Источники по еврейской генеалогии (на примере архива ЦГАКО)
В наше время интерес к еврейским корням становится очень востребован. Это заметно и по числу обращений с просьбой установить свое происхождение от древнейшего народа планеты. Давайте рассмотрим, какие архивные источники по генеалогии еврейского народа можно найти в наших архивах. Например, в архиве ЦГАКО.
- Метрические книги. В архиве ЦГАКО метрические книги с записями о рождении евреев есть только две - за 1878 и 1879 гг. (ф.628 оп.2 д.641). Метрические книги еврейской синагоги города Вятки за 1890-1892 гг., 1906-1918 гг. есть в областном архиве ЗАГС за 1890-1892 гг., 1906-1918 гг., но в архив ЗАГС доступ к документам предоставляется только родственникам с доказательством родства. Также метрические книги по Вятской губернии есть в Национальном архиве республики Татарстан. Написаны они на иврите, и прочитать их сможет только специалист. Поскольку евреи не всегда были строго иудейского исповедания, записи о них можно найти в метрических книгах и других конфессий.
- Общие ведомости о населении и переписи. Ведомости о евреях, проживающих в уездах губернии за 1911 год (ЦГАКО ф.583 оп.604 д.123). Здесь есть посемейные списки вятских евреев, указаны их место предыдущего проживания, место настоящего проживания, род деятельности и наличие паспортной книжки. В данном документе зафиксированы сведения примерно о 70 еврейских семьях, проживающих в городе Вятке на 1911 год, а также в уездах губернии, приложены различные документы о них. Если еврейская семья проживала в сельской местности, в качестве источника можно использовать переписи населения 1891 и 1917 годов. Первая перепись была по переписи владельцев лошадей (ЦГАКО ф.574 оп.1), вторая сельскохозяйственная 1917 года (ф.574 оп.13-19). По территории современной Удмуртии (бывшие Глазовский, Сарапульский, Малмыжский уезды Вятской губернии) сохранилась перепись 1897 года. Ее переписные листы можно в архиве ЦГА УР и на сайте мормонов «FamilySearch».
- Дела торговли. В Вятской губернии еврейское население занималось в основном торговлей. В архиве ЦГАКО есть дела по поверке торговли за 1880-1890е гг., где упоминаются владельцы торговых заведений, род торговли, адреса их торговых заведений и обороты продаж. Упоминаются здесь и вятские евреи.
Из всех источников меня более заинтересовала общая ведомость о евреях Вятской губернии за 1911 год. Она дает как бы срез еврейского городского общества того времени. ПО социальному положению еврейское общество города Вятки было разнообразным – здесь встречаются и купцы, и личные почетные граждане, и простые ремесленники, мещане, солдаты. В основном это были люди, прибывшие из разных мест Российской империи и Европы и снимавшие жилье в городе. Свое жилье имело только несколько человек. Что интересно, все они имели паспортные книжки (бессрочные или на несколько лет), паспорта, выданные мещанскими управами или мещанскими старостами. Ни одного беспаспортного еврея в Вятке не было. Спектр занятий вятских евреев также был разнообразен. Большая часть из них занималась торговлей (правда, мелочной, магазин, аптекарский, имел только один человек) или имели мастерские в городе (швейные, обувные, мастерские, часовые), один человек был владельцем типографии. Несколько человек работали парикмахерами, дантистами, переплетчиками, приказчиками, поверенными в суде. Два человека работали в музыкальной сфере. Так, Арон Срулович Баренбаум был музыкантом, а Сура Пименовна Бронзович – органщицей. Из множества еврейских фамилий можно увидеть и знакомые. Например, Свердлов Шмуль Перцевич – гравер и содержатель типографии, из мещан города Плоцка Витебской губернии. Блюштейн Абрам Исерович, сын вятского купца, прибыл из Полтавы в 1908 г.; в документах по поверке торговли фамилия его отца писалась как Блювштейн. Известно, что муж знаменитой Соньки Золотой Ручки имел фамилию Блювштейн. Кто знает, не был ли он в родстве с вятскими евреями Блювштейнами…
Возможно, со временем выявятся и другие источники по еврейской генеалогии Вятской губернии.
Назад к списку