ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Храмы Уржумского уезда: Л-Я

Свято-Троицкая церковь села Мамсинер

Свято-Троицкая церковь села Мамсинер Уржумского уезда Вятской губернии построена в 1848 году на средства гражданина города Елабуги купца первой гильдии Феодора Григорьевича Чернова. Храм был трехпрестольным, главный престол освятили в честь Святой Троицы, приделы – во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и святителя Николая Чудотворца. На территории прихода к 1915 году находились церковно-приходская школа в деревне Киселево, школа Министерства народного просвещения в деревне Большой Карлыган, а также четыре земских училища и три миссионерских школы.

В советское время приход входил в состав Краснококшайского православного управления староцерковников, а с конца 1920-х годов – в Марийское викариатство Нижегородской епархии. Последним священником Свято-Троицкого храма довоенного времени стал протоиерей Петр Данилов, проживавший в Мамсинере и не оставивший паству после закрытия церкви. Отец Петр был арестован 6 октября 1937, 8 октября приговорен к 8 годам заключения. Батюшка отбывал наказание в Локчимлаге Коми АССР, где скончался 9 января 1938 года. Мамсинерская церковь была закрыта в 1936 году, и поначалу использовалось под зернохранилище. В дальнейшем здание храма было переоборудовано под склад удобрений.

Богослужения в церкви села Мамсинер возобновились в 1995 году. К настоящему моменту здесь освящены приделы в честь святых бессребреников Космы и Дамиана и святителя Николая Чудотворца. К Троицкой церкви приписаны также храм в селе Хлебниково, молельный дом и молельная комната в Доме престарелых села Большой Карлыган.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери села Манылово

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери села Манылово была построена на средства прихожан в 1878 году. Это был типичный для небогатого сельского прихода деревянный храм, построенный на каменном фундаменте и покрытый железом. Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. В селе Манылово действовала церковно-приходская школа, маныловские священники также преподавали Закон Божий в земской школе, располагавшейся в починке Черезово.

В советское время Казанская церковь поступила в распоряжение верующих 19 сентября 1919 года, хотя официально маныловский приход был зарегистрирован только четыре года спустя, 25 июня 1923 года. После революции духовенство и верующие храма избежали уклонения в обновленчество, находясь сначала под омофором епископа Уржумского Авраамия (Дернова), с 1926 года, – в составе Краснококшайского церковного управления староцерковников, а впоследствии входили в Марийское викариатство Нижегородской епархии.

Последним священником церкви села Манылово стал протоиерей Иоанн Шутихин. Он был назначен на данный приход 18 апреля 1930 года и служил на нем до ареста 17 августа 1937 года. Ложно обвиненный в антиколхозной агитации, батюшка был приговорен к 8 годам лагерей. 27 августа 1938 года оставшаяся без священника церковь была закрыта указом Президиума Верховного Совета МАССР. После закрытия в здании храма начал действовать клуб, просуществовавший до 1960-х годов, а в настоящее время оно пустует.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Мари-Сола

Каменная церковь в селе Мари-Сола была заложена 7 сентября 1880 года и строилась на средства приходского попечительства, пожертвования верующих других приходов, благотворителей, одним из которых стал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Строительство церкви с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы было окончено в 1888 году, 6 ноября того же года храм освятили по благословению епископа Вятского и Слободского Сергия (Серафимова). В 1915 году к церкви были приписаны часовни, располагавшиеся в починке Ерши и на берегу реки Шаба. На территории прихода находились школы Братства святителя Николая Чудотворца в деревнях Большие Ключи и Онодур, а также 5 земских школ.

В советское время церковь была по преимуществу обновленческой. В 1924-1929 годах храм был староцерковным, в этот период в нем служил протоиерей Владимир Попов, впоследствии пострадавший за веру Христову и расстрелянный вместе со своей супругой Елисаветой Ивановной 19 августа 1937 года в Йошкар-Оле. Церковь в селе Мари-Сола была закрыта 27 июля 1939 года указом Президиума Верховного совета МАССР, впоследствии здание использовалось под клуб и зерновой склад.

В 1991 году решением Сернурского райисполкома в Мари-Соле была зарегистрирована община верующих, в том же году состоялось первое богослужение. В настоящее время к церкви приписан храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Зашижимье Сернурского района Республики Марий Эл.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

Церковь в честь Богоявления Господня села Русские Шои

Богоявленская церковь в селе Русские Шои была построена в 1865 году на средства прихожан. Как и многие сельские храмы юга Вятской губернии, она была деревянной, стояла каменном фундаменте, и имела один престол. Клир храма состоял из священника, диакона и псаломщика, к церкви была приписана часовня в деревне Шойдум. В Русских Шоях действовала миссионерская инородческая школа, кроме нее приходское духовенство преподавало Закон Божий в училищах Министерства просвещения, располагавшихся в селе Русские Шои, деревнях Визимбирь и Черный Ключ.

В начале 1920-х годов приход села Русские Шои примкнул к обновленчеству и оставался в нем до самого закрытия храма. 7 августа 1939 года церковь была закрыта, здание передали под «культурное учреждение», а в 1996 году оно сгорело. В настоящее время на месте храма стоит часовня, освященная в честь Богоявления Господня.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» села Сабанур

Строительство первого храма в селе Сабанур Уржумского уезда Вятской губернии было начато в 1904 году. 11 марта 1906 года состоялось его освящение в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Храм действовал до 24 декабря 1914 года, когда был уничтожен пожаром. Первое время после этого богослужения совершались во временном молитвенном доме, а затем церковь отстроили заново, также из дерева. Штат храма состоял из священника и псаломщика. На территории прихода действовала церковно-приходская школа в селе Сабанур, приходское духовенство также преподавало Закон Божий в земской школе в деревне Манкинер.

В советское время 31 декабря 1918 года община верующих заключила договор с органами советской власти о передаче здания храма. При этом официальная регистрация прихода состоялась лишь 20 июля 1923 года. В дальнейшем духовенство и верующие сабанурского прихода находились под омофором Патриарха Тихона, а затем – Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В 1936 году настоятелем храма являлся священник Иаков Иванович Казанцев, репрессированный 8 октября 1937 года и приговоренный к 8 годам заключения.Последним настоятелем церкви довоенного времени стал священник Филимон Сергеевич Попов.

Сабанурский приход был обложен тяжелыми налогами, и здание храма, долгое время не ремонтировавшееся, стало приходить в ветхость. Это было использовано властями в качестве предлога для закрытия церкви. Решением Президиума Верховного совета МАССР от 27 августа 1938 года храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был закрыт и передан под школу. После упразднения школы в 1975 году здание постепенно разрушилось, место, на котором оно располагалось, в настоящее время пустует.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери села Салтакъял

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери села Салтакъял была построена в 1852 году на средства прихожан и священника Георгия Кибардина. Храм был деревянным, на каменном фундаменте, с одним престолом. Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. В деревне Шагаранур действовала церковно-приходская школа, приходское духовенство также преподавало Закон Божий в Салтакялъской и Морушинской земских школах.

Салтакъялъский приход одним из первых в Марийском крае пострадал от действий советской власти. 30 сентября 1918 года Уржумским ЧК по надуманному обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован настоятель храма иерей Анатолий Ивановский, расстрелянный в Уржуме 30 октября 1918 года. В 2007 году священник Анатолий Ивановский, самоотверженно исполнявший свои пастырские обязанности и пострадавший за Христа даже до смерти, был прославлен Церковью в лике Новомучеников и исповедников Российских.

В дальнейшем в селе Салтакъял служили протоиерей Валериан Бобровский (до 1930 года) и иерей Никифор Масленников, начавший свое служение на приходе в качестве псаломщика, затем диакона, а с 1930 года – священника. 4 октября 1937 года отец Никифор был арестован Куженерским РО НКВД по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, 8 октября 1937 года тройкой НКВД по МАССР приговорен к 10 годам заключения. Дальнейшая судьба батюшки в настоящее время неизвестна.

Казанская церковь села Салтакъял была закрыта 27 августа 1939 года. Ее здание передали под клуб, который располагается в нем до настоящего времени.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

Церковь в честь Архистратига Божия Михаила с. Сернур

Первый деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Сернур был построен в 1754 году. Со временем здание церкви обветшало и в 1815 году здесь был заложен каменный храм, построенный на средства прихожан и освященный в 1825 году. Главный из трех престолов церкви освятили в честь Спаса Нерукотворного, приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Божия Михаила. К храму были приписаны три часовни, одна из которых располагалась на сернурском кладбище, а две другие – в деревнях Большой Сердеж и Ведоснур. В 1896 году при Спасской церкви открылась церковно-приходская школа.

В советское время, с середины 1920-х годов, храм находился в руках обновленцев, а 25 июля 1935 года был закрыт. В дальнейшем, как и в настоящее время, в здании храма находился Дом культуры. В 1998 году в Сернуре была зарегистрирована община верующих, администрация района выделила для совершения богослужений небольшое здание. В 2003 году в поселке заложен новый пятикупольный Михаило-Архангельский храм.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

Церковь в честь Пресвятой Троицы села Шабы (Сосновогорское)

Шабы (Сосновогорское) являлось русским старообрядческим селом. Его жители относились к так называемым «единоверцам» – православным христианам, служившим по старому обряду, но состоявшим в общении с Российской Православной церковью и получавшим от нее священнослужителей. В 1837 году в селе был открыт приход и построен деревянный однопрестольный Троицкий храм. В штате церкви состояли священник и псаломщик. Храм имел старый антиминс, освященный в 1645 году при Патриархе Иосифе, и много богослужебных книг, изданных в первой половине XVI века.

В 1918-1929 годах священником церкви села Шабы был иерей Александр Ильин, арестованный в 1932 году будучи настоятелем храма села Казанское и приговоренный к 3 годам заключения. 17 июля 1923 года Сосновогорское православное религиозное общество было зарегистрировано как единоверческое, а в феврале 1930 года верующие шапинской церкви приняли решение о вхождении в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии.

В дальнейшем в Троицкой церкви села Шабы подвизался игумен Алипий (Щуренко), назначенный на приход 4 июля 1936 года епископом Марийским Варлаамом (Козулей) Условия для служения были тяжелыми, здание храма уже использовалось властями для каких-то целей. 16 октября 1936 года епископ Варлаам писал отцу Алипию: «Если местный сельсовет и РИК не будут препятствовать совершению богослужений в палатке или в притворе (о чем пусть церковный староста переговорит в сельсовете и РИКе), тогда можно будет, временно, до освобождения храма».В феврале 1937 года игумен Алипий был переведен на служение в церковь села Шихалеево. 8 августа1937 года он был арестован, 26 августа приговорен тройкой НКВД по МАССР к 10 годам заключения. Батюшка отбывал наказание в Белбалтлаге, расположенном в Карелии, где и скончался 25 июня 1939 года.

Последним священником церкви села Шабы довоенного времени стал иерей Захария Софронов, назначенный сюда 4 мая 1937 года епископом Леонидом (Антощенко). Отец Захария прослужил в Шабах до 6 августа 1937 года, когда был арестован по ложному обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации. 19 августа 1937 года батюшка был приговорен к 8 годам заключения, отбывал наказание в Белбалтлаге, а в 1941 году был переведен в Каргопольлаг. Дальнейшая судьба отца Захарии в настоящее время не известна.

Официальное закрытие храма в селе Шабы состоялось 27 августа 1938 года на основании указа Президиума Верховного Совета МАССР. В 1940 году здание церкви было разобрано и перевезено в Сернур для постройки Дома колхозников. В настоящее время село Шабы не существует.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери села Старый Торьял

Деревянная однопрестольная Казанская церковь в селе Старый Торьял была построена в 1858 году на средства прихожан. В штате ее состояло два священника, диакон и два псаломщика. К храму были приписаны две часовни, на территории прихода находились церковно-приходская, министерская, четыре земских школы, в которых духовенство занималось просветительской деятельностью.

В советское время священнослужители и верующие прихода показали себя исповедниками Православной веры, не уклонялись в обновленчество. В условиях давления на Церковь со стороны государства, приход села Старый Торьял вел активную жизнь: регулярно совершались богослужения, проводились крестные ходы. Настоятель старо-торьяльской церкви священник Гурий Болдаевский, начавший служение на данном приходе еще в 1910 году, пользовался огромным уважением местных жителей, чему способствовало знание им марийского языка. Власти, недовольные таким положением вещей, целенаправленно старались закрыть храм. 7 декабря 1928 года здание церкви было осмотрено специальной комиссией, признавшей его ветхим. На основании этого Ново-Торъяльский кантисполком 5 мая 1929 года расторг договор с общиной верующих. Прихожане пытались защитить свой храм, было подано заявление в Мароблисполком с просьбой об отмене постановления о закрытии церкви. Несмотря на протесты, 24 января 1930 года административный отдел Облисполкома отдал распоряжение о ликвидации здания храма. Церковь была разобрана, из бревен сложили клуб в деревне Ушермнур, место, где находился храм, пустовало. В настоящее время здесь начато строительство часовни.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

Храм во Имя Святой Троицы села Токтай-Беляк

Первым храмом в селе Токтай-Беляк стала деревянная церковь в честь святого пророка Божия Илии, построенная в 1761 году. В 1821 году на пожертвования прихожан в селе был возведен каменный храм с тремя престолами, главный из которых был освящен в честь Святой Троицы, приделы во имя пророка Божия Илии и святителя Иоанна Златоуста. Штат Троицкой церкви включал трех священников, диакона и трех псаломщиков. К храму были приписаны три часовни, приход имел две церковно-приходских школы. Кроме них, духовенство преподавало Закон Божий в одной миссионерской и шести земских школах.

После революции 1917 года приход находился под омофором Патриарха Тихона, затем – митрополита Сергия (Страгородского), в 1930-е годы входил в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии. Последним настоятелем Троицкой церкви довоенного времени стал иерей Василий Попов, рукоположенный во священника в 1934 году. 6 августа 1937 года батюшка был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности. 15 августа 1937 на заседании тройки НКВД по МАССР священник Василий Попов был приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение 19 августа, в день праздника Преображения Господня. После ареста отца Василия богослужения в Троицкой церкви села Токтай-Беляк больше не возобновлялись. Пустующий храм сначала использовался под хлебоприемный пункт, а в 1940 году был разобран. Сейчас на месте прежней церкви стоит столбовая часовня в честь Святой Троицы.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл

 

ЦерковьТолмань в 1859 г.

Церкви две  каменная пятиглавая и деревянная. Из них первая начата строительством от 1851 г. и освящена в  сем 1859 г., а вторая деревянная построенас1845 г.; обе тщанием прихожан при пособии прикладной церковной суммы. Каменная колокольня кладкой еще не окончена. Снаружи все здание отбелено, покрыто деревянной  крышей, а четверик, купол  и главы церкви покрыты железом. Все крыши раскрашены на масле ярью, на 5 главах церкви кресты вызолочены. Внутри церкви пол выстлан опокой; иконостас вызолочен на полименте. При деревянной церкви колокольня приставная на столбах, обшита тесом. Крыша как на церкви, так и на колокольне деревянная. Оная церковь еще прочна и в ней по временам совершается богослужение.

Престол 1 в каменной церкви и 1 в деревянной, оба во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Утвари кроме колокольни заведено достаточно

Причта при открытии сей церкви положено было 1 священник и 2 причетника; в 1848 г. открыта диаконская и в 1854 г. 2я священническая вакансия.

Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле построены

Здания принадлежащие церкви: деревянная изба и амбар, в котором хранятся церковные вещи

 

ГАКО ф.237 оп.70 д.1479 лл. 266 об.-267

 

Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского села Юмочка

Церковь святого благоверного князя Александра Невского в селе Юмочка была построена в 1904 году на средства прихожан. Новый храм был деревянным, стоял на каменном фундаменте и имел один престол. Несмотря на наличие церкви, Юмочка долгое время не имела собственного прихода, а Александро-Невский храм был приписан к церкви села Аджим, расположенного ныне на территории Кировской области. Лишь 30 декабря 1910 года указом Вятской Духовной Консистории в Юмочке был образован самостоятельный приход, штат церкви состоял из священника и диакона. На территории прихода находилось земские школы, располагавшиеся в селе Юмочка и деревне Большие Коршуны.

В советское время приход был зарегистрирован 2 августа 1923 года, 30 сентября 1925 года верующие получили в «бессрочное и бесплатное пользование» здание храма со всем богослужебным имуществом. В 1929 году в связи с отсутствием священника органы власти поставили вопрос о закрытии церкви и передаче ее под клуб. Однако верующие смогли отстоять храм и пригласили к себе священника Петра Петровича Утробина. 14 декабря 1930 года приход прошел перерегистрацию и продолжал действовать. 9 декабря 1937 года постановлением Президиума Мароблисполкома церковь была закрыта и передана под клуб. До настоящего времени здание храма не сохранилось, а место, где оно находилась, пустует.

 

Использованы Материалы Комиссии по канонизации святых республики Марий Эл


Назад к списку