Село Решетники
Решетники - не существующее ныне село в Уржумском районе Кировской области, на самом его юго-восточном краю, недалеко от границы с Малмыжским районом. С карты области оно было исчезло в 1970-х годах, имея позади богатую историю. Начало селу, как и многим другим, дал храм. Его же последнее закрытие и стало концом села.
Как поселение село Решетники упоминается в переписной книге за 1747 год. Это одно из первых упоминаний о селе, тогда еще просто починке в составе Ройской волости , в котором проживал 41 человек государственных ясашных крестьян1. Поселение стояло на проселочной дороге, в 3 верстах от тракта. До 1861 г. деревня входила в приход села Аджим Малмыжского прихода, находясь на самой его окраине2. От села Аджим ее отделяло 12 верст. До другого ближайшего села – Рожки - было еще дальше - 15 верст. Большая удаленность от церквей , очевидно и стала главной причиной постройки здесь своего храма.
Около 1878 г.Решетники было передано , уже как село с церковью , в состав Уржумского уезда, навсегда став частицей земли Уржумской,. За 1874 г. село Решетники еще не упоминается в составе Уржумского уезда, а за все последующие годы оно упоминается в составе первого благочинного округа Уржумского уезда.
В 1861 году тщанием прихожан и усердием священника с.Дерюшево Малмыжского уезда Алексия Тамаевского в Решетниках строится деревянная церковь с одним престолом в честь пресвятой Троицы ; после построения храма о.Алексий по просьбе прихожан стал его первым священником.. За 1862 г сообщалось, что церковь покрыта и обшита тесом с таковою же оградой. За 1865 год о храме сообщалось : « церковь зданием деревянная с таковою же колокольнею, покрыта и обшита тесом и обнесена решетчатой оградой .».
При церкви имелась вся необходимая богослужебная утварь. При храме были сразу заведены опись имущества, метрические книги и исповедные росписи , сделаны копии с метрических книг прихода Аджимской церкви, куда ранее входило село Решетники. Также сразу был построен при церкви деревянный дом для священника, но так он и стоял невостребованный т.к. священноцерковнослужители жили в своих собственных домах. Причт церкви был установлен из одного священника и двух причетников. В 1870 году при храме была введена диаконская вакансия.
После постройки церковь достраивалась и благоукрашалась и в последующие годы. Немало этому способствовало учреждение при церкви церковно-приходского попечительства 8 января 1870 года. всеми их хозяйственными делами занимались особые выборные представительства от прихожан, называвшиеся церковно-приходскими попечительства. Во главе попечительства стояли председатель и церковный староста, которых тоже избирали из среды прихожан. В начале ХХ века такие попечительства были при каждом храме, но не имели никакого отношения к духовенству.
В « клировой ведомости » Троицкой церкви за 1880 год о ней сообщалось : « зданием деревянная с таковой же колокольнею, покрыта тесом, а купол и алтарь железом , обнесена решетчатой деревянной оградой, изнутри оштукатурена , покрашена ,обшита тесом, покрашена масляной краской. Утварь необходимая имеется ». По описи 1924 года на колокольне церкви висело 7 колоколов ; из них самый большой весил 51 пуд 10 фунтов. В той же « клировой ведомости » за 1880 г. сообщалось, что церковь обладает только усадебной землей, а сенокосной и пахотной при ней не имелось.
К 1887 году церковь была почти полностью покрыта железом , за исключением колокольни , но к 1917 году сохранила свой прежний вид, правда стала ветшать. В « клировой ведомости » Троицкой церкви за 1915 год о ней сообщалось: « зданием деревянная на каменном фундаменте, с таковой же колокольнею в одной связи, ветха и покрыта железом, а колокольня тесом…Утварью достаточна ». Внутри церковь была выштукатурена и окрашена. Кроме того, она была по-прежнему обнесена деревянной оградой, которая регулярно подновлялась.
По описи 1924 года в храме имелась 71 икона , 2 паникадила , 1 аналой . Особые достопримечательности : крест серебряный, прибор к чаше серебряный, 1 икона в серебряной ризе.
Учитывая ветхость храма, незадолго до 1917 года решетниковскими прихожанами было решено возвести в селе добротный каменный храм. Возможно, было получено на это даже разрешение Вятской духовной консистории т.к.для будущего строительства было заготовлено 100 тысяч штук кирпича, но из-за известных событий в стране так строительство это и не было начато, а кирпич аккуратно хранился возле старенькой деревянной церкви, пока не был изъят представителями советской власти.
К началу нового столетия при Троицкой церкви была намежевана для ее служителей сенокосная земля, полученная от прихожан как дарственная. Всего в 1900 году она обладала 6,42 десятинами усадебной земли и 6 десятинами сенокосной . На всю землю имелась копия с плана, хранившегося в волостном правлении. В 1905 г. церковь обладала уже , по данным Вятского Статкомитета , 8 десятинами 2098 кв.саженями пахотной земли18. Качество земли было среднее , как сообщал современник в 1915 году.
Какими-либо строениями Троицкая церковь не обладала, не считая того, что в 1886 г.ею был приобретен новый дом для священника.
С момента учреждения села в нем возникло приходское училище, как и во многих селах той поры. Обучение детей грамоте в нем вели местные священники. Из их послужных списков можно узнать, что оно действовало в селе с 1862 года, но после земских реформ 1860-х годов ,очевидно, закрылось, как были закрыты и замещены земскими училищами многие церковные школы.
Примерно с 1868 по 1875 гг в селе работала так называемая домашняя церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме священника .Обучение в ней вели также служители церкви, например диакон Иоанн Чернышев, преподававший Закон Божий и в земской школе. В октябре 1883 г.в селе открылась новая церковно-приходская школа, проработавшая до конца 1917 года . Размещалась она в доме, построенном церковным попечительством. От него же на ее содержание отпускалось до ста рублей в год. Обучались в ней, как мальчики, так и девочки. Известно, что в 1890 году в Решетниковской ЦПШ обучалось 47 детей, в 1900 и 1915 годах- по 70 детей обоего пола ( в 1915 г.-48 мальчиков и 22 девочки ) , в 1905 г.-52 человека, в 1910 г.-106 детей (68 мальчиков и 38 девочек). Кроме того, в селе с 1875 года действовала земская школа. Еще одна земская школа была открыта в приходе в 1911 г. в починке Киселев.
После того, как Решетники стало селом, оно стало быстро расти по численности населения и развиваться как аминистративный и духовный центр. Росло новое село так.
число дворов число жителей число жителей всего жителей
м.п. ж.п.
1862 г. 37 161 209 370
1870 г. 43 187 234 421
1876 г. 51 196 241 437
1880 г. 45 203 258 461
1889 г. 28 131 155 286
1890 г. 30 234 162 396
1915 г. 33 133 155 288
В 1873 г. по сведениям Вятского Статкомитета, во всем приходе не было ни одного каменного дома ( да и во всем уезде, не считая города Уржума, таких было единицы ). В селе Решетники имелась деревянная церковь, церковно-приходская школа и одно питейное заведение. В селе не устраивалось никогда ни ярмарок ,ни базаров. На ярмарки решетниковцы обычно ездили в соседние села, например в Шурму. В те времна Шурма была одним из самых крупных населенных пунктов Уржумском уезде ; 1885 г.в ней проживало 570 жителей. Жители Решетниковского прихода занимались в основном земледелием и в зимнее время выработкою леса в бору для
лесопромышленников. Они же сплавляли этот лес вниз по рекам Вятке и Каме. Об этом же сообщал в 1912 году архивариус Вятской духовной консистории В.И.Шабалин в своем известном статистическом описании Вятской епархии.
К этому хотелось бы добавить, что издавна через соседний Больше-Ройский приход двигался из града Вятки Понизовый крестный ход со святыми иконами во время его знаменитого шествия через приходы Вятской епархии. Через Большой Рой он двигался ежегодно в октябре проходом из завода Шурмы на Аджим. В Рое крестоходцы обычно меняли лошадей и служили молебен, на котором, разумеется , присутствовали и жители соседних приходов.
До революции 1917 года Решетниковский приход успел несколько раз посетить такой почетный гость как епископ Вятский и Слободской, причем, что интересно, несколько раз Владыка останавливался здесь на ночлег . К примеру достоверно известно, что один из таких визитов имел место 11 августа 1904 г по пути следования Владыки Никона из Большого Роя на Аджим в ходе обозрения им некоторых церквей епархии ; здесь Владыка ночевал, а поутру отбыл в Аджим. 8-9 июня 1913 г.в Решетниках снова побывал в ходе обозрения епархии Архипастырь земли Вятской, на этот раз преосвященный Филарет ; 8 июня он ночевал здесь по прибытии из с. Большой Рой, а 9 июня отслужил здесь литургию и отправился в обратный путь.
Крестьяне и вера
Из сводки ОГПУ за 1-15 марта 1926 года: "В селе Решетники Шурминской волости имеется 200 тысяч штук кирпича, принадлежавшего до революции церкви, а потом перешедшего в распоряжение ВИК. Пожилые крестьяне из групп верующих на собраниях поднимают вопрос о возвращении этого кирпича им для построения из него церкви, а молодежь настаивает употребить этот кирпич на школу. Но из среды стариков отмечаются передовики: старик починка Андреевского Ш.В.Бердников 66 лет говорил: «Раньше нас гнали в церковь и там забивали голову, а теперь приглашают в школы и учат как надо устраивать свою жизнь. Поэтому надо строить из кирпича школу, а не церковь, которая через 15 лет никому не будет нужна».
Архив ЦГАКО ф.П-1 оп.4 д.60 л.101
Село Решетники находилось в Уржумском уезде (ныне нет). ВИК - волостной исполнительный комитет.
Р.с.: каменная школа в селе так и не появилась...
Назад к списку