Устюговы
Одной из самых известных дьяческих фамилий в селе Лебяжье XIX- начала ХХ веков была, безусловно, фамилия Устюговых, отец и сын. Отец заслужил огромное уважение поселян еще при жизни и благодарную память по кончине за ревностные свои труды на ниве народного образования, а сын стал единственным лебяжским дьячком, который таки смог выйти из закоренелого дьяческого сословия и получить священнослужительский сан. Такое бывало редко: в дьячках служили люди, как правило, с низшим духовным образованием и путь в священнослужители им был заказан. А это случилось в предреволюционное время, когда среди сельских батюшек стали появляться даже выходцы из крестьян…
В далеком 1823 году в потомственной духовной семье Ивана Устюгова родился мальчик, получивший во крещении редкое, но красивое имя - Афиноген, что в переводе с греческого примерно означало "от Афины рожденный" - богини мудрости и знаний. Удивительно, но мальчик, получивший такое имя, в будущем достойно оправдал его значение. Впереди у него была великая судьба и большая жизнь… По исключении из высшего отделения Вятского духовного училища в 1848 году юноша Афиноген Устюгов был незамедлительно определен на должность дьячка в Николаевскую церковь с. Лебяжья, а 8 августа 1851 г. торжественно был посвящен в стихарь преосв. Елпидифором. В этом маленьком селе на горе Афиноген Иванович прожил всю свою жизнь, и жизнь эта была посвящена Господу и обучению грамоте детей.
С 9 ноября 1864 г. по 1868 г.г. Афиноген Иванович проходил должность учителя в Лебяжской женской школе и за усердные труды на этой должности от местного начальства был поощрен 10 рублями серебром, с выдачей грамоты об этом. С 1860 по 1870 г.г. Афиноген Иванович проходил должность помощника наставника в Лебяжском сельском училище, а с 1870 по 1879 гг. "безмедно" занимался обучением грамоте поселянских ребятишек в ЦПШ Лебяжья, одним из учредителей которой он являлся. После того, как здание школы стало непригодным для размещения в ней таковой, Афиноген Иванович стал обучать детей чтению, пению и Закону Божьему в своем доме, хотя их у него самого было 9 штук, мал мала меньше, но всем он равно отдавал всю свою любовь и заботу. Можно сказать с полной уверенностью, Афиноген Иванович был первым лебяжским учителем.
В 1870 г. за "долговременные и усердные труды о деле народного образования" была объявлена ему благодарность от епархиального начальства с выдачей грамоты об этом. Редкий дьячок-псаломщик, даже дьякон, удостаивался такой высокой чести. Незадолго до выхода в 1885 г. за штат Афиноген Иванович отошел от учительских трудов, да и к этому времени его методы обучения и знания заметно устарели с 1860-го года. Вятские училища же выпускали первоклассных специалистов в деле народного образования, и старый дьячок остался не у дел. В Лебяжской земской школе, в которой он преподавал когда-то, и которая не закрывалась ни разу с 1841 г., теперь преподавали выпускники духовной семинарии. А вот церковная школа окончательно прекратила свое существование - без здания, без учителей, с малым числом учеников, но она вновь возродится через полтора десятка лет, когда Афиногена Ивановича уже не будет в живых, и просуществует 18 лет, до самой революции.
В большом семействе Афиногена Ивановича и законной жены его Александры Николаевны, дьяческой дочери (она отошла ко Господу 9 сентября 1894 г.) было 9 детей, 5 сыновей и 4 дочери: Василий, Александр, Николай, Виктор, Арсений, Евгения, Любовь, Фелицата и Александра. Все они в раннем возрасте умели уже читать и писать, ведь их отец был превосходный учитель, а в их доме находился один из учебных классов школы. Впридачу все дети получили прекрасное воспитание, привитое вместе с любовью к Господу, однако практически все дети Устюговы, кроме одного, вышли из духовного сословия - у отца не хватало средств на обучение сыновей в духовных училищах, а дочери получили только домашнее образование.
Так три брата Устюговы - Василий, Александр и Николай - были вынуждены уйти уже из 2-го класса нолинского духовного училища "по скудости" отцовских средств и заняться письмоводительством. Василий Устюгов занялся письмоводительством у городского малмыжского исправника. Его братья Александр и Николай работали в Лукоунском и Зыкинском волостных правлениях Нолинского уезда. Позднее Николай Афиногенович дослужился до должности приказчика. Самый младший Устюгов - Арсений Афиногенович - смог окончить духовное училище и даже поступить в Вятскую духовную семинарию, но был вынужден уволиться уже из 1-го класса. Возможно. юноша возжелал избрать для себя спасительный путь служения Господу, и был у него реальный шанс, но увы… "Рода жизни не определился" - писалось о нем в "послужном списке" отца за 1890 г. Неизвестно, остался ли он тверд в своем решении или подобно братьям вышел из духовного сословия.
Дочери причетников, как правило, выходили замуж за равных им по положению выходцев из дьяческого и крестьянского сословий. Равные женились на равных. Так, если сын священника, или молодой священник брал в жены дочь дьячка или крестьянина (сверху между ними видели мало разницы), это вызывало резкое осуждение в его кругу, а если сын дьячка брал в жены дочь священника или диакона, это не считалось зазорным - может он еще выбьется "в люди". Как говорили в народе, рада бы Маша за попа да поп не берет. Прекрасным примером этого явились дочери Устюговы. Евгения вышла замуж за крестьянского парня Антона Русалеева из починка Шигорина Лебяжского прихода, а ее сестра Любовь - за крестьянского парня Ивана Дорофеева из Буйского завода, но к 23 годам успела овдоветь. Их младшая сестра Александра вышла замуж за лебяжского фельдшера, но так рано овдовела, что от мужа не осталось даже детей. 16 марта 1904 г. она устроилась просфирницей при церкви с. Мелянды с получением от казны жалования 24 рубля, но уже к 1910 г. оставила эту должность по неизвестной причине.
Интересно, что в начале ХХ века в Лебяжье работали на поприще медицины супруги Устюговы: фельдшер Василий Андриянович и акушерка Анна Михайловна. Люди они были богобоязненные и глубокоуважаемые в народе, и их часто приглашали в качестве восприемцев на крещения детей, но состояли ли они в родстве с дьячками Устюговыми - неизвестно.
Из всех детей Афиногена Ивановича наиболее примечательной оказалась судьба Виктора Устюгова, может быть, потому что он решил пойти по стопам отца и стать православным служителем, и в отличие от братьев ему это осуществить удалось, оправдав значение своего имени - "Победоносец". Виктор появился на свет 4 ноября 1861 г. и, как и все дети Устюговых, получил прекрасное начальное образование и воспитание вкупе с любовью ко всему церковному. В 12 лет он уже поет вместе с отцом на клиросе Лебяжской церкви и упоминается в метрических книгах как "дьячок". Как и младший брат Арсений, он смог закончить полный курс нолинском духовном училище, но в семинарию не поступал, возможно, понимая всю бесцельность этого. Уволившись из 3-го класса училища, Виктор Устюгов с июня 1884 г. стал служить в Николаевской церкви вместе с отцом, а 11 марта 1885 г. он официально был определен псаломщиком к сей церкви, но посвящен в стихарь был лишь 6 мая 1892 г.
С 15 августа 1892 по 1894 гг. подобно отцу в свое время Виктор Устюгов проходил должность учителя в лебяжской школе. Сам сын дьячка, он сочетался законным браком с дочерью священника Юлией Михайловной. Произошло это прекрасное событие примерно в 1893 г., т. к. в следующем, 1894 г. родился старший сын этой пары, крещеный Сергием. В "послужном списке" псаломщика Устюгова за 1900 г. отмечалось: "Поведения весьма хорошего. Недвижимой собственности никакой ни он, ни жена его не имеют". Жили Устюговы в Лебяжье в казенной квартире.
16 сентября 1901 г. в судьбе Виктора произошло событие, круто перевернувшее его жизнь - он был рукоположен в сан диакона, став таким образом священнослужителем. Это был крутой поворот в судьбе сельского дьячка, однако он по-прежнему оставался на вакансии псаломщика. После хиротонии он был произведен в заведующие и законоучители Михеевской школы грамоты вместо диакона Горского. "Предмет свой давно имеет и знает очень хорошо, поведения весьма хорошего" - писалось в его "послужном списке" за 1901 г. К 1905 г. в семействе о. Виктора было 6 детей, 3 сына и 3 дочери: Сергий, Борис, Николай, Лидия, Валентина и Юлия. Старшие сыновья в начале ХХ столетия учились в НДУ, в котором когда то обучался и их отец. Восприемниками во крещении дочери Лидии, родившейся 16 января 1897 г., стали батюшка о. Константин Шишкин и Ольга Якимова, дочь умершего пономаря сей церкви. В 1905 г. о. Виктор не стал исполняющим диаконом при церкви после отъезда Василия Горского и оставался на вакансии псаломщика, а в 1906 г. большое семейство Устюговых навсегда покинуло Лебяжье, когда о. Виктор был назначен на должность диакона к церкви с. Ситьмы, что привольно раскинулось на другом берегу Вятки. Любопытный факт из последующей жизни о. Виктора можно найти на страницах "Вятских епархиальных ведомостей" № 6 за 1907 г., в "протоколе о. о. депутатов духовенства Нолинского духовно-училищного округа", происходившего в ноябре 1907 г.:
"Слушали прошение диакона с. Ситьмы Виктора Устюгова - с удостоверением местного о. благочинного о сложении с него долга за содержание сына его, ученика Нолинского духовного училища, в количестве 25 руб. и ввиду того, что диакон Виктор Устюгов материально обеспечен настолько, что в состоянии хотя бы с рассрочкой уплатить свой долг и, находя удостоверение местного о. благочинного бех обозначения получаемого в год денежного дохода недостаточным, - постановили: в просьбе диакону Виктору Устюгову отказать, но отсрочить уплату долга до 1 января 1909 г.".
В отличие от лебяжского диакона Василия Горского, уехавшего далеко от Лебяжья, о. Виктор находился не так далеко от родного села, и мог часто бывать там, где прошли его детство и юность, где под каменными плитами возле церкви покоились его мать и отец, а над ними шумел кронами тополей и березок бродяга-ветер.
Назад к списку