Католические священнослужители
Отец Франциск Будрис Франциск Францискович (14 октября 1882 – 16 декабря 1937), настоятель Александровского костела в г.Вятке (1921-1930)
Родился в Ковенской губернии (совр. Литва). Окончив духовную семинарию в г.Санкт-Петербурге, в 1907 году он был рукоположен во священники и начал служить в приходе г.Томска настоятелем храма и преподавателем Закона Божьего. В 1921 году был назначен диаконом Уральского региона, то есть по своей должности он должен был охватить пастырской заботой все пустующие храмы Урала и части Западной Сибири. Он стал настоятелем приходах в городах Свердловске, Тюмени, Тобольске, Ишиме, Перми, Уфе и прилегающих к ним территорий, в том числе Вятской губернии.
Начиная с 1921 года, отец Франциск Будрис стал приезжать и проводить богослужения в г.Вятке. У него не было постоянной квартиры в городе, и он останавливался в домах прихожан. Чаще всего жил на квартирах у Антона Рудобельского, известного вятского садовода, и врача Александрма Гурко-Омелянского, членов приходского совета. Сначала о.Франциск приезжал в Вятку часто, примерно раз в три месяца. А потом, с 1926 г., только раз в год, но жил по месяцу. В 1930 г. вятские власти отказали о.Будрису в проведении служб, мотивируя тем, что он не живет постоянно в г.Вятке. Последний раз он приезжал наш город в 1932 году незадолго до закрытия костела.
Из немногочисленных сохранившихся свидетельств известно, что о.Франциск живо интересовался всеми делами вятского костела, с ним обсуждал проблемы благоустройства здания, много было разговоров о политике вятских властей, стремившихся правдами и неправдами закрыть костел. Франциск ФФранцискович Будрис предложил организовать кружок, в который вошли бы все поляки, проживавшие в г.Вятке. Необходимость такого объединения он доказывал тем, что многие вятские поляки забыли свой родной язык. О.Франциск объяснял, что с помощью кружка полякам будет легче «сохранить свой нрав и обычай». Эту идею вятчане поддержали, и вновь созданный кружок назвали «Едность», что в переводе с польского означает «Единение».
Вслед за вятским закрыли костелы в гг.Перми, Свердловске,, других местах. В то время о.Франциск жил постоянно жил в г.Уфе, где храм еще действовал, лишь изредка выезжал по пастырским делам в близлежающую округу.
17 июня 1937 года о.Франциск Будрис был арестован органами НКВД. Его арест был неслучаен. Репрессиям были подвергнуты все католические священники, служившие в СССР, тем более что начиналась так называемая «польская операция» НКВД. В обвинительном заключении написано, что Будрис «как всегда ездил по стране и создавал вокруг костелов, как центров, филиалы Польской организации войсковой» (ПОВ), в первую очередь, привлекая актив при костелах. Кроме этого, Франциск Будрис был обвинен в шпионаже и антисоветской пропаганде – всего по 4 пунктам 58-й статьи УК РСФСР. 16 декабря 1937 году расстрелян в г.Уфе. По делу Будриса проходило 189 человек. Аресты были проведены во всех городах, где он служил, в том числе и г.Кирове.
В 1958 Франциск Францискович Будрис реабилитирован.
В настоящее время представлен для причисления к лику святых.
О.Эдуард Профиттлих Эдуард Готлиб (11 сентября 1890-22 февраля 1942), архиепископ
Родился в местности Бирресдорф в Германии. После окончания гимназии учился в Трирской семинарии, а затем вступил в монастырь иезуитов.
26 марта 1922 года рукоположен во диакона, а 27 августа 1922 года - во священники. После основания папой Пием XI в 1922 году Восточного Института, о.Эдуард заявил о своем желании готовиться к русской миссии. С этой целью он был послан для дальнейшего обучения в г.Краков, где в 1923 году защитил докторат по философии, а в 1924 году – докторат по богословию.
В 1922-1925 годах служил в Польше, сначала – в г.Чеховице-Дзедице, затем в г.Ополе. В 1928-1930 был пастырем поляков в г.Гамбурге ((Германия).
2 февраля 1930 года отец Эдуард принес вечные обеты и 11 декабря того же года архиепископ Антоний Дзекини призвал его в качестве настоятеля храма Святых Апостолов Петра и Павла в г.Таллине. 11 мая 1931 года он назначен Апостольским Администратором в Эстонии.
После подписания договора между Ватиканом и Эстонией 27 ноября 1936 года о.Эдуард был назначен титулярным архиепископом Адрианополя и 27 ноября 1936 года был рукоположен во епископы.
После начала войны и приближения фронта этапирован в г.Киров. Ему предъявлялось обвинение в антисоветской агитации во время богослужений, в использовании религиозных предрассудков масс и клевете против советской власти и партии.
На допросе 21 ноября 1941 года он показал: «Когда в Эстонии была введена советская власть, я к этому отнесся без радости, потому что я, как духовное лицо, знал, что советская власть выступает против религии и не допускает никакой свободы слова и религии.
Во время моих проповедей я призывал к тому, чтобы… думали про Церковь каждый день, молясь о том, чтобы была религиозная свобода. Я не считаю, что это является пропагандой, это - правда».
Епископ Эдуард был обвинен в том, что оказывал противозаконное содействие католическим церковнослужителям и выезде за границу. 21 ноября 1941 года он был приговорен к высшей мере наказания «за контрреволюционную деятельность и агитацию в церкви». Умер в Кировской тюрьме. Реабилитирован посмертно.
На разных языках выпущено немало статей и книг, которые рассказывают о епископе Профиттлихе. В некоторых из них его называют мучеником. Посвященная ему памятная таблица установлена в храме г.Таллина. Около нее в 1993 году молился Папа Иоанн Павел Второй.
В настоящее время идет процесс причисления о.Эдуарда к лику святых.
О.Чеслав Грабский Рышард Чеслав (1910-1985), каппелан
Родился в г.Гура Рава-Мазовецкого уезда Варшавской губернии (ныне Польша, поляк).
В 1929 г. вступил в орден капцинов. Учился в Коллегиуме Св.Фиделиса в г.Ломже и в католическом университете в г.Люблине. В 1936 году рукоположен во священники, служил в г.Ломже. С 1938 года - эконом и профессор Коллегиума св. Фиделиса, позднее – викарий монастыря в г.Ломже. В 1939 году эта территория присоединена к СССР. Стремясь покинуть СССР, он в 1940 году пытался перейти границу с Германией, но был задержан немецкими пограничниками и отправлен на советскую территорию. Там арестован, наказание отбывал в Белостокской тюрьме. В мае 1941 года сослан в г.Котлас Архангельской области, где был освобожден по амнистии августа 1941 года, и в дальнейшем служил капелланом в военной миссии, созданной для формирования польской армии.
В 1942 году часто приезжал в Мурашинский и Опаринский районы Кировской области г.Киров, проводил там богослужения и выполнял требы для католиков. В г.Кирове службы шли в помещении базы польской делегатуры на ул.Крестьянской (совр. ул. Блюхера).
Распространял образки с изображением святых и текстами молитв, напечатанных в г.Лондоне, где находилось в то время правительство Польши. Предлагал «раздать указанные образки с молитвами, просил призвать польских граждан в СССР не терять духа национальной гордости перед лицом тяжелых испытаний, призвать к выдержке и вере отцов, не поддаваться коммунистическому влиянию».
Арестован 23 августа 1942 года. Обвинялся по ст. 58 п.6, 11 УК РСФСР в том, что «проводил активную шпионскую работу против СССР, используя для получения шпионских сведений польских и советских граждан». 2 октября 1943 года Особым совещанием НКВД СССР в г.Архангельске осужден на 15 лет ИТЛ с конфискацией имущества. Отправлен в Воркутлаг, затем переведен в г.Камышлаг. 20 марта 1954 г. вывезен в Степлаг. 22 марта 1954 г. переведен в Краслаг. 6 сентября 1955 года переведен в Дубровлаг. 22 сентября 1955 года освобожден и репатриирован в Польшу.
Реабилитирован 20 ноября 1956 года определением Военного Трибунала Северного военного округа. Решение Особого Совещания было отменено, и дело прекращено из-за отсутствия состава преступления.
С 1956 г. – настоятель монастыря капуцинов в Серпелицах. С 1970 года – эконом монастыря в г.Варшаве.
Протопресвитер Леонид Федоров (4 ноября оду1879 – 7 марта 1935), экзарх Российской греко-католической церкви
Родился в г.Санкт-Петербурге. Отец его, из крестьян Ярославской губернии, содержал небольшой ресторан «Малоярославец», вскоре разорился и умер.
С 8 лет посещал частную школу Аккермана, а с 11 лет – 2-ю Петербургскую гимназию, которую окончил с золотой медалью.
В 1901 г. поступил в православную Санкт-Петербургскую духовную академию. На втором курсе оставил ее и уехал в Рим с целью стать католиком.
31 июля 1902 года в римской церкви «» произнес исповедание католической веры и представлен Папе Льву XIII, который благословил его намерение и направил в недавно основанную семинарию в Ананьи, в городке неподалеку от Рима.
В 1905 г., после окончания трехлетнего курса семинарии, успешно сдал экзамен по философии, а через два года получил степень бакалавра богословия. Весной 1907 года перешел в коллегию ватиканской Конгрегации Пропаганды веры (так называлась тогда нынешняя Конгрегация евангелизации народов) на третий курс богословия.
Возвратясь в Рим 20 ноября 1907 г., посещал занятия в коллегии Пропаганды, но проучился чуть меньше года. С ноября 1908 г. стал студентом богословия в Фрибурском университете Швейцарии. 18 июня 1909 года закончил его. Леонид принимал активное участие в Велеградских конгрессах, посвященных проблемам единства Церкви.
Первая поездка Федорова в Россию состоялась в январе 1910 г.: он побывал в гг.Петербурге, Москве. В феврале 1911 г. Федоров вновь посетил Россию. В северной столице по поручению своего духовного отца и наставника митрополита Львовского Андрея Шептицкого занимался делами русской католической общины, встречался с представителями католического духовенства.
22 марта 1911 г. в г.Галатее около Стамбула, в церкви Пресвятой Троицы, болгарский католический епископ Михаил (Миров) рукоположил Леонида Федорова во диакона, а 25 марта – во священники.
Впервые в качестве католического священника он приехал в Петербург в ноябре 1911 года и пробыл до апреля 1912 года.
Молодой священник решил избрать монашеский путь, поэтому 20 мая 1912 года он прибыл в боснйское местечко Каменица (в 30 км. от г.Баня-Лука), в недавно основанный там митрополитом Андреем Шептицким студитский монастырь. 12 февраля 1913 г. Леонид Федоров стал рясофорным монахом с именем Леонтий.
В январе 1914 г. митрополит Шептицкий вновь отправил его в Россию. В этот свой приезд большую часть времени он провел в Петербурге, но затем посетил гг.Москву, Нижний Новгород, Саратов и Рязань. Начало Первой Мировой войны застало Леонида Федорова в Константинополе, и с последним пароходом ему удалось переправиться в Одессу, а затем прибыть в Петроград. Через две недели после приезда в столицу был арестован и выслан под надзор полиции в г..Тобольск, где отбывал ссылку до февраля 1917 года.
Ко времени его приезда в Петрограде вновь открылась ранее опечатанная властями русская католическая церковь Сошествия Святого Духа, где Леонид Федоров совершил торжественные пасхальные богослужения.
11 июня 1917 года, в воскресенье Всех Святых, в актовом зале католической мужской семинарии стоялось торжественное заседание Епархиального собора Российской Греко-Католической церкви. При активном участии Леонида Федорова на соборе были выработаны особые «Постановления», в 68 пунктах которых излагалась программа Российской Греко-Католической Церкви, и закреплялись ее дисциплинарные нормы. Своим представителем – экзархом для всей России, за исключением Украины и Белоруссии, митрополит А.Шептицкий назначил Леонида Федорова с титулом митрофорного протопресвитера.
В 1923 году Л.Федоров - один из главных обвиняемых в процессе над католическим духовенством. Ему вменялось в вину, что он в 1918 году организовал протесты православного и католического духовенства против антицерковных мероприятий советской власти. Приговорен к 10 годам тюрьмы. После кратковременного содержания в Московской Бутырской тюрьмы
Вместе с другими осужденными католическими священниками был отправлен в Сокольническую тюрьму, а в сентябре 1923 года его перевели в Лефортовскую тюрьму. Освобожден 26 апреля 1926 года по ходатайству жены Максима Горького Екатерины Павловны Пешковой.
Поселился в г.Калуге, а с июня 1926 года - в г.Могилеве. 10 августа 1926 года вновь арестован, доставлен в Москву и помещен в Лубянскую тюрьму. 18 сентября постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам концлагерей.
Отбывал наказание на Соловках, где на него были возложены обязанности сторожа и дворника. В лагере экзарх использовал всякую возможность для того, чтобы вдохнуть искру христианской надежды и сердца своих собратьев. Он не только проповедывал на богослужениях, тайно исповедывал монахинь и мирян, но и постоянно выступал с разнообразными докладами на «домашних» католических собраниях, порой разрешая острые и запутанные споры. Неугасимый темперамент проповедника и миссионера и в лагере давал ему новые силы в том деле, которые он посвятил всю свою жизнь, - в достижении взаимопонимания между католиками и православными.
9 августа 1929 года после трехлетнего заключения экзарха на Соловках, его отправили в ссылку в небольшую деревушку Войпола в Архангельской области. 14 сентября 1930 года у экзарха провели обыск и арестовали за «агитацию личным примером». Он был доставлен в Архангельск, а потом направлен в Севитлаг ОГПУ на лесобиржу № 2. Он содержался в ужасающих условиях (спал на голой кровати даже без подушки и одеяла). Освобожден 30 декабря того же года. После этого экзарх отбывал ссылку в г.Котласе, куда прибыл 20 апреля 1931 года. Некоторое время он жил в бараке, а потом – в деревне Губино в 15 км. от города. Как и ранее, в ссылке он старался регулярно совершать литургию. Заручившись поддержкой одной католички, бывшей сестрой милосердия в больнице и пересыльных бараках, Леонид Федоров использовал всякую возможность, чтобы проникать в эти труднодоступные места и приносить св.дары ссыльным и заключенным католикам. Благодаря заступничеству Екатерины Пешковой, Л.Федоров был освобожден в ноябре 1933 года с запретом проживать в 12 крупных городах.
Своим новым местом жительства он выбрал Вятку. Прибыл туда в первых числах января 1934 года, поселился в доме заведующего железнодорожным складом Андрея Семеновича Калинина на улице Володарского, дом 172, квартира 4 (дом сохранился). В г.Вятке он установил связи с местными католиками, которые приходили к нему на квартиру поговорить о вере, о Боге, возможностях жизни. Тихо и размеренно текла жизнь экзарха в этом доме, однако его силы были уже на исходе. В феврале 1935 года у него начался сильный кашель, но он уверял своих хозяев и посещавшего его доктора, что вскоре ему станет легче. Перелом в течении болезни наступил в начале марта 1935 года, буквально за три дня до кончины. Жизненные силы стремительно покидали Л.Федорова.
7 марта, около 11 часов утра, экзарх тихо скончался. О его смерти сообщили в Ленинград друзьям, и в г.Пермь о.Будрину. Однако на похороны никто не приехал. 10 марта, в воскресенье, после того как были выполнены все необходимые в таких случаях формальности, в 8 часов вечера, когда уже начало темнеть, семья Калининых похоронила тело Леонида Федорова на Хлыновском кладбище (могила не сохранилась).
В.Жаравин, Е.Н.Чудиновских. Одною связаны судьбой… - Киров 2006 г., с.10-20
Назад к списку