Виды архивных документов: клировые ведомости
Спектр архивных источников по генеалогии духовенства очень широк и разнообразен. Самый известный из них – клировые ведомости. Форма составления клировых ведомостей была введена в 1822 году. Клировые ведомости составлялись при каждой церкви и включали в себя сведения о церкви, причте, приходе (сведения о приходе по деревням, с указанием дворов и жителей, по сословиям), часовнях, церковном старосте, церковно-приходском попечительстве с указанием имен попечителей. Для исследователей наиболее интересным может быть первый раздел о церкви и приходе. Здесь кратко описывалось состояние церкви, количество причта (кстати, пономари и сторожа сюда не входили), его содержание, число и состояние церковных зданий, количество и состояние церковной земли, описание имеющихся церковных школ с числом учеников, также указывалось расстояние от уездного и губернского центра, наличие церковных книг, когда в приходе в последний раз был Преосвященный (управляющий епархией) и т.д.
Для исследователей родословных очень ценен второй раздел клировых ведомостей – сведения о причте церкви с послужными списками. В этом разделе указывались такие члены причта, как священник, диакон, псаломщик и просфирница. До 1870-х годов указывались также пономари и сторожа, но в последствии сведения о них перестали заноситься. Церковные старосты и попечители вносились в отдельные разделы «клировых ведомостей» с указанием кратких биографических данных и наградами.
В «послужных списках» подробно указывались все биографические данные служителя церкви – дата рождения, образование, перемещения по службе, назначения на должности, наличие имущества, награды, размер вознаграждений от прихода и государственного казначейства, наказания, семейное положение, с указанием дат рождения жены и детей; у детей указывалось, где они живут, служат и учатся. Интересно, если первые клировые ведомости были очень краткие XVIII- начала XIX были очень краткие, с 1830-х годов они становятся более подробными. К сожалению, в них не указывалось место рождения, но в 1900-х годах это некоторое время указывалось, что, конечно, очень ценно для исследователей. Также указывалось родство с другими членами причта. Если в течение года священноцерковнослужитель перемещался в другой приход, у него рождались дети, или он умирал, это указывалось в конце раздела в «Примечаниях о переменах». Со второй половины XIX в «клировых ведомостях» появляется раздел о «Заштатных и сиротствующих», где указывались послужные списки заштатных священнослужителей, а также сиротствующие семьи (у последних также указывались дети с указанием их учебы и местожительства).
Наличие клировых ведомостей в разных архивах разное. Например, в ЦГАКО они сохранились почти в полном объеме с 1741 по 1915 гг., но большая часть из-за ветхости уже не выдается (например, Уржумский уезд недоступен с 1896 по 1915 гг.), правда, небольшая часть уже оцифрована архивом. Копии за 1915 год по южной части Яранского и Уржумского уездов есть в Государственном архиве республики Марий Эл; в архиве ЦГАКО нет клировых ведомостей по восточной части губернии - Глазовскому, Елабужскому, Сарапульскому уездам. Клировые ведомости по ним находятся в архивах г.Ижевска, Сарапула и Национального архива республики Татарстан (в основном начинаются со второй половины XIX века). Клировые ведомости по Елабужскому уезду есть в архиве г.Сарапула и в Национальном архиве республики Татарстан (в последнем в большей части они уже оцифрованы). В последнем это наиболее полный объем, по самой Казанской губернии клировые ведомости обрывочны и не за все годы...
На фото: первая часть клировой ведомости церкви села Бураново Сарапульского уезда (архив г.Сарапула Удмуртской республики) за 1912 год
Назад к списку