Цитроновы
Корень земли Красноярской
Именно такие слова можно без сомнений отнести к этому человеку - псаломщику Павлу Михайловичу Цитронову, более полувека без остатка посвятившего себя Христо-Рождественской церкви с. Красноярского и служению Богу; корень от корня настоящему красноярцу или, если угодно, лебяжанину, ибо здесь, на этой земле, родились и жили еще его дед и отец, и сам он появился на свет Божий в далеком 1842 г. Я часто встречал эту необычную для своего слуха фамилию на пожелтелых страницах метрических книг и "клировых ведомостей", но настоящим открытием для меня стала находка погребения о. Павла на Красноярском кладбище в ясный июльский день 2003 года. На почти вековой замшелой плите я смог прочесть лишь одно слово: "Цитронов". Остальные слова на ней слились воедино от давности лет. И теперь я хочу поведать о жизни этого человека. Что же это был за человек, коренной красноярец, приоткроем завесу времени…
Павел появился на этот свет в семье псаломщика красноярской церкви Михаила Цитронова в солнечный день 7 июля 1842 г., в самый Ильин день. Церковь эта была еще только-только отстроена (ее развалины стоят в селе и поныне), а в Лебяжье появилась первая в нашем крае школа. До отмены крепостного права оставалось почти 20 лет. Вот как давно это было. Павел Михайлович был уже совсем взрослым человеком, когда произошло это событие, а в нашем крае появились земства и волости. В это время он служил (после окончания нолинского духовного училища в 1856 г. и служения в с. Молотниково Котельничского уезда) псаломщиком в с. Кленовице Орловского уезда - с 10 декабря 1860 г., а 16 марта 1864 г. по прошению был перемещен на родину, и прослужил в с. Красноярском всю жизнь. Был свидетелем всех событий, происходивших в нашем крае, начиная с отмены удельной системы и до прихода большевистской власти, служил вместе с такими прекрасными красноярскими священниками, как о. Никанор Васнецов, о. Григорий Ушаков, о. Александр Горский, не говоря уж о том, что с раннего детства знал всех красноярских и лебяжских служителей. На его глазах росли и развивались из маленьких деревушек в большие села Красноярское и Лебяжье. Вот кто был прекраснейшим свидетелем всей истории на нашей земле середины XIX - начала ХХ веков!
1 августа 1909 г. Павел Михайлович сам был удостоен чести быть посвященным в священный диаконский сан. К этому времени он имел в Красноярском собственный деревянный дом со службами и получал доход 239 руб. 8 коп., а его верная супруга, подарившая ему 5 сыновей, покоилась в ограде Христо-Рождественской церкви. Сыновья были радостью отца. Так, в 1905 г., когда о. Павлу было 64 года, Александр Цитронов уволился из военной службы в запас, Николай служил псаломщиком в Сарапульском уезде, Константин - в сане диакона в Кленовицах, где когда-то начинался духовный путь его отца, Василий и Евгений служили где-то письмоводителями. Когда они приезжали к отцу в Красноярское вместе со своими женами и детьми, старый дом под липами словно оживал и к колокольному благовесту присоединялись звонкие ребячьи голоса и разноголосая речь взрослых.
Примерно в двадцатых годах о. Павел мирно почил более чем в почтенном 80-летнем возрасте, завещая похоронить себя вместе с мирянами. Мог ли он предвидеть, что его могилу в ограде храма не пощадили бы оравы комсомольских вандалов, которые крушили все и вся… Пройдут годы, и вместе с ним похоронят о. Григория Ушакова, его матушку и детей. Вот такой была жизнь о. Павла Цитронова - корня земли красноярской и нашей духовной жизни.
Назад к списку