- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Село Кичма

Как село, Кичма возникла в 1612 году, когда в нем была построена первая деревянная Введенская церковь. В разные годы оно называлось еще Ясжиное и Алексеевское и первоначально относилось к Яранскому уезду сначала Казанской, а потом Вятской губернии. Немного позднее на территории будущей Кичминской волости возник еще один храм – в с. Казаково.
В 1776 году в храмозданной грамоте прихожане с. Кичмы и священник Алексей Иванов просит Вятского владыку Лаврентия дозволенние построить в их селе вместо обветшалой деревянной церкви «вновь каменную» с тем же «проименованием». Для сооружения храма в Кичме был приглашен яранский мастер и содержатель «ландмилиции» (по современному – охранного разделения) Яков Кудрявцев. В 1778 году он заключил договор на строительство храма, но затем, вероятно, отошел от дела, т.к. в 1779году «доканчивать церковное каменное строение» стали «отставной солдат, живущий там же в г. Яранске» Павел Сичнов и напарник Кудрявцева Дмитрий Цырочкин. Известно, что в 1783 году они еще работали над кичминской церковью, которая была завершена в 1786 году. В 1792 году в церкви были освещены центральный придел во имя введения пресвятой Богородицы и боковые, в честь Алексея, человека божья, великомученицы Параскевы.
Церковь стала подлинным украшением маленького села. Ее особой ценностью был медный образ Архангела Михаила, чудесным образом найденный на р. Немде.
В XIX столетии село Кичма вошло в состав Уржумского уезда, стала центром волости. Село стало быстро расти и развиваться. В 1899 году в нем проживало 254 жителя. Не менее крупным был и приход церкви. В 1912 году прихожан в его 88 селениях насчитывалось мужского пола 5508 чел, а женского – 5844. Были в нем и старообрядцы – 75 мужского пола и 88 женского пола.
В 1912 году современник так писал о Кичме: «Село расположено на левом берегу реки Кичмы, в 2 верстах от впадения ее в реку Немду. Местность безлесная…Главное занятие прихожан земледелие и отхожий промысел – плотничество…Село стоит на Уржумско - Яранском коммерческом тракту».
К этому остается добавить, что 2 раза в год в селе устраивали ярмарки- Алексеевская 17 марта и Введенская 20 ноября.
Сама Кичма к началу xx века стала крупным торговым центром, в нём имелись собственные лавки. Но несмотря на это крестьянам жилось здесь нелегко – семьи были большие, земли не хватало и ее они вынуждены были арендовать у богатых «хозяев» села.
Может быть потому о здешних местах в старину ходила недобрая слава как о разбойничьих. Особенно много жило разбойников на таких судоходных реках как Вятка и Немда. Вот что вспоминает об этом в своих мемуарах уроженец с. Атары (раньше входившего в Яранский уезд, теперь Лебяжский район) И.Я.Порфирьев, профессор русской словесности Казанской духовной академии: «По берегам Вятки тогда был лес и страшная глушь, воровство и разбой в этих местах были делом до того обыкновенным, что им занимались целые деревни, как каким-то ремеслом. Мирным жителям жить было страшно. Мне рассказывали, что, собираясь ехать куда-нибудь в дорогу за 50 или 100 верст, путешественники не только служили молебны, но и исповедывались и причащались, боясь быть убитыми на дороге. Такие опасности существовали очень долго».
Лишь после революции 1917 года разбойному промыслу пришел конец. Газета «Известия Вятского губернского исполнительного комитета» за 12 января 1919 год писала: «Ликвидирована банда грабителей, действовавших на границе Уржумского и Царесанчурского уездов. Часть грабителей разбита, главарь шайки расстрелян. Отобраны колоссальные суммы денег».
Первая школа в Кичме появилась сравнительно поздно, чем в соседних селах – в 1863 году. Позднее появилась и церковно-приходская школа. Процент грамотности здесь был гораздо выше, чем в соседних селах: в 1899году из 258 жителей села грамотных насчитывалось 143. В 1900 году Кичминскому двухклассному земскому училищу с разрешения министра народного просвещения в память столетия со дня рождения А.С.Пушкина было присвоено почетное наименование Пушкинского. К 1912 году в Кичминском приходе насчитывалось уже 10 начальных школ, 2 церковные и 8 министерских, стоявших в деревнях Сенькине, Юрине, Онучине, Березятах, Шаваржакове, Лошкарях и Сухой Реке. Кроме школы в Кичме в это время имелись также 2 фельдшерских пункта – медицинский и ветеринарный, волостное правление и кредитное товарищество. В селе жили земский начальник и становой пристав.
В старину кичминцы отличались исключительной религиозностью. Сводка ОГПУ за 16-25 сентября 1925 года сообщала такой любопытный факт: «…но есть еще такие селения (но их мало), как, например, Шаваржаки Уржумского уезда, где некоторыми гражданами был поднят вопрос о приобретении пожарного инвентаря. Поговорили и решили, что денег нет, но зато в это же время по инициативе кулака Глазырина И.П. был поднят вопрос о покупке 5-ти штук иконостасов за 95 руб. Тут долго не думали и деньги путем обложения наделов собрали, уплатили, от чего отказались лишь трое граждан, за что последние подверглись общему презрению деревни во главе с кулаком Глазыриным».
И может быть не случайным было то, что в приходе Кичминской церкви стояло целых 10 часовен – в селениях Безводном, Быкотеповой, Горелиной, Малой Коныге, Шаваржаках, Голбуевой, Буйлиной,

 

     
 
   
 

Немдинской, Чукше и. Шоях. Это гораздо больше, чем в любом другом приходе Уржумского уезда. Все эти часовни, построенные из дерева, были построены набожными крестьянами в честь разных событий. Например, в д.Безводная, Быкотепов, Малая Коныга – «В память избавления Государя императора Александра Николаевича от руки убийцы 25 мая 1867г.» В д. Буйлиной часовня появилась «по обету крестьян той деревни в память избавления деревни от пожара, бывшего в 1864г.» Самой примечательной часовней была Немдинская. Она была построена еще в середине XVIII в. по благословению Вятского Владыки Луки в честь иконы св. Архангела Михаила, по народному преданию явившейся пред сей деревней.
В приходе существовали издревле свои православные традиции, например, крестные хода. Один из них совершался в ближайший к 1 мая субботний день из церкви в Немдинскую часовню с совершением водосвятого молебна. Такой же ход совершался 23 июня в часовню д. Буйлина. Однако самый важный и торжественный крестный ход приходил в Кичму 10 октября из г.Вятки со святыми иконами, проходивший через большинство приходов Вятской епархии. Из Кичмы он двигался на Лебяжье и Уржум.
Изредка посещал Кичминский приход такой высокий гость как епископ Вятский и Слободской. Известно, что такие визиты имели место в 1901 и 1911 г.г. Вот как описывал современник посещение преосв. Алексием храма в с. Кичме в июне 1901 г: «В с. Кичме благолепный поместительный храм». После молебна с акафистом божьей матери Владыка благодарил духовенство и прихожан, заботившихся о чистоте и благоукрашении своего храма.»
Не остались кичминцы и в стороне от внешних событий в жизни Вятского края. К примеру. 17-18 марта 1899 г. в селе состоялась сельскохозяйственная выставка при участии Нартасской школы и двух земских ферм Уржумской и Окуневской. Во время войны 1914 -1918 г.г., 27 декабря 1915 г. состоялся ученический литературно-вокальный вечер, выручка от которого (9рублей) учительницы с. Кичма Вера и Надежда Селивановские направили в пользу Епархиального лазарета в г.Вятке…
И все же до революции село Кичма оставалось маленьким глухим уголком царской России. Излюбленным крестьянским развлечением здесь были кулачные бои, на которых, бывало, мужики увечили друг друга. Во время Германской войны здесь расцвело и кумышковарение. Неизвестный автор 18 мая 1919г. в газете «Деревенский коммунист» так писал о Кичме: «Вообще как посмотришь на эту волость, так даже жуть возьмет – вспоминаешь старую царскую Россию. Те же дикие забавы. Доходящие до того, что люди увечат, а иногда и убивают друг друга. Тоже беспросветное пьянство и темнота…»

 

     

 

Кичма.

 

Кичма – небоьшое село в Советском районе. В различные годы оно именовалось по-разному: Ясашное, Алексеевское, Кичма – и первоначально относилось к Яранскому уезду сначала Казанской, а потом Вятской губернии. В конце XVIII века оно было переведено в Уржумский уезд, когда тот вошёл в состав вятской губернии.

В 1612 году в селе сначала была построена деревянная Введенская церковь. Около 1690 года однопрестольный храм стал тесен, и в селе возвели на два престола – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Алексия, человека Божия. К 1743 году храм обветшал, и указом Казанской консистории от 15 мая того же года было разрешено построить новую деревянную церковь с тем же именованием. Известно, что она была построена из леса с Кукарских дач. 1 июля 1745 года был освящен холодный Введенский храм, а 2 июля 1745 года – Алексеевский придел.

К 1776 году обветшал и этот деревянный храм, и потому в мае этого года кичминские прихожане на общем сходе приняли решение о строительстве в селе каменной церкви.

В 1778 году, когда строительство ещё продолжалось, причт села обратился к Вятской консистории  с просьбой устроенное под колокольней помещение освятить как церковь в честь святого Алексия, потому что прежняя деревянная церковь стала так ветха, что стояла на подпорках, и служить в ней  было небезопасно. Вятская духовная консистория дала разрешение на это указом от 7 октября 1780 года. Также она разрешила разобрать ветхую деревянную церковь, но та простояла в селе ещё более 15 лет. Алексеевский придел в палатке под колокольней был освящен 22 ноября 1780 года.

Первоначально для сооружения храма в Кичме был приглашен яранский мастер Яков Кудрявцев. В 1778 году он заключил договор на строительство церкви, но затем, видимо, отошел от дела, так как в 1779 году «доканчивать церковное каменное строение» стали «отставной солддат, живущий в Яранске» Павел Сичнов и напарник Кудрявцева Дмитрий Цырочкин. Известно, что в в 1783 году они ещё работали  над Кичминской церковью, строительство которой было завершено в 1785 году. В ноябре того же года Яранский протоиерей Зотик Росляков освятил два престола теплого придела – святого Алексия и великомученицы Параскевы. Холодный храм с престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы был освящен в 1792 году уржмским протоиерем Дамианом Любимовым.

Каменная церковь стала подлинным украшением маленького села. Она стояла в его центре, блистая золотыми главками. В описи 1924 года о ней сообщалось: «Церковь в византийском стиле, каменная, разделена на две». Её особой ценностью был медный образ Архангела Михаила, обретенный на реке Немде.

В конце XVIII столетия, когда село Кичма вошло в состав Уржумского уезда Вятской губернии, оно стало центром волости. Благодаря тому, что село стояло на торговом Казанском тракте, оно быстро росло и развивалось и к началу ХХ века стало крупным торговым центром. Два раза в год в селе устраивались ярмарки – Алексеевская (17 марта) и Введенская (20 ноября).

Приход Кичминской церкви был крупным. В 1912 году в него входило 88 селений с числом жителей в 5508 человек мужского пола и 5844 женского. Кроме того, здесь жили и старообрядцы – 75 мужского и 88 женского пола. Все жители – из государственных крестьян. В самой Кичме в 1908 году в 49 дворах проживало 208 мужчин и 198 женщин.

В 1912 году современник писал о Кичме: «Село расположено на левом берегу реки Кичмы, в двух верстах от впадения её в реку Немду. Местность безлесная… Главное занятие прихожан – земледелия\е, отхожий промысел – плотничество».

Первая школа в Кичме появилась позднее, чем в соседних селах – в 1863 году, а церковно-приходская школа ещё позднее. Однако, процент грамотности здесь был очень высокий. В 1912 году в Кичминском приходе действовало  10 начальных школ, 2 церковные и 8 земских. Не в каждом приходе такое можно было встретить.

Также в Кичме имелись волостное правление, 2 фельдшерских пункта (1 ветеринарный) и кредитное товарищество. В 1895 году местный священник Василий Галицкий на свои средства основал первую в селе библиотеку, выписывал журналы для неё, в том числе и для детей.

В церковном плане Кичминский приход входил в Лажское благочиние Уржумского уезда. Один из первых его благочинных – отоиерей Сергий Кулыгинский (1820-е годы) – был именно из Кичмы. В начале ХХ века Кичма три раза становилась центром благочиния благодаря человеку незаурядных способностей – протоиерею Николаю Селивановскому, который прослужил здесь с 1898 года и до закрытия храма.

В старину кичминцы отличались исключительной религиозностью, и, может быть, не случайно, что в приходе было 10 часовен, больше, чем в любом другом месте Уржумского уезда. Все эти часовни были построены набожными крестьянами в память о разных событиях. Например, в деревнях Быкотепово, Малая Коныга часовни появились «в память избавления Государя Императора от руки убийцы» 25 мая 1857 года. В деревне Буйлиной часовня появилась по обету крестьян в память об избавлении от пожара, бывшего в 1864 году. Самым интересным было основание часовни в деревне Немдинской. Она была построена в середине XVIII века по благословению Казанского владыки Луки в честь Архангела Михаила, которвый по преданию явился жителям этой деревни.

В приходе издревле бытовали свои православные традиции, например, крестные ходы. Один из них совершался в ближайший к 1 мая субботний день в немдинскую часовню с совершением водосвятного молебна. Такой же ход совершался 23 июня в часовню деревни Буйлина. Самый важный и торжественный крестный ход со святыми иконами приходил из Вятки в Кичму ежегодно в октябре. Из Кичмы он шествовал на Лебяжье и Уржум.

Посещал Кичминский приход и епископ Вятский и Слободской. Известно, что такие визиты имели место в 1901 и 1911 годах. Вот как описывал современник посещение Преосвященным Алексием храма в Кичме в июне 1901 года: «В селе Кичме благолепный вместительный храм. После молебна с акафистом Божией Матери Владыка благодарил духовенство и прихожан, заботившихся о чистте и благоукрашении своей церкви».

Несмотря на удаленность Кичмы от городов и реки Вятки, кичминцы не оставались в стороне от важных событий в истории Вятского края и всей России. Например, во время Первой мировой войны 27 декабря 1915 года в селе прошёл ученический урно-вокально вечер, выручку от которого (9 рублей) учительницы Вера и Надежда Селивановские, дочери настоятеля церкви, направили в пользу епархиального лазарета в Вятке.

 


Назад к списку