Гонения на Церковь
Церковная сторожка как квартира духовенства
После 1917 г. приходские храмы лишились в общем числе своих зданий и тех квартир, в котором проживало духовенство. В некоторых местах, правда, духовенство, проживало в казенных квартирах еще в 1924 г., но постепенно в течение первого советского десятилетия все эти квартиры были у него изъяты, хотя они были построены на средства верующих и иногда церковной казны. Зачастую местные власти боялись вступать в конфликт с верующими и квартиры у "попов" отбирались под разными предлогами - мол, откроем в нем клуб, нардом, школу, детский сад. Большинство учреждений действительно размещалось потом в добротных домах многие десятки лет.
У духовенства осталось 2 выхода - наем жилья и жить при самом храме. Первое было нелегким делом, т.к. платить община должна была не только арендодателю, но и сам арендодатель облагался налогом. Это был еще один выпад в борьбе с религией. Поэтому немало духовенства в 1920-1930е гг. жило в зданиях при храмах, в палатках и сторожках. В больших храмах ухитрялся проживать даже весь причт с семьями, что можно прочитать в документе, размещенном ниже. Не так давно публиковалось заявление епископа Виктора (Островидова), который в нем сообщал, что жил в палатках 2 храмах - Успенского собора и Серафимовской церкви г.Вятки. Однако и отсюда власть придержащие старались выселить духовенство, на этот раз используя уже законодательство. В Кирове всерьез этим занялись в 1938 г. - в самом разгаре борьбы с религией (когда многое духовенство получило "прописку" в местах не столь отдаленных). 17 декабря 1938 г. заведующий общим отделом облисполкома Осокин направил в областное управление милиции такое обращение:
"Облисполком извещает, что в ряде районов области (Слободской, Арбажский, Санчурский и др.) церковные сторожки общинами используются не по назначению, местами даже здания церквей (Екатерининская церковь г.Слободского) превращаются по распоряжению церковных советов в квартиры, в Предтечинской церкви г.Кирова проживает диакон, священник и митрополит.
Согласно же законодательства статьи 48 инструкции о религиозных объединениях церковные сторожки религиозными общинами должны использоваться только по своему прямому назначению для жилья лиц, несущих обязанности сторожа.
Сообщая вам об этом, просим дать по этому вопросу соответствующее разъяснение райотделениям милиции области."
Поскольку данный циркуляр поступил от самого Облисполкома, скорее всего после этого надлежащие меры были приняты...
По материалам архива ГАКО.
Антирелигиозная работа кулаками - и такое бывало...
В Верхошижемском районе 1 комсомольцу было поручено провести беседу на антирелигиозную тему в 1 колхозе. Не подготовившись как следует, он не смог толково ничего рассказать колхозникам. Колхозники стали ему возражать, тогда этот комсомолец видя, что он не может убедить колхозников, набросился на 1 старика колхозника и избил его.
ГАСПИ КО ф.1290-1-166 л.22
Беспредел власти
ЕВСТЮНИН Афанасий Васильевич: священник. В 1937 г. служил в с.Верхняя Игра, когда его местные власти принуждали отречься от Бога. Когда о.Афанасий отказался, в отношении его было сфабриковано дело, по которому он получил 10 лет ИТЛ.
О.Александр Малых в своем труде «История Ижевской и Удмуртской епархии в XX веке» так описывал жизненную трагедию священника: «Священник с.Верхней Игры Евстюнин Афанасий Васильевич в декабре 1937 года был вызван в с.Грахово, в районное отделение НКВД, где помощник оперуполномоченного Граховского РО НКВД Ефимов предложил ему подписать акт об отречении от сана и Бога, обещая место бухгалтера в столовой. В противном случае угрожал ему заключением на 10 лет в лагерь и лишением для его детей (которых у о.Афанасия было 6)возможности получить образование. О.Афанасий отказался подписать акт, тогда уполномоченный дал о.Афанасию неделю для принятия решения. Прошла неделя, о.Афанасий так и не пришел в НКВД отрекаться от Бога. 17 декабря в 3 часа ночи к нему домой нагрянули чекисты с обыском. О.Афанасия увезли в с.Грахово, где в отделении НКВД проводивший допрос следователь, избивая священника, опять заставлял его подписать отречение от Бога. Отречения о.Афанасий так и не подписал. Ефимовым было сфабриковано дело по обвинению священника А.Евстюнина в антисоветской агитации, которое было направлено на рассмотрение Тройки НКВД. 27 декабря 1937 г. решением Тройки о.Афанасий был приговорен к 10 годам ИТЛ. Причем о приговоре он узнал, только когда прибыл в лагерь. Обо всем этом о.Афанасий написал в декабре 1938 г. письмо в МВД СССР, прося снять с него судимость. Решением Президиума Верх. Суда УАССР от 14.4.1938 постановление Тройки НКВД было отменено и дело в отношении его прекращено «за недостаточностью улик».
В 1934 году был безвинно репрессирован священник села Пышкет о.Михаил Кузовников. История его репрессии наглядно показывает, какой беспредел творился на местах - власть придержащие могли творить все, что им вздумается, без всякой ответственности за это, за то с рядовыми людьми могли поступать как угодно...
Отец Александр Малых в своей бесценной книге по истории Ижевской и Удмуртской епархии описывал это так:
«В мае 1934 г. председатель Пышкетского сельсовета Юкаменского района Завалин после наложения незаконных штрафов в 50, 60 и 100 рублей на священника села Пышкет Михаила Кузовникова 29 мая арестовал его и посадил в темный амбар. Между тем, на этот день назначено было отпевание умершего, которе из-за этого не состоялось, равно как не состоялось отпевание и 31 мая.
Днем раньше 28 мая арестован был и псаломщик Капачинский Виталий. Оба они были отправлены в Глазовский исправдом с предъявлением обвинения священнику по ст.58 УК за то, что «в мае скопил 6 покойников, которые начали разлагаться, а псаломщику – за то, что защищал на допросе священника».
Церковный совет направил Жалобу в Комиссию по делам религиозных культов при Президиуме ВЦИК, которая рассмотрела ее. По результатам рассмотрения Комиссия по вопросам культов 22 июня 1934 г. предлагала прокурору Юкаменского района УАО «изменить меру пресечения по отношению к арестованным служителям культа, произвести тщательное расследование о всех действиях председателя сельсовета Завалина и привлечь последнего к судебной ответственности». Однако, как и случалось в то время, ничего подобного не произошло. О.Михаил был приговорен к 5 годам лишения свободы….
Назад к списку