- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Село Косолапово и его духовенство

                                   

 

                  Косолаповское духовенство предреволюционной поры

 

  Косолапово – маленькое село в Мари-Турекском районе республики Марий Эл (ранее в Уржумском уезде), отстоящее в стороне от трассы Сернур-Казань. Село, в основном населенное марийским населением, украшает громада большого каменного храма, имевшего многовековую историю. Многие годы церковь находилась в запустении и только недавно начала возрождаться. В дореволюционный период в ней служили люди интересных судеб, что мне удалось проследить по сохранившимся архивным документам.

  Весной 1884 г., когда был освящен второй придел  церкви, к ней был направлен с рукоположением священник Николай Алексеевич Ергин, дьяческий сын, закончивший духовную семинарию в 1880 г. и с 15 октября 1880 по 15 мая 1884 г. состоявший на должности учителя Нолинского духовного училища. Это был третий из косолаповских священников, являвшийся зятем священнической вдове Александре Мухачевой; матушка его Мария Николаевна была дочерью почившего священника. Она подарила в браке батюшке детей Владимира, Софию и Клавдию.

   По приезду в Косолапово молодой священник сразу включился в кипучую учительскую деятельность (на дворе стояли просвещенные 80-е годы). С сентября 1884 по декабрь 1889 г. он работает законоучителем в сельской земской школе, служит катехизатором; с 7 октября 1887 г. – заведующий и законоучитель в Мало-Пильмучашской школе грамоты, с октября 1890 г.  – заведующий и законоучитель школы грамоты в д. Большой Пильмучаш. Как бы много он мог сделать…. Но 31 января 1893 г. жизнь его была прервана печальным образом.

  Вдова Мария Николаевна прожила в селе примерно до 1907 г., работая сначала помощницей учительницы Косолаповского земского училища (1900 г.), а потом учительницей Кугушенского земского училища (1907 г.), благо от мужа ей остался собственный деревянный дом на церковной земле. Все ее дети учились в духовных заведениях городов Вятки и Нолинска. Старшая дочь София в 1900 г., несмотря на юный возраст – 17 лет, работала учительницей в Кугушени. После 1907 г. вдова Ергина  более не упоминается в документах Косолаповской церкви.

  После кончины о. Николая вакансия его была замещена священником Сергием Никольским, сыном ранее служившего на приходе батюшки. Для него 1898 год омрачился двумя потерями. Сначала 7 января скончалась его жена Анфиса Николаевна 22 лет, а 19 мая сын Иван 1 года. Возможно, по этой причине он по прошению был перемещен в с. Ижмаринское Яранского уезда.

   В один, 1893 год, вместе с о. Сергием в Косолапово прибыл молодой священник Михаил Яковлевич Редников. О жизни его известно больше, чем о жизни других косолаповских священников. Родился он в с. Колобовском Нолинского уезда 30 сентября 1860 г. в семье священника Якова Редникова. Окончил Нолинское духовное училище и Вятскую губернскую гимназию.  29 апреля 1890 г. был рукоположен в сан дьякона к церкви с. Рождественского Уржумского уезда.   9 июня 1891 г. он был рукоположен в сан священника к церкви с. Холуницы-Троицкой Слободского уезда, в котором служил до перемещения его в Косолапово. В Косолаповском приходе о. Михаил был заведующим и законоучителем Косолаповской, Часовенской, Муномарской, Сереньгинской и Соловьевской церковных школ.

   6 октября 1899 г. о. Михаил был перемещен по прошению в с.Байсу Уржумского уезда, в котором многие годы служил его отец священник Иаков Редников в должности благочинного (отошел ко Господу в 1899 г.). Здесь О.Михаил прожил всю оставшуюся жизнь, сделав много добра для байсинских прихожан, например, отдал под церковную школу дом своей матери, дочери известного священника Лаврентия Бехтерева, написавшего в середине XIX века поучения для марийцев на их родном языке. Он овдовел еще в 1897 г. и был бездетен. В 1930-е годы о. Михаил (в это время он стал уже протоиереем), был арестован и увезен в неизвестном направлении.

   В одно время с о. Николаем в церкви служил священник Александр Александрович Зубарев; он также дослужился здесь до самой революции. Отец Александр родился в с. Экономической Лудяне Нолинского уезда в семье священника 12 октября 1873 г, окончил Вятскую духовную семинарию 14 июня 1895 г и был 20 октября того же года определен на диаконское место к церкви с. Богословского; там же он был рукоположен в сан диакона 20 октября и в сан священника 19 ноября того же 1895 г. 4 января 1900 г по собственному прошению он был перемещен в с. Косолапово, где служил его свояк диакон Петр Луппов.

В Косолаповском приходе о. Александр проходил должности законоучителя различных училищ и с 13 марта 1903 г. – следователя по 4-му благочинному округу уезда, в который входил приход. Так же как и о. Николай, о. Александр был членом братства святителя и чудотворца Николая и православного миссионерского общества (с 1902 г.). В его «послужном списке» за 1907 г. сообщалось: «Знает только отрывочные слова и сам говорит отрывочные слова и фразы по-черемисски…. Говорит 2 проповеди по одобренным сборникам проповедей поучений усердно. Поведения очень хорошего». О. Александр рано овдовел и в одиночку воспитывал пятерых детей; старших из них тоже не польстило служение в Церкви и они вышли из духовного звания. Так, в 1915 г. сын Геннадий находился на военной службе, а сын Николай обучался в гимназии г. Казани на содержании отца.

  Первым диаконом каменного храма с. Косолапово был о. Михаил Ложкин, служивший здесь с 1867 по 1899 гг., имевший здесь собственный дом с надворными строениями. «Чтение, пение и катехизис знает достаточно. Говорит хорошо, черемисский язык изучает» - сообщалось в его «послужном списке» за 1890 г. К этому времени он был вдов (с 1885 г.) и воспитывал шестерых детей – Иоанна, Гавриила, Ларису, Александру, Надежду и Марию. Впоследствии сыновья стали священниками, а дочери вышли замуж за духовных лиц.

     3 декабря 1899 г. по болезни о. Михаил вышел за штат с правом получения пенсии из Государственного казначейства 65 р. в год. Спустя несколько лет его не стало. Пенсионеры в России мало живут… В ведомости церкви за 1907 г. упоминается лишь его дочь Мария Михайловна 25 лет, учительница Апсезской земской школы Уржумского уезда.   В ведомости за 1915 год она уже не упоминается.

   После ухода о. Михаила в заштат, место диакона было замещено его зятем, диаконом Петром Васильевичем Лупповым, мужем дочери Александры. Отец Петр родился 23 мая 1877 г. в с. Елеево Уржумского уезда в семье псаломщика, окончил вятскую духовную семинарию 2 сентября 1898 г., работал учителем в Шалеговской церковно-приходской школе Орловского уезда с 26 сентября 1898 по 13 декабря 1899 г, когда был перемещен в с. Косолапово. Здесь состоялось его рукоположение во диакона 13 января 1900 г., а 13 августа того же года был определен учителем Косолаповской церковно-приходской школы.

 «Недвижимости не имеет. Предметы своей должности знает хорошо. Поведения очень хорошего» - сообщалось в его «послужном списке» за 1900 г. За 1907 год: «Понимает разговорную речь и сам говорит только отрывочные слова по-черемисски…. Предметы своей должности знает хорошо. Поведения весьма хорошего».  В 1902 г он вступил в братство святителя и чудотворца Николая. В 1915 г. о. Петр был перемещен в другой приход, и дальнейшая его судьба не известна.   На диаконское место был определен Владимир Николаевич Шутихин, 1883 г.р., только что закончивший Вятскую духовную семинарию. Время служения последнего выпало на тяжелые годы гражданской смуты.

  В эти же предреволюционные годы в храме с. Косолапово служили псаломщики Иван Ложкин, Михаил Городищенский, Михаил Израилев, Викентий Чемоданов, Александр Юферев. Из них самой примечательной является судьба псаломщика Ивана Ложкина, прослужившего в храме с. Косолапово более 3 десятков лет. Родился он в семье дьячка, учился в духовной семинарии г. Вятки, но был исключен уже из среднего отделения. После этого он был определен на дьяческую должность в с. Куракино Уржумского уезда 7 октября 1853 г.; здесь же 19 сентября 1854 г. он был посвящен в стихарь. 7 марта 1872 г. дьячок Ложкин был перемещен в с. Косолапово и прожил в нем всю оставшуюся жизнь вместе с женой Марией Ивановной. В его «послужном списке» за 1890 г. сообщалось: «Дом имеет, чтение, пение и катехизис знает хорошо. Черемисский язык знает достаточно. Поведения хорошего». После 1900 г. Иван Ложкин упокоился навсегда в земле Косолаповской. В ведомости церкви за 1915 г. упоминается его вдова, владевшая домом, оставшимся после мужа, и получавшая пенсию из Государственного казначейства 50 р. в год.

   Из семерых детей Ложкиных лишь немногие стали служителями Церкви. Например, сын Александр служил диаконом в с. Пачи Яранского уезда, а дочь Лариса просфирницей при Косолаповской церкви, получая жалование 15 р. в год (сменила на этом поприще диаконскую вдову Панову). В то же время дочери Ольга и Антонина вышли замуж за чиновников, сын Николай избрал для себя торговое дело (его лавка находилась  в Косолапово). Как сложилась их дальнейшая судьба – Бог весть…

В мае 1898 г. в с. Косолапово родился мальчик Николай Дьячков, которому суждено было стать одним из последних священников, правда, не косолаповской церкви, а Вятской епархии, но конечно благословение на жизнь ему было преподано последними косолаповскими священниками. До революции он успел закончить 4 класса Вятской духовной семинарии и в 1919 г. был посвящен в сан священника и служил до 1937 г. в различных храмах Удмуртской республики. Затем последовал долгий перерыв служебной деятельности. Священник Дьячков не был репрессирован, работал в госучреждениях, бухгалтером в райфо, и только с октября 1959 г. он был назначен священником г. Зуевки Кировской области. Дальнейшая его судьба к сожалению не известна, как неизвестна она у многих других православных служителей того времени.

  Завершая повествование о косолаповских священнослужителях дореволюционной поры, следует отметить, что в 1900-х годах на содержание священноцерковнослужителей был положен казенный оклад, состоящий из 931 рубля в год, который получался из Уржумского уездного казначейства. Священнику полагалось 600, диакону 400 и псаломщику 200 р. в год. От прихожан было положено получение руги по пуду ржи овса. Все это было отменено уже в первые годы гражданской смуты.

 В начале 1930-х годов Косолаповская церковь была закрыта, засыпанная хлебом. А потом там устроили клуб. Клуб пробыл в здании недолго, и церковное здание многие годы стояло в запустении, из которого начало выходить только в наши дни.


Назад к списку