Храмы Уржумского уезда: А-К
Церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского
Алексеевская церковь была построена в деревне Чернеевская на средства прихожан в 1910 году. Появление храма поменяло статус деревни, и отныне она стала называться селом Алексеевским. Церковь была деревянной, на каменном фундаменте, однопрестольной. Штат ее состоял из священника и псаломщика. Клирики преподавали Закон Божий в трех школах: селе Алексеевском, починке Зверево и деревне Большой Шаганур.
История алексеевского прихода тесно связана с судьбой священника Евлампия Матвеевича Флорова, получившего назначение в село Алексеевское 23 марта 1914 года и прослужившего здесь 17 лет. С середины 1926 года данная церковь вошла в состав Краснококшайского управления староцерковников. Отец Евлампий много пострадал от советской власти. В 1920 году его выселили из дома, в марте 1930 года батюшка был приговорен к 1 году заключения. 4 января 1931 года отца Евлампия вновь арестовали по ложному обвинению в антиколхозной агитации. 21 марта 1931 года Особой тройкой при ПП ОГПУ Нижегородского края батюшка был приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Одним из последних священников алексеевского прихода был протоиерей Михаил Павлович Успенский, служивший в селе в 1936 году. За свою ревностную службу батюшка в 1925 году был награжден камилавкой, в 1936-м возведен в сан протоиерея. Среди пострадавших за веру жителей села Алексеевское есть и миряне. 13 ноября 1937 года член приходского совета церкви Тимофей Васильевич Зверев был приговорен к расстрелу (приговор привели в исполнение 19 ноября в Йошкар-Оле), а староста церкви Константин Захарович Шмаров – к 10 годам заключения. Впоследствии он скончался в Онежских лагерях 21 апреля 1942 года.
Алексеевская церковь была закрыта 14 марта 1940 года, после этого в здании находился сельский клуб. Здание церкви сохранилось до наших дней, в настоящее время оно пустует и постепенно разрушается из-за ветхости.
Здесь и далее по храмам республики Марий Эл даны материалы комиссии по канонизации святых республики Марий Эл.
Большая Пиштанка
Сергиевский храм в селе Большая Пиштанка был построен в 1909 году на средства прихожан. Храм был деревянным, однопрестольным, пятиглавым. Штат церкви состоял из священника и псаломщика. Приход имел церковно-приходскую школу в починке Зяблицовском, священники преподавали Закон Божий в земском начальном училище в селе Большая Пиштанка. В советское время приход Сергиевской церкви получил регистрацию 25 марта 1925 года, а 19 апреля 1926 года заключил договор с властями о пользовании зданием храма. В том же году духовенство и верующие церкви села Большая Пиштанка вошли в состав Краснококшайского церковного управления староцерковников. Большая заслуга в этом принадлежала протоиерею Владимиру Шутихину, служившему в церкви преподобного Сергия в 1924-1936 годах и не оставившему паству после временного закрытия храма 23 сентября 1936 года, когда распоряжением властей в здание церкви на временное хранение было засыпано зерно. В этих условиях отец Владимир совершал богослужения на дому, пользовался среди односельчан большим авторитетом. 1 октября 1937 года протоиерей Владимир Шутихин был арестован по ложному обвинению в агитации против колхозного строительства и государственного займа, искажении смысла новой конституции и распространении слухов о скорой гибели советской власти. На двух допросах, состоявшихся 1 октября 1937 года, своей вины батюшка не признал. На заседании тройки НКВД по МАССР 8 октября 1937 года он был приговорен к 8 годам заключения, отбывал наказание в Локчимлаге Коми АССР, где и скончался 19 июля 1940 года. 27 апреля 1940 года указом Президиума Верховного Совета МАССР здание церкви было официально изъято из пользования верующих и передано под школу. До нашего времени здание храма не сохранилось, село Большая Пиштанка, в связи с отъездом населения, также прекратило свое существование.
Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл |
Церковь во имя святителя Николая Чудотворца села Большой Шокшем
Свято-Никольская церковь в селе Большой Шокшем была построена в 1904 году на средства прихожан и пожертвования благотворителей. Храм был деревянным, на каменном фундаменте, с одним престолом. Штат церкви состоял из священника и диакона, духовенство преподавало Закон Божий в земской школе. К храму была приписана деревянная часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшаяся в деревне Коростели.
После революции 1917 года духовенство и верующие Свято-Никольской церкви села Большой Шокшем не уклонялись в обновленчество, в 1926 году приход вошел в состав Краснококшайского церковного управления староцерковников, а затем – в Марийское викариатство Нижегородской епархии. В 1923-1931 годах в данном храме служил священник Сергий Терентьев, впоследствии подвизавшийся в Троицкой церкви села Мушерань, пострадавший за веру Христову и расстрелянный 14 октября 1937 года. 27 августа 1938 года указом Президиума Верховного Совета МАССР храм в селе Большой Шокшем был закрыт. Здание церкви передали под школу, а затем оно было разобрано. В настоящее время место, где находился Свято-Никольский храм, пустует.
Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл
Село Верх-Ушнур Уржумского уезда, 1899 год
О церкви.
Причта с 1885 г. положено 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика.
Земли: усадебной 9 дес. 10 т. саж.и пахотной 30 дес. и 3 дес., захваченных прихожанами по генеральному межеванию, планов на землю не выдано и межевые знаки в натуре от времени уничтожаются.
Дома у местных священнослужителей казенные, деревянные, устроены на церковной усадебной земле, но подлежат слому, т.к. построены не по плану села
Содержание прихожан: добровольное вознаграждение от прихожан за требы и 1 пп. ржи и овса и 1 копне сена с венца и с 1 января 1898 г. положено пособия из казенных сумм 300 р. священнику, 150 диакону и 100 р. псаломщику. Всего 950 р. в год.
Здания: деревянный амбар для хранения хлеба от прихожан.
Деревянный неустроенныйна церковной усадебной земле амбар для складацерковны дров в 2 помещениях.
4 дома со службами для квартир 2 священников, диакона и 1 псаломщика.
ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1519 лл.483-483 об.
Село Верх-Ушнур Уржумского уезда, 1899 год
О церкви.
Причта с 1885 г. положено 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика.
Земли: усадебной 9 дес. 10 т. саж.и пахотной 30 дес. и 3 дес., захваченных прихожанами по генеральному межеванию, планов на землю не выдано и межевые знаки в натуре от времени уничтожаются.
Дома у местных священнослужителей казенные, деревянные, устроены на церковной усадебной земле, но подлежат слому, т.к. построены не по плану села
Содержание прихожан: добровольное вознаграждение от прихожан за требы и 1 пп. ржи и овса и 1 копне сена с венца и с 1 января 1898 г. положено пособия из казенных сумм 300 р. священнику, 150 диакону и 100 р. псаломщику. Всего 950 р. в год.
Здания: деревянный амбар для хранения хлеба от прихожан.
Деревянный неустроенныйна церковной усадебной земле амбар для складацерковны дров в 2 помещениях.
4 дома со службами для квартир 2 священников, диакона и 1 псаломщика.
ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1519 лл.483-483 об.
Церковь села Косолапово, 1907 год
Церковь каменная, построена 1882 г. , на средства прихожан с таковой же колокольней, зданием прочна. В теплом и холодном храмах иконостасы вызолочены и украшены живописью.
Приделов в теплой церкви два: правый во имя святителя и чудотворца Николая, освященный в 1880 г., левый во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца, освященный в 1884 г. В холодной церкви один престол в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященный в 1903 г.
Утварью достаточна.
Причта на лицо состоит по штату: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.
Усадебной земли при сей церкви 7 десятин 2156 кв. сажень и под церковной площадью 3 десятины 299 кв. сажень; на усадебную и церковную землю есть план, хранящийся в церковном архиве.
Священник Тронин и оба псаломщика живут в попечительских домах, священник Зубарев в казенном доме, а диакон Луппов в доме тестя.
На содержание священноцерковнослужителей положен казенный оклад, состоящий из 931 р. В год, который получается из Уржумского уездного казначейства, а от прихожан руга по пуду ржи овса. Денежный доход по общей кружке 1300 р. и по частной кружке на весь причт священнику 600 р., диакону 400 и псаломщику 200 р.
При сей церкви находится три деревянных дома с надворными строениями, приобретенных на средства попечительства, деревянный дом с надворными строениями, пожертвованный священником Константином Никольским, каменный амбар и оброчная статья в 150 кв. саж. Статья эта с разрешения епархиального начальства с 1899 г. Отдана в арендное содержание на 12 лет с уплатой ежегодно в казну 115 р. Условия с арендатором хранятся в церковном архиве. Расстоянием сия церковь от духовной Консистории в 220 вер., от благочинного в 35 вер.
Ближайшие церкви: Куршакова, Кугушени, Елеевского в 13 вер.
Зашижемья, Турека, Пустополья в 17 вер.
Буйского завода в 18 вер.
Опись церковному имуществу учинена в 1853 г., с устройством же каменной церкви написана новая в 1882 г. И проверена бывшим благочинным протоиереем Мышкиным.
Копии с метрических книг хранятся с 1837 г., хранятся в целости.
Исповедные росписи с 1837 г. Хранятся в целости.
В приходе сей церкви две часовни: одна в деревне Пумари каменная, святителя Николая Чудотворца в 4 вер., а другая в д.Часовенной – деревянная, Феодосия Черниговского, первоначально во имя св.безссеребренников Космы и Дамиана в 8 вер.
При церкви находится церковно-приходское попечительство.
В селе есть земское училище; в деревнях Больше-Пильмучашской и в починке Орловском - церковно-приходские школы, в д.Часовенной - миссионерская школа, в д.Тошнур братская школа и в деревне Н.Вочери школа грамоты.
Деятельность попечительства состояла в 1907 году в собирании добровольных пожертвований хлебом и деньгами по 50 коп. с венца на уплату долгов по устройству иконостасов в холодном храме и на постройку дома псаломщику.
ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1527 лл.519-520
Кугушень
Село Кугушень расположено в 2 км к северо-востоку от д. Калеево, в 22 км от центра муниципального образования - пос. Сернур. Название в своем составе имеет марийское слово кугу - «большой», и Шен - речка, левый приток Буя. т.е. «Большой Шен». В 1890 г. в селении было открыто земское училище. В 1896 г. в д. Кугушень Косолаповской волости Уржумского уезда была построена деревянная Косьмодамианская церковь. По штату в ней было положено иметь священника и псаломщика. Под усадьбу и церковь приходилось 4 дес. земли; пашню-33 дес. Приход состоял из одиннадцати селений, расстояние между которыми составляло 1-5 верст. Прихожан православных русских насчитывалось 966 человек мужского и 1036 женского пола, крещенных мари 218 человек мужского и 239 - женского пола.
Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл |
Кукнур
Каменный храм в селе Кукнур Уржумского уезда Вятской губернии был построен в 1816 году на средства прихожан. Главный престол его в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня освятили в 1824 году, правый придел во имя святителя Николая Чудотворца – в 1823 году, левый, в честь святителя Василия Великого,– в 1833 году. В 1915 году к церкви были приписаны три часовни, которые находились в деревнях Коноплево, Конаково, Красном Яре. На территории прихода действовали церковно-приходская школа в селе Кукнур, миссионерская Кульминская школа и семь земских школ.
В советское время, до Великой Отечественной войны, приход в Кукнуре был обновленческим. Храм закрыли 10 сентября 1940 года. Председатель Кукнурского сельсовета вместе с несколькими молодыми людьми явился к настоятелю церкви и забрал у него ключи от храма, а здание стали использовать под зернохранилище.
16 мая 1946 года верующие села Кукнур направили в Президиум Верховного Совета МАССР ходатайство об открытии церкви, 17 сентября 1946 года их просьба была удовлетворена, на вновь открытый приход назначили иерея Иоанна Петровича Курочкина. Постановление о повторном закрытии Воздвиженской церкви было принято 22 марта 1962 года, настоятель храма иерей Серафим Александрович Светозарский был переведен в село Масканур. Верующие пытались опротестовать вынесенное решение в Совете по делам РПЦ при Совмине СССР, но потерпели неудачу. Фактически церковь была закрыта 2 октября 1962 года и передана под школьные мастерские.
18 октября 1989 года здание храма возвратили Церкви. В настоящее время здесь совершаются регулярные богослужения, действуют приделы во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Божия Илии.
Материал комиссии по канонизации святых республики Марий Эл.
Церковь во имя святителя Стефана Пермского села Куприяново
Церковь во имя святителя Стефана Пермского в селе Куприяново была построена в 1901 году на средства Вятского комитета Православного Миссионерского Общества, благотворительных учреждений и частных лиц. Храм был однопрестольным, деревянным, штат его состоял из священника и псаломщика. Приходские священники преподавали Закон Божий в миссионерской одноклассной школе, располагавшейся в Куприяново, и в земской одноклассной школе в деревне Большая Коклала.
После революции 1917 года 15 января 1919 года между органами советской власти и общиной верующих села Куприяново был заключен договор о передаче последней здания храма в бессрочное и безвозмездное пользование. В 1922 году настоятелем Стефановской церкви был назначен священник Феодор Васильевич Васильев. Батюшка сплотил вокруг себя общину верующих, противостоял атеистической пропаганде, призывал прихожан препятствовать закрытию храма. Тем не менее, в 1927 году приход был закрыт, а отец Феодор переведен в Троицкую церковь села Токтай-Беляк.
В начале 1930-х годов приходская жизнь в селе возобновилась, и священник Феодор Васильев был повторно направлен в Куприяново. Однако вскоре приход передали обновленцам, после чего отец Феодор получил назначение в Свято-Никольскую церковь села Шокташ. Последним местом служения батюшки стал Алексеевский храм села Русский Кугунур. 28 июля 1937 года священник Феодор Васильев был арестован. Не признав своей вины в ложных обвинениях, батюшка был приговорен тройкой НКВД по МАССР к 10 годам заключения. Храм в селе Куприяново был закрыт 15 февраля 1931 года. Здание церкви передали под школу, которая действовала до 1983 года и была уничтожена пожаром. Сейчас на месте, где раньше стоял храм, также находится сельская школа.
Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл
Куракино
Церковь в 1865 году О церкви : причта положено по штату 1 священник, 1 диакон и 2 причетника Земли для священноцерковнослужителей пахотной и сенокосной в 1853 г. отведено 49 дес., которая и введена во владение 1859 г. месяца декабря запасным топографом Лильевром, но пользуются ею прежние владетели. Настоящего плана на сию землю нет. Домы для священноцерковнослужителей выбраны в то время также иждивением комиссии духовных училищ Содержание священноцерковнослужителей посредственно : оно заключается в следующем : 1. В получении вспомогательного оклада в количестве 83 р. и 98 коп.в год, 2. В сборе от прихожан руги с венца по пуду ржи и овса и по копне сена в год и малоозначенные вознаграждения за требоисправления
Из фонда ЦГАКО |
Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери села Куршаково
Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери села Куршаково была построена в 1895 году на средства прихожан. Храм был каменным, однопрестольным, штат его составляли священник, диакон и псаломщик. К церкви были приписаны две деревянные часовни. На территории прихода располагались церковно-приходская школа в селе Куршаково, миссионерская школа в деревне Мари-Купта, земские школы в деревнях Верхний Пинженер и Селенур.
В советское время Владимирская церковь разделила судьбу многих храмов Марийского края. 30 ноября 1919 года община верующих заключила договор с органами советской власти о пользовании зданием церкви, 3 августа 1922 года состоялась официальная регистрация прихода. Духовенство и прихожане храма села Куршаково твердо хранили Православную веру, не уклонялись в обновленчество, противостояли попыткам ликвидировать приход. В 1930-1937 годах настоятелем Владимирской церкви являлся священник Виталий Сырнев. В условиях гонений за веру батюшка призывал прихожан не оставлять Бога и Его Церковь, ходил по приходским деревням, исполняя требы, особое внимание уделял крещению детей. 29 сентября 1937 года отец Виталий был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации и скончался 7 октября 1937 года, до вынесения приговора, в Йошкар-Олинской тюрьме. 22 февраля 1939 года церковь в селе Куршаково была закрыта и передана под «культурное учреждение». 28 июля 1945 года верующие подали заявление об открытии храма. После длительных проволочек 27 мая 1946 года Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР удовлетворил их просьбу. Богослужения возобновились, и продолжались до осени 1960 года, когда органы власти инициировали новое закрытие храма. Подписи для этого собирались с большими нарушениями, людей запугивали увольнением с работы. Верующие пытались опротестовать такие действия, но их усилия ни к чему не привели. 24 ноября 1960 года Владимирская церковь села Куршаково была закрыта, здание затем снесли. Через два десятка лет село разделило судьбу своего храма и в настоящее время не существует.
Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл
Назад к списку