- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Март: 16-31

 

Наследие. Разрушающаяся Христо-Рождественская церковь в селе Шурма Уржумского района, 1809 года постройки. В советское время в церкви действовал маслозавод. Храм входил в так называемое "Васнецовское кольцо", связанное с именем художником Васнецовых. На начало 1990-х годов у руководства области были планы по созданию этого культурного кольца с восстановлением храмов в Ошети, Курчуме, Лопьяле и Шурме. Но события 1991 года перечеркнули эти планы. В настоящее время храм заброшен и медленно разрушается...

На фото: церковь в наши дни

 

История Вятки/Кирова в живописи. Серия картин, посвященная пребыванию Иосифа Сталина и Феликса Дзержинского в городе Вятке. Первая картина работы Алексея Потехина называется "Великий ленинец (товарищ Сталин в Вятской губернской земской больнице в 1909 г.)".

 

С архивной полки. Первая мировая война в письмах вятчан

И.А.Усатова – В.М.Вихареву в Ижевский завод об участии в боях против немцев

Ранее 5 июня 1915 г.

Вот, мои дорогие, я Вас уведомляю, что это не война, а убийство, всю {…} губернию нас обгоняли взад, да вперед, все гоняют да гоняют, вот пришлось нам очень плохо: с 26 апреля нас погнали на новую позицию и гнали – ни день, ни ночь покою не было и шли мы четверо суток день и ночь, ноги смозолили да отбили, нельзя было ступить, у нас болели ноги, но обошли все-таки верст 200, а потом дошли и стали наступать. Шли мы, когда {…} его в глаза не видали, только был один «розес», а за ним шли трое суток, а потом и натыкались на германца и давай он в нас бросать снаряды и наши стали отступать; он нас днем-то видит – мы бежим, а он уже кругом нас в середине: туда-сюда – все германец, кругом нас зашли и давай крыть, а мы у него в мешке клад: взад, вбок, в лес, по логам, просеками бились, но все-таки, сколь не ходили, выходили на Ковну. Были на р.Неман, оттуда и перебрались в Ковну, 5 суток не видали хлеба, когда отступили, кухни и все уехали в Ковну; мы питались одной картошкой, забирали у поляков все. В Ковну мы попали 8 мая. Нас прикомандировали к 37-му армейскому корпусу и там мы пробыли только 3 дня, потом обратно в свой полк и потом на позицию, шли день и ночь трое суток – 150 верст прошли мы туда, да сюда, взад и вперед, и на силу дошли, и теперь в окопах лежим, пули свистят разрывные. Много убито и ранено, Валдайского полка 2-й роты взято в плен. Наши наступают, а он (германец) плохо сдается – бьет, да бьет, - трудно. И Было это дорого, хлеба через двое на третий день, силы вовсе не было идти, не знаю, что будет дальше, каждую минуту смерть над головой. 21 мая 6-я рота попалась в плен, в т.ч. и ротный командир, попались все до одного, только я один остался, а тут все, кроме раненых, которые ушли раньше, а которых унесли мы в лазарет, остались только одни санитары да 5 чел. пришли из околотка – вот и вся рота осталась.

ЦГА УР ф.255 оп. 1 д.5 лл.38-39

 

Кровные узы. Термины свойства



Братаниха – жена двоюродного брата

Братова – жена брата

Вдова – женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа

Вдовец – мужчина, не вступивший в другой брак после смерти жены

Деверь – брат мужа

Девица – незамужняя девушка

Жена – замужняя женщина по отношению к мужу

Женима, женища, женище – невенчанная, четвертая жена

Жених – сговоривший себе невесту

Золовица, золовка, золова – сестра мужа, иногда жена брата, невестка

Зять – муж дочери, сестры, золовки

Муж – женатый мужчина по отношению к жене

Невестка – жена сына

Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу

Свекор – отец мужа

Свекровь – мать мужа

Свойственник – лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене

Свояки - лица, женатые на двух сестрах

Свояки двоюродные – лица, женатые на двоюродных сестрах

Сноха, сыноха – жена сына, невестка

Сношенница – жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки

Супруг – муж

Супруга – жена

Тесть - отец жены

Теща – мать жены

Шурин – родной брат жены

Самоучитель родоведа – Екатеринбург 2025 г., с.19-20

 

Крепостные крестьяне Нолинского уезда

Более подробные данные о крепостных крестьянах в разрезе уездов Вятской губернии присутствуют в материалах 9-й народной переписи 1850 года. В Нолинском уезде, в частности, задокументировано дворовых людей (крепостных крестьян), приписанных к собственным домам владельцев – 272 человека, из которых 133 – мужского пола и 139 – женского. В том числе непосредственно в г.Нолинске: 4 мужского пола и 5 – женского. В Нолинском уезде крепостные крестьяне присутствовали в нескольких населенных пунктах и принадлежали двум титулованным семействам:
- в починке Ершове – наследство Ендауровых, 26 мужчин и 21 женщин;
- в починке Большая Чернушка – их же, Ендауровых, 32 мужчин и 37 женщин;
- в починке Малая Чернушка – их же, Ендауровых, 9 мужчин и 9 женщин;
- в починке Ершове – титульного советника Степана Николаева Левашева, 21 мужчин и 25 женщин;
- в починке Большая Чернушка, его же, Левашева, 24 мужчин и 29 женщин;
- в починке Малая Чернушка над речкой Чернушкой Крутобережной, его же, Левашева, 17 мужчин и 13 женщин.
В городе Нолинске владелицей крепостных крестьян была титульная советница Пирожкова, собственностью которой были 4 мужчины и 5 женщин.
Наследники Ендауровы фактически проживали в Ярославской губернии, Пошехонском уезде, в селе Ракабол; Наследники Левашовы - в гор. Череповец Новгородской губернии, а опекун помещик Алексей Холмов - в г.Вологде; Пирожкова проживала в г.Нолинске в собственном доме.

Александр Чупраков. Нолинский уезд в зеркале истории – Киров 2021 г., с.46-47

 

Былое. Купеческий клуб в слободе Кукарке

В Кукарке купцы открыли свой клуб (общественное собрание). Устав этого общественного собрания утвержден 22 ноября 1893 года сенатором Шебеко. Для управления собранием выбирался совет старейшин. На него возлагалась обязанность организации балов, маскарадов, драматических представлений, музыкальных и литературных вечеров. Однако для большинства членов собрания наибольший интерес представляла игра в карты и со вкусом накрытые столы. Картежной игре в уставе уделено целых восемь параграфов.

Пребывание в клубе разрешалось до часу ночи, а те, кто задерживался, платили в пользу собрания штраф: за первые полчаса – 30 копеек, за вторые полчаса – 90 копеек, за каждые последующие полчаса сумма штрафа росла в арифметической прогрессии и к половине пятого достигала 28 руб. 80 ко. Конечно, для разгулявшегося купчины ничего не составляло выбросить за «сверхурочные» часы 20-30 рублей. Нелишне заметить, что за такую сумму кукарский рабочий должен был работать четверть года.

Слобода Кукарка- город Советск – 400 лет – Советск 1994 г. , с.27

 

С архивной полки. Первые советские студенты

В отдел народного образования


Российский Коммунистический Союз Молодежи. Нолинский комитет
23 декабря 1919 года

Городской комитет Нолинской организации РКСМ просит отдел Народного образования принять какие-нибудь меры к тому чтобы члену Союза Молодежи т.Ислентьеву выдать что-нибудь из верхней одежды, так как он кроме летнего пиджака ничего не имеет, купить же не в состоянии и не может поэтому ходить в училище так как рискует простыть.

Предком Флоров

ЦГАКО ф. 2273 оп.1 д.2 лл.15-15 об. (Примечание. Запятых в тексте почти не было, привели его так как есть)

 

По страницам советских газет. Культурный выходной

В райцентре. Весело и культурно провели трудящиеся районного центра выходной день 6 января.

Днем в районном Доме культуры для детей демонстрировалось кино «Садко». Вечером здесь же состоялся показ нового советского фильма «Дорога правды».
За два сеанса эту картину просмотрело более 700 человек.

Путь Ленина (Мари-Турек, Марийская АССР) - 1957 г. № 3

На фото: уголок советского быта. Экспозиция краеведческого музея поселка Мари-Турек

 

Забытые вятские слова и выражения: бандарка

Бандарка. Остаток сруба старого дома. У нас есть бандарка около дома. Бандарку на дрова купили.

Областной словарь вятского говора. Выпуск 1-2 - Киров 2012 г., с.46

 

Лесопромышленный промысел в Уржумском уезде

Большим промыслом в Уржумском уезде в старину являлся лес. Лес, которым в старое время была богата эта земля, вырабатывался и сплавлялся вниз по реке Вятке в низовые поволжские города, где, как известно, его практически нет. На вырубке и сплаве леса работали сотни крестьян. Благодаря этому промыслу, им не было нужды ходить заниматься отходничеством далеко от родных мест. Торговлю лесом в уезде открыли два уржумских купца А.Я.Корчемкин и С.И.Рукавишников (их имена как лесопромышленников упоминаются за 1870 г., хотя, возможно, и они не были здесь первыми), но впоследствии в Уржумском уезде в основном лесом занимаются представители двух фамилий – Бушковы и Шамовы, все старообрядцы. Они владели лесничествами и целыми лесными дачами, выкупленными в свое время у казны. Весь лес в этих «дачах» принадлежал лесопромышленникам и охранялся стражей. Рассказывают, заречный бор у с.Лебяжья перегораживал огромный земляной вал…

Промышляли лесом и многие другие предприимчивые люди. К примеру, в 1897 г. «Лесной журнал» в рубрике «Лесные торги в Вятской губернии» сообщал, что 24 октября при Уржумском полицейском управлении были произведены торги на продажу 13 лесничеств из казенных дач в южной части губернии, в частности Уржумского, Буйского, Кильмезского, Сендинского лесничеств. Всего к продаже предоставили 52 делянки для сплошной рубки и 143 единицы для выборочной рубки на общую сумму 373 т. рублей. Указывались здесь и наиболее крупные покупатели: М.С.Бушков (на 35, 4 т.р.), Т.И.Бушков (20 т.р.), Д.М.Бушков (18 т.р.), Г.М.Бушков (28 т.р.), П.М.Шамов (14,6 т.р.), И.Т.Заболоцких (14,5 т.р.), купец С.И.Стародубцев (33,4 т.р.), торговый дом Н. и Г.Бердинских (22 т.р.), астраханский купец Макаров (29 т.р.). Как видим, купцы иногда выкладывали суммы большие, чем сами лесопромышленники. С другой стороны, многие лесопромышленники сами часто вкладывались в торговлю. К примеру, С.Д.Шамов занимался и тем, и другим.
Как-то одного уржумского лесопромышленника писатель В.И.Немирович-Данченко спросил, не жаль ли ему леса. Тот дал исчерпывающий ответ:
- Господь наживу подает, а мы жалеть ее станем. Все человеку на потребу, всякий злак и трава, и дыхание всякое!.. Да и безобразие, то ли дело нива – гладко… А то лес, что в нем за краса! Особливо который лес по горам, так это и вовсе непорядок… Наше крестьянство не любит леса. Которые в наделе леса пошли – жердочки не осталось, порублены. Везде заместо леса – жнивье да луга пошли.. Поле – богаданное, а в лесу всякой нечисти вдоволь. Сколько хошь есть ея…

На фото: дом лесопромышленника С.Д.Шамова в городе Уржуме. Весь дом огромный и вытянулся в длину на целый квартал...

 

Установление советской власти в Малмыжском уезде

В городе Малмыже Вятской губернии советская власть установилась только 27 января 1918 года. До этого все распоряжения новой власти здесь игнорировались и клались «под сукно». Впрочем, в этом не было ничего удивительного, так как Малмыжский Исполнительный Комитет состоял в основном из эсеров и зажиточных крестьян, равнодушных к новой пролетарской власти. В местной газете «Малмыжская жизнь» информация подавалась в основном с точки зрения партии эсеров, велась агитация в защиту Учредительного собрания, а большевики описывались в самом негативном виде, что совпадало с позицией Вятского Верхсовета. В середине ноября 1917 года Малмыжская городская управа даже телеграфно обратилась с призывом ко всем губернским и уездным земствам России, в том числе вятским, с просьбой «рассказать населению об ужасном положении армии и умолять его, не теряя ни минуты, грузить и грузить хлеб для армии».

Малмыжский уездный комиссар М.Поспелов, член партии эсеров, видимо, исполняя указания Вятского Верховного Совета, выпустил следующее обращение к населению Малмыжского уезда:
«Захват власти одной партией недопустим. Большевики захватили власть в Вятке, идя против воли вятского народа, поручившего через своих представителей управление губернией Верхсовету. Впредь до установления всенародной власти учредительным собранием – вся власть губернии Верховному Совету». Малмыжское земское собрание на съезде представителей и секретарей волостных земств, состоявшемся 20 ноября, вынесло аналогичную резолюцию, в которой «резко отрицательно» отнеслось к захвату власти большевиками и признало власть только за Учредительным собранием и Верховным советом по управлению губернией: «Восторженно приветствовать полное гражданского мужества и совершенно правильное решение Вятского губернского земского собрания, взявшего на себя верховное управление губернией в трудные минуты жизни России. Съезд категорически заявляет, что будет поддерживать всеми силами вплоть до Учредительного собрания только власть восстанавливаемого Временного Правительства или власть губернского собрания».
В отчете 1918 года о деятельности Малмыжского Исполкома сообщалось: «Со времени октябрьского переворота до января 1918 года жизнь Малмыжского уезда протекала в условиях полной разрухи и безвластия. Земство не имело ни средств, ни достаточной энергии строить работу не только на принципах, провозглашенных Октябрьской революцией, но и на принципах демократических». Таким образом, управление Малмыжским уездом являло собой полную противоположность губернскому центру с ее исключительно большевистским Советом.
Не имя больше возможностей справиться с управлением уездом, 24 января 1918 года Малмыжский Исполнительный Комитет созвал уездный крестьянский съезд. Что интересно, крестьяне, прибывшие на съезд были в большинстве своем бывшими солдатами, еще на фронте разагитированными большевиками, и в массе своей были сторонниками советской власти. Делегаты съезда сразу же выразили недоверие работе Исполнительного Комитета. Пригласив на свое заседание 27 января представителей от рабочих и солдат, съезд объявил себя Советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, взяв всю полноту власти в уезде и признав главенство за советской властью. Власть в Малмыже и уезде перешла к сторонникам большевиков мирно, без сопротивления и саботажа. 22 февраля «Вятская правда» сообщала о положении в Малмыжском уезде: «По губернии. Укрепление советской власти. Из Малмыжа телеграфируют - организация советов продолжается, противодействий нет; казначейство, почта и и местные самоуправления советскую власть признают, назначен комиссар юстиции, организуются местные суды, приступлено к сформированию народной армии». Сопротивление установлению большевистской власти по уезду было только в двух волостях уезда – Селтинской и Сюмсинской. Это были тлеющие угли. Не пройдет и полгода, как эти волости станут центрами одних из самых больших восстаний в губернии против советской власти …

На фото: город Малмыж в старину

 

Вятские герои и героини. Участвовала ли Антонина Пальшина в женском батальоне Марии Бочкаревой?

В 1917 году вступила в женский батальон Марии Бочкаревой и знаменитая Антонина Пальшина, наша вятская кавалерист-девица" XX века. Об этом факте своей биографии в дальнейшем она никогда не распространялась, и вы его нигде не найдете, ни в одной статье о ее жизни, ни в одной автобиографии. Женщина-солдат словно вычеркнула этот эпизод из свой жизни по каким-то соображениям. Сама она в своей автобиографии рассказывала, таинственно умалчивая «батальонный» период своей фронтовой жизни: «Георгиевский крест 3й степени приколол сам Генерал Брусилов в прифронтовом госпитале и велел отдать приказ по полку произвести в младшие унтер-офицеры. Но в часть я больше уже не вернулась. Февральская революция застала меня в городе Киеве, где лежала я после второго ранения. Осенью 1917 г. вернулась домой в г.Сарапул». Четко видим огромный разрыв между февралем и осенью, о котором женщина таинственно умалчивала.

Сохранилось только одно-единственное свидетельство о ее служении в «батальоне смерти». В начале августа 1917 года газета «Вятская речь» писала: «В Вятке в настоящее время проживают по отпускным билетам штаба унтер-офицер 1 женского батальона смерти Антонина Пальшина (с 28 июля) и рядовой первой женской команды смерти Вера Штепан (живет в Вятке с 19 июля)… Обе указанные женщины-солдата, не дожидаясь истечения трехмесячного отпуска, 4 августа вновь возвращаются на фронт». Это пока единственное свидетельство о служении Антонины Пальшиной в женском «батальоне смерти» Марии Бочкаревой.

 

Первые нолинские купцы

Купечество земли Вятской и Нолинской в частности, мы по праву называем «отцами города», именно они положили начало развитию торговых отношений не только с городами других губерний, но и других государств Европы и Азии, тем самым приумножая богатство своего края.

К «отцам» города Нолинска летопись относит следующие фамилии:
1. Гырдымов Михаил Михайлович, прибывший на землю Нолинскую в XVII в. Потомственный купец 1-й гильдии, почетный гражданин города Нолинска и России, член и казначей Земской управы;
2. Зонов Александр Денисович, построил кожевенный завод;
3. Нелюбин Евлампий Яковлевич, прибыл в числе первых, торговал солью;
4. Парамонов Алексей Алексеевич, член Земской управы;
5. Половников Николай Иванович, почетный гражданин города, член Земской управы;
6. Поскребышев Иван Степанович.
К первооткрывателям земли Нолинской можно отнести и такие купеческие фамилии как: Буров Геннадий Семенович, Коробков Ефим Трофимович, Коробков Иван Иванович, Небогатиков Яков Евсеевич и др. Каждый из них вносил свою лепту в развитие нолинской торговли.
К началу XX в. в Нолинске насчитывалось более 200 купцов, которые были объединены в гильдии или корпорации.

Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – М.2008 г., с.82-83

На фото: Дома Новинского купечества до сих пор украшают город Нолинск….

 

Архивы Кировской области. Уржумский районный архив. В архиве сохранилось много уникальных документов. Например, есть здесь дела храмов города 1920-х годов с анкетами священнослужителей, есть списки лишенных избирательного права по Уржумскому району за 1930 год, есть похозяйственные книги 1930-х и поздних годов и многое другое...

 

Вятские хроники. Загадочный метеор (1904 год)

21 июля. Около 9 часов вечера, при звездном небе, в северо-восточном направлении пролетел метеор в виде огненного шара, похожий на пущенную ракету. Шар этот мгновенно рассыпался в виде искр, оставив по себе на небе светлую прямую линию, превратившуюся, вслед затем же в зигзаги. Явление это было видимо не менее 5 минут.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.154

 

Первопоселенцы Пермского края в истории первых поселений

Пустошь, что была деревня Косинская. Пашни лесом поросли добрые земли 26 четвертей с осминою поле...

Полпустоши, что был починок Алексеевской Трескина. Двор пуст Федки Васильева сына Галичанина, збежал безвестно в 130 году...

Пустошь, что была деревня Коробовская Моргунова тож. Место дворовое Петрушки Агафонова сына Моргунова, умер в 123 году; да два места дворовых же половничьих; половники сошли безвестно в том же году. Пашни лесом поросло добрые земли 30 четверть в поле, а в дву потому ж, а в ней впусте две выти с полу-вытью. Да за ним же была пустошь Наимушинскя. Пашни лесом поросло середние земли две четверти без полу-осмины в поле, а в дву потому ж; впусте полчетверти выти...

Писцовая книга 1629 года Хлыновского уезда

Местные жители, говоря о заселении края, правда, зачастую смещая временные рамки, сообщают также сведения об основании селений, помнят о приходе первопоселенцев. Пояснения о происхождении местных жителей и названии основанных ими первых поселений даются, как правило, с точки зрения ложной народной этимологии. Так, в деревне Кукольное Юрлинского района рассказывают о поселении в 1563 году сосланных людей и спасшихся от голода «казанских цыган». Это были, по словам информаторов, русские люди, прозванные цыганами из за своих перемещений. Название села Копально объясняют тем, что первопоселенцы, меняя руло протоки Чусовой, перекопали его и основали селение на месте древнего городища с таким названием. Расположение деревни в стороне, в захолустье объясняют название деревни Темной Чусовского района. О присланных с Вятки из Зюздина крестьянами, проигранных в карты помещиками, помнят в деревне Зюздино Юрлинского района. Беглое население заселило Ильинский район, причем беглецы, по воспоминаниям старожилов, попадали сюда в разное время: при татарском нашествии или в «смутное время»… О переселении людей из-за Камы помнят в деревне Захарово Лысьвинского района: некий крестьянин Захар с семьей дал название деревне – Захаровичи (Захарово). О свезенных Строгановыми крестьянах как о первых поселенцах говорят в деревне Темная Чусовского района...

На путях из земли Пермской в Сибирь – Москва 1989 г., с.14

 

Истоки. Отданные "вечно во владение..." (монастырское крепостное право)

… А в Уржумских в писцовых книгах Михаила Поздеева да подъячего Ивана Андреянова 195 году написано: по нашему великих государей указу и по жалованной грамоте, из Уржумского уезду, промеж Чепочкой и Буею речками, отказано в Вятский уезд, по старинным жалованным грамотам 103 году, к Успенскому Трифонову монастырю архимандриту Александру з братьею вечно во владенье, что были ясашные деревни и починки: д.Веретея, д Варзанка, д.Тобековских Оторищ, Сосновая Веретея тож, д Тойбечкина, д. Тойбековских оторищ, Естюнина тож, д.Тобековских оторищ, Межуполная Веретея тож, д.Тобековских оторищ, Чакин починок тож, д.Кирюхин починок, поч.Грызухин, д.Володимерова, д.Пестова, д.Бровцына, Какуй тож, в них крестьянских 83 двора, людей в них 309 человек, пашни паханые добрые земли 631 чет с полутретником в поле, а в дву потому ж, да лесом поросло под пашню годных мест 319 десятин, сенных покосов 7 десятин с третью, да волости Вичьмори в д.Новой, Путюнги тож, отказано им 14 дворов крестьян без земли; всего во всех деревнях отказано из Уржумского уезду в Вяцкой уезд к тому Успенскому Трифонову монастырю 97 дворов. А что тех вышеописанных деревень и починков крестьян на Уржум в нашу великих государей казну всяких денег и хлебных доходов платили, и по нашему великих государей указу, с тех крестьян те платежные всякие поборы сняты…. Всего отказано из Уржумскому уезду к Успенскому монастырю помещиковых и Уржумского Чепоцкого монастыря и дворовых крестьян земли 16 четьи в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 90 десятин с третьею, да лесом поросло под пашню годных и негодных мест 98 десятин без полудесятины.

Грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Уржум воеводе Я.И.Ларионову с повелением предоставить по прежнему во владение Трифонову Монастырю землю между рр.Чепочкою и Буею, а игуменам Чепочкинским велеть не вступаться в эту землю. 1690 года октября 3 дня // Грамоты и акты Вятского Успенского Трифонова монастыря 1580-1764 гг. – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1906 г. вып. 1-6 - с. 271-280

 

Исторические события в живописи и на фотографиях. На первой иллюстрации репродукция нолинского художника Виктора Путинцева, изобразившего на ней такое событие, как антисоветский мятеж в городе Нолинске 1918 года. Группа советских работников и красноармейцев во главе с комиссаром Андреем Вихаревым стойко отбивают нападение мятежного отряда, напавшего на Нолинский исполнительный комитет, размещавшийся в здании Нолинского духовного училища, но силы неравны, и многие из двух десятков защитников погибнут в огне и дыму. Сам Вихарев сможет выбежать из пылающего здания, но будет схвачен мятежниками, изрублен на куски и брошен в воды речки Вои. Тело его так и не будет найдено.
На второй фотографии изображены комиссар Андрей Вихарев и командир отряда по борьбе с контрреволюцией Андрей Монахов-Мануилов с несколькими бойцами. Незадолго до мятежа, Монахов-Мануилов, почувствовав, что надвигается гроза, во время сбежит из города со своим отрядом, вооруженным "до зубов". Также сбежал и латышский отряд К.Жидялиса. Переждав угрозу в безопасном месте, храбрые бойцы с контрреволюцией вернутся с отрядом Красной армии и будут героически сражаться - искать контрреволюционеров (то бишь безоружных людей) во всех уголках Нолинского и Уржумского уезда. В одном Уржумском уезде осенью 1918 года расстреляют по малейшему подозрению около ста человек...
На третьем снимке здание бывшего Нолинского духовного училища после пожара. Верхний этаж, который был залит керосином и подожжен, выгорел полностью. Эти обгорелые кирпичи на здании можно увидеть и по сей день...

 

Топонимика города Кирова. Улицы, названные в честь революционеров и деятелей советской власти

Азина, Алцыбеева, Упита, Баумана, Блюхера, Володарского, Воровского, Гайдара, Дерендяева, Дзержинского, Ивана Попова, Калинина, Либкнехта, Карла Маркса, Кирова, Котовского, Красина, Крупской, Куйбышева, Ленина, Луначарского, Маклина, Орджоникидзе, Розы Люксембург, Степана Халтурина, Тельмана, Тухачевского, Урицкого, Фрунзе, Чапаева, Энгельса. Сюда же можно отнести улицы Мопра и Красноармейскую.

Примечание. Сюда мы включили фамилии Аркадия Гайдара (командир отряда ЧОН в годы Гражданской войны) и полководцев Гражданской войны - Азина, Блюхера, Котовского, Тухачевского, Фрунзе, Чапаева. Любопытно, что Тухачевский был расстрелян в сталинские годы, а улица в честь него в городе Кирове осталась... Иван Попов оказался единственным местным руководителем советской власти, в честь которого здесь назвали улицу. Интересно, что кировская "революционная топонимика" это в основном революционеры и советские деятели первых лет советской власти. В городе Кирове нет ни одной улицы в честь какого-либо деятеля советской власти послесталинского времени...

На фото: современная улица Ленина

 

По страницам советских газет. Рабочие критикуют

Срывают ремонт моторного флота. Механики мастерской Верхне-Вятской сплавной конторы треста «Кирлес» более месяца назад приступили к ремонту моторного флота. За это время 20 человек отремонтировали только 1 двигатель.

Исключительно медленные темпы ремонта объясняются плохими условиями для работы. В мастерской холод и дым. Работают в верхней одежде и рукавицах. Оборудование замерзает, и на разогревку его тратится бесцельно рабочее время.
Труд в мастерской организован плохо. Механик Шабалин никаких практических указаний не дает. Рабочие часами простаивают без дела. Ремонт производится кустарным способом, коленчатые вальцы протачиваются резцом на неприспособленном станке. Между тем, в мастерской имеются ценные станки, которые никак не соберутся установить.

Рабочие // Кировская правда - 1939 г. № 10

На фото: Дом работников треста «Кирлес» (Красноармейская ул., д. 38). Г. Киров. 1967 г. Фото А. Г. Тинского (фотофонд ЦГАКО)

 

С архивной полки. Когда впервые в Вятской губернии появился табак?

Торговлею листовым табаком занимаются здесь немногие, покупая оный зимою в г.Казани и на Мензелинской ярмарке, потом распродают на базарах и торжках от 6 до 10 копеек за фунт, а иногда таковой развозят по деревням, населяющим вотякам разъезжающими для продажи разной мелочи татарами из 2 и 3 стана здешнего уезда, почему какое количество пудов бывает годовая пропорция табаку, который употребляют только почти одни вотяки и черемиса, но очень немногие из русских и оборотный на это капитал, а точно также делать об этом сравнение с предшествующими годами нет никакой возможности, а более потому табак продают по мелочи.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 лл.172-172 об. (Сведения о торговле в Вятской губернии за 1862 год)

"Табак в большом употребление у вотяков: курят мужчины, курят и женщины; за последние годы женщины бросают. Хранится табак в кисетах (кожаных мешочках) у пояса, набивается в трубку с медной крышечкой. В кожаных сумочках носят огниво и трут. Кроме того, табак употребляется, как лекарство от зубных болей и головных (йыр висён)" (Петропавловский. Этнографическая экскурсия в дер. Пунем, Нылги-Жикьинской вол., Ижуезда. (Из материалов Обоно). Под редакцией Ф. Стрельцова // Труды Научного общества по изучению Вотского края : Выпуск 2-й. — Ижевск : Издание Научного общества по изучению Вотского края, 1926. — С. 96—109).

На фото: удмурты с курительными трубкамиН


Назад к списку