Старообрядцы в генеалогии Удмуртии
Старообрядцы Вятской губернии на 1903 год
В губернии насчитывалось коренных раскольников обоего пола 77297 и уклонившихся в разное время из православия в раскол 13208, всего 90505; кроме того было до 250 сектантов рационалистического и мистического толка.
Раскольники принадлежат к различным толкам и сектам (поповцы-окружники и противокружники, беглопоповцы, безпоповцы-федосеевцы, филипповцы и прочие). Из рационалистических сект имеют своих последователей в губернии секты жидовствующих, хлыстов, скопцов и других.
Наибольшее число раскольников находится в уездах: Глазовском, - до 29 тысяч, Малмыжском, - до 15 тысяч человек, Уржумском – до 12 тысяч человек и Сарапульском – до 12 тысяч человек. Совершенно нет раскольников только в Котельничском уезде.
Последовали рационалистических сект встречаются преимущественно в южных уездах - Сарапульском и Елабужском.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1903 год - Вятка 1903 г., с.244-245
На фото: фото из описи архива ЦГАКО. Внутри губернии старообрядческое население делилось по округам. В Глазовском уезде было шесть округов. Соответственно, по этим округам сохранилась метрическая документация в архиве.
Старообрядцы в архивных документах
В Святогорской волости Глазовского уезда проживало в начале прошлого века много старообрядцев. Некоторые деревни были сплошь старообрядческие в этих идеально глухих местах. При составлении родословной по истории конкретной семье из деревни Гужношур (Ново-Кычино) довелось зафиксировать интересный факт. До 1903 года старообрядцы не упоминаются по этой деревне, как не исповедующие Православие. Однако в 1903-1906 гг. в церковной метрикации наблюдается интересный "проблеск" - некоторые староверы принимают Православие и фиксируются в церковных книгах. Например, 23 января 1904 года была присоединена к Православию трехлетняя девочка Евфимия - "Святогорской волости и прихода деревни Гужношур крестьянина раскольников беспоповской секты Макария Сергеева Карачева и его сводной жены того же согласия Параскевы Григорьевой дочь Евфимия 3 лет присоединена к святой церкви чрез миропомазание с оставлением прежнего имени". Крестной девочки стала жена псаломщика Святогорской церкви Алексея Черницына. В феврале того же года Макарий Сергеевич присоединяет к Православной вере еще своих троих детей, сам оставаясь в старообрядчестве. В 1906 году он "присоединил" к Православию дочь Елизавету. В 1904 году в Православие переходит взрослый старообрядец - "присоединенный крестьянин раскольнической беспоповской секты Логин Сергеев Карачев 25 лет с сохранением прежнего имени". В 1904 и в 1906 гг. он присоединил к Православию двух своих детей. Перешли в Православие и крестили своих детей и несколько других крестьян Карачевых. Неожиданно после 1906 года все упоминания о крестьянах Карачевых снова исчезают. Это можно объяснить одним - все они снова возвратились в старообрядчество.
На фото: дом старообрядца Тарасова в Костромской слободе. Фото с сайта https://countryscanner.ru/kostromskaya-sloboda/5/
По следам одной родословной. Как старообрядец стал православным священником
Не так давно мы рассказывали о старообрядцах одной местности Сарапульского уезда, которые в одно время вроде бы стали принимать православие, но затем таинственно "исчезли" со страниц церковных метрических книг; вероятнее всего, они обратно вернулись в старообрядчество. В Малмыжском уезде история одной старообрядческой семьи пошла совсем другим путем. Ее выходец не только принял православие, но и стал священником.
Житель деревни Черной Светлянской волости Сарапульского уезда Роман Федорович Коробейников был "коренным раскольником Австрийской секты". Неожиданно, что-то заставило его переменить свои взгляды. 7 марта 1893 года он был "Присоединен к греко-российской церкви вторым чином в Сарапульском Вознесенском соборе". В метрической книге собора он был записан так: "Сарапульского уезда, Светлянской волости, деревни Черной Роман Федоров Коробейников 35 лет, родившийся в расколе Австрийского согласия от родителей Федора Иоаннова Коробейникова и Анны Евфимьевой – в следствие изъявленного им решительного желания помазанием св.мира присоединен к православной греко-российской церкви с оставлением прежнего имени Романа". Примечательно, что крестными родителями его стали очень уважаемые люди - сарапульский купец Прокопий Никифорович Дедюхин и сарапульская купеческая жена Ольга Ивановна Ижболдина.
Дальше больше: Роман Федорович поступает учиться в Вятскую противораскольническую школу святителя и чудотворца Николая, которую успешно закончил через три года. В переписи 1897 года он был обозначен так: "Коробейников Роман Федорович, хозяин, 39 лет, крестьянин, из государственных, обучался в братской школе, земледелец хозяин". Здесь же указывалось, что трое его старших сыновей тоже учились в братской школе. К сожалению, не удалось найти записи в метрических книгах, когда остальная семья была присоединена к православию. Видимо, это священнодейство было совершено ни в их родном приходе, ни в Сарапуле.
Вернувшись домой, Роман Федорович становится с 1899 года членом Союза ревнителей Православия в Светлянском приходе Сарапульского уезда и единовременно исполняет учительскую обязанность в Черновской школе того же прихода и уезда. Примечательно, что в метрических книгах в записях о рождении своих детей он записывался как "сельский работник".
С того же года Роман становится псаломщиком церкви соседнего прихода села Тойкино. В его "послужном списке" указывалось: "Поет вполне удовлетворительно, краткий катехизис и священную историю знает достаточно Поведения хорошего". С этого времени начинается его путь священнослужителя. В 1900 году он перемещается в село Нижний Лып Сарапульского уезда, утверждается в должности псаломщика. В 1902 году рукополагается в сан священника (в то время правила приема в священнослужители были не такие строгие как сейчас, и ученик братской миссионерской школы вполне мог стать священнослужителем). Тогда же новоиспеченный диакон перемещается в приход села Каменный Ключ Малмыжского уезда, а спустя три года - в село Халды того же уезда "с правом рукоположения в сан священника". Спустя пять лет в Малмыжском уезде открылся новый приход в селе Лекшур, первым священником которого и стал отец Роман. Кроме служения храма, батюшка также преподавал Закон Божий в приходских начальных училищах, имел такие церковные награды, как скуфью и набедренник. На 1915 год он получал жалование из государственного казначейства в размере 450 рублей в год. Такое жалование предназначалось священникам, которые служили в "неблагонадежных" приходах, где было много язычников или старообрядцев. Видимо, немало старообрядцев было и в Халдинском приходе, и не случайно туда был направлен отец Роман Коробейников, "бывший "коренной старообрядец". А кто лучше не знает староверов как их бывший единоверец?
В семействе отца Романа и его матушки, которая рано умерла, было десять детей. Видимо, все они закончили духовные училища (на 1915 год там еще учились младшие дети), и две дочери стали учительницами, но по стопам отца пошел только его сын Павел. Он тоже стал диаконом села Лекшур, но из-за малости прихода и ограниченного церковного причта, оставался на должности псаломщика, получал от государства 150 рублей в год. В 1917 году он служил уже в селе Пермяково Сарапульского уезда, а его отец по прежнему служил в Лекшуре.
Дальнейшая судьба этих двух священнослужителей, вышедших из среды старообрядчества, к сожалению пока не известна, даже потомкам отца Романа...
Источники: документы архивов ЦГАКО, ЦГА УР и архива г.Сарапула
Назад к списку