Дочь белого генерала
Дочь белого генерала.
К числу выдающихся людей Лебяжского края, безусловно, следует отнести Германа Григорьевича Ушакова (1895 – 1937) – сына красноярского священника, дворянина, офицера (полного Георгиевского кавалера), героя февральской революции и участника несостоявшегося покушения на Ленина. За последнее он был расстрелян в 1937 году на Алтае. Об этом человеке удивительной судьбы я уже рассказывал в публикации «Герой ненаписанного романа» («Знамя октября» № 74 за 2005 год).
Удивительно то, что и первая жена Г.Г. Ушакова была под стать ему, женщиной с не менее яркой судьбой. Звали её Людмила Владимировна, она была дочерью царского (затем белого) генерала В.З. Май-Маевского (1867 – 1920).
Отец её происходил из дворян Могилёвской губернии, закончил Николаевское инженерное училище и Николаевскую академию Генштаба. До 1905 года служил начальником штаба Осовецкой крепости и штаб-офицером 7-й Туркестанской бригады. На его долю выпало три войны: Русско-японская, Первая мировая и Гражданская, за что получил многочисленные награды и чин генерал-лейтенанта.
После революции В.З. Май-Маевский присоединился к Белой армии и воевал в составе её на юге России. 27 ноября 1919 года он был уволен в отставку и с остатками Белой армии уехал в Крым, находился при генералах Деникине и Врангеле. Уехать за границу не успел: в Севастополе, при посадке на пароход, умер от разрыва сердца в возрасте 53 лет. Видимо, прощание с Родиной стало невыносимым.
По какой-то причине его дочь воспитывалась в другой семье – некого влиятельного человека, от которого унаследовала титул баронессы, но всегда считала себя генеральской дочерью и поддерживала отношения с родным отцом.
Воспитанная в высшем обществе, Людмила Владимировна жила в Москве, где, скорее всего, и познакомилась с Германом Ушаковым, который состоял в Революционном совете. Упоминание о ней я нашёл в письмах Ушаковых за 1920-е годы.
Сама Мила, как называли её родные. Не была в селе Красном, но вела дружескую переписку с родителями мужа и очень нравилась им. Каждое письмо из Красного она называла праздником и говорила, что они служат ей утешением и поддержкой. А жилось ей очень трудно.
В августе 1922 года мать Германа писала в письме: «… Наша бедненькая Мила – барышня, аристократка, генеральская дочка – в прошлую осень ходила поденно копать картофель у крестьян, чтобы не умереть с голоду. Милу, не видевши, я очень полюбила…» Сам Герман называл её «редким, чудным человеком».
Людмила Владимировна очень хотела приехать в Красное. Однако, Герман, человек непостоянный, оставил её, написав об этом в письме. «Она, милая, прочтя это страшное письмо, упала без чувств и четверо суток не приходила в сознание», - писала мать Германа. После разрыва с Германом Мила никогда не выходила замуж, до конца жизни сохраняла прекрасные отношения с семьёй Ушаковых, проживавшей с начала в Красном потом – в Москве.
Людмила Владимировна работала в секретариате Кремля. В Москве она была председателем клуба собаководов и вывела породу русских лаек. Каждый год она выезжала на охоту, чтобы натаскивать собак. В 1930-е годы, как сотрудница госаппарата, она была репрессирована по делу Зиновьева-Каменева.
Последние годы жила в Москве, в коммунальной квартире, ушла из жизни в 1984 году. После её смерти милиция опечатала квартиру, несмотря на протесты друзей, весь её архив, который мог бы много рассказать о её жизни, был изъят органами.
Назад к списку