ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Храмы уезда

Церковь с.Алнаши

Приход с.Алнаши открыт по определению Св. Синода от 31 июня 1751 г. и образован из селений Можгинского прихода. В состав вновь образованного прихода с.Алнаши вошли с.Алнаши, дд.Средняя Шудзя, Ср.Бомга, Верх Варзи-Омга, Ср.Шудзя, Уча-Пельга, Цакма-Шудзи, Мал.Сота, Вишур-Шудзя, Тумбаш, Казаково, Ст.Дзюмья. В 1761 г. Преосвященным Гавриилом, епископом Казанским дана благословенная грамота на строительство деревянной церкви, которая построена и освящена 20 мая 1763 года во имя Святой Троицы. Село до 1791 года было в ведении Казанской епархии, а с 1791 г.  – перечислено в Вятскую епархию. Указом от 14 мая 1815 г. за № 1486 Вятская духовная консистория предписала начать строительство каменного храма во имя св.Троицы с двумя приделами: в честь св. Апостолов Петра и Павла и в честь трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Первый престол каменного храма, Петропавловский, освящен 1 октября 1822 г. Главный престол в холодной церкви – Троицкий – освящен 29 июня 1836 г., третий престол не был построен.  В 1888 г. с разрешения Епархиального начальства теплый и холодный храм соединены вместе.

 В 1903 году началось расширение церкви. Петропавловский престол уничтожен, и вместо одного престола устроены два: правый в честь Евфимия Нового, освящен 21 августа 1905 г., а левый в честь Св. Мучеников Хрисанфа и Дарии, освящен 22 августа  1905 г.  Главный престол остался прежний  - во имя Св.Троицы. Церковь закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 5 сентября 1940 г. Других сведений об истории церкви не обнаружено.

 Здание расположено в центре села на открытом месте. Почти кубический объем основного четверика завершен восьмериковым световым барабаном под граненым куполом. Пониженный удлиненный алтарь  с тремя скруглениями апсид обозначает  внутреннюю трехнефную структуру церкви. Более поздние  боковые приделы сгладили декоративные отличия частей здания. Южный и северный фасады оформлены одинаковым ритмом арочных окон, заключенных в наличники с рельефными архивольтами. Оси по горизонтали соединены подоконной полочкой и карнизом  на уровне пят перемычек.  Стены венчает ленточный фриз. Места примыкания приделов  отмечены на западном фасаде швом и разницей высот.

 

М.В.Курочкин, Н.В.Попова. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников  - Ижевск 2011 г.

 

Церковь Бемышевского завода

Церковь построена в 1825 г. тщанием заводовладельца г.Лебедева Зданием каменная, с таковой же колокольней , в 1 связи; крепка, покрыта железом. Престолов в ней 3: в холодной во имя живоначальной Троицы, в правом приделе в честь Покрова Божией матери , в левом во имя апостолов Петра и Павла Утварью достаточна. Ближайшие церкви: в с. Васильевском в 10 в., Никольское в 12 в. Книги до церковного круга подлинные есть все В церковной библиотеке книг для чтения 446 томов. Школы: 4 церковные, из которых 1 двухклассная в самом селе и 6 земских Земские учреждены с 1869 по 1896 гг. и церковно-приходские с 1888 по 1904 гг.

Источник:  ЦГА УР ф.72 оп.1 д.24 

 

Церковь села Ключевка

Обращался зодчий и к темам нового стиля – модерн,  который распространялся  на рубеже веков как в столичных, так и в провинциальных городах. Лучшей постройкой в группе деревянных культовых сооружений этого  стиля является храм Вознесения Господня  в с.Ключевка Алнашского района (1902 г.), возведенный по проекту архитектора И.А.Чарушина в соавторстве с М.В.Дружининым. Его композиция и расположение дают возможность увидеть здание с разных точек зрения, почувствовать цельность объема, ощутить пространство, в организации которого зданию принадлежала определяющая роль. Авторы использовали изящные стилизованные декоративные элементы, придававшие сооружению особую изысканность. Здание, несомненно, стало незаурядным явлением в творчестве вятских архитекторов на территории Удмуртии. Это единственное из сохранившихся деревянных  храмовых зданий  периода модерна в республике.

  Деревянная церковь  с одним престолом  построена в п.Ключевка в 1902 г. на средства прихожан. Освящена 9 марта 1903 г.  во имя Вознесения Господня.  До 1909 г. церковь была приписной к церкви с.Варзи-Ятчи.

 Приход с.Ключевка  открыт по указу св.Синода от 31 августа 1909 г. № 11863. В его состав вошли 14 селений. Вознесенская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР  от 10 декабря 1939 г. и передано под клуб. С 1990-х годов деревянную церковь было разрешено перенести в п.Лудорвай – этнографический музей-заповедник под открытым небом. Однако из-за ветхости церковь осталась  на прежнем месте.

  Церковь крестообразная в плане, деревянная, на фундаменте из тесаных  блоков песчаника, представляет довольно интересный образец провинциальной архитектуры. Зрительно здание разделено  на три четко читающихся объема, где центром композиции является сам храм.

 Стены храма из мощных бревен-стоек, соединенных сверху балками-бревнами.  Каркас заполнен по периметру вертикально  установленными бревнами с зашивкой стен досками. Изнутри стены оштукатурены по дранке под окраску.  Сводов нет, потолок подшит прямо, в центре помещен небольшой декоративный купол. На север и юг выходят двери и окна с коваными решетками. Внутри расположены декоративные столбы на кирпичной кладке. Кровля вальмовая металлическая. Над теплым храмом восьмерик с куполом из деревянного каркаса. С восточной части расположена пятигранная апсида на три окна. В настоящее  время богослужения в церкви не проводятся и ее  восстановление не планируется.

 

М.В.Курочкин. Храмовое зодчество И.А.Чарушина  на территории Удмуртии  (конец 19- первая половина 20 вв.) // Вторые епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле – Ижевск 2015 г., с.185-187

 

Церковь села Челны

 "Клировая ведомость" 1829 г. о церкви  писала:


"Церковь сия построена в 1825 г. тщанием прихожан. 
Зданием она каменная с таковой же же колокольней, еще недостроенной, а выкладена токмо до первых слухов. 
Престолов в сей церкви 3: в настоящем холодном еще не освящен во имя живоначальной Троицы, в 2 теплых приделах, освященных в правом во имя Рождества Христова, а в левом – Рождества Божией Матери. 
Утварью не скудается. 
Причта положено по штату издавна: священник 1, диакон 1, причетников 2. 
Земли при сей церкви усадебных 2 десятины, пашенной и сенокосной, как слышно от прихожан, хотя и намежовано сколько то до поступления нашего к должности в село сие, но по неимению около оной столбов, утверждений и планов, во владение священноцерковнослужителей не поступила, и к церкви не причислена, равно как и есть ли где производство о сей земле дела, неизвестно, а посему и обрабатывают ее сами прихожане и священноцерковнослужители пользуются вместо оной от деревенских небольшой хлебной ругою, а от сельских прихожан вместо оной некоторой частью только сенокосной земли по обоюдному издавна согласию, без всяких актов.
Домы священноцерковнослужителей собственные, деревянные на церковной земле
На содержание их священноцерковнослужителей постоянного оклада ниоткуда не получается, почему и содержание их посредственно. 
Зданий принадлежащих церкви никаких не имеет".

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.44 лл.1563 об.-1564


Назад к списку