- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Духовенство Серафимовской церкви г.Вятки

                                               Первые служители храма

 

    8 октября 1908 г. Святейшим Синодом был учрежден штат новой церкви в составе по-прежнему священника и псаломщика с обеспечением им жалования.  Первым настоятелем храма стал священник Иоанн Иовлевич Широких, совершавший богослужения для вятских единоверцев с 1902 г.

   Отец Терентий происходил не из духовной семьи. Он родился 26 октября 1865 г. в обычной крестьянской семье в деревне Конная Площадка Сретенского прихода Нолинского уезда. Закончив Вятскую братскую миссионерскую старообрядческую школу, в 1888 г. он назначается учителем Боровской братской школы Нолинского уезда. Спустя несколько лет, 4 ноября 1893 г.  учитель Широких был определен священником к церкви с. Мартелово Глазовского уезда, а затем 14 ноября рукоположен в сан. Рукоположение  в священники учителей миссионерских школ не было редкостью в те годы; несколько лет учительского труда в подобной школе приравнивались с учебой в духовной семинарии, даже без окончания таковой. 24 апреля 1902 г. о. Терентий был перемещен на священническое место в с. Кузнецово родного Нолинского уезда, в котором служил до 1908 г.  Вместе с тем священник Терентий Широких был командирован и в город Вятку «для совершения богослужебных треб, богослужений для вятских единоверцев», с оставлением при этом в штате Кузнецовской церкви. Кроме того, с 1902 по 1906 гг. о. Терентий проходил должность помощника Епархиального миссионера по Вятскому, Орловскому и Слободскому уездам. Все это указывает на то, что о. Терентий был прекрасным миссионером, и выбор епархиального начальства был неслучаен. Большую роль в его миссионерском служении сыграли, без сомнения, годы работы в братской школе и служение священником в Глазовском уезде, среди язычников-вотяков, которые очень плохо поддавались христианскому просвещению.

   В 1908 г. о. Терентий как  талантливый миссионер был назначен настоятелем нового единоверческого храма в г. Вятке. Одновременно с этим епархиальное начальство дает батюшке все новые и новые миссионерские послушания. Так, в 1908-1913 гг. о. Терентий заведует Вятской патриотической церковно-приходской школой вместе с преподаванием Закона Божьего. Будучи членом Вятского Миссионерского общества и общества святителя и чудотворца Николая, о. Широких участвует в миссионерских съездах, проводившихся в Нижнем Новгороде. В 1916-1917 гг., согласно решению Совета Вятского епархиального братства, о. Терентий вновь назначается окружным миссионером, на этот раз Вятского, Орловского, Слободского и Котельничского уездов.

  Сохранился рапорт благочинного единоверческих церквей Вятского округа от 23 февраля 1912 г., который дает представление о широкой миссионерской деятельности Серафимовской церкви в те годы. Благочинный сообщал, что взаимоотношения между единоверцами и православным священником складывались вполне доверительные, уважительные; к священнику относились как к духовному отцу и наставнику. Священник проводил беседы со своими прихожанами, пытаясь присоединить их к православной вере, заботился об их просвещении. По воскресным и праздничным дням, во время проповеди, богослужения читались поучения современных проповедников, жития святых и поучения из разных старопечатных книг. Беседы с раскольниками велись публично, но иногда и в частных домах старообрядцев, раздавалась литература. В результате такой  миссионерской работы, только за 1911 г. из раскола было «возвращено» 53 человека. Беседы со старообрядцами записывались в особые книги, которые позднее были переданы в Вятскую духовную Консисторию.

Служение талантливого миссионера было отмечено епархиальным начальством. Он  был неоднократно награждаем: набедренник, скуфия, 3 февраля 1908 г. – орден святой Анны 3 степени и 6 мая того же года – камилавка.  Также батюшка имел серебряную медаль в память царствования императора Александра III. За церковную службу о. Терентий получал 300 рублей в год казенного жалования и чуть больше 100 р. добровольных подаяний прихожан, а также 300 р. вспомогательного пособия из средств Вятской духовной Консистории.

    В роковом для нашего Отечества 1918 г. жизнь батюшки трагически оборвалась. В 1990 г. близ места его погребения по инициативе родственников была открыта памятная доска с краткими сведениями о жизни батюшки.

   В семье о. Терентия и матушки Марии Ивановны, которая тоже происходила из крестьянской семьи,  выросло 9 детей, которые получили прекрасное воспитание и  образование. Сыновья Иван, Василий, Сергей, Николай, Павел и Александр закончили духовное училище и хотели идти по стопам отца, что удалось не всем. Известно, что Иван Терентьевич служил священником в с. Троицком Омской губернии, а Василий священником в починке Полтавском той же губернии.

 Александр Терентьевич, также как и отец, всю свою жизнь посвятил Свято-Серафимовской церкви, сначала как псаломщик, а в 1914 г. был рукоположен в сан священника и служил в храме вместе со своим отцом. В 1930 г. о. Александр Широких был арестован и в феврале того же года коллегией ОГПУ СССР  приговорен «за контрреволюцию» к лишению свободы сроком на 3 года. Позднее в с. Соколье бывший священник работал бухгалтером. К нему приезжал в гости брат Сергей с семьей. «Это был добродушный, приветливый человек», - вспоминал о дяде его племянник Б. С. Широких.же года коллегией ОГПУ СССР  приговорен "м же госпитале работала хирургом и его жена, впо

   Хотел стать священником и Сергей Терентьевич, но год окончания им семинарии выпал на 1918 год. В аттестате, подписанном 5 (18) июля 1918 г. ректором семинарии протоиереем В. Гагинским значилось, что он «по окончании курса в 4-м классе и переводе в 5-й класс по постановлению семинарского правления, с утверждения Епархиального Архиерея из семинарии уволен согласно прошению». Под влиянием нового времени, Сергей поступает в Вятский педагогический институт, в котором учился до апреля 1919 г.  Позднее Сергей Терентьевич выбрал для себя призвание врача и связал с этим свою жизнь. В годы Великой Отечественной войны он был начальником госпиталя в г. Кирове; в этом же госпитале работала хирургом и его жена, впоследствии – заслуженный врач Российской Федерации.

  Дочери - Широких Ольга и Екатерина - закончили Вятское женское епархиальное училище и до революции работали в Вятской казенной палате. Дочь Мария жила в советское время в г. Ленинграде, где ее застала блокада. Внук батюшки - Б. С. Широких - вспоминал: «После войны мы с отцом ездили к ней, она была больна…»

Первым псаломщиком Свято-Серафимовской церкви стал  Вячеслав Георгиевич Бусов, назначенный на эту должность временно. Родился он 1885 г. в г. Вятка в крестьянской семье. Несмотря на свое происхождение и плохое материальное положение семьи, юноша поступил в духовную семинарию и закончил ее. После этого он был назначен временным псаломщиком единоверческой церкви, за служение в которой получал 120 р. из фондов Вятской духовной Консистории. Вместе с этим он служил учителем пения в Вятской братской центральной миссионерской противораскольнической школе, в Вятской церковно-приходской школе Вятской народной монархической партии,  в Вятской городской женской школе.  Дальнейшая судьба Вячеслава Бусова неизвестна. После него в храме служили псаломщики Козьма Коротких, Александр Терентьевич Широких. После рукоположения Александра, вакансии псаломщика при храме не было; по крайней мере, в списке эмеритальной кассы вятского духовенства за 1917 г. по храму значились только два священника – отец и сын Широких.

    Немного известно о первых старостах Свято-Серафимовской церкви, старанием которых благоукрашался новый храм. Первым старостой в 1907 г. стал вятский мещанин Алексей Львович Синцов, жертвовавший много собственных средств на храм, например, на певчих он ежегодно расходовал по 100 рублей. Со 2 ноября 1911 г. старостой Свято-Серафимовской церкви был вятский мещанин Иван Селиверстович Петухов.

  К началу 1917 г. Свято-Серафимовская церковь г. Вятки была богато благоукрашена тщанием прихожан и находилась в зените церковной жизни. Единоверческая община при храме, несмотря на все миссионерские меры, неуклонно увеличивалась; в 1917 г. в ней насчитывалось уже 315 человек. Приход объединял не только городских единоверцев, но и единоверцев, живших в разных других уездах. В ведомости о приходе за 1917 г. значатся Троицкая, Камешницкая и Юрская волости Орловского уезда, Рыбинская и Нижнее-Уканская волости Глазовского уезда и др. Росло число прихожан, увеличивались и доходы церкви. В 1917 г. церковный капитал состоял из 8 банковских билетов.  Этот мирный период церковной жизни подходил к своему концу, начиналась новая эпоха в истории храма.

 


Назад к списку