- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Храмы уезда

 

ГОРОД МАЛМЫЖ

Собор 

Сей собор построен в 1802 г., частию иждивением прихожан, а более пожертвованиями от доброхотных дателей
Собор каменный, теплый храм в 1852 г. распространен по плану и фасаду высочайше утвержденному с корридором, колокольней и 2 теплыми палатками
Престолов в нем 3 : в настоящем храме во имя Богоявления Господня ; а в теплом 2 придела на правой стороне во имя Казанской Божией матери, а на левой во имя святителя и чудотворца Николая.
Утварью приличной достаточен
Земли при оном соборе по писцовым книгам находится сенокосной 28 дес. и несколько саж., план и межевая книга имеются.
Причта по штату положено : протоиерей, 2 священника, 1 диакон и 3 псаломщика.
Имеется 2 деревянных дома казенных, в 1 живет протоиерей Николай Шибанов, а в другом диакон Николай Перминов
Собственные дома имеют священник Михаил Арбузов и псаломщик Михаил Несмелов
На содержание священнослужителей жалования ни откуда не получается.
Зданий, принадлежащих к сему собору, кроме вышеупомянутых домов нет
Ближайшие к сему собору Савальская в 5 вер. , Дерюшевская в 7, Гонбинская в 9, Старобурецкая в 20 вер.
К сему собору приписана церковь Малмыжского тюремного замка, освященная в 1861 г.
Опись церковного имущества с 1856 г.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.793 лл.1-2 об.

 

АДЖИМ. 1880 г.

Церковь сия построена в 1830 г. тщанием прихожан. В 1842 г. более расширена, а в 1867 окончательно устроена, зданием каменная с таковой же колокольней.
Престолов в ней 3: в холодном храме во имя священномученика Георгия, в теплом правом приделе во имя св. Тихона Алмафунтского чудотворца и в левом во имя святого мученика Дмитрия Солунского.
Утварью достаточна.
Причта положено при сей церкви 3: настоятель, 2 его помощника и 3 псаломщика, на лицо находятся настоятель, 2 помощника, диакон и 2 и.д. псаломщика.
Земли при сей церкви пахотной и сенокосной нарезана двойная порция на 3 причта и план на оную имеется, но священноцерковнослужителеи сами пахотною землею не пользуются, а взаимно получают с прихожан ругу по 2 пудовки ржи и 1 овса с венца в год.
Домы у священноцерковнослужителей собственные, построенные на церковной земле, кроме священника Семакина и диакона Авраамова, которые проживают в частной квартире.
Здания церковные суть: 1 амбар для казенного хлеба и деревянных 19 лавок
Ближайшие церкви: Ральниковская 12 верст, Биляморская25, Решетниковская 12 и Ройская 17.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.796 лл.146об.-147. Фото с сайта "Соборы". 

 

1915 год

Церковь построена в 1830 г. тщанием прихожан вместо сгоревшего деревянного.

Зданием каменная  и таковая же колокольня.

Престолов3: в честь священномученика Георгия Победносца, св. Тихона Амафунтского и Дмитрия Мироточца

Утварью достаточна

По штату положено: 3 священника, диакон  и 3 псаломщика, кои состоят на лицо.

Жалования им  нет

Другие источники  содержания  членов причта: сборы с прихожан хлебом  и другими сельскохозяйственными продуктами.

Земля при церкви состоит:  усадебная  с погостом  церковным  17 десятин  226 кв. саж., пахотная 171 дес. 1860 кв. саж., сенокосная 36 десятин  1391 кв. саж., пахотная земля в расстоянии от 1 до 4 верст от церкви  и сенокосная  за рекой Вяткой.

Качество земли : пахотная  плохого качества, выдержанная, есть много неудобной.

Средний  доход с нее: дохода приносит в среднем  по 2 р. с десятины.

Дома причта:  5 домов  на церковной земле  построены тщанием церковно-приходского попечительства  в 1911 г. и составляют собственность церковно-приходского попечительства.

Другие здания: деревянный  амбар и 2 склада  дров, для отопления  церкви и церковно-приходской школы.

Состояние: удовлетворительное.

Ближайшие  церкви: на востоке  Решетниковская, на западе Ральниковская, на севере  Больше-Ройская  и на юге Цыпьинская

Приписаны  1 церковь и 2 часовни

Опись церковного имущества заведена в  1855 г.

Копии с метрических книг  с 1801 г.

Книги до церковного круга подлинные  в полном объеме

В церковной библиотеке книг для чтения 250 томов.

Имеются  школы: церковно-приходских 2: в с.Аджим и д.Янкиной и 8 земских, а именно: в с.Аджим двухклассная  и в деревнях: Исаевой, Гарях, Сухоречье, Большой Шурмы, Больших Кандаках, Большой Кучки  и Сиков.

Церковно-приходская школа помещается в доме церковно-приходского попечительства  и на содержание  ее отпускается  от церковно-приходского попечительства ежегодно до 100 р. Обучается  28 девочек. В д.Янкиной помещается в здании, принадлежащем Малмыжскому  отделению, обучается  30 мальчиков и 15 девочек.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.831 лл. 1-2

 

Андреевское

Вятская духовная консистория 2 октября 1906 г. утвердила решение прихожан об открытии нового самостоятельного прихода и села при д.Андреевской  Копкинской волости. В состав прихода вошли: с.Андреевское, д.Ларенская, д.Мустай, д.Большая Корча, д.Малая Корча, д.Игнатьевская, поч.Саванинский, поч.Чарпашур, поч.Арафаловский.

 Закладка храма проведена 2 октября 1907 г. Деревянная церковь построена в 1910 г. на средства прихожан с одним престолом и освящена 3 февраля 1911 г. в честь св.Апостола Андрея Первозванного. В 1909 г. при церкви учреждена братская школа Св. и Чудотворца Николая.

 Андреевская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 13 марта 1941 г. здание церкви использовано под клуб.

 

Православные храмы Удмуртии – Ижевск 2000 г., с.41

 

 

ВАВОЖ. 1882 г.

Церковь каменная с колокольней. Построена, вместо деревянной, в 1835 г. по плану, утвержденному Преосв. Амвросием, епископом Вятским и Слободским 1 октября 1820 г.
Церковь и колокольня покрыты железной крышей и обнесены деревянной оградой
Церковь 2 этажная. В верхнем храме холодном престол во имя Пресвятой Богородицы, именуемый Казанским, освящен в 1847 г. июля 20 дня, по благословению епископа Вятского Неофита ; в нижнем храме главный престол во имя святителя и чудотворца Николая, освящен же по благословению Иоанникия епископа Вятского в 1835 г. сентября 15 дня ; в северной стороне от главного предела престол во имя св. мученика Антипы епископа Пермского, освящен по благословению Аполлоса епископа Вятского 1879 г. января 22 дня.
Утварью достаточна.
Причта положено по нормальному штату : настоятель, помощник настоятеля и 2 псаломщика ; находится на лицо : настоятель, помощник настоятеля, диакон на пс. вакансии и 1 псаломщик.

ЦГАКО  ф.237 оп.70д. 798 л. 186 об.

 

1915 год

Церковь  построена  в с.Вавож тщанием  прихожан  в 1835 г. по плану,  утвержденным преосвященным Амвросием епископом Вятским и Слободским.

Зданием каменная двухэтажная  с таковой же колокольней.

Покрыта железной крышей и обнесена кирпичной оградой с железными решетками.

Престолов  в ней 3: в честь святителя и чудотворца Николая, в честь иконы Божьей Матери  «Утоли моя печали», в честь священномученика Антипы  и в верхнем храме   в честь иконы Божьей Матери «Казанская».

Утварью достаточна.

По штату положено 2 священника, диакон  и 2 псаломщика.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.831 л.327

 

ВЕРХНЯЯ СЛУДКА

1915 год

Церковь построена  в 1829 г.

Зданием  церковь  и колокольня каменная. Крыта железом.

Престолов 3:  главный в холодном храме  в честь Успения Божией Матери, в теплом в правом приделе  в честь великомученицы Екатерины   и 3 левый придел в честь святого пророка Илии

По штату положено: священник, диакон  и псаломщик.

Жалования  положено: на причт с 1915 г. 550 р.: священнику 300 р., диакону 150 и псаломщику  100 р.

Другие источники  дохода: петровских осенних сборов получается священникам рублей на 25, диакону р. на 20 и псаломщикам  р. на 15. Руги с приходских деревень полагается по приговору по 2 п. ржи и 1 п. овса с венца, но она совершенно не платится и данный никогда приговор  о руге совершенно  не выполняется.

Земли при церкви  состоит усадебной  с погостом церковным   5 д., пахотных  48 д.  400 кв. саж. и сенокосной  7 д.

Пахотная  в 1 версте, а сенокосная  в 4 в. от церкви.

Качество церковной земли: средней.

Средний доход  ею приносимый: пахотная земля сдается под посев крестьянам  за плату от 3 до 5 р. за десятину, сенокосная земля  обрабатывается  им же  из половины.

Дома для священноцерковнослужителей построены тщанием церковно-приходским попечительством  и составляют собственность  церкви.

Дом священника построен  в 1876 г., диакона в 1905 г. и псаломщика  в 1906 г.

Состояние: дома находятся в удовлетворительном состоянии, но службы  при них плохи.

Ближайшие  церкви: Сушинская в 3 в., Вятскополянская  в 12, Усадская  и Ново-Бурецкая  в 10 в.

Опись  церковного имущества заведена  в 1898 г., хранится в целости. Проверялась  в 1898 г.

Копии с метрических книг  с 1801 г.

Исповедные росписи  –

Книги  до церковного круга  подлежащие есть  хотя ветхие. Но имеются  все.

В церковной библиотеке книги для чтения предназначенные  112 р.

Имеющиеся школы: земская  в с.Вятской Слудке. Открыта в 1879 г. в д.Каракулях.

Братская миссионерская  открыта  постановлением  совета вятского Братства святителя и чудотворца  Николая от 3 сентября 1914 г.  Братская школа  за неимением кандидатов  на должность учителя  9 ноября 1915 г. временно закрыта.

Преосвященный посетил приход  8 мая 1915 преосвященный Амвросий епископ Сарапульский.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.831 лл. 34-35

 

Водзимонье

Храмозданная грамота от 1818 года благославляла на «оную каменную церковь с приделом в означенные проименновании на удобнейшем и просторнейшем месте на восток строить, по плану и фасаду архитекторскому, и по построении убрать Святыми Иконами и прочим церковным благолепием…». И была завершена освящением «в настоящей холодной во имя Воскресения Господня в 1847 г. 10 ноября». В начале 20 века храм несколько расширили пристройками с севера и юга по проекту губернского архитектора И.А.Чарушина.

Церковь Вознесения Господня – крупный и выразительный по архитектурным формам памятник в стиле классицизм. К четверику в три оси примыкают равные по высоте: прямоугольная апсида, трапезная и притвор. Храм увенчан цилиндрическим световым барабаном и циркульным куполом. Притвор служит основанием двухъярусной квадратной в плане с уменьшающимися объемами колокольни, увенчанной коробовой кровлей и шпилем на восьмигранной ножке. Мощные, с большим выпуском тосканские четырехколонные в три оси портики, в конце 19 века были заложены и превращены (в семь осей) в приделы храма, а у притвора в крытую паперть. Образованные объемы равны по высоте с остальными частями здания. Первый ярус колокольни разделен плоским двухступенчатым карнизом, который подчеркивает арку звонас углубленным в нишу  полуциркульным обрамлением, украшенным клиновидными камнями с полуциркульной прорезью. Ниже импоста арки по всей поверхности стены протянулся плоский фриз. Первый ярус завершен фронтоном, служащий основанием второго яруса. Полуциркульная арка второго звона прорезана в прямоугольной неглубокой нише. Второй ярус завершен профилированным карнизом и зубчиками.

Плоскостной фасадный декор включает в себя лопатки, тянутые опоясывающие, венчающие карнизы. Полуциркульные окна портиков украшены архивотльтами  с замковым камнем, опирающиеся на импост плоские лопатки с пилястрами, под окном прямоугольная ниша. Окна апсиды, трапезной и притвора углублены в рамку-нишу, дополненную сандриком на кронштейнах.  Проемы расширенной трапезной и прямоугольной апсиды украшены наличниками из валиковых рамок с ушками – характерный прием, который использовал архитектор И.А.Чарушин.

 

М.В.Курочкин, Н.В.Попова. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников – Ижевск 2011 г., с.62-63

 

ВЯТСКИЕ ПОЛЯНЫ.1900 г.

Церковь построена в 1826 г. тщанием прихожан вместо прежней, построенной за давностью времени неизвестно когда и на какие средства. В 1894 г. расширен теплый храм и построена новая колокольня на средства проживавшего в с. Вятские Поляны купца Алексея Ивановича Зайцева.
Зданием каменная с таковой же колокольницей, прочна, покрыта железом.
Престолов в ней 3: в правый теплый придел во имя святителя и чудотворца Николая, в левом во имя св. пророка Илии и в настоящем холодном храме в честь Богоявления Господня.
Утварью достаточна.
Причта при оной церкви положено 3 священника, диакон и 2 псаломщика.
Земли одворичной и усадебной при оной церкви 2148 саж., пахотной 70 1/5 дес. и сенокосной 17 дес.1008 саж, но большим количеством пашенной земли пользуются крестьяне с. Полян
При церкви имеется 5 домов, 3 построены на средства церкви, 1 на средства церковного старосты Зайцева и 1 на доброхотные пожертвования прихожан, все на церковной земле, в них проживают 2 священника, диакон и 2 псаломщика и просфирница.
На содержание священноцерковнослужителей никакого оклада не получается, а прихожане платят ругу по 1 пудовке ржи, столько же овса и копне сена с брачной пары, но большей частью условие это прихожанами не выполняется, от чего содержание причта становится год от года гораздо ниже посредственного, тем более что прихожане, служащие в военной службе, каковых много, не считают себя обязанными платить ругу.
При церкви кроме означенных 5 домов имеется деревянный амбар для склада хлеба, есть еще особый причтовый амбар деревянный же длиной 12 ½ аршин, шириной10 аршин, пожертвованный по дарственной записи мещанской вдовой Татьяной Герасимовной Зюниной в 1881 г. священноцерковнослужителям за вечное поминовение ее мужа. Кроме того, на базарной площади есть еще весы, приносящящие ежегодно дохода церкви до 300 р.
Ближайшие церкви: Усадкая 2 версты, Кулыжская в 10 и Слудская в 10.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.816 лл.231-232

 

КИЗНЕР. 1897 г.

Церковь построена : теплый храм в 1835 г., а холодный в 1858 г. тщанием прихожан
Зданием каменная с таковой же колокольней, крепка
Престолов в ней 3: в холодном храме во славу пресвятой Троицы, в теплом по правую сторону во славу Богоявления господня, а по левую сторону во славу покрова Богородицы.
Утварью скудна.
Причта по штату 1895 г. положено: священника 3, 1 диакон, 3 псаломщика. Ныне на лицо состоит 2 священника и 3 псаломщика.
Земли при сей церкви нарезано: усадебной, пахотной и сенокосной в 1810 г. и неудобной 199 дес. План на сию землю имеется, а межевой копии не выдано. Сами священноцерковнослужители сиею землею не пользуются, а владеют ею прихожане, за что духовенство по обоюдному согласию должны бы получать с прихожан мерную ругу: 1 ½ п.ржи, овса и 1 копну сена с каждого брачного венца, но за давностью времени и утратой законного акта о сем, прихожане ныне почти руги уже совсем не платят и посему положение духовенства крайне бедственное.
Священноцерковнослужители все живут в казенных домах, кроме псаломщика Виктора Зубарева, который живет в квартире с платою из церковно-приходского попечительствапо 1 р в месяц.
На содержание священноцерковнослужителей окладного жалования ниоткуда не получается, и поэтому содержание их весьма скудно.
Весь причт денежный доход в год получит около 1000р. ; венцов в приходе, с которого получается руга, числится около 900; в т.ч. солдат около 150 венцов, которые ругу никогда не платят.
Здания, принадлежащие сей церкви: 1 деревянный 1этажный дом с принадлежащими ему необходимыми службами, дом и службы находятся в ветхом состоянии и требуют немедленной починки; 11й деревянный 1 этажный дом на каменном фундаменте. Находится в ветхом состоянии; 111й деревянный 1этажный дом «крестьянская изба» ветхий, при нем также находятся необходимые службы; 4й деревянный 1этажный новый дом, построенный на средства цпп с хорошими новыми службами в 1894 и № 5стенный деревянный амбар, который отдается под торговые лавки по 3 р. в год.
Копии с цмк 1780 г. хранятся в целости.
Церковно-приходское попечительство открыто в 1870 г.
В селе есть земская и церковно-приходская школа, учителем в которой состоит псаломщик Виктор Зубарев.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.813 лл.313-14

 

КИЛЬМЕЗЬ. 1829 год.

Построена в 1769 тщанием прихожан.
Зданием деревянная с колокольней на паперти, от времени приходит в ветхость
Престол в ней 1 в настоящем холодном во имя святой Троицы
Утварью посредственна, недостатка ни в чем не имеет
Причта положено по штату издавна 1 священник, 1 диакон и 2 причетника.
Вместо вышеописанной деревянной повелено строить каменную, не на том месте, где настоящая деревянная церковь существует, а на Сибирском тракте расстоянием в 15 верст прижительно деревни Большой Кильмези, в которой церковь и колокольня каменным зданием вчерне покончены на церковные прикладные деньги с вспомошествованием прихожанина разного рода торгующего крестьянина Мартына Пафнутьева и прочих доброхотных дателей. Оная церковь устроится в холодном Святой Троице, в теплом 2 придела во имя Архистратига Михаила, который Освящен сего 1829 г. декабря 30 дня, а второй придел святителю Николаю Чудотворцу готовится к освящению.
Земли при сей церкви усадебной еще не отведено, а пашенной и сенокосной 33 дес. отведено, а плана сию землю не имеется. Итого землею владеют кильмезские жители, а вместо оной земли получают священноцерковнослужители по добровольному условию в год с венца ржи пуд тою мерою 7, овса 1 меру, сена 1 копну.
Домы у священноцерковнослужи собственные деревянные на церковной земле, кроме пономаря Андрея Арбузова, который еще дома не имеет.
На содержание священноцерковнослужителей особого жалования не получается, кроме вышеозначенной руги.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.44 лл.1659-1670

 

Копки

Строители храмов в церковных документах

В старину непременно участником строительства каждого храма был священник, он же был председателем строительного комитета, т.е. руководил всем строительством (в наше время это трудно представить). Нередко бывало и так, что священник выезжал служить во вновь учреждаемый приход, в котором храма еще не было и занимался его строительством. Иногда духовное лицо (священник, диакон) просто было членом строительного комитета. Строительство церкви без участия духовенства, конечно, было немыслимо. Отметки об этом непременно обозначались в "послужном списке" священника или диакона. Например, в "послужном списке" диакона с. Копки Малмыжского уезда Варсонофия Трапицына за 1854 год записали: "По предмету построения в сем селе первой каменной церкви утвержден указом из Вятской духовной Консистории от 14 дня 1852 г. за № 261 членом строительного комитета" (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.860 лл.543 об.-544). Правда, отец Варсонофий очень недолго служил в этом приходе и скоро отбыл в другой приход. Примечательно, что его сын, священник Василий Трапицын тоже позднее участвовал в строительстве церкви...

 

 

О церкви  с.Сюмси Малмыжского уезда 1893 г.

 

Церковь сия построена в 1839 г.  тщанием  прихожан при пособи  добровольных пожертвований

Зданием  каменная  с таковой же колокольней.

Престолов в ней 3: в холодный  храм  во имя Казанской Божией матери, в теплом правом приделе во имя сретения Господня  и в левом во имя св. и чудотворца  Николая

Утварью достаточна

Причта по штату  положено 2 священника, диакона и 2 псаломщика

Земли при сей церкви  находится : усадебной 8 дес., пашенной 124 дес. План имеется, а межевой книги нет.  48 дес. во владении священноцерковнослужителей, а 84 дес.во владении жителей с.Сюмси, без всякого за нее вознаграждения.

Домы у священноцерковнослужителей деревянные, на церковной земле.

Содержание  священноцерковнослужителей посредственное, жалования ими не получено.

Здания, принадлежащие церкви суть: 4 церковных дома, 4 амбара, лавка и лабаз весовой

Ближайшие церкви: Зонская в 20 в., Халдинская в 22 и Сям-Можгинская в 22 в.

Опись церковному имуществу с  1857 г.

Метрические книги с 1801 г.

Исповедные росписи  с 1835 г.

 

Архив г.Сарапула ф.17 оп.1 д.219 лл.75-75 об.

 

 

 

Тыловыл-Пельга

 

 

Церковь расположена в восточной части площади села, образованной пересечением трех широких улиц. Здание возведено по проекту губернского архитектора А.Е.Тимофеева в 1861 г. Хороший пример сельского храма: ротонда на четверике в формах зрелого классицизма.

 На высоком четверике поставлена немного меньшая по объему и поперечнике стройная светлая ротонда. Четверик соединяется с полукружием чуть пониженной и суженной апсиды; с запада к нему примыкает слегка расширенная трапезная. На основание поставлен четверик промежуточного полуяруса  - над ним поднимается цилиндрический ярус звона со шпилем. Световой барабан завершен куполом. Южный и северный фасады четверика, где расположены боковые входы, оформлены четырехколонными тосканскими портиками. Арочные проемы на уровне пят профилированных архивольтов соединяет полочка, прерываемая на стенах угловыми лопатками.  Венчает стены широкий ленточный фриз. Все 12 арочных проемов ротонды заключены в прямоугольные ниши.

 Основное пространство храма раскрыто аркой в алтарную часть и объединено  арочным проемом с трапезной. Барабан ротонды опирается на паруса и подпружные арки, перекинутые между сдвоенными пилонами, усиливающими углы. Апсида перекрыта.

 

М.В.Курочкин, Н.В.Попова. Архитектурное наследие сельских районов Удмуртии. Свод памятников – Ижевск 2011 г., с.65

 

УСАД. 1899 г.

Построена в 1838 г. тщанием прихожан вместо прежней деревянной, построена в 1787 г.
Зданием каменная, с таковой же колокольней.
Престолов в ней 3: в настоящей холодной во славу живоначальной троицы; в теплой в правом приделе в честь святителя и чудотворца Николая , в левом – в память усекновения честной главы св. пророка, предтечи и крестителя Иоанна.
Утварью достаточна.
Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик.
Земли при сей церкви имеется: под церковью и церковной площадью 1 дес.200 кв. саж., одворичной 2335 кв. саж., пахотной 45 д. и сен. 4 ½ д. Пахотной землею священноцерковнослужители не пользуются, а отдают ее в аренду крестьянам с.Усада, за что получают с них ругу: по 30 ф. ржи и по ½ п. овса с каждой наличной души, сенокосной же пользуются сами. Актов же на право владения землей нет, но есть скопированный в 1865 г. план, представленный в 1893 г. о.благочинному по случаю приведения в известность церковной земли
Домов собственных у священника и диакона нет; живут в наемной квартире; у псаломщика есть собственный деревянный дом, находящийся на церковной земле.
На содержание священноцерковнослужителей постоянного оклада ниоткуда не получается; содержание их посредственное.
Церкви принадлежит церковная изба, предназначенная для проживания просфирницы; доходности она никакой не приносит.
Ближайшие церкви: Вятских Полян в 2 и в Слудская в 10
Опись с 1893 г.
Цмк 1801 г.
В с.Усад с 26 октября 1895 г. открыта ЦПШ, учащихся в ней 37 человек; учителем в школе состоит с 2 октября местный диакон Симеон Курочкин; в д.Н.Тойме с октября месяца 1887 г. существует братская противораскольническая школа, помещаемая в наемной, от вятского братства квартире, учащихся в ней 36 человек.

 

 


Назад к списку