Деревня Безруково (Пижанский район)
Романов Александр Филиппович, 1948 г.р., д.Безруково: «Быт русских и марийских семей сильно не отличался: жили в таких же домах, в огороде все одинаково было, все держали скотину. Мужики всегда одевались одинаково, а женщины ходили в марийских платьях, а когда я учился в школе, марийки стали носить русские наряды. Правда, в некоторых деревнях есть старушки, которые дома и сегодня ходят в национальных платьях. Кто жил победнее, дома были под соломенной крышей, а хлевы у всех соломой крыты. Даже два дома в Безрукове были мазанки. Для стен ставили жерди, вокруг плели ивняк. Месили глину с соломой и мазали стены. Толщину стен делали 40-50 см. У нас дом был крыт досками.
Одни в деревне признавали русскую веру, другие – марийскую веру и ходили в лес. Из Большого Безрукова ходили на молебен в лес «Черный Куст», а из Малого Безрукова – в другой лесок. Кострища в лесу были с перекладинами, на которые вешали котлы. У каждого родственного клана свой костер. Делали жертвоприношения: барана, домашних птиц. Я не помню, чтобы местные власти преследовали, это запрещалось еще до нас, после революции и в годы коллективизации. Мой дедушка давным-давно тоже ходил в лес. Когда он умер, бабушка сказала: «Больше в лес не пойдем, будем ходить в церковь». Не все деревенские сразу, а постепенно, стали посещать храм. Когда церковь закрыли, все ездили в Советск, а мать почему-то всегда в Яранск.
Некоторые долго ходили молиться в лес, а теперь лет сорок, уже не ходят ни у нас, ни в Андрееве. Сейчас и стариков-то уже нет, которые этим занимались.
Сегодня осталась из трех одна деревня – Большое Безруково, в которой одна семья русская, остальные марийские. Раньше в деревнях больше было русских. Сейчас говорят, в основном, все по-русски, даже с родителями разговаривают на русском языке, но марийский тоже знают. Старики между собой по-марийски разговаривают. Молодые хоть и не разговаривают на своем языке, но его понимают. Обрусели. У многих уже и семьи русско-марийские, в том числе и в моей семье.
В.Н.Царегородцева. Надо древнюю веру хранить… - Киров 2019 г., с.10-12
Примечание. Сначала показалось, речь идет о дореволюционной деревне, но автор 1948 года рождения, т.е. речь идет о 1950х и даже 1960х годах!
Фото из книги. Подпись автора: "Деревня Безруково. Такие домики сохранялись в деревнях нашего края до 1960-х годов. Из фондов МКУК "Пижанский краеведческий музей".
Назад к списку