ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

История транспорта Вятки/Кирова

Вятские извозчики



Повозка въехала в темные улочки городка. 
— Куда везти, госпожа? — оглянулся извозчик. — По какому адресу живут родственники? 
— Не будем огорчать родственников. Отель здесь есть? 
— Есть, но уж больно паршивый. Весь в клопах. 
— А что-нибудь получше? 
— Есть купеческий дом. Только туда посторонних не пускают! 
— Пустят. Гони в купеческий дом! 
Михеич ударил по лошадям. 

В.Мережко "Сонька Золотая Ручка".

В XIX – начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. Кто они? Извозчик – это кучер наемного экипажа, повозки либо сам наемный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом. 
В 1887 году были изданы правила о сборе с извозного промысла: сбор не мог превышать десяти рублей в год с каждой лошади, употребляемой в извоз. Высший размер сбора в пределах указанной нормы, а также изъятия от сбора определялись по каждому городу министром внутренних дел по соглашению с министром финансов.
Торговый извоз в городских поселениях Российской империи регулировался думами, которым в 1892 году было предоставлено право составлять обязательные постановления о производстве извозного промысла, о типе извозчичьих экипажей, о городских омнибусах и других общественных экипажах, а также устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами. Законом 1900 года земским учреждениям было предоставлено право издавать обязательные постановления, касающиеся производства легкового извозного промысла, и устанавливать таксы за пользование извозчичьими экипажами вне городских поселений. С извозного промысла в городах мог быть установлен, по усмотрению городских дум, особый сбор в пользу города. Кучер, извозчик – одна из массовых профессий старых крупных городов России. Без вереницы карет, пролеток, одноколок, возов, телег невозможно представить жизнь города XVIII-XIX столетий. Большинство извозчиков были крестьянами, приехавшими в город на заработки.
В Вятке извозчики должны были возить горожан по установленной думой таксе. Цены росли, а дума - не спешила повышать таксу, поэтому извозчики стали запрашивать в 2 - 3 раза больше, чем полагается, а это вызывало недовольство населения. Сначала дума решила повысить таксу на 50%, " однако когда стало очевидным, что и новая такса не исполняется, от неё пришлось отказаться, при условии, чтобы извозчики не злоупотребляли ценами. По утверждению вятского краеведа Евгения Пятунина такса вятских извозчиков составляла 20 копеек в город или обратно. В пределах самого города это было 10 коп. в один конец.
После 1917 г. профессия извозчика начала клониться к своему закату, причиной этого стала забастовка в Москве в 1923 г., хотя в провинции они существовали еще долго, вплоть до того времени, когда частный извоз был запрещен, как впрочем и все предпринимательство...

 

1925 год. Первый самолет в Вятке



4 марта в Вятку прибыл из Котласа агитсамолет «Юнкерс», совершивший пролет по маршруту: Вологда-Котлас-Вятка-Пермь.
Самолет из Котласа вылетел в 12 ч. и, несмотря на неблагоприятную погоду, в 2 ч. 10 минут дня был уже в Вятке.
На борту самолета прибыли уполномоченный центрального совета ОДВФ т.Ландин, летчик Копылов и механик Клычко.
Ввиду неблагоприятной погоды, предполагаемый в 5 ч. вечера митинг на аэродроме был отменен.
Вчера самолет вылетел в 11 ч. утра в Котельнич и Халтурин.
Сегодня самолет вылетел в Омутнинск.
Вечером по возвращении самолета в Вятку, в клубе имени Демьяна Бедного в 7 ч. вечера состоится торжественное заседание, на котором т.Ландиным будет сделан доклад о воздушном флоте.
В этот же вечер (в 7 часов) в клубе «Дворец труда» будет сделан доклад о задачах ОДВФ. В обоих клубах по окончании докладов будут демонстрироваться кинокартины, посвященные авиации.
Показательные полеты и митинг в Вятке состоятся, в случае благоприятной погоды, в воскресение. 

Юнкерс в Вятке // Вятская правда - 1925 г. № 54

Самолет был немецкого производства. Своих в России еще не делали...

Зарисовка из газеты "Вятская правда" первого самолета, севшего на Вятскую землю

Первый санаторий Вятки

 


Назад к списку