- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Источники по генеалогии вятского духовенства

    

 

     Спектр архивных источников по генеалогии духовенства Вятской губернии  очень широк и разнообразен. Самый известный из них –  это  клировые ведомости. Форма составления клировых ведомостей была введена в 1722 году. Клировые ведомости составлялись ежегодно  при каждой церкви и включали в себя сведения о церкви, причте, приходе  (сведения о приходе приводились по деревням, с указанием дворов и жителей, по сословиям), часовнях, церковном старосте, церковно-приходском попечительстве с указанием имен попечителей. Для исследователей историков и краеведов наиболее интересным может быть первый раздел  - о церкви. Здесь кратко описывалось состояние церкви, количество причта,  его содержание, число и состояние церковных зданий, количество и состояние церковной земли, описание имеющихся церковных школ с числом учеников, также указывалось расстояние от уездного и губернского центра, наличие церковных книг, когда в приходе в последний раз был Преосвященный (управляющий епархией) и т.д.

    Для исследователей родословных  представляет большой интерес  второй раздел клировых ведомостей – это  сведения о причте церкви с послужными списками. В этом разделе указывались такие члены причта, как священник, диакон, псаломщик и просфирница. До 1870-х годов указывались также пономари и сторожа, но в последствии сведения о них перестали заноситься. Церковные старосты и члены церковно-приходского попечительства вносились в отдельные разделы клировых ведомостей с указанием кратких биографических данных и наград, если последние имелись.  В послужных списках подробно указывались все биографические данные служителя церкви – дата рождения, образование, перемещения по службе, назначения на должности, наличие имущества (недвижимость), награды, размер вознаграждений от прихода и государственного казначейства, наказания, семейное положение, с указанием дат рождения жены и детей; у детей указывалось, где они живут, учатся или служат. Интересно, если первые клировые ведомости XVIII- начала XIX веков были очень краткие, с 1830-х годов они становятся более подробными. К сожалению, в них не указывалось место рождения человека, но в 1900-х годах это некоторое время отмечали, что, конечно, очень ценно для исследователей родословных. Также указывалось родство с другими членами причта. Если в течение года священноцерковнослужитель перемещался в другой приход, у него рождались дети, или он умирал, это указывалось в конце раздела в «Примечаниях о переменах». Со второй половины XIX века в клировых ведомостях появляется раздел о «Заштатных и сиротствующих», где указывались послужные списки заштатных священнослужителей, а также сиротствующие семьи (у последних  указывались дети с указанием их учебы и местожительства).

  Наличие клировых ведомостей в разных архивах разное. Например, в архиве ЦГАКО они сохранились почти в полном объеме с 1741 по 1915 гг., но большая часть данных документов, особенно XVIII- первой половины XIX веков, из-за ветхости уже не выдается, правда, небольшая часть документов  уже оцифрована архивом. Копии клировых ведомостей за 1915 год по южной части Яранского и Уржумского уездов, переданные из  архива ЦГАКО,  есть в Государственном архиве республики Марий Эл; в архиве ЦГАКО нет клировых ведомостей по восточной части губернии - Глазовскому, Елабужскому и  Сарапульскому уездам. Клировые ведомости по ним находятся в архивах городов Ижевска, Сарапула и Национального архива республики Татарстан, но начинаются они  в основном со второй половины XIX века). Клировые ведомости по Елабужскому уезду есть в архиве города Сарапула и в Национальном архиве республики Татарстан (в последнем в большей части они уже оцифрованы). В Национальном архиве республики Татарстан клировые ведомости по Елабужскому уезду представляют наиболее полный объем, по самой Казанской губернии клировые ведомости обрывочны и есть  не за все годы...

   Дополнить  клировые ведомости могут также личные дела духовенства в фонде духовных консисторий, которые велись, в основном, по каким-нибудь подсудным делам. Эти дела есть в архивах городов Кирова, Ижевска, Сарапула и Казани. Подобное личное дело может представлять целый клад для исследователя, так как в него обычно вшивались все возможные документы, связанные с данным человеком (нередко такие дела насчитывают по 50-100 страниц), но, конечно, в архивах такие дела есть далеко не по каждому служителю церкви, и еще такое дело нужно найти среди сотен других дел, так как именных списков и каталогов по ним пока нет.

  Из других дореволюционных документов по генеалогии духовенства, но менее информативных, можно назвать писцовые книги XVII века, исповедные росписи и ревизские сказки XVIII-XIX веков  с посемейными списками, переписи 1891, 1897 и 1917 гг. В «лошадиной» переписи 1891 года указывались священноцерковнослужители волости и наличие у них лошадей. Всероссийская перепись 1897 года сохранилась только по четырем уездам Вятской губернии – Глазовскому, Сарапульскому, Малмыжскому и Елабужскому (она есть в национальных архивах Удмуртии и Татарстана). Из данной переписи можно узнать не только состав семьи служителя церкви, но и характер его землевладения. Наиболее подробной является сельскохозяйственная перепись 1917 года – здесь указывался состав семьи (у членов семьи инициалы не указывались, только возраст), грамотность, наличие скота, сельскохозяйственных машин, прислуги, наемного труда, количество земли. Правда, в данной переписи в основном указывались крестьяне, и священноцерковнослужители встречаются в ней далеко не всегда, поскольку сельским хозяйством они занимались редко, но если такой документ посчастливится найти, то  по нему можно сделать представление, как жили в то время сельские священнослужители Вятской губернии.

   Немаловажным  видом документа по генеалогии духовенства могут быть и церковные метрические книги, где указывались бракосочетания, рождения детей и смерти жителей каждого прихода. Правда, в отличие от обычных жителей прихода, духовенство на страницах метрических книг встречается не всегда. Например, браки заключались, и дети рождались нередко совсем в других местах. Можно сказать, найти брак будущего служителя церкви в конкретной метрической книге скорее исключение из правил. Иногда  они случайно встречаются совершенно в посторонних приходах. Рождения детей духовенства в метрических книгах встречаются чаще, но иногда их тоже может не быть, если дети рождались в других приходах.

   Одним из дореволюционных источников по генеалогии духовенства могут быть  и  документы духовных училищ – мужских и женских духовных училищ, Вятской и Казанской духовных семинарий, Казанской духовной академии, а также обычных училищ, если их заканчивали дети духовенства. Здесь наиболее важным   архивным документом в деле составления родословной являются аттестаты и свидетельства об окончании учебных заведений. В них всегда указывался родитель ученика и его место службы или проживания, что очень ценно для родословного поиска, так как это помогает установить происхождение данного человека. К сожалению, в архиве ЦГАКО дела с аттестатами сохранились только с конца XIX  века, ранее они обрывочны и есть далеко не за все годы. Если священнослужитель или его дети занимались учительской деятельностью, упоминания о них можно найти в документах училищ. Например, в «школьных листках» церковно-приходских школ указывались учителя и законоучители (преподаватели Закона Божьего), с указанием начала их службы и размером жалования. В фондах более высших училищ можно найти и личные дела учителей, а  если повезет, - в некоторых делах  даже с фотографиями.

   Отдельное слово нужно сказать о документации вятских монастырей. В архиве ЦГАКО сохранились подробные списки насельников вятских монастырей начала XX века – трех монастырей города Вятки, Слободского Кресто-Воздвиженского монастыря, Спасо-Орловского монастыря и двух монастырей города Яранска. Данные дела представляют собой общие данные о всех насельниках – от настоятеля (настоятельницы) до послушников. Если по настоятелям заводились подробные послужные списки, то по обычным насельникам и послушникам все сообщалось более скромнее – монашеское и  мирское имя, год и место рождения, год поступления в обитель и, что очень интересно, - род  трудовой деятельности в ней. К сожалению, данные дела сохранились только за отдельные годы, но и это очень ценно для потомков этих людей и исследователей. Вятский Филейский монастырь   в начале прошлого века служил своеобразным местом ссылки духовенства за различные проступки. В архиве ЦГАКО сохранился документ – отдельная книга -  с перечнем этих лиц. Из этой книги можно узнать, за что они несли наказание и какое исполняли  здесь послушание.

   Из печатных дореволюционных источников по генеалогии духовенства можно назвать газету «Вятские епархиальные ведомости», которая издавалась  с 1863 по 1917 годы. Здесь для исследователя родословной может представлять  интерес  раздел «О служебных переменах», где указывались перемещения, награды, изменения по службе и смерти духовных лиц. Очень интересны  здесь могут быть публикации юбилеев и  некрологов с подробным описанием жизни подвижников Церкви. Иногда сами священнослужители на страницах газеты  публиковали собственные произведения, описания памятных событий и поучения (увы, часто анонимно) и стихи. Нередко священноцерковнослужители перемещались на Вятку  из других епархий, чаще всего соседних. Соответственно, на страницах епархиальной периодики тех мест они тоже упоминаются. Например, в газете «Известия по Казанской епархии» часто упоминаются будущие вятские священники, с указанием их назначения на приходы Вятской губернии.

 

Советский перечень архивных документов по генеалогии духовенства менее обширен. После 1917 года в некоторых приходах велись «клировые ведомости», по образцу старых, но встречаются они редко и то в случайных делах, единой описи по ним в ЦГАКО нет. За 1920-е годы основным источником по духовенству могут быть «Дела по передаче имущества» церквей. В каждом таком деле публиковались списки «членов культа» с краткими биографическими данными, приведенными в единой анкете. Здесь у служителя церкви сообщался возраст, начало служебной деятельности, служебное положение в церкви, имущественное положение (наличие недвижимости и скота). Кроме того, в данных делах  приложены  списки членов приходского совета с краткими данными о каждом человеке.   Иногда в делах «по передаче…» встречаются другие документы, где упоминаются служители данной церкви – договора о передаче церковного имущества, акты его изъятия, другие протоколы и акты. Данные дела о передаче церковного имущества  велись не только по православным храмам, но и  по храмам других конфессий, и, соответственно по их служителям тоже заводились анкетные данные, например, есть они по служителям старообрядческих храмов.

    За 1920е годы, когда Русская Православная Церковь, раскололась на два противоборствующих лагеря «тихоновцев» и «обновленцев», в единых некогда епархиях возникли новые викариатства и епархии. В архиве ЦГАКО сохранилась некоторая их документация с послужными списками, прошениями и письмами. В Уржумском районном архиве сохранились анкетные данные православных и обновленческих священнослужителей и архиереев. Это, наверное, единственный районный архив в Кировской области, где сохранились такие документы.  Большой перечень личных дел вятского духовенства и архиереев 1920-х годов, точнее говоря, Сарапульского викариатства, сохранился в архиве городе Сарапула республики Удмуртия.

     В 1930-е годы началась масштабная кампания по закрытию церквей. В архиве ЦГАКО сохранился  богатый массив дел по этой теме. Практически по каждой закрытой церкви есть отдельное дело, но, к сожалению, нет дел по тем храмам, которые позднее открылись. В этих делах нет биографических  сведений о духовенстве, но фамилии их изредка встречаются в переписке по закрытию церкви, в жалобах верующих. Зачастую имен служителей церкви нет, а встречаются упоминания о некоем духовенстве и его действиях, служившем в данном приходе, но если знать, кто служил здесь в данный период времени, можно получить представление, о ком здесь идет речь.

  Бесценным  источником по генеалогии духовенства ленинско-сталинского периода могут быть дела репрессированных с 1918 по 1953 годы. Здесь в каждом личном деле можно встретить анкету арестованного с подробными биографическими данными. В анкетах также указывались члены семьи, их место проживания и род деятельности. К сожалению, данные сведения не всегда совпадают с дореволюционными документами. Видимо, осужденные иногда вводили следствие в заблуждение и указывали неверные данные. Анкеты арестованных обычно прикладывались к протоколам их допросов, где они рассказывали о своей жизни и  событиях, сопутствовавших их аресту. Другие документы, приложенные в деле (документы ареста, обыска, показания свидетелей, протоколы суда, заключения по делу)  тоже могут много рассказать о жизни конкретного человека. К сожалению, данные дела доступны только родственникам, при доказательстве их родства, и находятся  в основном в  архивах ФСБ.

   В 1943 году вновь была учреждена Вятская (Кировская) епархия. Наряду с другой документацией в ней  сразу же стали заводиться личные дела духовенства, уже ничего не имевшие общего с дореволюционными клировыми ведомостями. Если в 1940-х годах это были краткие карточки с  общими данными, в дальнейшем появляются подробные послужные списки на несколько страниц, а с 1960-х годов них появляются и фотографии. В архиве ЦГАКО послужные списки духовенства 1960-1980-х годов объединены в общие дела по алфавиту, что очень удобно для просмотра. Встречаются также анкеты в делах по конкретным храмам (в том числе архиереев) и личные дела. Имена церковнослужителей встречаются и в разных других делах, переписке Уполномоченного по делам религии по Кировской области. Личные дела и фотографии духовенства есть также в Вятском епархиальном архиве, но доступ туда посетителям закрыт. Насколько известно, все вопросы решаются по запросу в архив.

   Из печатных источников советского периода можно назвать несколько церковных изданий 1917 и 1918 годов, которые пришли на смену «Вятским епархиальным ведомостям», «Журнал Московской Патриархии» (издается с 1931 года, здесь публиковались перемены по службе и некрологи духовенства), а также многочисленные советские газеты с 1918 по 1930-е годы. В последних публиковались очень часто статьи о духовенстве, нередко с указанием имен, в основном в негативном ключе в целях антирелигиозной пропаганды, но и это является для нас  возможностью  узнать что-то о наших предках или, по крайней мере, установить место служения конкретного лица на каком-нибудь приходе.

   В 1990-е годы в Вятской епархии стала издаваться газета «Вятский  епархиальный  вестник». С самого начала на страницах газеты стали публиковаться воспоминания и исследования краеведов о вятском духовенстве, уникальные фотографии из семейных архивов. Эта линия в газете сохраняется и по сей день.

    В целом все имена духовенства, как дореволюционного, так и советского периода, разрознены в различных документах, и нуждаются в каталогизации и систематизации. В 1990-е и 2000-е годы эту работу частично сделал протоиерей Алексий Сухих, издав серию книг «Вспомним поименно». После него эту работу продолжили и продолжают автор данной публикации, собирающий имена священнослужителей Вятской губернии по различным архивным источникам, и отец Андрей Лебедев с проектом Вятского календаря, где публикуются имена священнослужителей Вятской епархии и даты их поминовения. И данная работа будет продолжаться и впредь.

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку