Село Косолапово
- Начало
Возникновение церкви в селе Косолапово было прямым результатом русского православного миссионерства. Его история началась в 18 веке, конечно же с подачи великого Петра. В 18 веке русское православное миссионерство сделало большие шаги в плане просвещения светом истиной веры язычников и мусульман.
Великий реформатор впервые провозгласил принцип свободы вероисповедания и в своем указе от 1702 г гласил : «Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно представляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей». А указ от 1720 г подкрепил предыдущий дарованием новокрещенам трехлетней льготы от податей и рекрутства. Дело великого Петра в распространении христианства среди инородческих народцев продолжила императрица Елизавета, издавшая ряд полезнейших постановлений, например, о выдаче денежных и вещевых подарков новокрещенам, о полном прощении совершенных ими до принятия святого крещения преступлений, об остановке строительства мечетей и т.п. Автор «Истории Русской церкви» Н.Тальберг в своей грандиозной работе пишет, что при Елизавете в Казанской (в которую до 1790 г входил Уржумский уезд с селом Косолапово), Нижегородской и Воронежской губерниях крестилось 430-530 лиц в год, а из язычников-черемис «осталось некрещеными малое число1».
Одним из самых важнейших елизаветинских указов стало учреждение в 1731 г комиссии новокрещенских дел, сделавшей за короткое время своего существования большие успехи в деле просвещения язычников и мусульман, а особенно в Казанской губернии, население которой почти сплошь составляли «инородцы». Подлинный расцвет миссионерская деятельность в Казанском крае достигла при епископе Луке с 1738 по 1755 гг. один из современников писал об этом замечательном человеке : «В своей ревности он доходил иногда даже до крайностей, насильно помещал инородческих детей в свои школы, устроил в Татарской слободе в Казани 2 церкви и завел там крестные ходы ; в с.Болгарах сломал остатки древних зданий, считавшихся у мусульман священными…»
Результатом такой плодотворной деятельности владыки Луки и стали первые новокрещены в Уржумском уезде – в сельцах Байса, Косолапово и др.
Для еще пущего распространения Православия среди инородцев в 1740 г императорским указом вместо Комиссии новокрещенских дел была учреждена при Свияжском Богородицком монастыре Новокрещенская контора, которую возглавил архимандрит Димитрий (Сеченов). Духовно новое миссионерское ведомство окормляло 4 губернии вместе с Казанской. На его годовой оклад на миссионерские расходы было положено 10 тысяч рублей. В «конторе» трудилось 2 протоиерея и 5 переводчиков, которые в свою очередь возглавляли целый штат трудолюбивых миссионеров, прямым долгом которых было посещение своей будущей паствы во всех глухих уголках Поволжья.
Да что там миссионеры, частенько и сам архимандрит был не против проехаться по вверенному ему округу, пообщаться с новокрещеными или желающими принять святое крещение. К примеру, в морозный февральский день 1760 г маленький починок Байсу удостоил своим визитом сам… архимандрит Евмений, возглавивший Новокрещенскую контору после архимандрита Димитрия. Память об этом визите дошла до нас благодаря полубыли-полупреданию, записанному в середине 19 века одним из первых байсинских священников2. Разумеется, были такие визиты и на Косолаповскую землю, только сведения о них не дошли до нас.
К сожалению в последующие годы Казанское миссионерство пришло в глубокий упадок, что было связано с правлением Екатерины 2. Просвещенный екатерининский «век» отразился глубоким упадком в области христианского миссионерства. Новая императрица довела петровский принцип веротерпимости до крайности, став оказывать покровительство всем культам без различия, даже языческим, но в то же время, опасаясь мнимого фанатизма и усиления православного духовенства, она постаралась ослабить его деятельность, в том числе в миссионерской сфере. Для православного миссионерства на многие годы, вплоть до середины 19 века, наступили тяжелые времена. Закрылась Контора новокрещенских дел, были отменены льготы для новокрещен. Миссионерское дело пришло в глубокий упадок.
И лишь в начале 19 века суровые ветры Екатерининской поры сменились прохладными пассатами эпохи Александра 1. В основном первые успехи были сделаны в области переводов священных текстов на инородческие языки, а меры к этому были предприняты самим Священным синодом. И первым из этих языков, на которые были переведены основы православной веры, стал марийский язык в 1803 г. В 1820-х годах в связи с открытием в Питербурге библейского общества, стали появляться переводы на иродческих языках книг Священного Писания, и вновь одним из первых стал марийский язык, на который сначала был переведен Новый Завет. А вскоре после этого увидел свет и перевод литургии на марийском языке для совершения по нему богослужения, ходатайство о чем было возбуждено известным духовным оратором казанским архиепископом Амвросием (Платоновым)
Подлинное возрождение русской миссионерской мысли началось в 1828г, когда царское правительство, узрев наконец всю безрадостную картину, сотворенную в прошлые годы , издало высочайшее утверждение, в котором говорилось о том, что «в тех частях государства, где живут народы, не познавшие христианства» или недавно обращенные в него, но еще недостаточно утвердившиеся в Православной вере, были учреждены особые миссии, точнее говоря, многие из них будучи закрытыми возродились вновь. Так в 1830г вновь открылись такие миссии, ликвидированные в свое время, в Казанской и Вятской епархиях. Чистая списки дел Вятской духовной консистории за 1830е годы ,то и дело встречаешь упоминания о принятии язычниками Православной веры ,причем чаще всего по своей воле, хотя прежние льготы так и не были новокрещенам возвращены. Вот запись за ноябрь 1830 г. о принятии святого крещения сразу 30 язычниками в Мултановском, Зонском и Унинском приходах Вятской епархии3. 22 мая 1830 г было заведено дело о присоединении к святому Православию язычников-марийцев Цопака и Цабайса, которым при святом крещении были даны имена Стефан и Василий4. А в июне того же года новокрещеный мариец из Сердежской волости Яранского уезда Андрей Елембаев просил дозволения жить с «неисповедующей христианскую веру» и о даровании ему упраздненной еще 30 лет назад трехгодичной льготы5. И таких дел – десятки, сотни…
Следующим шагом епархиальных властей в решительном наступлении на язычество стало построение храмов в местах с большим числом языческого населения. Строились эти храмы, безусловно, по решению святейшего Синода, но не пожеланию верующих христиан, которых в этих местах как раз было меньшинство, с целью дальнейшей христианизации язычников. Так в апреле все того же 1830 г. в Вятской духовной консистории было заведено «о назначении приходов ко вновь предполагаемым Уржумской округи среди черемисских селений церквям – Байса, Торьял, Косолапово6». Косолапово в о время было маленьким починком с большим числом марийского населения в его округе, стоявшее на торговом тракте между Казанью и Вяткой ; в 1911 г внем стояло 12 дворов и проживало 45 мужчин. Так было положено начало построения первого храма в Косолапово и превращению его из маленького починка в село. Немало росту села способствовал и торговый тракт, на котором оно стояло.
- Первая церковь
Известно, что в с.Байсе (теперь Уржумский район Кировской области) первая деревянная церковь была начата постройкой в 1836 г. и завершена в 1838 г. Строили ее на средства, выделенные Комиссией духовных училищ7. Деревянная церковь в с.Косолапово с 2 престолами во имя преподобного Сергия Радонежского (теплая церковь) и святителя и чудотворца Николая (холодный храм) была построена в том же 1838 г на средства той же комиссии8. Скорее всего, она была начата постройкой то же в 1836 г.
Деревянная косолаповская церковь простояла в селе ровно полвека. До нас дошли ее словесные описания современников. В 1867 г в «клировой ведомости Косолаповской церкви» о ней сообщалось : «Зданием деревянная, на каменных в основании столбах с таковой же колокольнею в одной связи, крепка9». Интересно, что за 1870 г. уже сообщалось, что она «не совсем прочна10», а спустя 10 лет – и вовсе «весьма ветхая11». Однако она стояла в селе еще в 1890 г, когда была построена каменная церковь, уже совсем ветхая и без престолов12. В 1892 г старую церковь разобрали и перевезли в село Старый Билямор13.
Внутреннее описание деревянной церкви дошло до нас довольно скудное. «Утварью достаточна14…» - писали всегда. Только в 1867 г в «клировой ведомости» сообщали : « утварью достаточна, кроме ризницы, которая требует поправки15».
С учреждением причта при храме ( о нем будет рассказано позднее), для него сразу было построено 4 казенных дома на сумму комиссии духовных училищ16. Позднее, когда священнослужители обзавелись собственными домами, один из домов был продан, а другой пришел в ветхость, о чем сообщалось в 1867 г17. Каждый из домов, как и все крестьянские жилища, имел при себе отдельные службы, отхожие избы, амбары, каретники.
За 1880 г «клировая ведомость» сообщала : « при церкви находятся 2 ветхих дома с амбарами в 1 связи с каретником и дом, пожертвованный вдовою Старцевою…. Все священнослужители имеют свои дома, помощник настоятеля живет в наемной квартире на свой счет18». Других строений при церкви не было.
Не сразу для церкви и ее причта была нарезана и земля19. Только к 1880 г она приобрела 5 десятин земли, не считая усадебной20.
Еще до открытия прихода, с 1837 г были заведены исповедные росписи и метрические книги, а с 1853 г – опись церковного имущества. Все церковные документы регулярно проверялись благочинным21.
При возведении храма бывший починок Косолаповский был наречен селом Верхобуйским (в честь речки, на которой стоит село22), но это название не прижилось и уже в 1840 х годах поселение в документах вновь стало упоминаться под старым названием. В 1839 г, при основании церкви, в нем стояло до 15 дворов – 7 православных и 8 старообрядцев ; последних насчитывалось 71 житель23. Интересно, что в последующие годы число старообрядцев в селе значительно выросло. Так в 1850 г в 12 дворах проживало 139 старообрядцев, православных – 70 в 7 дворах24, в 1853 г. – 132 старовера и 81 православный25. В последующие годы численность старообрядцев стали к сожалению сводить в общие сводки по приходу, поэтому неизвестно, сколько их проживало в селе. Численность же православных в селе в 19 веке была всегда одинаковой – 11-13 дворов. В 1870 г в 11 дворах проживало в селе 97 православных6, в 1878 г – в 13 дворах 110 человек27. В 1874 г по сведениям Вятского статкомитета общая численность населения села равнялась 320 человекам28, т.е. более чем половина из них была старообрядцами, и миссионерская работа церкви, если таковая велась, не могла изменить эту картину. Косолапово становилось центром старообрядчества.
Данные того же комитета позволяют узнать, каким было Косолапово в 1874 г. В селе не было каменных зданий, только 35 деревянных домов. В нем имелась церковно-приходская школа, не пользовавшаяся у населения популярностью ( в 1874 г в ней обучалось только 3 человека) и 2 питейных заведения. Население в основном занималось хлебопашеством и лишь немногие занимались выгонкою смолы, дегтя, вара, изготовляли полозья и колеса из дуба. Три раза в год, в храмовые праздники (6 декабря, 9 мая и 25 сентября), в селе устраивались ярмарки. «Во время ярмарок бывает привозимых товаров не более чем на тысячу рублей» - сообщали в статкомитет косолаповские священники. По субботним дням был разрешен базар местного значения, но торгу на нем не производилось29.
Как видно, даже в 1880-е годы Косолапово было захолустным маленьким сельцом с деревянной церковью, почти пустой школой, 2 винными лавками, с домами деревянной постройки, с населением больше чем наполовину из старообрядцев. В это время оно еще не было центром волости, а в духовном плане входило в состав Уржумского благочиния.
О Косолаповском приходе могут поведать следующие цифры.
Дворов м.п. ж.п.
1839 г. Русских крестьян 121 694 743
Черемис новокрещен 146 750 785
Язычников 11 34 37
Старообрядцев поморской секты16 85 90
Всего 283 1567 169830
1850 г. Русских крестьян 128 853 899
Новокрещеных черемис 116 817 873
Язычников 15 60 65
Старообрядцев 29 176 220
Всего 273 1896 212031
1853 г. Русских крестьян 245 1938 2199
Язычников 20 85 92
Старообрядцев 29 192 23932
В 1867 г общая численность 503 2022 234733
1870 г прихожан 535 2157 2485
Старообрядцев и язычников 58 214 27034
1878 г прихожан 573 2354 2694
Старообрядцев и язычников 69 286 32035
1880 г прихожан 616 2473 2776
Старообрядцев и язычников 26 103 10836
Как видно из этих данных, в течении 19 века население Косолаповского прихода неуклонно увеличивалось. Росло в численности и старообрядческое население, и лишь в 1880-х гг численность старообрядцев стала уменьшаться, а не расти. Число же язычников-марийцев наоборот было гораздо больше, чем это казалось наивным миссионерам ; те как и раньше продолжали справлять свои языческие обряды. Сам приход был «поделен» между различными волостями – Ирмучашской, Лебяжской, Сереньгинской, Мазарской37.
В приходе к церкви было приписано 2 деревянные часовни – в деревнях Пумари и Кельсюбиной. В ведомости церкви за 1839 г. они упоминались уже как «ветхие», т.е. были построены еще задолго до строительства церкви в Косолапово. В обеих часовнях служба совершалась 9 мая – в день святителя и чудотворца Николая38. В «клировой ведомости» за 1870 г сообщалось, что в первой часовне «собрание народа каждый год увеличивается, а во второй не очень бывает значительно39».
1.Н.Тальберг. История Русской церкви – Издательство Сретенского монастыря. М.2004 г.
2. ГАКО ф 237 оп 70 д 1486 лл 320об-321
3. ГАКО фонд Вятской духовной консистории дело 1242
4. ГАКО фонд Вятской духовной консистории дело 1242
5. ГАКО фонд Вятской духовной консистории дело 1242
6. ГАКО фонд Вятской духовной консистории дело 1242
7. ГАКО ф 237 оп 70 д 1486 лл 320об-321
8. ГАКО ф 237 оп 70 д 1459 лл 90-90об
9. ГАКО ф 237 оп 70 д 1488 лл 161об-162
10. ГАКО ф 237 оп 70 д 1490 л 170
11. ГАКО ф 237 оп 70 д 1500 лл 131об-132
12. ГАКО ф 237 оп 70 д 1510 лл 630об-631
13. По сведениям вятского краеведа Олега Виноградова
14. ГАКО ф 237 оп 70 д 1490 л 170
15. ГАКО ф 237 оп 70 д 1488 лл 161об-162
16. ГАКО ф 237 оп 70 д 1459 лл 90-90об
17 . ГАКО ф 237 оп 70 д 1488 лл 161об-162
18. ГАКО ф 237 оп 70 д 1500 лл 140-140об
19. ГАКО ф 237 оп 70 д 1459 лл 90-90об и д 1473 л 139
20. ГАКО ф 237 оп 70 д 1500 лл 140-140об
21. ГАКО ф 237 оп 70 д 1490 л 170
22. ГАКО ф 237 оп 70 д 1459 лл 90-90об
23. ГАКО ф 237 оп 70 д 1459 лл 94-95
24. ГАКО ф 237 оп 70 д 1470 лл 103об-104
25. ГАКО ф 237 оп 70 д 1473 лл 145-145об
26. ГАКО ф 237 оп 70 д 1490 лл 170-178
27. ГАКО ф 237 оп 70 д 1498 л 148
28. ГАКО ф 574 оп 1 д 480 л 538
29. ГАКО ф 574 оп 1 д 480 л 538
30. ГАКО ф 237 оп 70 д 1459 лл 94-95
31. ГАКО ф 237 оп 70 д 1470 лл 103об-104
32. ГАКО ф 237 оп 70 д 1473 лл 145-145об
33. ГАКО ф 237 оп 70 д 1488 л 179
34. ГАКО ф 237 оп 70 д 1490 лл 170-178
35. ГАКО ф 237 оп 70 д 1498 л 148
36. ГАКО ф 237 оп 70 д 1500 лл 140-140об
37. ГАКО ф 237 оп 70 д 1490 лл 170-178
38. ГАКО ф 237 оп 70 д 1459 лл 90-90об
39. ГАКО ф 237 оп 70 д 1490
Назад к списку