ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Школы уезда

Школы прихода села Большой Порек Малмыжского уезда на 1915 год

Имеющиеся в приходе школы 4, 3 земские: в с.Большой Порек, в д.Нижнем Пореке в 5 верстах, в починке Захватаев в 15 верстах и 1 церковно-приходская школа в с. с.Большой Порек. 

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.831 л.282

 

В Малмыжском уезде  новых начальных народных школ (одноклассных с 3 отделениями)   минувшее очередное уездное земское  собрание постановило открыть  20. Открыто  же с начала года  только 10, в которых уже и начались занятия.  Число учеников во вновь открытых  школах следующее:  в селах: Рожках – 110, Тушке – 47, Красном  Яре – 20, деревнях: Тойме – 31, Большом Китяке – 54, Асинери – 38, Чакане – 45, Мартелове – 20, Березеке – 36 и Старой Монье – 60 девочек. Ввиду  ожидаемого увеличения числа учащихся  в названных школах  Малмыжская  управа  приняла меры к расширению и построению новых училищн помещений. Остальные 10 школ будут открыты с начала  будущего года.

 

Вятская газета - 1896 г. № 4

 

 

Крестьяне села Н.Зятцей Малмыжского уезда  постановили ходатайствовать пред Малмыжским уездным  земским  собранием   об открытии в их селе двухклассного училища; согласно приговора, общество уступает   для училища  2 десятины земли.

 

Вятская газета - 1896 г. № 29

 

 

Жертвы ревности

Село Савали Малмыжского уезда. В воскресенье 17 января часа в 4 дня преподаватель Савальской сельскохозяйственной школы А.А. Якимов, возвращаясь к себе домой, увидел выходящего из своей квартиры крестьянина М., приходившего к своей жене в гости. Жена его служила у Якимова в кухарках, но одновременно занимала и другое положение. В Якимове заговорил самец-зверь. Он кинулся на мужика и стал наносить ему удары железной палкой, рассек ему лицо, но тот вырвался и побежал. Якимов схватил полено и пустил убегавшему вдогонку с такой силой, что даже сам упал. Прием по нынешним временам вполне педагогический.

Вятская речь - 1910 г. № 21

 

Село Селты Малмыжского уезда. Еще за месяц до святок у одного из членов учительского персонала  явилась мысль  устроить на святках что-нибудь для детей. И нужно сказать, что селтинское общество отнеслось к этой мысли весьма сочувственно.  Посредством доброй подписки  было собрано что-то около 30 рублей и с общего согласия было решено устроить елку, которая и состоялась в Новый год.   После пения гимна «Боже царя храни» дети пели песни,  ходили вокруг украшенной   и освещенной елки, а потом, по вынутым каждого из них из шапки билетикам получали подарки: шарфы, платки, пояски, ножички, пеналы, картинки, различные игрушки и лакомства.  И видно было, что детям елка эта и полученные подарки  доставили немалое удовольствие.

 

Вятский край - 1896 г. № 5

 

 

Школы Малмыжского уезда в воспоминаниях

Шла Империалистическая  война, когда меня назначили учительницей   в деревенскую шклу, в которой  учились дети русских, марийцев, удмуртов и татар. Это было в Малмыжском уезде  Вятской губернии.  Школа стояла на краю деревни, недалеко от леса.  Снежные вьюги заметали дорогу.  Из леса ночью забегали волки за добычей и тоскливо выли.

 Каждый  вечер в школе  ко мне заходили неграмотные крестьянки. Они приносили письма солдат с фронта.  Я писала  для солдатских жен ответные письма, в которых рассказывала о переживаниях крестьянок, проклинающих  несправедливый порядок, бедность, нищету и войну.

 Однажды в школу нагрянул из волости урядник с задержанными цензурой  моими письмами, грозил арестом…

 

Л.Е.Карасева. Пути-дороги… // Без них мы не победили  бы (сборник воспоминаний женщин-участниц Гражданской войны) – М. 1975 г., с.72

 

 

Первые школы Малмыжского уезда. Общие данные

 

В отчете благочинного второго округа Малмыжского уезда за 1915 г. также отмечается, что церковно-приходские школы, по сравнению с земскими имеют более слабую материальную базу. В школах недостаточно учебников и письменных принадлежностей. Даже если средств на учебники достаточно, то духовенство не всегда может их приобрести. Отделение уездного книжного склада в д.Водзимоньи закрыто. А уездный книжный склад, находящийся в г.Малмыже, практически не доступен, потому что из –за отдаленности многих селений поездка туда обойдется в 15-20 рублей. Кроме того, благочинный считал несправедливым то, что церкви, при которых находятся школы, несут дополнительные материальные расходы на их содержание в размере 100 и более рублей в год.

 

Е.М.Берестова. Православная Церковь в Удмуртии (вторая половина 19-начала 20 вв) _ ижевск 2005 г., с.105

 

 

Татарские школы Малмыжского уезда

 

Из протокола дознания уездного исправника Малмыжского уезда Вятской губернии В.Н.Фронтинского об отношении жителей д.Тюнтери к новометодным татарским школам  (1910 г.)

…Крестьянин деревни Атни Шудинской волости Ахмедзян Хисматуллин (переводчик с татарского языка на русский). Лично я ничего не знаю про Шасмутдинова плохого, но слыхал, что он принадлежит к числу новых партий и со старыми муллами знакомства не ведет, а дружит с казанским муллой Галеевым,  малмыжским Мансуровым и вообще с новометодистами, такой же партии держится и ахун Зарифов, который советами помогал малмыжскому мулле Мансурову открыть в г.Малмыже магометанскую библиотеку. Нравственным долгом считаю сказать, что производство настоящего дознания при каких бы то ни было обстоятельствах не может дать желательных результатов потому, что в лице Шасмутдинова население видит своего духовного пастыря, почему и не выдаст его, когда же у него будет за его политическую неблагонадежность отобран указ и он лишен будет возможности совершать моление в мечети, то тогда только язык правоверных развяжется и в деревне Тюнтерях настанет спокойствие, так как оба враждебных лагеря попадут под влияние защитника старого строя  магометан муллы Динмухамметова. Ахмедзян Хизматуллин.

 

НАРТ ф.92 оп.2  д.17116 л.33

 

 

Из истории школы села Селты

 

Село Селты Малмыжского уезда. Еще за месяц до святок у одного из членов учительского персонала  явилась мысль  устроить на святках что-нибудь для детей. И нужно сказать, что селтинское общество отнеслось к этой мысли весьма сочувственно.  Посредством доброй подписки  было собрано что-то около 30 рублей и с общего согласия было решено устроить елку, которая и состоялась в Новый год.   После пения гимна «Боже царя храни» дети пели песни,  ходили вокруг украшенной   и освещенной елки, а потом, по вынутым каждого из них из шапки билетикам получали подарки: шарфы, платки, пояски, ножички, пеналы, картинки, различные игрушки и лакомства.  И видно было, что детям елка эта и полученные подарки  доставили немалое удовольствие.

 

Вятский край - 1896 г. № 5

 

Из истории школы села Сюмси

 

Село Сюмси. Важное постановление сельского схода. Насколько сильно в народе сознание необходимости и пользы образования, свидетельствует следующий выдающийся факт, имевший место в нашем селе. В прошлом году Малмыжской земской управой был прислан  в нашу школу  на некоторое время волшебный фонарь.  Несколько чтений с туманными картинами произвели такое сильное впечатление на наших жителей, что  что они решили завести свой собственный фонарь. И вот ныне на сельском сходе  постановили привести в действие   свое решение ассигнованием  для этой цели из мирских средств 100 рублей. На этом же сходе сделано и другое  весьма симпатичное постановление об ассигновании 30 рублей  на пополнение книгами открывшейся  с нынешней осени земской   народной библиотеки при местном училище. Нельзя не пожелать, чтобы  примеру наших селян   последовали и другие села, особенно села богатые и торговые, в распоряжении которых всегда имеются значительные суммы, получаемые с виноторговцев на право открытия питейных заведений.

 

Вятский край - 1895 г. № 125

 

 

Из истории школы села Вавож

 

Народное чтение с туманными картинами  при Вавожской сельской школе  состоялось в первый раз 3 и 10 сентября. Слушатели из простого народа, которого собиралось до 180 человек с лишком, были в восторге от картин и чтения, причем нельзя было не видеть,  что подобные чтения  есть действительное могущественное средство для отвлечения крестьянского люда  от пьянства, кабака и прочего непотребства  однообразной деревенской жизни. На бывших двух  чтениях прочитаны «Соловецкая обитель» и «Капитанская дочка».

 

Вятский край - 1895 г. № 90

 

 

Мусульманские школы

 

Из ведомости учебных мусульманских заведениях, подведомственных Министерству народного просвещения, находящихся в Вятской губернии (1835 г.)

 

Даниловского волостного правления:

В каком месте: в деревне Агрыз

Время открытия: 1807

На чей счет содержится: на счет татарина той деревни Заинибашира Апсалямова.

Число учителей: 1, из татар, ахун и профессор; учеников: 25.

Преподаваемые предметы: азбука, часословие, лексикон татарский и персидский, грамматика, этимология, логика, метафизика, красноречие, философия, катехизис, богословие, математика, география, изъяснение Ал-Корана, описаний богомолий, сочинение проповедей, коренная юриспруденция, астрономия, астрология, физика, врачебное дело.

 

Директор училищ Вятской губернии

Надворный советник Михаил Полиновский

 

НАРТ ф.92 оп.1 д.4296 лл.10 об.-11

 


Назад к списку