- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Интернационалисты


Если не ошибаюсь, на главной площади Нолинска, у здания бывшего духовного училища, до сих пор стоит памятник на братской могиле 18 борцов за советскую власть, сложившие свои головы в горячем августе 1918 года во время Степановского мятежа (и вот как интересно - в селе Шурма Уржумского уезда находится братская могила 11 борцов уже против этой власти). Героизм их был воспет давно, но были ли они героями - неизвестно. Просто их застали врасплох в здании духовного училища и подожгли его. Пощада им не светила. Значит, было за что... Просто люди спасали свою жизнь, но не смогли этого сделать, правда стали героями на ближайшие 70 лет. В приведенном ниже документе удалось найти подробные биографии этих людей, подчас очень интересные. Это незаменимый документ для будущих исследователей одного из самых ярких исторический событий в Вятской губернии последних ста лет. Среди этих людей был и интернационалист, бывший военнопленный, который после выхода России из войны, как и тысячи ему подобных, был освобожден и, дабы не попасть снова в окопы в своей стране, пошел на работу к красным. В советское время был широко воспет героизм этих интернационалистов, на самом деле это были просто наемники, которые пошли служить к красным за деньги. А большевикам были нужны опытные солдаты, которые бы не спрашивали лишних вопросов и бесприкословно могли выполнить любой приказ. Поэтому интернационалистов было больше всего в ЧК и ЧОН.
Итак, биография одного из таких героев:
Австрийский подданный по национальности немец Франц-Францевич Янкель.
Родился в Германии в 1886 г. 18 ноября, сын крестьянина. т.Янкель работал в своем хозяйстве. На 21 год был взят на военную службу и скоро был выслан на фронт по борьбе с российским капиталом и потом попал в плен в Россию, с фронта т.Янкель взят в плен, его препроводили в Нолинский уезд бывшую Буйскую волость д.Сорвищи, жил он в этой деревне 3 года, работал у крестьянина в сельском хозяйстве.
В 1918 г. перешел из Буйской волости в бывшую Пугинскую волость д.Дугу к гражданке Анне Петровне Буровой в качестве работника, но в скором времени т.Янкель познакомился с гражданкой Анной Петровной и стал ее мужем, прожил в ее хозяйстве 5 месяцев. В конце мая месяца 1918 г. Янкель поступил в ряды красной гвардии в г.Нолинске в качестве пулеметчика и был участником ликвидации крестьянского восстания в с.Зыкове и других волостях Нолинского уезда. Связи т.Янкель с хозяйством гражданки Анны Петровны в период своей службы не терял, по возможности ей помогал, т.к. д.Дуга от г.Нолинска находится на расстоянии 1 версты.
Т.Янкель находился во время службы в здании духовного училища, при захвате Степановской бандой г.Нолинска в 1918 г. 18 августа. Во время борьбы с красными борцами белогвардейскими бандами пришлось спасаться кто как мог, т.к. духовное училище было зажжено. Т.Янкель неизвестно каким образом попал под тротуары, которые примыкали парадному крыльцу духовного училища со два (так в тексте), где т. Янкелю пришлось спасаться и он находился под тротуарами 2 суток, но белогвардейские банды в течение занятия города искали защитников советской власти и т.Янкеля нашли под тротуарами и был расстрелян зверски степановской бандой во дворе духовного училища и ранен был в живот, после расстрела был увезен в усыпалку.
Когда был занят г.Нолинск пришедшей красной армией из г.Вятки и убитые товарищи были похоронены на братской могиле на площади Интернационала у духовного училища, в т.ч. т.Янкель Ф.Ф. Через 2 месяца его супруга Анна Петровна родила сына.

ГАСПИ КО ф. 45 оп.1 д.147а л.17

 

ДОКУМЕНТЫ

Удостоверение

Июля  8 дня 1918 года

Предьявитель сего Юлий Парминг  Член Российской коммунистической партии (большевиков) командируется в уезды Вятской губернии для посещения лагерей военнопленных, устройства митингов, агитации в пользу организации и вербовки добровольцев из военнопленных  в особый интернациональный отряд Красной армии. Просим всех оказывать  ему содействие…

ГАСПИ КО ф.1 оп.1.д.22 л.14

 

Здесь же упоминаются фамилии: Эльцин, Бохман, Петкен, Михельсон, Гольдберг, Блиц, Бойген и другие/

 

Недавно состоялась встреча… спустя 48 лет. Знаменосец интернационального отряда Иван Семенович Прерадов, вернувшийся после Гражданской войны  к себе в родную Югославию, часто вспоминал о своей боевой молодости. С годами память все чаще и чаще возвращала его к тем далеким годам. И он не упускал случая, когда в их краях появлялись советские туристы, пытался расспрашивать о Яранске, Санчурске. Но люди, знающие эти названия, не попадались.  Все же в конце концов, как говорится, повезло. Турист Владимир Горошко разыскал Дмитрия Васильевича Крупина, о котором ему рассказал Прерадов. И вот в «Советской России»  появляется  заметка А.Лазебникова «Знаменосец находит командира».  После этого обнаруживается несколько бойцов-интернационалистов в ряде городов  страны. И когда Иван Прерадов в конце 1966 года  приехал в Москву, его здесь встретили старые друзья. Бывший знаменосец пожелал поехать в места,  где получил революционное крещение: в Котельниче, Яранске, Санчурске. Дмитрию Васильевичу  также хотелось поехать с ним, но… болезнь заставила отказаться от этой мысли.

В Москву, к Крупину, Прерадов вернул как бы помолодевший. В это же время сюда съезжаются еще несколько бойцов отряда: Г.Н.Безденежных из Яранска, Л.П.Кузнецов из Йошкар-Олы, Г.Л.Лаврентьев из Подмосковья и другие.  Приехали санчурские «красные следопыты», летом 1966 года совершившие поход по местам, где летом 1918 года сражались за власть советов бойцы-интернационалисты.

По такому случаю разрешил врач Дмитрию Васильевичу  встать, принять участие  в беседе. Выйдя в комнату, где собрались люди, вместе с которыми почти полвека назад боролись за власть Советов, он не мог скрыть глубокого волнения. Усадил рядом с собой «Саженного» - Прерадова, «Гурку»  - Гурьяна Безденежных, Кузнецова, Лаврентьева. И долго в московской квартире в тот день шел разговор. «А помните?» - спрашивали друг друга бойцы-иинтернационалисты, вспоминая далекие дни. У каждого позади осталось много дорог, много событий, но лето и осень сурового 1918 года кажутся им важными вехами в их биографии. Ведь это было героическое время, когда шло становление советской власти…

К.Сануков. Комиссар – Йошкар-Ола  1967 г., с..61-62

 

 

 


Назад к списку