- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Воткинский завод: история

Книжные склады

Дешево  и сердито. Сарапульское уездное  земство открыло книжные склады, в Ижевском и Воткинском  заводах и в г.Сарапуле.   Книги  будут приобретаться в кредит  от книжного склада губернского земства в Вятке, так как уездное земство, открывая склады, не отпустило в распоряжение управы абсолютно никаких средств на это доброе дело.  Удивительна, право, склонность  у сельских  земцев, норовящих за чужие средства оставить по себе добрую память в грядущем потомстве!  Да вы, господа, не теряя ни одной копейки, хоть бы на обороты дали своей управе немножко деньжонок, а то ведь согласитесь:  устраивая  целых 3 книжных склада в самых населенных пунктах уезда, решились на одно  из существенно важных  коммерческих дел   - народно-просветительское дело и не дали на это ни единого гроша! Коммерция без денег   - нечто странное, признаться,  и непонятное!

 

Вятский край - 1895 г. № 55

 

Строительство железной дороги в Воткинске

Воткинский завод  Сарапульского уезда. Летом было приступлено к постройке  на средства казны железной дороги  от Воткинска  до Камы, длиною до 20 верст, причем закладка станции была в присутствии г. министра земледелия и государственных имуществ, который тогда ездил на Урал. Дорогу эту строят и теперь. Самой значительной постройкой на этой дороге  придется, конечно, считать мост через реку  Сиву. Река  эта довольно большая, особенно в половодье, когда она разливается  в иных местах версты  на 2, на 3. В ноябре, когда Сива встала, рабочие стали вбивать сваи для моста, причем копер и все рабочие  помещались на льду.  В один из рабочих дней, пред полуднем, во время работ, лед вдруг треснул  и копер и люди, и все, что было на льду, разом погрузились в воду.  Хотя дело было в мороз, однако из всех 30 рабочих никто не потонул и не пострадал, потому что  тут же все повыскакивали  и бросились в караулку, где и отогрелись.  Одного только не удалось – несмотря на все старания, вытащить скоро  из воды – он сильно продрог   и был отправлен в больницу. Кажется, кто  виновен из тех, кто в мороз  плавал по Сиве, но десятник Ларионов взглянул иначе: «Вы, говорит он рабочим,  - утопили копер, вы его после обеда вытаскивали да отогревались, так за что вам платить за работу»…  Так рабочим и не выдали плату за вторую половину дня. Удачная экономия! Ужели  настолько железнодорожное  начальство согласно с г.Ларионовым?

 

Вятский край - 1896 г. № 9

 

Школы Воткинского завода

Воткинский волостной сход постановил открыть в заводе  трехклассное городское училище  и жертвует последнему  каменный дом, приобретенный покупкой от уездного земства.

 

Вятский край - 1896 г. № 5

 

Производство молотилок в Воткинске

Ручная молотилка  по Ланцу  работы мастерской Вятского губернского земства

Ныне мне нужно было купить молотильную  машину. В Вятской газете  весною было напечатано, что  губернской управой  выписано  50 молотилок Ланца заграничной работы.  Я просил Глазовскую  управу  выписать мне  из склада  губернского земства  заграничную  молотилку Ланца. Губернская  управа   тотчас же сообщила  уездной управе, что молотилок Ланца заграничной работы  в складе  губернского  земства не имеется.  Мне пришлось покупать  молотилку работы  мастерской губернского земства в Вятке.

 Прежде я работал  2 года  молотилкой Рама из Казани.  Молотилка Рама отличная:  работает чисто, легко и прочно.   Но теперь эта молотилка  имеет большой недостаток в цене, она дорога – 120 рублей.  Между тем заграничная молотилка Ланца  по достоинству своему  уже превосходит  молотилку Рама  и много дешевле – 73 рубля. Потому  у меня не могло быть желания покупать молотилку Рама.

 После молотилки Рама, с пропуском несколько лет,  я 7 лет работала  на молотилке работы кустарей Воткинского завода. Эта машина  у меня удалась также очень хорошо: работает чисто, легко,  хотя несколько похуже машины Рама, и оказалась прочною.  Эту машину в прошлом  году я продал одному  из крестьян. Крестьянин  остался также доволен этой машиной. Между прочим этот крестьян первый  купил  молотильную машину.

Про молотилку работы кустарей Воткинского завода я выразился, что  она у меня «удалась» хорошо.  Молотильные машины   работы кустарей Вятского земства, как и машины других мастеров, работающих от руки, а не фабричные  рабочие машины, далеко не все одинакового достоинства: одна машина удастся отличной,  другая выйдет совсем плоха. У плужных машин встречается недостаток: работает тяжело, бьет палец о палец, непроизводительна, неприятна  и т.п...

 

Священник  Степан Крекнин

 

Вятская газета - 1895 г. № 23

 

Выставки лошадей

Выставки крестьянских  лошадей сельско-рабочего сорта в нынешнем году назначены  в Вятской губернии: в городе Уржуме  11 и 12 июня, в Воткинском заводе  3 и 4 июня, в г.Вятке  26 и 27 августа  и в г.Яранске 22 и 23 сентября.  На всех этих выставках для раздачи в награду за  хороших лошадей  назначено 2  тысячи рублей, несколько медалей  и похвальных листов. На выставки допускаются доморощенные жеребцы и кобылы 4,5 и 6 лет, ростом:  крестьянские не ниже  1 аршин 14 вершин, а других сословий  - не ниже 2 аршин.  Допускаются также годовики жеребчики и кобылки. Мерины не допускаются.

Вятская газета  - 1894 г. № 5

 

Закрытие Воткинского завода в 1909 году

К судьбам Воткинского завода. 26 октября   под председательством  г.товарища министра торговли  и промышленности  А.П.Коновалова   начинает свои занятия  межведомственная  комиссия   по рассмотрению  вопроса  о дальнейшем    направлении деятельности  Воткинского завода    и следовательно будет решаться дальнейшая судьба завода.

По слухам,  в комиссию  приглашены кроме представителей ведомства  представители торгово-промышленной   группы  в лице  Авдакова  и других, также профессора Митинский  и Озеров.

Членом  Городской Думы М.П. Бакиным  получено известие, что  23 октября  из Воткинска  выехала  в Петербург депутация,  чтобы ходатайствовать пред правительством  о благоприятном разрешении вопроса о дальнейшем существовании и деятельности завода.

Вятская речь -  1909 г. № 226

 

Библиотечное дело


Дешево и сердито. Сарапульское уездное земство открыло книжные склады, в Ижевском и Воткинском заводах и в городе Сарапуле. Книги будут приобретаться в кредит от книжного склада губернского земства в Вятке, так как уездное земство, открывая склады, не отпустило в распоряжение управы абсолютно никаких средств на это доброе дело. Удивительна, право, склонность у сельских земцев, норовящих за чужие средства оставить по себе добрую память в грядущем потомстве! Да вы, господа, не теряя ни одной копейки, хоть бы на обороты дали своей управе немножко деньжонок, а то ведь согласитесь: устраивая целых 3 книжных склада в самых населенных пунктах уезда, решились на одно из существенно важных коммерческих дел - народно-просветительское дело и не дали на это ни единого гроша! Коммерция без денег - нечто странное, признаться, и непонятное!

Вятский край - 1895 г. № 55

 

 

Производство плугов в Воткинске

О работе одноконного плуга Воткинского завода (из Слободского уезда Совьинской волости)

В конце июня прошедшего 1893 года  слободской уездный агроном Яков Васильевич Федоров привез ко мне для испытания маленький одноконный плуг ВЗРС1-1 с одним колеском, работы Воткинского казенного завода, ценой 8 рублей. Время было жаркое, земля  была уже почти вся вспахана, пар передвоен. Мы все-таки запрягли самую тощую,  малосильную лошадь, которую  я взял у соседа, чтобы испытать  – может ли она в плуге ходить безостановочно на пашне по пласту. Лошадь с плугом ходила безостановочно и, как заметно, легко; работа мне показалась хороша, - я остановил плуг.

 В течение 10 месяцев многие любопытные хозяева катали его в амбаре как игрушку. Некоторые желали бы посмотреть плуг в работе; а другие пренебрегали им, считая, как  говорят, пустой затеей.

 4 мая сего 1894 г. я, с целью опыта,  отвел участок  около 1500 кв. сажень, лежащий близ пруда.  Почва песчаная,  место частию сухое, частию потное; но трава растет плохая. Участок я отвел, чтобы испытать травосеяние,  ввиду многопольного хозяйства, и удобрение кайским фосфоритом. Время было как раз самое недосужное, сев ярового. К 7 мая нужно было распахать новь по пласту – 300 квадратных  сажень, остальные  150 квадратных  сажень не позднее 20 мая.  Я порядил за 2 рубля крестьянина  распахать 450 квадратных  сажень, для чего нужны были, по крайней мере, 2 работника – один  с чертежом, другой с сохой, 1 работница   для укладывания пласта  и 2 лошади, т.е.  всего 5 поденщин.

… В течение дня распахано  было около 500 квадратных  сажень  одним работником с лошадью, по его отзыву, без всякой усталости для него и лошади, как говорится «на удивленье».  Во время работы многие из проезжающих останавливались  посмотреть на плуг, как на новинку, и оставались очень довольны его легкой и хорошей работой.

 Так образом,  плуг  при работе  на нови (залоге)  делает ненужными 3 поденщины: 1 работника, 1 лошади   и 1 работницы.  Кроме того он безопасен от поломки, соха же часто ломается.

 

Крестьянин  Ф.А.Кудрявцев

 

Вятская газета - 1894 г.  № 6

 

 

О работе одноконного плуга ВЗРС-3 (из Слободского уезда, Георгиевской волости, д.Никитской)

 

12 мая текущего года Слободской уездный  агроном  Я.В.Федоров привез мне для испытания одноконный плуг Воткинского завода марки ВЗРС-3, с двумя  чугунными колесами.  Плуг был испытан в тот же день  в присутствии агронома и оказался  весьма подходящим  к условиям моего хозяйства, вследствие чего и был мною куплен (за 10 рублей 17 копеек). Во  время  испытания плуга присутствовали также соседи из нашей деревни, были даже  из соседних селений. Работа производилась  в паровом поле,  на очень засохшей  суглинистой почве, в течение 5 часов, и в это время я так ознакомился с плугом, как будто бы работал на нем 3 года: плуг был  очень устойчив, пашня была  ровная, пласт  ложился правильно  и разрыхлялся, борозда получалась ровная, чистая, глубину пашни, по желанию можно было изменять от 1 до 3 вершков, ширина пласта была около 6 вершков. После плуг был испытан также на нови (залоге), -  и тут результат  получился блестящий: на 1 лошади  с 12летним  мальчиком, который на поворотах  водил ее под уздцы, без особого труда, как для себя, так и для лошади, я вспахал  в продолжение 9 ½ часов 892 кв. сажень; пашня  была также ровная, пласт ложился правильно в борозду, на протяжении 80 сажень.  Ни разу не разрывался.

 Работать мне пришлось одно время вместе с братом, который пахал сохою.  Мы начали пахать рядом  равные полосы, длиною в 85 сажень. Проехали по полосам 4 раза, и что же? У брата лошадь так вспотела, что была в пене,  на моей же лошади пота не было заметно. Вот,  подумал я, что значит плуг и что значит соха.

…Таким образом нынешним летом, во время обработки полей, я почти не чувствовал  никакой усталости, лошадь также почти  ни разу не уставала.

 

Крестьянин П.Я.Кормщиков

 

Вятская газета - 1894 г. № 15

 

 

О работе одноконного плуга Воткинского завода (из Слободского уезда Совьинской волости)

В конце июня прошедшего 1893 года  слободской уездный агроном Яков Васильевич Федоров привез ко мне для испытания маленький одноконный плуг ВЗРС1-1 с одним колеском, работы Воткинского казенного завода, ценой 8 рублей. Время было жаркое, земля  была уже почти вся вспахана, пар передвоен. Мы все-таки запрягли самую тощую,  малосильную лошадь, которую  я взял у соседа, чтобы испытать  – может ли она в плуге ходить безостановочно на пашне по пласту. Лошадь с плугом ходила безостановочно и, как заметно, легко; работа мне показалась хороша, - я остановил плуг.

 В течение 10 месяцев многие любопытные хозяева катали его в амбаре как игрушку. Некоторые желали бы посмотреть плуг в работе; а другие пренебрегали им, считая, как  говорят, пустой затеей.

 4 мая сего 1894 г. я, с целью опыта,  отвел участок  около 1500 кв. сажень, лежащий близ пруда.  Почва песчаная,  место частию сухое, частию потное; но трава растет плохая. Участок я отвел, чтобы испытать травосеяние,  ввиду многопольного хозяйства, и удобрение кайским фосфоритом. Время было как раз самое недосужное, сев ярового. К 7 мая нужно было распахать новь по пласту – 300 квадратных  сажень, остальные  150 квадратных  сажень не позднее 20 мая.  Я порядил за 2 рубля крестьянина  распахать 450 квадратных  сажень, для чего нужны были, по крайней мере, 2 работника – один  с чертежом, другой с сохой, 1 работница   для укладывания пласта  и 2 лошади, т.е.  всего 5 поденщин.

… В течение дня распахано  было около 500 квадратных  сажень  одним работником с лошадью, по его отзыву, без всякой усталости для него и лошади, как говорится «на удивленье».  Во время работы многие из проезжающих останавливались  посмотреть на плуг, как на новинку, и оставались очень довольны его легкой и хорошей работой.

 Так образом,  плуг  при работе  на нови (залоге)  делает ненужными 3 поденщины: 1 работника, 1 лошади   и 1 работницы.  Кроме того он безопасен от поломки, соха же часто ломается.

 

Крестьянин  Ф.А.Кудрявцев

 

Вятская газета - 1894 г. № 6

 

 


Богадельня А.И.Созыкина в Воткинске

Александровская домовая церковь при богадельне А.И.Созыкина

Домовая  церковь устроена на втором этаже каменного здания богадельни им.Александра Ивановича Созыкина. Освящена 11  декабря 1906 г. в честь св. Александра священномученика Сарапульским  епископом Арсением.

 Церковь рассчитана на призреваемых богадельни  пожилого возраста мужчин и женщин, не способных к труду, православного вероисповедания и старообрядцев. Содержалась на проценты с капитала А.И.Созыкина. Церковь была приписной к Благовещенскому собору.

Сведений о закрытии Александровской домовой церкви по документам ЦГА УР не обнаружено.

 

Православные храмы Удмуртии – Ижевск 2000 г., с.83

 

Воткинский завод в 19 веке

1 апреля 1814 года Воткинским заводом стал управлять чиновник 9 класса Н.Р.Мамашев. Но еще 10 декабря высочайшим указом ему было назначено жалование 3000 рублей в год. Видимо, из-за невысокого звания он был не Горным начальником, а только «с правами Горного начальника».  А в 1828 году на заводе появился Горный начальник Нестеровский  К.Я. (управлял им в 1824-1833 гг.). Думаю, что это событие он отметил открытием в этом году малой горной школы в селе Перевозном, на приличном удалении от завода…

 Год спустя появился статистический документ (но тут какая-то неувязка: указана только одна горная школа). Число жителей – 7832 человека (женщин без малого четыре тысячи), дворян – 45 (15 – личных, не передающих звание потомству), крестьян – 26, магометан – 25, лютеран – 29. Рождается ежегодно 370-400 детей, умирает 200-245 человек. В брак вступает 50-60 пар. Учеников в школе – 40, учителей – 12.

 Дворов деревянных – 1672, хлебных магазинов – 2, занимается торговлей 10 крестьян (4 – помещичьих), 12 декабря в заводе бывает ярмарка.

 Рогатого скота у мастеровых – 2551, у крестьян  - 12, у лиц духовного звания – 24. Лошадей у мастеровых – 1206, у крестьян – 16, у лиц духовного звания – 10. Овец/свиней у мастеровых 1080/105, у крестьян – 16/4, у лиц духовного звания (их 12 человек, все они и учителя) – 7/5.

 Ульев – 30, меда – 12 пудов и 1 пуд воска. И за ним следует картофель – 7121 пуд (получается примерно по 14 кг на человека в год). Питейных домов – 2; арестантов содержится ежегодно от 50 до 98 человек.

 

В.Лекомцев. Заметки на полях Воткинской истории – Воткинск 2013 г., с.47-48

 

Воткинский завод в годы Гражданской войны

Вот что писала Н.К.Крупская про Воткинск: «Когда пришли белые, то часть коммунистической молодежи пошла на фронт, и вся полегла под Екатеринбургом, другая часть была перестреляна в Воткинске. Были расстреляны даже ребята 13-14 лет, посещавшие Дом юного коммуниста. Теперь организация возобновляется, молодежь открыла свой клуб, купила на 42 тысячи книг (деньги им были кем-то пожертвованы»). Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы заметить ложь в этой цитате. Погибшая молодежь воскресла как феникс из пепла, после контрибуций Красной гвардии, ЧК и прочих бескровных «выкачек», в 1919 году нашелся жертвователь с весьма солидным капиталом. И где? И кто же продал молодым воткинцам книги в домах, покинутых белыми?

Но коли об этом говорит жена вождя пролетариата, значит все это верно, и нет вопросов не только у матросов… И этот перл нашел достойное место в книге о нашем городе.

 Так вот, явная ложь Крупской, опубликованная в центральном журнале, перечеркнула русскую поговорку «ври, да знай меру», значительно расширила рамки дозволенной лжи. (Вспомним, что «истпарт», вызвавший первую волну фальсификаций, прекратил свою деятельность более 20 лет назад). Вот что сообщалось воткинцам ранее: «Баржевик Ф.Г.Богатырев писал в воспоминаниях, что в баржу посадили 93 человека, а к концу осталось 63, остальных расстреляли». Про четыре баржи написал сам автор, не ссылаясь на очевидцев, хотя и не был в то время в Воткинске, а про 800 трупов  в Устиновом логу указал источник – «Ижевскую правду».

 

В.Лекомцев. Заметки на полях Воткинской истории – Воткинск 2013 г., с. 11

 

Громкое убийство 1895 года

Воткинский завод Сарапульского уезда. Постройка железной дороги на Галево отразилась вздорожанием на нашем  заводе квартир  и отчасти жизненных продуктов, но с будущей весной, надо полагать, эти жизненные неудобства дойдут до максимума, так как население завода растет не по дням, а по часам. Предметы роскоши зато в данный момент дешевы, благодаря дешевой распродаже конкурсным управляющим товаров обанкротившей фирмы «Минеев, Малыгин, Шкляев и Наймушин», торгующей, помимо Вятки, в городе Глазове и Ижевском Заводе.  Однако, постройкой железной дороги не так интересуются, как недавним происшедшим арестом   известной заводской вдовы- купчихи Е.И.Калашниковой; это дочь известного у нас купца Шляпугина; была недолго замуж и затем муж ея в прошлом  году вдруг заболел и скоро умер. Врач, лечивший мужа, заявил полиции о своем подозрении, что смерть последовала  от отравы, после чего началось обычное следствие, вырытие и вскрытие трупа, а вот недавно и арест вдовы. Чем кончится дело, неизвестно.

 

Вятский край - 1895 г. № 116

 

Воткинск в публикациях дореволюционной печати

Выставки крестьянских  лошадей сельско-рабочего сорта в нынешнем году назначены  в Вятской губернии: в городе Уржуме  11 и 12 июня, в Воткинском заводе  3 и 4 июня, в г.Вятке  26 и 27 августа  и в г.Яранске 22 и 23 сентября.  На всех этих выставках для раздачи в награду за  хороших лошадей  назначено 2  тысячи рублей, несколько медалей  и похвальных листов. На выставки допускаются доморощенные жеребцы и кобылы 4,5 и 6 лет, ростом:  крестьянские не ниже  1 аршин 14 вершин, а других сословий  - не ниже 2 аршин.  Допускаются также годовики жеребчики и кобылки. Мерины не допускаются.

Вятская газета - 1894 г. № 5

 

На Воткинском  заводе. В настоящее время  на Воткинском заводе заканчивается  постройкой 5 новых железных  грузовых судов с тепловыми двигателями, заказанных  Г.В.Кожевниковым. Вместимость каждого теплохода 100 т.пуд, осадка порожнего 9 арш.,  с полным грузом около 12 четвертей.  Хотя по условию должен быть с грузом 8 верст в час. Топлива – нефти –теплоход  сжигает максимум  100 пудов в сутки. Суда эти трехэтажные, по типу американских пароходов, но только  с 1 мачтой без трубы.  Трюм и нижняя палуба отводятся  для грузов, верхняя часть парохода для помещения команды теплохода. Теплоходы  предназначаются исключительно для перевозки грузов и будут ходить с начала навигации  1910 года.

 

Голос Вятки - 1910 г. № 18

 

Воткинский завод. За последнее время в Воткинском заводе распространились легочные болезни. Однажды заведующий врач г.Макаров сказал: «Я удивлен от какой причины появилось множество чахотки в Воткинском заводе».
Удивляться этому, однако, не приходится.
В заводе имеется множество промышленных заведений, которые устраивают сток отработанных вод в реку".
По улицам нельзя пройти, чтобы не зажать нос от всяких вредных газов.
В заведениях, как например, мыловаренных, нет вентиляции, нет машин, посредством которых можно было бы мешать массу, а этим делом вручную занимаются работники, которым все время размешивая массы приходится вдыхать вредный неочищенный воздух и т.п.
Санитарной организации в заводе не существует. И безобразия творятся беспрепятственно.
Мудрено ли после этого, что число чахотки в заводе растет….

Вятская речь - 1913 г. № 4

 

 

Ходатайство. В 1910 г. в Воткинском  заводе  было закрыто Вятское губернское  общество трезвости. Поводом для закрытия послужил следующий курьез: на кинематографической картине, демонстрируемой в зале общества  - «Похороны Бауэра», полиция была замечена надпись на флаге: «Долой самодержавие».

Члены общества ныне возбудили ходатайство  о пересмотре дела  о закрытии общества.

 

№ 182 24 августа.

 

Настроение в уездах. Из Воткинка телеграфируют, что там все тихо и благополучно,  население – в ожидании выборов в Учредительное Собрание

 

Вятская речь - 1917 г. № 182 24 августа.

 

Производство пароходов в Воткинске

…В конце 1844 года главный начальник Уральских заводов В.А.Глинка сообщил [И.П.}Чайковскому о «высочайшем повелении», организовать производство собственных железных пароходов на российских заводах. В письме на его имя Глинка писал: «… А еще убедительно прошу Вас полковник обдумать ситуацию и изложить собственные соображения Ваши на предмет реализации повеления в условиях подведомственных Вам заводов, а именно Воткинском, ибо заводец этот железное листовое производство имеет и оснащен пуще прочих. Кроме этого путями водными выход имеет».
Аргументы Глинки заставили подумать И.П.Чайковского, и, найдя решение он высказался об этом на одном из совещаний. На что немедленно получил указание «сделать сообщение о возможности строить на Воткинском заводе железные пароходы». Его инициативы нашли поддержку и одобрение в правительстве и сенате. Узнал о нем и Великий князь, брат царствующей особы. Нашелся и первый заказчик.
21 апреля 1845 года Управление Воткинского завода получило предписание Горного начальника И.П.Чайковского о строительстве 80-сильного парохода из собственного железа под названием «Астрабад»

Г.К.Ясаков. Воткинские рассказы о Чайковских – 2006 г.

Так было положено начало пароходному производству в Вятской губернии, а точнее говоря, в Воткинском заводе. Производство существовало до 1917 года, а может и дольше. Например, о постройке сразу пяти пароходов в Воткинске свидетельствовала газетная заметка за 1910 год:

На Воткинском заводе. В настоящее время на Воткинском заводе заканчивается постройкой 5 новых железных грузовых судов с тепловыми двигателями, заказанных Г.В.Кожевниковым. Вместимость каждого теплохода 100 т.пуд, осадка порожнего 9 арш., с полным грузом около 12 четвертей. Хотя по условию должен быть с грузом 8 верст в час. Топлива – нефти –теплоход сжигает максимум 100 пудов в сутки. Суда эти трехэтажные, по типу американских пароходов, но только с 1 мачтой без трубы. Трюм и нижняя палуба отводятся для грузов, верхняя часть парохода для помещения команды теплохода. Теплоходы предназначаются исключительно для перевозки грузов и будут ходить с начала навигации 1910 года.

Голос Вятки - 1910 г. № 18

 

Из истории Воткинского завода

…В конце 1844 года главный  начальник Уральских заводов В.А.Глинка сообщил Чайковскому о «высочайшем повелении», организовать производство собственных железных пароходов на российских заводах. В письме на его имя Глинка писал: «… А еще убедительно прошу Вас полковник обдумать ситуацию и изложить собственные соображения Ваши на предмет реализации повеления в условиях подведомственных Вам заводов, а именно Воткинском, ибо заводец этот железное листовое производство имеет и оснащен пуще прочих. Кроме этого путями водными выход имеет».

 Аргументы Глинки заставили подумать И.П.Чайковского, и, найдя решение он высказался об этом на одном из совещаний. На что немедленно получил указание «сделать сообщение о возможности строить на Воткинском заводе железные пароходы». Его инициативы нашли поддержку и одобрение в правительстве и сенате. Узнал о нем и Великий князь, брат царствующей особы. Нашелся и первый заказчик.

 21 апреля 1845 года Управление Воткинского завода получило предписание Горного начальника И.П.Чайковского о строительстве 80-сильного парохода из собственного железа под названием «Астрабад»

 

Г.К.Ясаков. Воткинские рассказы о Чайковских – 2006 г.


Назад к списку