Виды архивных документов: исповедная роспись
Исповедная роспись (ведомость) – документы церковного учета населения.
Исповедные росписи известны с 1716 года.
В России все крестьяне обязаны были исповедываться в церкви своего прихода. Для фиксации факта прихода на исповедь в церквях велись исповедные ведомости, в которых записывались дата и лица, пришедшие для совершения таинства. Приходили, как правило, семьями, что облегчает определение всего состава семьи на данный момент.
Формуляр исповедных росписей был следующим: в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов, для супругов указывались имя и отчество, а для детей только имя.
Скан исповедной росписи 1782 года. Приход села Пищалье Орловского уезда. ЦГАКО
Исповедальная ведомость, также называемая духовной, или исповедной, росписью, представляет собой церковную книгу со списком прихожан, проживающих на близлежащих территориях, но среди местных жителей могли быть приезжие люди. Основу составляли представители главных сословий: духовенство (священники и другие члены причта), военные, статские, купцы и мещане, крестьяне, дворовые (до начала 60-х годов 19 века) и другие. В исповедную роспись включался ежегодный отчет о приходе, заверенный священнослужителями церкви, которые также вели и метрические книги.
Государственный документ периода XVIII-начала XX века, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на три основополагающие части:
- «Кто были у Исповеди и Святого причастия».
В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось «был» или «не был» прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определенные выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.
- «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием».
Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в нее вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трех лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживающимся нетрадиционного вероисповедания).
- «Которые у исповеди не были»
Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались «по отлучке» или «по нерадению», однако исследователями сайта livemem.ru в редких случаях выявляются записи «за леностью» и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф «против доходу с него втрое», причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к исповеди.
Александр Андреев и Максим Андреев. Создай свою родословную – М.2016 г., с.39-40
Назад к списку