ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

История старого города

Здесь конец миру..." (Салтыков-Щедрин о Вятке)



«В одном из далеких углов России есть город, который как-то особенно говорит моему сердцу. Не то чтобы он отличался великолепными зданиями, нет в нем садов семирамидных, ни одного даже трехэтажного дома не встретите вы в длинном ряде улиц, да и улицы-то все немощеные; но есть что-то мирное, патриархальное во всей его физиономии, что-то успокаивающее душу в тишине, которая царствует на стогнах его. Въезжая в этот город, вы как будто чувствуете, что карьера ваша здесь кончилась, что вы ничего уже не можете требовать от жизни, что вам остается только жить в прошлом и переваривать ваши воспоминания. 
И в самом деле, из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец миру» (Губернские очерки. Введение // Здесь и далее: Собр. соч. в 20-ти т. М., 1965. Т.2, с.7-8). 

«...народонаселение Вятской губернии почти исключительно состоит из казенных крестьян, и затем из удельных; помещичьих же имений вообще очень мало и большая часть помещиков, в особенности же из более значительных, не живет в этих имениях...» (Очередная выставка сельских произведений... // Вятские губернские ведомости, 1851, N 4, II отд., с.24). 

«За отсутствием дворянства интеллигенцию у нас представляло чиновничество и весьма немногочисленное купечество, высшие представители которого в этой местности искони променяли народный зипун на немецкий сюртук. К интеллигенции же причисляли себя и довольное количество ссыльных, большая часть которых принадлежала к категории политических» (Благонамеренные речи. Тяжелый год. // Т.11, с.407). 

«Одна из самых ярких особенностей наших захолустных городков заключается в том, что там почти совсем нельзя встретить постороннего, наезжего люда. Все, что ни видится на улицах, на площадях, в присутственных местах, в лавках - все это тутошнее, живущее здесь только потому, что постепенно нагуляло себе как бы естественные кандалы. Постороннему здесь нечего делать, а потому незачем и приезжать. Это до такой степени верно, что нет ни одного провинциала, который не сознавал бы этой истины и не взглянул бы удивленными глазами на приезжего, не спешащего сломя голову вон. Провинциальный город никогда ни для кого не служил целью, а только стоял на пути, который так, кажется, и перелетел бы, если б были крылья» (Письма о провинции. // Т.7, с.324).

 

"Холодильники" старой Вятки

Анатолий Гаврилович Тинский – доцент, член Союза архитекторов России, описывает такой случай: «В 1970 г. при отрывке траншеи для ввода теплофикации через ворота во двор жилого дома, расположенного по адресу ул.Большевиков 71, траншея уперлась в каменную стену и свод, который строители разрушили. Дом этот старинный, он был построен по плану губернского архитектора Дюссар де Невиля в 1826 году для служителей Спасского собора. Строители натолкнулись на подземный ход, состоящий из двух проходов, разделенных между собой кирпичной стенкой. Ход шел параллельно ул. Большевиков на север к другому дому под № 69, принадлежащему Спасскому собору, построенному несколько позже, в 1842 г., по проекту И.Т.Соловкина. ход был по обе стороны от траншеи, и при дальнейшей прокладке системы теплофикации не был обследован и обмер его не был произведен».
Проживающая в одном из этих домов А.И.Корякина в 1974 г. рассказывала: «Дом старинный, раньше он принадлежал церковному ведомству. Жители нашего дома, копая яму для хранения картофеля, натолкнулись на подземный ход, который мы стали использовать как овощехранилище и сейчас мы пользуемся им до сих пор».
Такие «секретные» ходы между жилыми зданиями были очень распространены в Вятке. Их вятичи называли холодильниками.

Фокин А.Г. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, преданья и легенды – Киров 2000 г.

Как "отец народов" подредактировал историю города Вятки/Кирова

По сей день ходят слухи, что Сталин, узнав, что какая-то Вятка в ровесницы набивается столице нашей Родины – Москве, распорядился устранить эту историческую несправедливость. Много «заказных» научных трудов появилось в то время. Историки сразу как бы доказали, а все как бы им поверили, что город наш был основан в 1457 г. мы тут же отпраздновали 500-летие, а к юбилею даже справочник выпустили с «точными» историческими датами. Только после смерти Сталина сотню лет историкам удалось отстоять, но на большее они не посягнули. В СССР любили встречать юбилеи и поэтому уже в 1974 г., всего через 20 лет после 500-летних торжеств, все отметили 600-летие нашего города. Если в то время историки путались в датах, а мы ничего не понимали, то сегодня они молчат, а мы не понимаем еще больше….

А.Фокин. Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды – Киров 2000 г.

Кстати, Сталин лично бывал в Вятке, так что может, слух мог иметь под собой реальную почву...

 

Хлынов в 1615 г.



Улица Спенцынская. Во дворе Мартинко Бириболдин. Нищая вдова Анютка Бесова. Нищей Евсевейко Кусков. Нищей Первушка Иванов. Бобыль Ивашко токарь. Пятунка Захарьев. Нищая Тренкинская жена Зиновьева. Пиминко Смолков. Нищей Михалко Лапуга. В келье нищая Марьина Порошницына. Во дворе нищей Обрамко пугвишник. Нищей Серашка Кликунов. Павлик Симонов. Онтипка Чернышев да сын его Степанко. Вдова Огрофенка Лаженицына. Русинко да Мосейко Ермолины. Двор пуст Степанка Григорьева, Степанко сбежал в 123 г. Во дворе бобыль Захарка Жерновников. Матюшка Лихачев. Кулига Горяинов. Пронка Лихачев. Бобыль Ондрюшка Сивков. Вдова Малышка Павловская жена Идолова. Ивашко Скорняк. Вдова Малышка Шаршавина. Тренка Лошкин. Федка Лошкин. Богданко Балезин. Тихонко портной Швец. Олешка Мудихин. Обакумка Лянгасов. Елка Суятин. Малец Колпашник. Бобыль Первушка Проскурин. Розсыльщик Флорко Трофимов. Васка да Оничка Слобожаниновы. Микитко Ростовцев. Бобылка вдова Домница Тороканова. Бобыль Окишко Немчинов. Ивашка Голик. Куземка Нестеров. Степанко Репин. Городовой сторож Худячко Гаврилов. Томилко Бутин. Сергейко Горошник.
В переулке. Во дворе Федка Коркогин сусленик. Ивашко Хохряков. Бобыль Дениско Шеломов. Тренка Казеня. Ивашко Свечник. Бобыль Якуш Шубин. Нищей Игнашка Назаров. Илейка Филимонов. Микитко Кунаев. Ивашко Сидоров. Тренка Щетинин. Ермолка Коршун. Микитка Крутихин. Бобыль Степанко Чарушин. Бобыль Ивашка Желнин.
Улица Бритовская. Во дворе нищей Гришка Руской Серин. Нищая вдова Шеболовская жена Тюстина. Бобыль Ивашко Воробей. Ивашко Токарев. Бобыль Макарко Воробьев. Федка Фомин. Омелка Зверев. Нищей Тимошка Шея. Бобыль Семейка Кольцов. Двор пуст Семейки Соловьева. Семейка умер в 119 г. Во дворе Данилко Воронов. Ондрюшка Ворожцов…

«Дозорная книга г.Хлынова» 1615 г.

"Дозорная книга" 1615 г. интересна тем, что в ней упоминаются жители города Хлынова того времени с именами и фамилиями того времени. В городе жило много ремесленников, а также огромное количество нищих.

Рисунок Т.Дедовой.

 

Вятка: начало...



По сохранившимся данным, первое тысячелетие нашей эры берега реки Вятки заселяли удмуртские, марийские племена и коми. Главным занятием населения было земледелие, домашнее скотоводство и охота на пушного зверя.
В конце 11 века бассейн реки Вятки стали заселять русские. Они селились на свободных землях среди удмуртов и марийцев, которые вполне дружелюбно их встречали и даже не препятствовали смешанным бракам. Во второй половине 13 века приток русских на Вятку усилился из-за татаро-монгольского нашествия. Основная часть переселенцев шла на Вятку с Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель. Согласно «Повести о стране Вятской», в 1174 г. новгородцы захватили марийский городок Кокшаров и переименовали его в Котельнич, а «спустя некоторое время» основали собственный город Хлынов.
Местные же предания и записи вятских книжников свидетельствуют о том, что русская колонизация Вятского края началась в 9-12 веках. Начало проникновения русских в Вятский край датируется 1181 годом. Летописи рассказывают о том, что в этом году отряд новгородцев овладел удмуртским городком Болваном, стоявшим на правом берегу Вятки, поселился в нем, назвав его городом Никулицыным, а другой отряд новгородцев захватил марийский городок Кокшаров, переименовав его в Котельнич. Потом оба отряда объединились и построили общи город Хлынов, названный по речке Хлыновице, впадающей в Вятке под этим городом. Поэтому в официальных вятских документах конца 18 века годом основания Хлынова (Вятки) считался 1199 г. 
Основную массу русских поселенцев составляли крестьяне. Они занимались земледелием, применяя подсечно-огневую и трехпольную системы. 
Часть ремесленников, особенно тех отраслей, которые требовали специальных знаний и умений: кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары, скорняки, шорники, оружейники и т.п. стали концентрироваться в наиболее крупных населенных пунктах, где находили надежный сбыт своих изделий. Хлыновчане устанавливали торговые связи с марийцами, удмуртами, коми-племенами, хантами, волжскими болгарами, а также русскими землями и княжествами.

Путеводитель по городу Хлынову конца 17-18 вв. – Киров, 2013 г.

 

Город Вятка в 18 веке



Население города Хлынова в 17 веке не превышало 5 тысяч человек. Вследствие петровских реформ и разного рода «выводов» купцов и мастеров в Петербург и другие города, в 1772 г. в городе по переписи насчитывалось 2276 человек мужского пола (всего примерно 4600 человек), из коего числа 1905 – посадских людей, 70 разночинцев (из них 5 купцов гостиной сотни) и 301 человек из духовного сословия.
Поборы людьми при Петре Первом были очень жестоки. Так, на 1709 год Хлынову велено выслать в Петербург 709 работных людей и денег 2129 руб.; а в 1710 г. предписано прислать в Петербург на вечное житье 91 человека, в том числе резчиков, плотников, каменщиков, черепичников, а также гончара, фонарщика, медника, снабдив всех деньгами. Понятно, что рост города в такой ситуации совершенно прекратился, и в течение всего 18 века население росло очень медленно.

Бердинских В. История города Вятки – Киров 2008 г.

 

Несколько страниц из истории города Хлынова/Вятки



В общерусских летописях Вятка впервые упоминается лишь под 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию.
Территория будущего города входила в Никулицкую сельскую округу. Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, одна из групп которых, согласно преданию, носила имя «ватка» и имела самобытную материальную и духовную культуру. Рядом возникает Хлыновское селище и несколько дальше Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость.
Что же представлял собой устроенный город? «Повесть» описывает его сжато: «И на том месте вначале поставиша церковь во имя Воздвижения честного и животворящего креста Господня и град устроиша и нарекаша его Хлынов град речки ради Хлыновицы».
В условиях удаленности Вятской земли княжеская власть сюда не дотягивалась, поэтому земские воеводы сосредотачивают в своих руках высшую исполнительную власть. Они избирались на вече из местных бояр. На более низкой ступени располагались ватаманы, которые были профессиональными военными.
Хотя в официальных документах 15 в. Хлынов числится в качестве владений то Суздаля, то Москвы, то Галича, но Хлынов признавал лишь «верховное покровительство» великих князей, на деле оставаясь независимым их союзником.

Путеводитель по городу Хлынову конца 17-начала 18 веков – Киров 2013 г.

Изображение с сайта http://d-orlov.livejournal.com/818311.html

 


Назад к списку