Преподобный Трифон Вятский
Преподобный Трифон (до принятия монашеского пострига – Трофим Подвизаев) родился в 1546 году в Архангельской губернии. Его родители, Дмитрий и Пелагея, были зажиточными верующими крестьянами. В 1568 г. в возрасте 22 лет он принял монашеский постриг в Пыскарском монастыре недалеко от Перми. После этого он поселился отшельником на берегу реки Мулянки (приток р.Камы) и там проповедовал Христа язычникам-остякам. В то время в вятской земле еще не было ни одного монастыря и, узнав, что вятичи желают построить у себя монастырь, он пошел в вятскую землю.
18 января 1580 г. преподобный Трифон прибыл в город Хлынов. Через три недели решением именитых горожан пяти вятских городов, преподобному Трифону была передана челобитная для вручения Ивану Четвертому. В ней вятчане просили «о пожаловании государем и благословении митрополитом создания и устроения в городе Хлынове монастыря», «ибо города местные удалены от московских и вятским негде людям подстригаться и не от кого перед смертью принять иночество». Кроме того, вятчане просили определить «место» строительства монастыря, а строителем его поставить старца Пыскаревского монастыря Трифона.
В Москву преподобный Трифон шел босым, с посохом. В Москве он был принят царем и митрополитом. Царь Иоанн Васильевич обласкал преподобного Трифона. Московский митрополит благословил преподобного Трифона и рукоположил его в сан иеромонаха, а также назначил настоятелем Хлыновской обители. При следующем посещении Москвы проподобный Трифон был возведен в сан архимандрита.
Преподобный Трифон начал активное строительство православных храмов в отдаленных вотчинах, которые должны были служить оборонительными крепостями Московского государства, одновременно монастырем открывались духовные училища и церковно-приходские школы, где священнослужители обучали детей всех сословий.
Почти 20 лет преподобный Трифон возглавлял основанную им обитель, отдавая все силы для ее устроения и процветания. Он собрал богатую по тем временам библиотеку, где наряду с богослужебными были и книги просветительского характера. Преподобный Трифон был требовательным к себе и к окружающим. Строгий, деятельный характер преподобного Трифона на прихожан действовал лучше проповеди, но не всегда нравился братии монастыря, в частности, по уставу исключались хмельные напитки, хождение по гостям на пиры и приемы гостей у себя в кельях. Доносы, зависть, неприязнь его ученика - архимандрита Ионы (Мамина) способствовали изгнанию преподобного Трифона в 1601 г. из родного монастыря.
55-летний изгнанник переходит на жительство в Введенскую обитель, откуда совершает свое первое паломничество в Соловецкий монастырь, после чего возвращается в вятские земли и поселяется в Слободском Богоявленском монастыре, на строительство которого он собрал богатые пожертвования.
По преданию он Бог более 500 чудес, исцеляя и излечивая людей. Благодаря влиянию преподобного Трифона, в Вятской епархии возникло множество монастырей, такие как Верхо-Вятский, Екатерининский, Рождественский, Вятско-Полянский, Слободской Богоявленский и многие другие.
В преклонном возрасте в 1611 году преподобный Трифон с учеником Досифеем совершил последнее путешествие в Соловецкий монастырь, откуда вернулся совсем больным. Чувствуя приближение своей кончины, 16 июля 1612 года он возвратился в город Хлынов и поселился у верного друга Максима Мальцева, так как в начале архимандрит Иона отказал преподобному Трифону в приюте. Только 23 сентября 1612 г. братия согласилась принять бывшего настоятеля, а 8 октября 1612 г. преподобный Трифон тихо скончался в созданной им обители.
Роза Соловьева. Долинская сторона. Страницы истории города Нолинска – М. 2008 г., с.36-38
В 1912 г. торжественно отмечалось 300-летие блаженной кончины прп.Трифона, сопровождавшееся праздничными службами, изданием многочисленных работ о святом и основанном им обителях, а также его жития. Среди нарастающего скептицизма, безверия, оценивания духовных святынь этот праздник стал для вятчан глотком чистой воды. Они снова объединились вокруг святого. В «Гимне прп. Трифону» диакон Аркадий Мамаев выразил чувства многих православных людей:
Снова ты среди нас обитаешь,
Отче Трифоне, Вятский святой!
Ты любовию нас согреваешь
И даешь нам душевный покой.
Люди молились о том, чтобы прп. Трифон не забывал чад своих.
Вскоре страшная волна революции обрушилась на Россию. Богоборческая советская власть объявила войну Православной Церкви и методично начала уничтожать ее святыни. Разрушительный смерч снес с лица земли множество храмов и монастырей. Только чудом Успенский собор Трифонова монастыря уцелел. Его помещение использовалось под мирские нужды, но главы Успенского собора по-прежнему безгласно свидетельствовали, что Бог и Его святые поругаемы не бывают. В конце 80-х гг. здание храма было возвращено Церкви.
С.Гомаюнов, А.Маркелов. Живые иконы. Святые и праведники Вятской земли – Киров 1999 г.
Назад к списку