- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

История города Киров в воспоминаниях

Неисповедимы пути Господни, незнаемы и судьбы людские. С кем встретишься, с кем поведешься… Как переплетутся веточки одного рода с другим. Через В.А.Желнина и Моралевых вышла я на Тамару Николаевну Бушкову, 1932 г.р., бывшую работницу завода им.Лепсе, страстную огородницу и вообще душевную женщину. Оказалось, что она внучка Шиховых.

Шиховы – родня через маму Александру Дмитриевну Гагаринову, в девичестве Шихову. Мы жили в доме № 28 по улице Ленина между Советской и Розы Люксембург. А семья дедушки на перекрестке Большевиков и Профсоюзной. Дом этот одноэтажный деревянный сейчас можно увидеть только на фотографии. Гляжу и вспоминаю детство. Всю войну здесь провела, так как отец был на фронте, а мама работала по сменам на заводе «Физприбор». Дедушка Дмитрий Семенович поступил на работу в военное медицинское учреждение Бакинститут, где делали какую-то вакцину, испытывали ее. Он при лошадях там состоял, любил и понимал этих умных животных. Такой был ответственный, помогал ученым. Поэтому и медаль военную получил.
Как наставала суббота или воскресенье, дедушка неизменно собирался в Феодоровскую церковь. Диктовал мне имена, а я писала пометки о здравии, об упокоении. Все праздники церковные в семье отмечались. Первое застолье – для священнослужителей. Потом своя родня садилась за стол. Мы, дети, терпеливо ждали. В русской печи у бабушки Татьяны получались отменные пироги, наваристые щи, запеченная телятина, и все – от своего хозяйства. Говорили, что в двадцатые годы бабушка пекла ярушники и торговала ими, а дети помогали. Вот откуда у дяди Дмитрия осталось прозвище «ярушник». Дед часто привозил из церкви нищих, оставлял ночевать и кормил их. Вот третье-то праздничное застолье было для них, обездоленных. Любил дед слушать рассказы странников.
Когда дедушку благословили трудиться старостой Феодоровской церкви, он просто сгорал на работе. Церковь – это было для него все. Когда дед отошел ко Господу, гроб с телом поставили в храме, и всю ночь над ним читали заупокойные молитвы. Наутро моего двоюродного брата Володю отправили в церковь с пирогами для священника и дьякона. В день похорон народу пришло столько, что шествие растянулось на целый квартал. И опять бабушка трижды накрывала на стол, теперь уже для поминальной трапезы.

Р.Я.Лаптева. Вятка. Семейный портрет – Киров 2012 г., с.168-169

На фото: город Киров в 1960-е годы. Улица Ленина у Центральной гостиницы


Назад к списку