- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Католики Вятской губернии

Политика советской власти, утвердившейся в России, по отношению к католикам почти не не отличалась от политики к представителям других конфессий. В 1918  году все имущество вятского костела, как и православных церквей, мечети, кирхи и синаноги, было описано. В 1922 году  проведено изъятие церковных ценностей, в конце 1920-х годов развернулось наступление на религию: увеличились налоги, готовились «требования верующих» о закрытии храмов и т.д. Все это закончилось закрытием костела в г.Вятке и передачей  его здания зооветинституту. Все жалобы католиков в Москву и Нижний Новгород оставались без ответа.

Католическая церковь в Советском Союзе уже в 1920-е  годы переживала большие трудности с кадрами священнослужителей: некоторые уехали за границу, другие были репрессированы. Поэтому в те годы в г.Вятке не было постоянного священника. Службы проводил приезжавший из г.Перми, а потом из г.Свердловска отец Франциск Будрис, окормлявший католиков всего Урала и Предуралья. После запрета вятских властей на проведение службы отцу Франциску как не имевшему постоянной прописки в г.Вятке  службу проводили католические священники – ссыльные – отец Павел (Павел Ксаверьевич Карпович)  и отец Михаил (Михаил Михайлович Штиль). После закрытия костела верующие католики собирались на квартирах, где проводили мессы. Из архивных документов известно, что такие мессы проводились на квартирах Иосифа Соболевского и Марии Чернель.

В 1934-1935 гг. в г.Вятке  жил в ссылке экзарх (глава) Российской Греко-Католической церкви  протопресвитер  Леонид Федоров, причисленный ныне к лику святых. Возможно, он выбрал для поселения наш город из-за того, что в начале 1920-х годов здесь проживали его сторонники, участвовавшие в становлении новой Церкви. Вятские католики, не имевшие в 1930-х годах духовного пастыря, с уважением относились к Леониду Федорову, для которых он был моральным авторитетом.

В годы «большого террора» почти все католические священники в СССР были арестованы. Подвергся репрессиям и отец Франциск Будрис, служивший тогда в г.Уфе. Его деятельность, связанная с разъездами по городам Урала и Предуралья привлекла внимание. В результате было сфабриковано дело, где отец Франциск  изображался резидентом иностранной разведки, а католики в разных городах  - его агентурной сетью. По делу отца Будриса было арестовано более ста человек. Прошли аресты и по городу Кирову, в первую очередь тех людей, которые много общались с отцом Франциском. В одном из судебно-следственных дел, хранящихся сегодня в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области, изображается шпионская организация, действовавшая по приказу Франциска Будриса, руководителем которой якобы был Иосиф Соболевский, в 1920-е годы – староста католической общины г.Вятки.

 Обвинения предъявлялись чисто политические: шпионаж, подрывная деятельность, антисоветская агитация.  В вину ставилось и общение с католическими священниками, и протесты против закрытия костела: сбор подписей, поездка в Москву с жалобой, и проведение месс на квартирах и т.п. Дело вятских католиков укладывалось в рамки так называемого «польского приказа» НКВД, когда арестовывались  все лица, связанные с Польшей происхождением, родственными связями, пребыванием там, даже в плену и т.д. Как правило, они обвинялись в принадлежности к так называемой «»Польской организации войсковой» (ПОВ), готовившей якобы восстание на случай войны с Польшей. Нами выявлено 19 католиков, репрессированных в г.Кирове в 1937-1938 годах. Возможно,  их было больше: при аресте о вероисповедании, как правило, не спрашивали. Фактически католическая община была ликвидирована.

 

В.Жаравин. Е.Чудиновских. Одной связаны судьбой… Книга памяти вятских католиков, пострадавших в годы сталинских репрессий – Киров 2006 г., с.5-7


Назад к списку