Баржа смерти. 1918 год
Баржа смерти в Сарапуле
В июле 1918 года при спешном отступлении из Уфы красные арестовали 33 человека – лидеров и членов местных политических организаций, бывших организаций, бывших чиновников, общественных деятелей, представителей интеллигенции. Насколько удалось установить, никто из них, кроме чехословацкого офицера И.Каргера, не только в боевых, но и в каких-либо иных активных действиях против большевиков не участвовал. Заложников поместили в трюм баржи и буксиром направили вниз по течению Белой, затем по Каме в сторону Сарапула. Старостой группы заложников тюремщики назначили графа П.П.Толстого - лидера местной организации кадетов, редактора либеральной газеты «Уфимская жизнь». В числе заложников были председатель Уфимского губернского комитета эсеров, популярный врач Д.И.Тарновский; кадет, директор частной гимназии, член Российского поместного собора А.Ф.Ница; известный кооперативный деятель, заведующий уфимской продовольственной управой эсер Р.Р.Форстман; бывший начальник уездной милиции при Временном правительстве Ауэрбах; наборщик, анархист Козелло; журналист, австро-венгерский подданный Р.М.Редер; тюремный надзиратель А.А.Маковецкий. Среди арестованных была и женщина _ С.П.Хитровская.
В заложники этих людей взяли без определенных цели, на всякий случай, скорее всего для последующей казни. Инициатором акции местная пресса белых позже назовет председателя губревкома и губисполкома Б.М.Эльцина.
В те июльские дни в Предуралье стояла жаркая погода. Металлический корпус баржи раскалился. Заложники задыхались в трюме. Впрочем, иногда охрана открывала люк, и тогда они могли глотнуть свежего воздуха. Конвойную команду, в которую входили мадьяры и австрийцы, возглавлял некто Зырянов, отличавшийся особой жестокостью.
В селе Николо-Березовка на баржу пришел местный комиссар Деев. Ужаснувшись положению заключенных, он сменил конвой, а заложников перевел в здание училища…
Но передышка длилась всего 3 дня. За это время Зырянов связался с чекистами Сарапула. Оттуда пароходом с командой матросов прибыл председатель ЧК. Дееву, а также его помощнику проявление гуманности стоило жизни – в ночь на 8 июля их казнили. Заложников же вернули в трюм баржи. Но вскоре в люк крикнули: «Каргер, выходи, получай деньги!» Чех (или словак) ушел. Люк наглухо закрылся. «За деньгами» был вызван Ница, а затем поодиночке еще 8 заключенных: П.П.Толстой, Д.И.Тарновский, Ауэрбах, Р.М.Редер, Р.Р.Форстман, А.Н. Помидоров, А.А.Маковецкий, Козелло. Оставшиеся в трюме по подозрительному шуму наверху, вскрикам чувствовали, что там происходит что-то страшное, непоправимое. И, действительно, 9 заложников обратно уже не вернулись. Из них чудом спасся лишь один - Игорь Каргер.
После казни 9 заложников, побега Каргера 7 августа той же баржей остальных отправили в Сарапул и посадили в тюрьму.
В ночь на 5 июля 1918 года Уфу заняли белые. Они решили освободить заложников, произведя своеобразный обмен – ваших на наших. В качестве эквивалента были выбраны жены и близкие родственницы видных деятелей советской республики. В число «избранных» вошли Н.А.Подвойская, М.П.Цюрупа , В.Н.Брюханова, С.М.Эльцина и другие….
И.Плотников. Жены для обмена // Родина – 1997 г. № 12
Назад к списку