Февраль
Предприятия Кировской области: Лебяжский маслозавод в прошлом и настоящем. Когда-то его продукция была известна по всей области, например, плавленые сырки, которые выпускались еще в 1990-е годы. Первоначально здание маслозавода было небольшим (на первом снимке 1969 года). Со временем оно было расширено и заняло внушительную территорию (на других фото). В памяти остались школьные экскурсии, на которых местным ребятам показывали весь процесс внушительного производства, продукция которого шла по все области и не только (увы, в будущем этих детей это предприятие останется только в воспоминаниях)... Ныне маслозавода уже давно нет и остались только воспоминания и пустующее бесхозное здание...
Первое фото из фонда Лебяжского районного архива (1969 год)
"И встать, когда с тобой разговаривает подпоручик!" Система наказаний в царской армии
В архиве ЦГАКО есть такие очень интересные архивные документы - "Журналы взысканий" за период Русско-Японской войны (а, возможно, есть и за годы Первой мировой войны). Благодаря ему можно представить, как наказывали за различные нарушения в царской армии.
За нетрезвый вид на улице - 4 суток ареста.
За пьянство в отпуску - 5 суток строгого ареста. Иногда заменялось запрещением выхода в город на месяц.
Самовольный уход ночью - 8-10 суток ареста.
Жалоба на плохое питание - 8 суток ареста.
Драка в пьяном виде - 3 суток ареста.
Дерзкий ответ офицеру - от 2 до 14 суток ареста. 14 суток давали, очевидно, за оскорбление офицера.
Разговор с офицером без его разрешения - 10 суток строгого ареста.
Согласитесь, дисциплина в царской армии была очень жесткая. Отсюда можно и понять отношение солдат к своим офицерам и почему после создания "солдатских комитетов" в 1917 году начались бессудные расправы над офицерами (эти эпизоды попали в фильм "Адмирал").
Ратная доблесть Вятской земли. Вятчане Милютины
На первом снимке Дмитрий Федорович Милютин (1886-1936). Крестьянин деревни Марамзино Уржумского уезда. Участвовал в Первой мировой войне. В деревне был известен как самодеятельный художник-самоучка. В 1936 году был репрессирован за участие в Степановском мятеже. Осужд. 1936.03.22 Кировский крайсуд. Обв. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР Приговор: 5 лет тюремного заключения. Реаб. 1992.09.24 [Книга памяти Кировской обл.]. Дальнейших сведений о нем нет (в архиве ЦГАКО сохранилось его следственное дело с прилагаемым здесь единственным снимком Д.Ф.Милютина).
На втором снимке Борис Дмитриевич Милютин (1921-1941), сын Д.Ф.Милютина. В 1941 году был призван Лебяжским РВК. Воевал в должности старшего сержанта, командира отделения, в июле 1941 г. пропал без вести. По данным ОБД Мемориал пропал без вести дважды 07 /1941 и 04/1942. Если судить по имени матери то один и тот же человек (Подробнее на сайте «Родная Вятка»: rodnaya-vyatka.ru/person/111...)
С архивной полки. Празднование Дня Красной армии в первые советские годы
В помещении Тумановского волисполкома Нолинского уезда состоялся митинг 23 февраля 1919 года
Председательствовал товарищ Плехов
Т.Плехов открывая собрание, слово представил товарищу Семенову, представителю Нолинского уездного исполкома. Товарищ Семенов сделал доклад о значении праздника «Дня Красной армии»
Товарищ Исупов объяснил об организации Красной армии и сопоставил значение Красной армии и армии старого режима.
Товарищ Пестриков сказал об угнетении рабочих и крестьян помещиками и капиталистами. В заключение учителями и местной интеллигенцией было пропето:
1. Смело товарищи в ногу
2. Интернационал
3. Вы жертвою пали в борьбе роковой
4. Память Чернышевского
5. Дубинушка
ЦГАКО ф.П-2710 оп.1 д.52 л.9
На иллюстрациях: советские плакаты времен Гражданской войны
Роковая гостья. Воспоминания о встречах с шаровой молнией в Лебяжском районе
До сих пор объяснение феномена шаровой молнии вызывает ожесточённые споры среди учёных, но точного объяснения так и нет. Удивительно, но шаровая молния способна игнорировать законы природы и зачастую вообще ведёт себя как живое существо.
Так, в 1969 году в д. Мысы во время грозы шаровая молния спустилась на крайний дом, от чего он сразу занялся и сгорел дотла вместе со всем имуществом и живностью. Такой же случай произошёл в д. Пузинерь: от шаровой молнии сгорел только что построенный молотильный сарай со всем зерном. В середине 80-х годов прошлого века, ночью шаровая молния попала в конюшню в с. Вотском, где содержалось 12 лошадей. Разом вспыхнул весь двор. Жившие по соседству строители-румыны пытались выпилить бензопилой стены конюшни, чтобы спасти лошадей. Но обезумевшие лошади не выходили из конюшни и сгорели вместе с ней.
Нередки случаи, когда шаровая молния залетает в жилые помещения. И здесь она способна учинить самые различные безобразия. Так, в 1978 году шаровая молния в виде небольшого огненного шарика проникла в Лебяжье в дом, стоявший напротив поста ГАИ. По кабелю (работал телевизор в грозу) – прервала его в трёх местах, разбила розетку и, пробив брусковую стену, ушла по проводу в баню, а оттуда по мокрой жерди – в землю.
Аналогичный случай был в 80-х годах в д. Ильинцы Кокоревского сельсовета. Только там от удара молнии телевизор отлетел на несколько метров. А в деревне Елизарово шаровая молния, попав в дом, пошла по стене, «сварила» цепочку у часов и затем возле печи ушла в подпол.
Однако самый удивительный случай наблюдения шаровой молнии был документально зафиксирован в 1921 году в селе Красном, когда она залетела… в церковь! Вот что сообщил об этом случае документ тех лет:
«В 1921 году 20 июня красноярский храм подвергался страшной опасности. 20 июня воскресное утро было хмурое, тёплое, началась гроза. В начале утреннего богослужения во время каждения, когда настоятель возвращался со средины церкви в алтарь и в царских вратах обратился к левому полотну врат для целования иконы, на храм спустилась шаровая молния, ударила сначала в колокольню, отбила карниз верхнего яруса, а внизу этого яруса вышибла из стены кирпичей 30, из среднего яруса снаружи оторвала большую массу от стены, потом устремилась в летний храм и здесь, около большого паникадила, ярко-огненным шаром разорвалась страшным сильным взрывом. От разорвавшейся шаровой молнии во все стороны по церкви устремились бесчисленные мелкие электрические искры, которые опалили иконостас и царские врата. Удар от разрыва молнии, по отзыву церковного сторожа, старого солдата, был сильнее выстрела из крепостного орудия.
Богомольцев в церкви было ещё мало, все устояли на своих местах, только на левом клиросе староста от удара упал на пол. Оправившись от испуга и удостоверившись, что все присутствующие в церкви по милости Божией остались невредимы, настоятель от лица всех возблагодарил Бога за спасение от напрасной смерти и продолжил богослужение, а после утрени совершено было ещё благодарственное Господу молебствие.
В 1926 году при ремонте церкви исправлены были повреждения от молнии» (ЦГАКО ф. 274 оп. 1 д. 97).
Использованы воспоминания, записанные администратором сообщества в 2000-2001 гг.
С архивной полки. Прибытие и деятельность Московского продполка в воспоминаниях большевика Гончарова М.А. (1918 год)
По просьбе Уездного Исполнительного Комитета в пределы уезда Наркомпродом был прислан 1-й Московский продовольственный полк под командой командира полка бывшего офицера старой царской армии – Степанова. Кроме того этот полк возглавлялся политическим комиссаром членом РКП (б) тов.Хомяком.
По прибытии на место руководящий состав полка во главе с командиром Степановым, в большинстве своем состоящий из бывших офицеров царской армии, допускали очень странные явления. Степанов и ротные командиры поселились на квартирах у местных попов, и как потом выяснилось, вошли с ними в очень темные соприкосновения. Рядовая масса полка состояла из самых разнородных элементов и по своему поведению и взглядам не соответствовала пролетарскому духу.
Правда, в составе полка в количестве низшего командного состава было 10-15 человек, именовавших себя бывшими кронштадскими матросами, но поведение их было таково, что они вызывали большое сомнение в том, что они в действительности являются матросами. Весь командный состав, а также и рядовая масса полка предавалась сплошному пьянству, на что Исполнительный Комитет неоднократно обращал внимание на это обстоятельство политического комиссара Хомякова и командира полка Степанова. Командированные в пределы уезда в хлебные волости отдельные части продовольственного полка для изъятия излишков хлеба прежде всего расселялись на квартирах самых зажиточных граждан, входили с ними в тесные соприкосновения и при осмотрах хлебных амбаров и кладух этих граждан делали им всякие поблажки, а изъятие производили хаотически из средняцких и даже бедняцких хозяйств. Нередко были случаи изъятия у этих групп населения всей наличности хлеба, не оставляя даже на продовольствие.
… Я хорошо помню один случай: на второй день после такого митинга, на котором выступал член Уисполкома тов.Видягин Ив.Мих., три человека низшего командного состава в форме матросов в пьяном виде явились в президиум Уисполкома с револьверами, разыскивая по всем комнатам члена Уисполкома тов.Видягина, которого в то время в здании Уисполкома не было, в комнате заседаний президиума находился только я, как секретарь президиума со своими работниками.
Я пригласил разъяренных матросов присесть и объяснить в чем дело, последние в очень резкой форме выражали свое негодование по адресу, как тов.Видягина, так и остального состава Уисполкома. Из дальнейших разговоров с этими тремя матросами, последние в очень резкой форме начали отзываться о некоторых наших вождях Революции, например тт.Троцком и Зиновьеве, назвав их жидами, якобы продающими Россию.
После ухода означенных матросов из здания Уисполкома, я немедленно о случившемся подробно доложил Председателю Уездного Исполнительного Комитета тов.Роженцову и 2-му его заместителю тов.Воронову и тов.Видягину. Я со своей стороны указал означенным тт., что поведение командного состава полка не только подозрительно, что внушает большие опасения в отношении политической физиономии всего состава полка.
После этого случая Уисполком принимал все меры к тому, чтобы добиться отозвания этого полка из пределов Уржумского уезда и замены его другим полком. Когда этого достигнуть не удалось, Уисполком занялся проработкой вопроса о разоружении этого полка. Меру эту осуществить не удалось ввиду того, что в распоряжении Уездного Исполнительного Комитета был крайне ограниченный местный гарнизон, который не имел в своем распоряжении такого оружия, какое имелось у продовольственного полка. Полк этот имел не только достаточное количество винтовок и патронов, но и у него имелось несколько пулеметов и двух и трех дюймовые орудия.
ЦГАКО ф.Р-116 оп.1 д.119 лл.178-181
Примечание. М.А.Гончаров в то время был секретарем президиума Уржумского уисполкома и оставил интересные воспоминания о том времени
Репродукция картины Ивана Владимирова
Эпоха - газетной строкой. Первая мировая война на страницах вятских газет 1917 года
Доблестные воины! Россия завоевала свободу, - не дайте хищному врагу нашему вырвать ее из ваших рук. Недаром пали славной смертью наши братья. Оставшиеся в живых грудью защищают Родину, и Ваше возвращение к ним скажет, что не иссякла еще сила русская, что не удастся врагу восторжествовать над нашей Родиной. Да не будет Кайзер хозяином нашей земли…
Воззвание из «Уржумской крестьянской газеты» - 1917 год № 16
Вятские каменоломни
Самые древние ломки жернового камня находятся в Уржумском уезде, по реке Нольке. По левому берегу той же реки Нольки расположен целый ряд каменоломен, в которых добывают известковый камень, известный под именем «опоки». Плиты этого камня идут на настилку полов в церквях, казенных зданий, на поделку каменных построек, и имеют сбыт обыкновенно в город Казань.
Около слободы Кукарки, Яранского уезда, существуют каменоломни более 200 лет. В них добывают опоковый камень, очень удобный для облицования фундаментов, лестниц, и ломается камень для жерновов. В Котельничском уезде, на берегу реки Котловки добывается жерновый камень при починках Федоровском и Ромахинском, Лесниковской волости. В Слободском уезде, на правом берегу реки Вятки при деревне Шаховской и Лапинской существуют каменоломни, снабжающие бутовым камнем и известняком города Слободской и Вятку.
В.Д. Емельянов. Родиноведение. География Вятской губернии – Вятка 1916 г., с.32-33
С архивной полки. Вятские деревни в материалах сельскохозяйственной переписи 1917 года: починок Софонов Сердежской волости Уржумского уезда
34 хозяйства
Желтышевы 33
Елькины 1
Сады 8 хозяйств, в том числе в 3 в 20 и 30 деревьев
Хмелеводство 2 хозяйства
Машины:
Веялка 4 хозяйства
Лошади:
1 лошадь 20 хозяйств
2 лошади 1 хозяйство
13 хозяйств безлошадные
Коровы:
1 корова в 22 хозяйствах
2 коровы в 4 хозяйствах
8 хозяйств без коров
Овцы 20 хозяйств
Свиньи: 21 хозяйство
Земля
Менее 1 десятины 1 хозяйство
1 десятина 1 хозяйство
2 десятины 1 хозяйство
3 десятины 2 хозяйства
4 десятины 4 хозяйства
5 десятин 2 хозяйства
7 десятин 15 хозяйств
8 десятин 1 хозяйство
9 десятин 4 хозяйства
11 десятин 2 хозяйство
Мужчин от 11 до 40 лет 37. Из них грамотных, включая учащихся 31
Женщин того же возраста 44, из них грамотных 10 и 1 полуграмотная
ЦГАКО ф.574 оп.18 д.1348
На скане: раздел карточки сельскохозяйственной переписи о домашнем скоте. Птица, видимо, не учитывалась, и о ней не было отдельной графы в карточке
Истоки. Грамотность как привилегия духовенства...
Долгое время грамотность в сельской местности являлась привилегией сельского духовенства. По мнению историка М.Н.Тихомирова, попов сын, не научившийся грамоте, представлялся русским людям своего рода недорослем, человеком, потерявшем право на свою профессию, наряду с задолжавшим купцом или холопом, выкупившимся на свободу.
До начала XVIII века дети священников и других членов причта получали образование на дому или в монастырях. В 1721 году Петр Первый издал указ, по которому сыновья духовенства, не обучавшиеся в школах, не допускались к церковным должностям. Велено было устраивать начальные школы цифири, куда применялись, дети из всех сословий, а дети духовных лиц обязаны были проходить эти школы под угрозой принудительной солдатчины. В разных городах России стали создаваться духовные училища, в которые поступали уже грамотные мальчики, получившие начальное образование у себя дома или в цифирных школах.
Как и многие архиереи того времени, вятский епископ Алексий узнал об образовании цифирной школы под ведомством Адмиралтейской коллегии исполнять не спешил. Следов ее существования при архиерейском доме не обнаружено. Историк А.С.Верещагин считал, что «если такая школа существовала, то разве два-три месяца».
Более жизненными, по сравнению со школами цифири, оказались низшие духовные, дающие словесные знания, архиерейские школы. В Хлынове такая школа появилась в 1821 году после неоднократных предписаний Святейшего Синода. Небольшое число учеников изучало в ней славянскую азбуку, училось читать Часослов и Псалтырь, а «более другим наукам, - сообщало начальство, - никаким не обучаются, понеже учить некому».
Е.Н.Загайнова. Школы села Усть-Чепца в XIX-начале XX веков – Киров 2006 г., с.6
На скане: послужной список священника села Камешница Орловского уезда, 1768 год (ЦГАКО). В правом столбце указывалось наличие грамотности у священника и его домочадцев
"Останется последний человек в полку, но и то не отступит, а лучше умереть...": Первая мировая война в письмах вятчан
В письме одного из сарапульских добровольцев Неофита Леженкина есть несколько указаний о судьбе других наших добровольцев. В письме в Сарапул своему отцу М.Ф.Леженкину Неофит матери пишет: «Мама, помнишь добровольца Ионовского, которому ты в Перми дала мешочек для табаку, - его убили у Люблина шрапнелью за 5 сажень от меня; доброволец Василий Овченко, который у Кравцова служил, пропал без вести с позиции».
В другом письме Леженкин пишет: «Убили товарища Ионовского, потом и Плоткина лишился, мы с ним были задушевные товарищи и шли рука об руку. Поплакал я по товарищам. Теперь остался один, и если убьют, то некому будет и весточку послать. Папа, мама и сестры, вдали от родного края я в чистом поле, под градом пуль провел 42 дня и, слава Богу, остался жив. Теперь идем к Кракову, и если ждет меня там австрийская пуля, то больше не послать мне письма, а вы помолитесь за меня, забудьте все обиды и не поминайте лихом. Мама и все мои знакомые и друзья, пошлите мне открытку, и я буду очень рад».
Беззаветная храбрость проглядывает в следующих строках письма Леженкина: «Наш полк никогда не отступал и никогда не отступит, хотя бы пришлось остаться одному человеку. Останется последний человек в полку, но и то не отступит, а лучше умереть». М.Ш.
Прикамская жизнь № 263 за 1914 г.
Исчезнувшие вятские деревни: Ходыри (Верхошижемский район)
Деревня находилась в трех километрах к юго-западу от Калачигов, пи речке Малая Кумена. Официальное название – займище Якова Машковцева, дано по фамилии основателя. Деревне название дали по фамилии другого ее жителя. Основана в 1750-х гг. В 1758 г. в починке проживала одна семья основателя
Григорей Яковлев Машковцев 38 лет, семья 6 человек.
В 1779 г. в селении в пяти дворах проживало шесть семей:
Григорей Григорьев Машковцев 37 лет, семья 9 человек.
Фома Феоктистов Машковцев 40 лет, семья 6 человек.
Семен Давидов Ходырев 51 год, семья 10 человек.
Хрисанф Андреев Корякин 37 лет, семья 10 человек.
Иван Лаврентьев Вшивцов 40 лет, семья 6 человек.
Андриан Нефедов Обухов 42 года, семья 8 человек.
В 1859 г. селение состояло из 12 хозяйств, проживало 35 человек мужского пола и 43 женского. В 1891 г. в 11 дворах было 62 человека. Записаны Блиновы, Братухины и Мальчаковы по одной семье, Машковцевы – три и Ходыревы – пять. По церковному делению деревня относилась к приходу Богоявленской церкви села Рябиново. В 1926 году числилось 12 дворов. Жителей проживало 22 человека мужского пола и 34 женского.
Решением Кировского облисполкома от 17 октября 1961 года деревня Ходыри снята с регистрации и учета.
Петр Стародубов. Наследие прадедов: история основания деревень Верхошижемского района - Киров 2016 г., с.317-318. Фото Стаса Максимова
Утраченное наследие Вятки. Кафедральный Свято-Троицкий собор города Вятки. Рядом здание архиерейских палат. А под собором находились Да и находятся) обширные подземелья (и даже целое подземное озеро) и ходы, ведущие в разные стороны старого города...
...Так, жительница города З.П. Сорокина с группой ребят спустилась с территории не сохранившегося до наших дней Кафедрального собора по каменной винтовой лестнице в некий подземный ход с кирпичными сводами, который шёл в сторону Спасского собора. По описанию, в подземном ходе примерно через 30-50 метров были двери, которые разделяли весь ход на секции. Сорокина с ребятами дошла до подземного озера, перейти его вброд не удалось. На противоположном берегу водоёма находилась деревянная лодка, и было видно продолжение хода в сторону Спасского собора. Анатолий Фокин. ВЯТКА: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды - Киров 2000 г.
С архивной полки. Виды архивных документов: "послужные списки" духовенства
Подобные "послужные списки" велись в "клировых ведомостях" с середины XVIII века до 1917 года и даже немного позднее (в архиве ЦГАКО сохранились с 1741 года по 1915 гг.). Сначала "послужной список" священноцерковнослужителя составлял 2-3 строчки, но постепенно стал таким подробным. В нем ежегодно сообщались все сведения из биографии духовного лица: возраст, место рождения (указывалось только в 1900-е годы), учеба, места служения, должности, награды, размеры содержания (в основном от прихожан и реже от казны), проступки (с перечислением провинностей и где проходило "наказание"), сведения о семье с указанием возраста и перечислением того, чем занимаются дети (если учились, то указывалось учебное заведение, если работали, то указывалось место службы). Подобные послужные списки велись на членов причта: священников, диаконов, псаломщиков, а также просфирниц. Была особая графа о заштатных и сиротствующих. В середине XIX века также составлялись они на пономарей (алтарников) и звонарей, но позднее на этих церковнослужителей "послужные списки" составлять перестали, так как они не являлись членами причта (хотя на просфирниц данные составлялись)...
На скане: послужной список священника села Лопьял Уржумского уезда Василия Ивановича Ильинского за 1921 год
История в лицах. В городе Кирове есть улица Ивана Попова. Есть люди, которые, по неведению, думают, что улица названа в честь изобретателя радио. На самом деле улица названа в честь другого Ивана Попова - одного из организаторов советской власти в Вятской губернии, партийного функционера, участника Гражданской войны и члена Военно-революционного штаба в 1918 году. Иван Попов в составе военного отряда лично принимал участие в ликвидации Степановского мятежа (а то, что представитель власти не отсиживался в тылу, а лично принимал участие в военных операциях, уже достойно уважения). Этот человек мог бы многое рассказать из истории тех времен, но, он к сожалению, оставил только несколько воспоминаний на страницах вятской периодики, но и они ценны любопытными подробностями из истории Гражданской войны на Вятке... Впоследствии расскажем подробнее об этом интересном человеке. Фото из фонда архива ЦГАКО
С архивной полки. Заработные платы 1919 года
Не так давно мы приводили выписки об образовании из анкет сочувствующих партии большевиков по Нолинскому уезду за 1919 год. В этих анкетах оказалась и другая интересная графа - о размере жалования (зарплаты) того времени. Приводим их так, как они были записаны в данных анкетах
Служащие советских учреждений
Председатель волостного исполкома 100 рублей
Секретарь волостного исполкома 350 рублей
Служащий Исполкома 450, 362, 300, 517 рублей
Служащий комбеда 45 или 50 рублей
Комсорг 350 рублей
Военрук 700 рублей
Военный комиссар 350, 400 рублей
Делопроизводитель, служащий советского учреждения 250, 300, 350 рублей
Заведующий культурой 200 рублей
Сотрудник продовольственного отдела 240 или 150 рублей
Служащий отдела социального обеспечения 300 рублей
Служащий волостного земотдела 300
Служащие правоохранительных органов
Начальник милиции 486, 540 рублей
Милиционер 340, 408, 655, 714 рублей
Служащий Чрезвычайной комиссии 250 рублей
Прочие служащие
Сапожный мастер 100 рублей
Ветеринарный фельдшер 340 рублей
Работающий дома 150 или 200 рублей
Служащий общества потребителей 200 рублей
Почтово-телеграфный служащий 396 и 468 рублей, служащий Нолинской почтово-телеграфной конторы 432 и 503 рублей
Учитель сельской школы 639 рублей
Сельский библиотекарь 539 рублей
Рабочий смолокуренного завода 25 рублей
ЦГАКО ф.П-10 оп.1 д.62. На фото: бюро Укома РКП(б). 1920 год
Загадочные явления: огненный крест в небе
Вспоминает кировчанин Н. С. Сипачев:
Случилось это 21 июня 1941 года. Был я тогда молодым, почти пацаном, и жил в Уржумском районе. Есть там Верхняя Шурма и Нижняя Шурма - в полукилометре друг от друга. И вот 21 числа в Нижней Шурме отсмотрели мы кино, кажется, «Джульбарс». А часов в шесть вечера отправились домой. Дороги было две - дальняя и ближняя. Ближнюю, напрямик, тропку я очень любил. Ну, а кроме того гроза приближалась. Словом, уговорил я приятелей, и мы побежали. В конце улицы был овраг, заросший травой, склоны пологие, но со стороны Нижней Шурмы - более крутой. Ребята успели сбежать в овраг, чтобы выбраться на шоссейку. А мы с Сергеем то ли Федосимовым, то ли Фищевым (запамятовал я), в хвосте плелись. Смотрю я в сторону своего села, а там, за селом, примерно на расстоянии километра хвойная роща. Смотрю - на уроне леса, чуть выше и правее, на небе огненный шар висит, цвета раскаленного железа: края круто вогнутые, как у блюдца. Диаметр шара порядка четырех, пяти лунных диаметров.
Я и говорю:
- Сережа, смотри!
- Куда?
- Да, над рощей...
И что поразительно - посередине шара вертикальный крест, еще более яркого цвета. Самый обыкновенный церковный крест.
- Бежим, говорю, ребят скличем.
Пока бегали, вернулись - минут пять прошло. Видение уже не застали. Вернулся я домой, рассказал о случившемся матери. Она и говорит:
- Этот крест понесешь всю жизнь, он для тебя легким не будет.
Что произошло 22 июня, напоминать, наверное, излишне. А крест свой я нес действительно нелегко. Однажды в 1972 году на газопромысле чудом остался жив. А вот друг Сережа с войны не вернулся.
Веришь-не-веришь, 1991 г. № 4
На фото: подобный же крест в небе удалось увидеть в 2015 году в селе Беляево Кикнурского района паломникам во время крестного хода. Крест появился в небе после заката солнце и оставался неподвижно очень долгое время... Интересно, как можно объяснить это явление?
С архивной полки. Продразверстка 1918 года в документах архива ЦГАКО
Сведение инструктора снабжении, командированного в Малмыжский уезд с тов. Карповым
По приезде в Малмыж Карпов отправил меня на 3й день на пристань Турек, где и назначил в штаб армии. Несмотря на то, что мы говорили, что нужно часть отряда отправить в Вятские Поляны, меня же Карпов оставил в Малмыже.
В г.Малмыже я пробыл 3 дня и ходил по городу с красноармейцем по реквизиции складов и разного рода частных амбаров, где и нашел около 5 тысяч пудов ржи и муки в складах совета снабжения, а по ихнему заявлению хлеба в складах было только около 2 тысяч пуд да на мельнице Стукова для размола городу 800 пуд и кроме хлеба 500 пудов. Все взял на учет, потом конфисковал табаку 2 ящика и нашел шерсти 32 кипы в старых амбарах Хаймидулина и ивовой коры 1500 пуд.
Потом дал Карпову телеграмму, чтобы он выслал отряд в Вятские Поляны, но ответ получили, чтоб приезжал я к нему что было сделано.
Теперь я взял отряд в 140 человек и уже приехал в Вятские Поляны. Завтра еду в волость для реквизиции хлеба.
Тов.Карпов потому долго бездействовал. Казалось-бы что у ево отряд разложился, и Карпов произвел чистку отряду, но все таки отряд не соглашается выступить по борьбе с мешочничеством и соглашается выступить только по реквизиции, поэтому я с ним отправился по реквизиции хлеба.
Со мной одновременно приехал в Вятские Поляны еще отряд заградительный, с которым я много говорил о борьбе с мешочничеством. На мои слова они сдаются, но я сомневаюсь в ихней плодотворности работы, хотя на деле еще не видно, потому что сегодня только приехал. Я пока до приезда из Малмыжа инструктора заградительного отряда им дал указания такие, чтоб поставили 50 человек на пристани по борьбе с мешочничеством, а остальных всех на железнодорожную станцию, т.к. там очень много хлеба привозится мешочниками.
Прошу строго предписать уездным советам снабжения, чтобы нам здесь выдавали жалование и суточные, не ездить каждый раз в Вятку за жалованием и суточными.
29 июня
Инструктор В.Лобастов
ЦГАКО ф.Р-737 оп.1 д.322 лл. 22а-22 об.
На скане: карта разверстки хлеба по Вятской губернии на 1919 год. Закрашены цветом самые хлебородные уезды, где планировалось реквизировать хлеб у крестьян в первую очередь (из фонда архива ЦГАКО)...
Вятские купцы и промышленники: Бушковы
Бушковы происходили из села Русский Турек, в котором и поныне живет много представителей этой фамилии. Начинали они с торговли. Еще в 1862 г. Семен Корнеевич Бушков скупал у местных крестьян лен и кудель. На берегу Вятки стояли его разборные амбары. Он же первый начал заготовку дров. Брат его Трифон Корнеевич скупал зерно. Его амбары под железной крышей тоже стояли на речном берегу. Позднее, Семен Корнеевич был выжит из села конкурентами, тоже из Бушковых. Лесом также занимался крестьянин Никифор Бушков. Капиталы позволили ему поставить два солидных каменных дома в Уржуме в 1869-1870 гг., которые сдавались под магазины и квартиры. В XX столетии сплавом леса занимался Дорофей Минеевич Бушков, тоже поставивший два дома в Уржуме. Дома эти стоят в городе и поныне.
Бушковы жили в Туреке припеваючи при своих барышах. В 1880 г. Родион Матвеевич Бушков поставил в Туреке большой двухэтажный дом, часть которого отдал под почту, а потом еще один рядом. В 1912 г. в их домах появился первый в селе водопровод. При домах Бушковых был большой сад. Благодаря им же и благоустраивалось это село – центр уржумского старообрядчества. В 1860-е гг. Бушковы добиваются от управы открытия в селе школы на дому, и в 1870 г. бывший волостной писарь Николай Васильевич Стародумов начал заниматься обучением первых учеников. В 1911 г. Бушковы добились, чтобы Русский Турек стал самостоятельной волостью.
После 1917 года благополучие Бушковых все закончилось. Как говорил герой фильма "Вечный зов", "От богатства дым один остался"...
Использован источник: Бушков Е. Русский Турек // Уржумская старина – Уржум 1992 г. № 1-2, 1992 г. с. 7-11
На фото: особняк семьи Бушковых в селе Русский Турек; старообрядческие надгробия на местном кладбище; газетная публикация 1917 года. Часть фото предоставлены Александром Бушковым
Природные памятники Кировской области: озеро Кувшинское (Лобаново) Санчурского района
Село Кувшинское. Карстово-суффозионное, бессточное. Глубина 26 м. (в 1958 году – до 41 м.). По преданию, образовалось на месте провала, где стояла церковь. Гидрологический памятник природы.
А.Н.Соловьев. Заветные места земли Вятской - Киров 2024 г., с. 209
Промышленность Слободского уезда в дореволюционный период
Горнозаводская промышленность уезда также очень значительна. Главные заводы: Холуницкие Бело и Черно-Холуницкий, Климковский и Кирсинский. Основание Холуницких заводов положено в 1761 г. С тех пор они много раз переходили из рук в руки, пока не куплены в 1873 г. А.Ф.Поклевским-Козелл. Новый владелец реставрировал заводы и поставил их на достаточную высоту, а в 1886 году купил еще Залазнинские горные заводы, которые находились тогда в крайне печальном положении. В 1890 г. А.Ф.Поклевский-К. умер и заводы перешли во владение трех его сыновей, а в 1899 г. по обоюдному разделу братьев, в исключительное владение, одного из них, Ивана Альфонсовича. Последний в 1902 г. был признан несостоятельным; заводы прекратили свою работу, и 20 тысяч местного населения, кормившихся от завода, остались без всяких средств. По Высочайшему повелению, работа на заводах была однако продолжена; теперь заводы продаются с аукциона.
Зеленин, Дмитрий Константинович (1878-1954). Кама и Вятка : Путеводитель и этногр. описание Прикам. края - 1904 г.
Примечание. В конце XIX века в Вятской губернии закрылось несколько железоделательных заводов. Например, в Уржумском заводе обанкротились заводы в селах Буйское и Шурма. Жизнь в России стремительно менялась, и их хозяева, как бы выразился известный российский экономист нашего времени, "не вписались в рынок..." (теперь он сам скрывается в Израиле и, по выражению другого известного классика, "проверяет эту поговорку на себе самом")
На фото: Бело-Холуницкий завод, фото конца XIX века
История сел и деревень Кировской области: село Русское
… Деревня казенная Василия Юркина (Русские)
1859-1873 - деревня казенная Василия Юркина (Русские) при речке Чахловице по левую сторону Московского тракта (на город Орлов) в 1 стане Вятского уезда (21 двор, 146 человек).
1900 – с.Русское (согласно определению Вятской консистории, - построением Михайло-Архангельской церкви)
1914 – с.Русское Вятского уезда
1926 – с.Русское Тырышкинского сельского совета Вятского уезда (по переписи населения – 58 хозяйств, 359 человек)
1939 - село Русское Тырышкинского сельсовета Кировского района (по переписи населения)
1959 – с.Русское Русского сельского совета Кирово-Чепецкого района (по переписи населения)
1975 – с.Русское Русского сельского совета Кирово-Чепецкого района (объединено с деревнями Полом и Юшкачи)
1989 - с.Русское Русского сельского совета Кирово-Чепецкого района (по переписи населения – 1436 человек)
1993 – с.Русское Русского сельского совета Октябрьского района г.Киров (включено в административное подчинение Октябрьского района г.Киров)
2005 – с.Русское Русского сельского округа Октябрьского района ГО «Город Киров» (по данным администрации сельского округа)
2008 - с.Русское Октябрьского района ГО «Город Киров»
2010 с.Русское Октябрьского района ГО «Город Киров» (по переписи населения – 1303 человек).
Хлынов-Вятка-Киров. История и современность. Историко-статистический сборник. 5 том – Киров 2016 г., с.811
На фото: современное село...
Эпоха газетной строкой: хроники Февральской революции. Пулеметы на колокольнях
Пулеметы. Волостной Исполнительный комитет довел до общего сведения, что при всех произведенных обысках оружия, пулеметы в городе Вятке не обнаружены, и слухи о том, что пулеметы были поставлены на колокольнях церквей по проверке оказались совершенно ложными.
Крестьянское слово (г.Вятка) - 1917 г. № 18 от 14 марта
С архивной полки. Вятские села в документах Вятской статистики XIX века: село Вяз
Село Вязовское
Село казенное
На ключе безымянном
От уездного города расстояние 21 верст
В селе 2 двора
Жителей 4 мужчины и 4 женщины
В селе каменная православная церковь.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.60 лл.19-20 (Список населенных 1 стана Вятского уезда на 1859 год)
На фото: современный Вяз. Великолепный старинный храм и несколько домов в селе... Но село не одиноко - вокруг россыпью за последние годы возникли и расцвели садоводства и дачные поселки. А еще в 2000-х годах здесь было довольно пустынно...
Жизнь дореволюционной деревни - глазами современников: крестьянские сады
Село Толмань Уржумского уезда. С недавнего времени жители Корековцев – громадной деревни здешнего прихода, - почти все развели у себя большие сады яблонь, малины, клубники, земляники. Сады эти в Корековцах заняли собой все свободное пространство около гумен и огородов и служат для их владельцев очень доходной статьей в хозяйстве. Достаточно сказать, что иной из коряковцевских садоводов сбывает плодов и ягод рублей на 50-70 ежегодно. Сады в Корековцах, как говорят крестьяне, «пошли от учителя». Дело в том, что 8-10 лет назад служил в с.Толмани учитель А.С.Яковлев, который насадил при училище большой сад, составляющий теперь гордость и украшение села. Сад этот по преимуществу состоит из древесных пород, но есть в нем и цветочные клумбы и целое плодовое отделение. В последний год Яковлевым было посажено много выписной крупной малины, клубники и т.п., яблони и вишни хороших сортов. Случилось увидеть этот сад одному из корековцевских крестьян, когда однажды осенью он привозил отдавать в ученье сына. Он попросил учителя показать ему сад и тот, в свободную минуту, охотно исполнил его желание. В саду обратили на себя внимание любопытного крестьянина цветы клумбы и особенно кусты малины, обернутые соломой и старательно подвязанные к колышкам , привитые яблони, смородинные кусты. Он до всего допытывался: почему это-то у учителя так, а не иначе? Для чего навоз под яблонями (это ведь не хлеб какой-нибудь!) и сухие сучки на них обрезаны? Почему малина соломой обернута? И так далее. Учитель все объяснял, показывал уже снятые плоды и ягоды и обещал, если надо, и ему выписать семян и саженцев. Крестьянина соблазнила мысль развести такой же сад у себя и богатеть от него: учитель говорил, что можно иметь много пользы от сада, нужен только хороший уход за деревьями и кустами. Он думал и гадал, приходил и зимой поговорить об этом с учителем. Долго ли мало ли он думал – не знаю, но вот однажды пошел по приходу слух, что такой-то к «старик» чудит: насадил у себя какой-то выписной малины и других ягод, «как будто мало этого добра в любом лесу», как-то прививает, прости Господи, яблони – «всего у учителя нахватался»… Но дело у этого крестьянина, как надо полагать, сразу пошло хорошо, потому не прошло и 10 лет с тех пор, а уж деревня Корековцы славится далеко вокруг своими ягодами и яблонями – «по кулаку»: все однодеревенцы переняли «затею» старика. Ныне, говорят, - примером корековчан, «кующих деньги из забавы», заразились некоторые крестьяне деревни Антоновы и тоже разводят сады. В добрый час! Корековцы хорошо доказали им, какую пользу приносит любое, хотя и легкое, но умело ведущееся дело. Некоторые из корековцевских садоводов ныне ведут дело «по книжкам», благо появилась хорошая библиотека в самой деревне, при училище, где всяких книжек по сельскому хозяйству имеется вдоволь. Садом крестьянина, положившего основание садов в Корековцах, ныне управляет его сын и сад его, благодаря умелому и заботливому уходу, лучший и доходнейший в деревне.
Вятская газета - 1900 г. № 29
Примечание. Если мы обратимся к сельскохозяйственной переписи 1917 года, то увидим, что сады в деревнях были еще редкостью. Даже на большую деревню приходилось только несколько садов. Садоводство в таких масштабах как в Корековцах было большой редкостью. Например, такой же большой сад был в деревне Борок Яранского уезда. На сад приходилось в основном несколько яблоневых деревьев. Немногочисленными в переписи указывались и ягодные кусты - в основном по нескольку кустов. Более распространенным было хмелеводство. Оно встречалось во многих деревнях...
На фото: скан сельскохозяйственной переписи 1917 года, графа "В саду". На большинстве подворных карточек здесь стояли прочерки...
Забытые слова вятского севера: ВЫЗАБОЛЬ
Вызаболь. В самом деле, по настоящему. Серьезно (не шутя, вызаболь).
Словарь Верхнелальского великорусского языка. Составил Н.Н.Токмаков. Сыктывкар 2015 г.
Всеобщая грамотность к 1917 году через призму архивного документа
В бывшем партийном архиве Кировской области (ныне ЦГАКО) сохранились анкеты сочувствующих и вступающих в партию коммунистов за 1919 год. Например, по Нолинскому уезду это около сотни анкет. Очень любопытна в анкете графа "Какое имеет образование". И что же?! Из сотни анкет только 8 назвали себя в них неграмотными! Спектр учебных заведений в анкетах оказался довольно обширным, хотя чаще всего писали "среднее" и "земское училище". Приводим выписки из этой графы, что писали люди, указывая свое образование в 1919 году...
5 классов гимназии
Среднее 2 разряда
Начальное
Кончил начальное училище
Начальная школа
Кончил земское начальное училище
2 класса высшего начального училища
Низшее
Среднее
Курс начального училища
На чиновника военного времени аттестат
Курс начальной школы
Сельскохозяйственная школа
Земская школа
На общих курсах
Общее начальное
Общее
Низшее
Земское
Кончил 3 класса школы (земское училище)
Среднее начальное училище
Домашнее
2 разряд земского училища
Первоначальное
Окончил 6 классов гимназии
Окончил сельскую школу
Окончила прогимназию
Городское училище
Начальное училище не окончил
Только обучался в школе
2классное министерское
Сельская приходская школа
Церковно-приходское
приходское и приходская школа
Один человек в графе "Образование" написал "хресянин". Может имел ввиду церковно-приходское образование?
Многие анкеты были заполнены красивым грамотным почерком. Были и ошибки. Например, один милиционер в графе "Оружие" вместо "шашка и бульдог" написал "сашка и бульдок" (наверное, он так произносил эти слова). Надо отметить, в партию вступали в основном сотрудники советских учреждений, а туда все же требовались люди грамотные. Кроме того, были несколько крестьян, три сапожника, ветеринарный фельдшер, рабочий, учитель, сельский библиотекарь, несколько почто-телеграфных служащих.... Надо еще отметить, в основном это были сельские граждане. Скорее всего, в городе уровень грамотности был еще выше.
Вообщем, еще один плюс в развенчание фейка о "сплошь неграмотной царской России"...
Источник: ЦГАКО ф.П-10 оп.1 д.62.
Плакат первых лет советской власти. Второе изображение: скан из подворной сельскохозяйственной переписи 1917 года: хозяйство Садова Поликарпа Афанасьевича в деревне Мельниково Яранского уезда. Указаны грамотными отец 46 лет и сын 17 лет. Сын 10 лет учится. И только сын 20 лет указан неграмотным, этакий крестьянский "Митрофанушко"... Источник: ЦГАКО ф.574 оп.19 д.874 л.28
Вятские промышленники: Лазарь Павлович Матвеев
Во второй половине XIX столетия, после реформ Александра II, в Вятской губернии растет число промышленных людей, заводчиков и, значит, помещиков. В 1884 г. в Уржумском уезде действовали винокуренные заводы в Андреевске и Лазареве, Ройский завод. В Лазареве завод, основанный в 1834 г., принадлежал крупному уржумскому купцу и помещику Лазарю Павловичу Матвееву. В год он производил 35-90 тысяч ведер спирта, который продавался в основном в Казань. Еще один подобный завод того же владельца, Ройский, производил 60-180 ведер продукции, которая сбывалась в Петербург и Нижний Новгород. Сам Л.П.Матвеев был большим меценатом. Еще в 1837 г. при открытии Публичной библиотеки в г. Вятке, он пожертвовал для нее 500 рублей. Благодаря ему появилась Митрофаньевская церковь в г. Уржуме, а его наследники основали храмы в селах Лазарево и Большом Рое. В Лазареве для причта церкви ими были построены дома, и священники получали жалование из средств заводчиков. Кроме того, Лазарь Павлович и его сын много лет прослужили в Уржумском земстве, принеся на этом поприще много пользы любимой земле.
На фото: Лазаревский винокуренный завод. 1890-е гг. В первом ряду сидят: 1-й слева — Павел Лазаревич Матвеев (1865 — ?), потомственный почетный гражданин г. Уржума; Первый справа – Лазарь Павлович Матвеев (1837-1895), потомственный почетный гражданин Уржума. Источник: urzhumlib.ru/ulica-sove..
Хроники 1917 года. Пьяные погромы
9 ноября в Сарапуле солдаты 166 запасного пехотного полка напали на пивной склад Александрова, разгромили его, а затем в состоянии опьянении разграбили еще несколько магазинов. Из местной тюрьмы были освобождены все заключенные.
К вечеру заполыхало здание окружного суда, винокуренный завод Бодалева, тюремные корпуса и даже дом священника местной тюрьмы. Погром продолжался три дня. «…Мутили рабочие из близлежащего Ижевска», - писала «Вятская речь» в публикации «Погром в Сарапуле».
Для установления порядка из Казани в Сарапул прибыл «отряд большевистских настроенных войск – 600 человек».
Отряд разоружил гарнизон и милицию, «которая стояла на страже врагов революции». Был арестован ее начальник Машковцев, который, пользуясь погромом, заключил под стражу несколько большевиков… Начальник местного гарнизона Пикульский, прапорщик Мутных и канцелярист уездной милиции Шелепина, «как более заядлые враги революции и опасные, были отправлены в Казань».
Подобные пьяные действа случились в Глазове, Слободском, Елабуге.
Виктор Чудиновских. Не дай Бог!.. Времена Николая Чарушина – Киров 2016 г., с.210.
Забытые слова: подызбица
Подызбица. Нижняя изба, т.е изба в нижнем этаже. «Подызбицей» называется и отставная изба, назначенная преимущественно для кормления скота в зимнее время. «Подызбица» ставится в заднем конце двора.
Николай Васнецов «Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора», Губернская Типография, 1907 г.
На фото: двухэтажный старинный деревянный дом в поселке Кикнур и старинный каменный дом с нижним этажом в бывшей деревне. Нижние этажи этих домов назывались "подызбица"
"Убедительно просим забыть прошлое..." Хроники Февральской революции: ликвидация правоохранительных органов в городе Вятке
Арест жандармских частей. По постановлению Временного исполнительного комитета по охране порядка и спокойствия в г.Вятки вчера вечером командирами и чинами 106 пехотного полка полка арестованы начальник вятского губернского жандармского управления полковник Султанов и ротмистр Богданович.
Оружие в полицейском управлении. По распоряжению исполнительного комитета, произведены розыски оружия в полицейских частях города. В уездном полицейском управлении обнаружен склад винтовок в количестве 1600 штук и до 50000 боевых патронов.
Обезоруживание городской и уездной полиции. По распоряжению Исполнительного комитета по охране г.Вятки обезоружена конно-полицейская стража г.Вятки, а также городская и уездная полиция. В уездной полиции обнаружено 1600 ружей и 1400 патронов.
Реквизиция лошадей стражников. В Исполнительный комитет поступило заявление Исполнительного комитета уездного земства о содействии ему в обязании бывшей конной полицейской стражи доставить своих лошадей на сборный пункт для сдачи их реквизиционной комиссии. Исполнительный комитет постановил оказать содействие.
Постановление приведено в исполнение.
Заявление чинов жандармской полиции. Начальники жандармского и полицейского бывшего вятского отделения с радостью отдают себя в распоряжение нового Правительства и готовы на все жертвы для блага дорогой нам родины. Убедительно просим забыть прошлое и считать нас гражданами Великой свободной России.
Крестьянское слово (Вятка) - 1917 г. март № 17 и 18. Репродукция картины Г.Савицкого "Арест городового"
С архивной полки. Города Вятской губернии в описании статистики: Котельнич в 1858 году
Жилые здания
Казенных 6 деревянные
Церковные и монастырские 1 деревянное
Общественные 9 деревянные
Частные 12 каменные и 320 деревянные
Магазины для склада товаров
Казенные 1 каменное и 4 деревянных
Общественные 2 деревянных
Частные 9 деревянных
Лавки
Общественные 120 каменных и 165 деревянных
Частные 9 каменных и 5 деревянных
Питейные дома 2 деревянных
Церкви 3 каменные и 1 деревянная.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.78 лл.15-16 На фото: а так выглядел город полвека спустя...
Примечание. Магазином в то время именовался склад товаров. В советское время магазином стали называть то, что раньше называли лавкой...
Генеалогия. Что можно узнать в архивах ЗАГС?
Если в вашем поиске необходимо подтвердить сведения о рождении, бракосочетании, усыновлении или смерти родственников после 1917 г., такие сведения систематизировано хранятся в отделах ЗАГС административно- территориальных единиц. Но не всегда там найдется нужная вам информация.
После октябрьской революции был принят декрет об изъятии из церквей метрических книг и размещении их в архивах при отделах ЗАГС (которых тогда не было). В результате за некоторый период времени часть метрических записей утеряна, часть рождений, браков и смертей не зарегистрирована, часть актовых записей записана задним числом, в результате даты, места и годы рождений в разных документах и источниках могут быть перепутаны.
В годы Великой Отечественной войны акты гражданского состояния во многих местах вообще не регистрировали. В ряде регионов есть пробелы в записях за 10, 20 и более лет.
Запрос вы будете писать в нужный ЗАГС. По правилам, результат вам должны выслать не домой, а тоже в ЗАГС, указанный вами. Но при этом, возможно, придется доказывать свое родство. Например, вы наводите справку о своих родителях. Для этого вы должны иметь копии своего свидетельства о рождении, свидетельства об их браке, свидетельства о том, что вы меняли фамилию, и т.д. Для доказательства родства можно использовать и такие документы, как выписки из домовых книг, копии автобиографических документов и т.д.
Если человек, о котором вы наводите справки, жив, он должен сам получать эти документы, или выдать вам заверенную нотариусом генеральную доверенность. Все сведения, полученные при регистрации рождений, бракосочетаний, смерти относятся к категории конфидициальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.
Э.А.Калистратова. Как найти корни своего рода – Екатеринбург 2017 г., с.53
Примечание. Актовые книги до 1925 года переданы на хранение в государственные архивы. Ими можно пользоваться без ограничений
История города Вятки. История общепита на страницах газет
В Вятке был ресторан "Жигули"...
Между рестораном «Жигули» и трактиром «Китай» почти каждую ночь слышатся загадочные выстрелы. Если это позволяет себе делать выходящая из питейных заведений публика, то является вопрос, как же к этому относится полиция, которая в погоне и розыске оружия, не останавливается пред обысками квартир даже в отсутствие их хозяев и готова ломать замки, чтобы попасть в запертые сундуки.
Вятская жизнь - 1905 год № 5
В 1914 году в Вятке было 8 ресторанов и около 30 пивных
Все эти заведения прекратили свое существование с введением "сухого закона". Примечательно, что 30 пивных было отстроено незадолго до войны 1914 года. Но им скоро нашли применение. "Вятская речь" писала:
"Вчера городской управой были осмотрены все 8 ресторанов в городе Вятке, которые предполагается отвести для расквартирования запасных. Кроме ресторанов, предполагается занять также пустующие теперь пивные".
Вятская речь - 1914 г. № 178 от 28 августа
Столовые Вятки сто лет тому назад
В 1914 года гость города. привыкший к опрятным столовым Питера, пришел в ужас от состояния столовых города Вятки...
….Здесь же в столовой обращение с посетителями грубое и нередко даже оскорбительно. Возьмем столовую «народного дома». Здесь просто обращаются: «Чего тебе! Куда ты!» И т.п.
Берут за порцию супу 6 копеек, но супу в кавычках, т.к. в принесенной миске болтается в мутной горячей жиже 1 плохо очищенная картофелина и обрывок болони. Заявлять о претензии здесь не полагается: «Не хочешь – не ешь!»
В столовой, на Казанской улице, Урванцева еще хуже . Помещение – грязный подвал. Двери из поварской никогда не запираются, а между тем оттуда тянет дымом и зловонием. Грязные, никогда, по видимости, невымывающиеся столы, ничем не покрыты, и зачастую на них стоят лужи, т.к. разведенную на столах грязь вытирают только по требованию, да и то с оговоркой: «Чего тебе еще надо, вишь и так чисто!». Мальчики, обслуживающие столовые, грязны и, по примеру взрослых, отчаянные ругательники. Грубость их иногда доходит до полного нахальства. Посуда подается сплошь и рядом немытая, с настоявшимся на ней салом.
Одна чашка с солью представляет из себя солонку, 1 перечница и 1 горчичница на всю столовую. Эта чашка с солью, горчичница и перечница перетаскиваются со стола на стол и для удобства в чашку с солью ставят перечницу и горчичницу, от чего соль принимает грязный вид и вечно сырая, т.к. горчичница и перечница ставятся на грязный стол и необтертые водружаются на стол.
По Казанской же улице, но дальше к Александровскому собору недавно открылась новая столовая. Чистота и порядки в ней те же самые, что и у Урванцева, с той лишь разницей, что здесь подается грязной и чайная посуда. Мне пришлось видеть, как крестьяне, сидевшие с женами, перемывали поданную чайную посуду. И не смотря на все эти неудобства и полную антигигиеничность – потребитель Вятки платит дороже чем в Петрограде.
Вятская речь - 1914 г. № 218
Назад к списку