Старые солдаты
В том памятном мае 1904-го стояла обычная тёплая весна. В маленьком Лебяжье, как всегда, в это время благоухала сирень, цвела черемуха, пели звонкоголосые птицы в свежей зелени дубрав и березовых рощ. Сама природа в преддверии нового лета, казалось бы, радовалась расцвету жизни, которая с новым веком стремительно делала разбег в неведомое будущее. И только людей не радовало буйное цветение, в их мирное существование ворвалось короткое, но страшное слово «война».
С горячью думал об этом молодой мужик из деревни Сазановщины, сидевший в то ясное майское утро на крыльце земской управы вместе с другими, ждавшими отправления в неизвестность – на восток, на фронт, к осаждённому Порт-Артуру. В мужицких головах текли невесёлые мысли о том, кто из них вернётся, а кто сложит буйные головы на полях далёкой Манчжурии.
Господь спас от пули и самурайского меча нашего сазановца Дмитрия Павловича Сазанова, брата моего прадеда. Он остался жив, но, возвращаясь домой, задержался в городе Ирбите на Урале, да так и остался там на всю жизнь.
И в мирное время уходили на военную службу крестьянские парни. Уходили лапотники, а возвращались, случалось, офицеры, дворяне, да при больших деньгах.
Вот любопытный факт. В 1861 году вернувшийся с Крымской войны фельдфебель Матвей Санников ставит на свои средства деревянную церковь в починке Кузнецове, которая была освящена в честь Владимирской иконы Божией Матери. А икона эта, как известно, издавна оберегала землю русскую от врагов, и стало быть, церковь в Кузнецове появилась не случайно.
На заре ХХ столетия в Лебяжье прибыл новый «барин», отслуживший в лейб-гвардии самого императорского величества и заработавший при этом неплохой капитал, который он смог многократно приумножить с помощью торговли и стать самым богатым человеком на селе. А происходил этот «барин» - Иван Григорьевич Сазанов – из простых крестьян деревни Сазановщины. Так армия давала мужикам, конечно, самым умным и удачливым, и состояние, и чины, и положение в обществе.
Если просматривать церковные метрические книги, в них можно встретить упоминания о «запасных унтер-офицерах» и даже «личных дворянах». Спрашивается, зачем приезжали эти дворяне в наши маленькие захолустные села? Всё просто – то были бывшие мужики, получившие дворянство вслед за офицерским чином! К примеру, 19 марта 1894 года в церкви села Байсы состоялось крещение дочери Клавдии запасного унтер-офицера Никанора Евдокимовича Окунева, а 21 июля 1899 года в церкви села Красноярского крестили сына «временно проживающего в приходе села Красноярского личного дворянина» Николая Дмитриевича Логинова, родная сестра которого служила учительницей в школе деревни Щетинки того же прихода. Это говорит о том, что Логиновы были «барами местного разлива».
Конечно, далеко не все тогдашние «срочники» возвращались домой офицерами, дворянами и даже с большими деньгами, а в большинстве своем впрягались в ту же крестьянскую лямку. К примеру, в 1902 году «отставной солдат из крестьян» деревни Малый Сердеж одноимённой волости П.В. Чиликов ходатайствовал в Уржумскую земскую управу о назначении пособия на обучение дочери Евдокии на Вятских акушерских курсах. Сразу видно, денег у отца на обучение дочки, которой он не желал тяжёлой крестьянской доли, не было. К стыду земства, оно в ходатайстве старому солдату отказало.
Назад к списку