 и выгружено клади 2360 пудов, с Турекской пристани взято пассажиров 4189 человек, взято клади 18680 пуд, высажено пассажиров 4899 человек и выгружено клади 40.000 пудов. С Лебяжской пристани взято пассажиров 1412 человек, взято клади 17789 пудов и выгружено клади 4350 пудов и с Шурминской пристани взято пассажиров 4925 человек, высажено 3677 человек и привезено клади 28549 пудов.

Вниз по реке Вятке из уездов, расположенных выше по течению реки Вятки в навигацию отчетного года проследовало до 130 судов и до 540 плотов и проехало управлявшимися судами и плотами рабочими до 3900 человек.

К улучшению судоходства по реке Вятке в пределах Уржумского уезда в отчетном году произведена очистка фарватера от карчей, на что израсходовано 220 рублей и кроме того на обстановку реки указательными знаками и на содержание бакенщиков израсходовано до 3600 рублей.

Сведения для всеподданнейшего отчета за 1900 год от уездных исправников // ЦГАКО ф.574 оп.1 д.367 лл.88-89

 

Эпоха - газетной строкой. Хроники Русско-Японской войны

Прибытие раненых. В Военный лазарет в в г.Вятке, находящийся в доме Клепикова, на Казанской улице, 10 января прибыло 4 раненых и 2 больных нижних чина с Дальнего Востока. Все они уроженцы Котельничского уезда

Вятские епархиальные ведомости - 1905 г. № 2 Фотография с ранеными времен Русско-Японской войны

 

С архивной полки. Питейные дома Вятского уезда в середине XIX века

Питейные дома Вятского уезда: села Бобино, Мартыновская (Загарское), Медянское, Никулицкое, Просницкое, Чепецкое (часть уезда).

Список населенных 1 стана Вятского уезда на 1859 год. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.60

На фото: самый известный питейный дом - это так называемая "приказная изба" в г.Кирове. На фото вид здания задолго до реставрации 1974 года. Интересно, что профессор Кировского педагогического института А.В. Эммаусский прекрасно знал назначение этого здания в прошлом - это был кабак (питейная изба), о чем и свидетельствует подпись под фотографией. Но через 15 лет в городе Кирове все вдруг разом стали именовать это здание "приказной избой".

Источник: Эммаусский А.В. Исторический очерк Вятского края XVII-XVIII веков. Киров, 1956.

 

Из истории улиц города Вятки/Кирова: Острожная/Мопра

1784 – улица Острожная (Заострожная (по плану города)

1812 – улица Острожная (по плану города)

… улица Острожная (новая)

1908 – улица Острожная (появились первые электрические фонари (4 фонаря на участке от улицы Владимирской до улицы Всехсвятской)

1918 – улица 4я Советская

1924 – улица Мопра

1932 – улица Мопра (продолжена за счет части поселка Горсовета и поселка МСЗ)

1938 – улица Мопра (уточнена)

1958 – улица Мопра в Октябрьском районе города Кирова (по реестру - в центральной части города)

1972 – улица Мопра в первом районе города Киров.

Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.642-643

Примечание. Название улицы произошло от слова "острог" в значении слова "крепость", а не вовсе не от значения слова "тюрьма"...


Назад к списку