Кочкины
Юлия Кочкина с детьми. Село Мудрово Вятской губ. 1914 год
Кочкины – один из древнейших вятских священнических родов. Корни его идут из Слободской земли, здесь служило множество представителей этого рода. Еще в 1753 г. в с. Нагорском Слободского уезда служили дьячки Федор Иаковлев сын Кочкин, Логин Феофилактов сын Кочкин и пономарь Иван Федоров сын Кочкин.
Все эти люди стали прародителями нескольких духовных родов. Одним из них был дьячок Федор Иаковлевич Кочкин, 1726 года рождения, потомки которого здравствуют и поныне. Позднее он стал священником. Об этом говорит тот факт, что за 1781 г. в ведомости церкви упоминается его вдова «попадья Домна Михеева». Несколько поколений Кочкиных служили в Нагорском, продолжая дело Федора Кочкина. Преемственность эта прекратилась только в начале XIX века. Сын Федора Яковлевича Георгий тоже стал священником и служил в селе в конце XVIII века. В семье о. Георгия и матушки Параскевы Федоровны росли дети Поликарп, Ефим, Платонида, Федосия. Также вместе с ними жили его мать Домна Михеева и сестры батюшки Параскева и Анна. Обе сестры были не замужем и по тем временам считались «старыми девами» - одной было 26, а другой 29 лет.
В 1801 г. о. Георгий отошел ко Господу, и в июне того же года на священническое место в с. Нагорское был назначен его сын Поликарп 21 года, обучавшийся в семинарии. Жил он отцовском доме вместе со своей матерью и братом Ефимом. Сведений о бабушке и тетках Поликарпа Георгиевича за этот год уже нет, возможно бабушка умерла, а ее дочери уехали на жительство в какой-нибудь монастырь. 3 февраля 1802 г. Поликарп Георгиевич «из учеников богословия» был произведен во священника к церкви с. Нагорского, в которой, также как его дед и отец, прослужил многие годы, правда в отличие от них уже занимал некоторые должности по указу духовной консистории; например, в 1809 г. назначался духовником священнослужителей округа, а в 1811 г. - «депутатом». В семье о. Поликарпа и матушки Евдокии Никитичны росли дети Федор, Павел, Петр, Александр, Пелагия. Семья жила в собственном доме батюшки, оставшемся видимо еще после его отца (в 1811 г. дом был оценен в 1425 р.). В Нагорском служил в храме диакон - Агафонник Иванович Ардашов, согласно церковным документам приходившийся дядей детям о. Поликарпа. Однако, в родстве о. Поликарпа не было ни человека по имени Иван (иногда в семинарии меняли фамилию, если было много однофамильцев), ни по имени Яков (жену о.Агафонника звали Федора Яковлевна), поэтому кем он точно приходился Кочкиным, неясно.
Все сыновья о. Поликарпа, как послушные дети, пошли по стопам отца, закончили духовную семинарию и стали служителями Церкви Христовой. В 1830 г., когда отца уже не было в живых, Павел и Петр обучались в семинарии, Александр – в уездном училище «на полуказенном содержании», а старший Федор служил псаломщиком в той же Нагорской церкви вместе со своим дядей Агафонником , продолжая здесь преемственность своего рода. «Все поведения честно» - сообщает церковная ведомость о сиротах; матери их тоже уже не было в живых.
Федор Поликарпович прослужил в Нагорском долго, но священником не стал, оставаясь всю жизнь псаломщиком. В 1832 г. про него сообщалось: «Читает хорошо. Поет ошибочно. Катехизис знает не худо. В 1829 г. был судим за чинение на клиросе смеха при венчании брака и штраф положен 100 земных поклонов. В 1830 г. был судим за предосудительные его поступки и посылаем в Архиерейский дом на месяц для исправления в поведении». За 1832 г. Федор Поликарпович упоминается как холостой, хотя его сын Михаил родился 1 ноября 1829 г.; возможно, он был внебрачным сыном, унаследовавшим фамилию отца. Федор Поликарпович стал последним из Кочкиных, служивших в с. Нагорском; с его смертью духовная династия Кочкиных в Нагорском прервалась.
Вместе с Федором некоторое время в Нагорском служил и его брат Павел. После окончания семинарии, 21 декабря 1831 г. он был произведен в диакона к церкви с. Нагорского, но уже в январе 1832 г. вышел за штат и стал считаться викарным диаконом. Возможной причиной этого могла служить ранняя кончина его жены. В 1834 г. в «послужном списке» о. Павла сообщалось: «Читает порядочно, поет с немалыми ошибками, в знании катехизиса приметны успехи». В последующих ведомостях о. Александр не упоминается, видимо, был перемещен в другой приход, но как вдовый священнослужитель уже не оставил после себя потомков.
Сын Федора Поликарповича Михаил также пошел по пути своих предков, но, как и отец, не смог подняться выше псаломщика, возможно потому, что закончил только духовное училище. В разные годы служил в различных селах родного Слободского уезда: Сезеневское (с 1842 г.), Синеглинье (с 1843 г.), Сырьяны-Всесвятское (с 1848 г.); последнее село так пришлось ему по душе, что здесь он поселился на всю жизнь. В 1882 г. он был уже за штатом. В «послужном списке» Михаила Федоровича сообщалось: «чтение и пение хорошо, катехизис не худо. Поведения довольно хорошего». Любил Михаил Федорович, как и многие русские священнослужители того времени, «заложить за воротничок» и потом наворочать лишнего. В 1878 г. по этой причине он был отправлен «за нетрезвую жизнь» в Спасо-Орловский монастырь на 2 месяца. Позднее Михаил Федорович вышел из заштата и служил еще много лет псаломщиком в любимом храме. Только 10 мая 1906 г. он вышел окончательно по болезни за штат и вскоре после этого отошел ко Господу.
В семье Михаила Федоровича и супруги его Анны Давидовны, тоже дочери псаломщика, выросли дети Василий, Федор и Мария. Были и еще дети, но рано умерли, как часто бывало в то время. Например, 12 апреля 1853 г. родился сын Иван, а уже в июне он умер. В семье Кочкиных также жила сестра Анны Давидовны Наталья Шерстенникова, дочь пономаря с. Мулинского Слободского уезда. Она была «старой девой» и, скорее всего, занималась детьми.
Служение отца в Сырьянах продолжил его сын Василий, в отличие от отца вышедший в духовный сан, благодаря тому, что закончил духовную семинарию. С 1872 по 1882 гг. Василий Федорович служил помощником учителя в Климковском заводе в земском начальном училище. Кроме этого, он «безвозмездно» занимался обучением учеников нотно-партесному пению и также пел с ними в церкви на богослужениях. 7 марта 1879 г. «за особенные труды по обучению пению» Василию Кочкину была выражена благодарность от господина попечителя Казанского училищного округа. Епархиальное начальство тоже оценило талантливого молодого человека и 10 мая 1882 г. назначило его псаломщиком в с. Сырьянское, где он служил в церкви вместе с отцом. 31 марта 1886 г. Василий Кочкин был определен на диаконское место в родное село своей матери и тетки – Мулинское, где 13 июля 1886 г. был рукоположен в сан диакона. Однако в Мулинском молодому диакону, видно, не понравилось, и уже 22 мая 1887 г. он был перемещен по своему прошению обратно в Сырьяны, где и прослужил Богу всю оставшуюся жизнь. Вместе с новым диаконом в Всесвятское приехала и его жена Надежда Герасимовна, крестьянская дочь; в браке она подарила мужу пятерых детей – Сергея, Михаила, Василия, Ольгу, Любовь.
В 1906 г. в «послужном списке» диакона Василия Кочкина сообщалось: «Чтение, пение и катехизис знает. Поведения очень хорошего». В Всесвятском приходе о. Василий тоже занимался учительским трудом, например, с 1898 по 1906 гг. был учителем и законоучителем сельской ЦПШ, а в 1913-1914 гг. – законоучителем Шаровского земского училища. Жалования из казны он не получал, а пользовался вознаграждением за совершение треб, сборами по приходу, «выходом от земли» и процентами с капитала причта. Этим и жила семья Кочкиных в предсмутный, еще относительно мирный период.
Послереволюционная судьба батюшки покрыта мраком неизвестности. В «Деле о передаче имущества» Всесвятской церкви за 1924 г. он не упоминается. Умер ли он или был под конец жизни перемещен в другой приход – неизвестно. Дети о. Василия, как и многие дети духовенства XX века, не пошли по стопам отца, выбрав мирскую карьеру, или не успели по причине закрытия духовных училищ. В 1915 г. сын Сергий учился в Московском коммерческом институте, Михаил отбывал воинскую повинность, и только младший Василий учился в Вятском духовном училище на содержании отца; по понятным причинам семинарию он закончить не успел. Сестры их Любовь и Ольга служили учительницами, в некотором роде продолжая дело своего отца.
************
Остальные сыновья Поликарпа Кочкина тоже стали служителями Церкви и добились в жизни больших высот. Так Петр Поликарпович, 1812 года рождения, после окончания семинарии, в 1837 г. был назначен священником того же села Мулинского и прослужил здесь всю жизнь. Еще за 1882 г. в ведомостях церкви можно найти сведения о настоятеле Мулинской церкви Петре Кочкине; было ему уже 70 лет. Как ни удивительно, за свой долгий век никаких должностей он не занимал, кроме депутатства в 1881 г., ведя жизнь обычного сельского батюшки. Зато имел множество наград! Это и бронзовый крест в память Крымской войны, и камилавка, и архипастырское благословение по ходатайству служащих земской управы «за весьма старательное обучение мальчиков в земском народном училище». В 1875 г. про батюшку Петра сообщалось: «Говорил 1 проповедь 15 августа при своей церкви. Занимался толкованием разных мест Священного писания, сверх того чтением псалмов преосвященного Палладия епископа Сарапульского».
В семействе о. Петра и матушки Александры Ивановны, которая была моложе мужа на 9 лет, было 6 детей – Георгий, Иоанн, Михаил, Петр, Константин, София. Как ни парадоксально, из всех сыновей только Михаил пошел по стопам отца и стал священником. Его братья выбрали для себя мирскую карьеру, хотя и закончили духовные училища. Так в 1882 г. Георгий служил учителем Нижегородской женской прогимназии, Иван – секретарем Слободской женской гимназии, Петр – инспектором Алатырской классической прогимназии в Симбирской губернии. Все сыновья о. Петра связали свою жизнь с делом народного образования. Даже Иван в 1870-е годы был наставником Мулинского земского училища, а 30 августа 1875 г. сказал в церкви проповедь в день тезоименитства Государя императора.
Михаил Петрович Кочкин стал священником по примеру отца и служил все в том же с. Всесвятском. После окончания Нижегородской духовной семинарии, 18 июля 1867 г. он был рукоположен в сан священника к церкви с. Пижанки Яранского уезда. Здесь о. Михаил служил до 1878 г., занимая должности катехизатора и учителя при Пижанском земском училище. Как видим, и он был неравнодушен к делу народного просвещения, что было оценено епархиальным начальством. 1 февраля 1873 г. «за усердное и ревностное преподавание Закона Божьего в училище и за ревностное прохождение возложенных на него обязанностей» батюшка был награжден набедренником, а 22 мая 1877 г. отношением Яранской земской управы была объявлена благодарность епархиального начальства «за труды по народному образованию». Кроме этого, о. Михаил составлял и катехизические поучения, за что ему еще в 1871 г. было объявлено одобрение епархиального начальства. После перевода в всесвятское в 1878 г., батюшка говорил около 30 катехизических поучений! В Всесвятском он работал и в земском училище. Правда, в Всесвятском о. Михаил служил недолго, после 1882 года всякие упоминания о нем в ведомостях церкви исчезают. В семье о. Михаила и матушки Марии Ивановны росло 8 детей, все из которых в 1882 г. были еще младенцами от 2 месяцев до 7 лет. Многочадие – это всегда было постоянством всех семейств Кочкиных.
В Сырьянах-Всесвятском служил и еще один сын Поликарпа Кочкина – Александр. После окончания семинарии, 5 декабря 1838 г. он был посвящен во священика к этой церкви и служил до своей ранней кончины 24 июля 1854 г. Ему было только 39 лет. Возможно, на это как-то могла повлиять смерть дочери Параскевы, которая произошла за 20 дней до этого. После смерти батюшки, его жена Татьяна Федоровна осталась одна с 3 детьми на руках - Елизаветой, Марией и Константином, и чтобы иметь средства к существованию, 5 октября того же года устроилась просфирницей при церкви. Здесь она прожила до преклонных лет и упоминается в ведомостях церкви еще за 1880-е гг.
Дети о. Александра пошли по его пути. Дочери Елизавета и Мария вышли замуж за священнослужителей, но рано овдовели. Муж Марии Алексей Свечников был диаконом Климковского завода Слободского уезда, а муж Елизаветы Андрей Суворов – священиком Всесвятской церкви с 1863 по 1875 гг. За свою коротенькую жизнь о. Андрей успел получить только одну награду – набедренник «за благочестное служение Церкви», но оставил после себя пятерых сыновей. Все они учились в духовных заведениях.
Константин Александрович стал священником, продолжая дело своих предков, но в отличие от них, поколениями живших в родном Слободском уезде, смог послужить Богу в разных уголках Вятской земли – с. Куракино Уржумского уезда (1868 г.), Холуницкий завод Слободского уезда (1870 г.), с. Зюздино-Христо-Рождественское Глазовского уезда ((1878 г.), а с 10 мая 1882 г. – село Трехключинское Слободского уезда. Батюшка имел несколько наград. Так, 19 марта 1880 г. ему было объявлено Архипастырское благословение за труды «по ослаблению раскола», а в 1881 г. «за усердную и полезную службу» награжден набедреником. «Поведения весьма хорошего, скромного, поучает нередко прихожан» - сообщалось в «послужном списке» батюшки за 1883 г. Из «клировых ведомостей» церкви с. Трехключинского можно узнать, что жилось священнослужителям в те годы здесь очень неважно. Они не имели ни земли, ни своих домов (семья священника жила в казенном доме) и содержание свое получали за счет мерной руги с прихожан ; священнику полагался пуд ржи и пуд овса с дома. Как сообщала ведомость церкви, «прихожане такого обязательства не исполняют, а потому содержание духовенства недостаточное». Прожив долгую, нужную людям жизнь, чета Кочкиных, по сведениям родственников, была схоронена в монастырской ограде г. Слободского, где о.Константин, видимо, служил последние годы жизни.
В семействе батюшки выросли дети Федор, Анна, София и Юлия. Федор Константинович тоже стал священником. Дочери впоследствии вышли замуж также за священников. Так, Юлия Константиновна вышла замуж за священника опять же села Всесвятского Николая Медведицына, рано ушедшего из жизни в 1911 г. Жизни ее семьи посвящена глава «Священики Медведицыны».
Анна вышла замуж за о. Николая Кибардина, служившего в с. Пижанке Яранского уезда и в с. Ильинском Нолинского уезда. Кроме совершения своих непосредственных священнических обязанностей, батюшка был законоучителем множества училищ в обоих уездах, занимал множество должностей по указанию епархиального начальства – инородческий миссионер Яранского уезда, следователь по духовным делам и благочинный в Нолинском уезде, депутат на Яранском окружно-училищном съезде в 1900-1902 гг., на Нолинском окружно-училищном съезде в 1909-1911 и 1914 гг., на епархиальном съезде 1906 г. Кроме этого о. Николай состоял членом нескольких православных обществ – миссионерского, Братства святителя и чудотворца Николая, Вятской ученой архивной комиссии (с 1906 г.), членом-соревнователем попечительства о народной трезвости (с 1911 г.). Имел все церковные награды, заканчивая золотым наперсным крестом от святейшего синода, которым был награжден в 1906 г. А вот в личном плане батюшка был не очень счастлив – детей у них с матушкой Анной не было. Единственный сын Кибардиных - Николай - умер в 16 лет, а его сестра Елена скончалась от дифтерии еще в младенчестве. Больше детей у Кибардиных не рождалось. В Ильинском батюшка Николай прослужил многие годы и упоминается в «Деле о передаче имущества» церкви еще за 1924 г. Здесь же он, видимо, и отошел ко Господу в 1930-е годы.
Самая младшая дочь Константина Кочкина София вышла замуж за некого Михаила Флерова. О жизни этой пары пока ничего не известно.
Назад к списку