ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ... - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Торговля в 1919 году

Торговля в губернской Вятке в 1919 году.

Как известно, придя к власти, большевики сразу запрещают свободную рыночную торговлю в крупных городах. Города ставятся на "пайки", возникает голод и - якобы для нужд голодающих - поход за хлебом в деревню, все прелести продотрядовщины и крестьянские мятежи.
Зачем это нужно было, процитируем самого Ильича: "«Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность является в руках пролетарского государства, в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля... Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины. Гильотина только запугивала, только сламывала активное сопротивление, нам этого мало…. Нам надо сломать и пассивное, несомненно еще более опасное и вредное сопротивление. Нам надо не только сломать какое бы то ни было сопротивление. Нам надо заставить работать в новых организационных государственных рамках. И мы имеем средство для этого... Это средство - хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность". 
Так что Ильич был не такой благородный, что бы думать о голодающих питерцах и москвичах. Тут достаточно было разрешить торговлю. Его целью было установление полной и безграничной власти, сломать любое сопротивление. Поэтому поход за хлебом в деревню для голодающих городов это еще один советский МИФ. Это достаточно понять, если обратиться к словам самого Ленина.
Но в таких средних городах как Вятка торговля существовала еще в 1919 году! Интересно, что в начале 1919 года в самой губернской Вятке еще существовала рыночная торговля между крестьянами и горожанами, в то время как в больших губернских городах она давно была возведена в ряд расстрельных преступлений. Вот как описывал это эмигрант Воронов позднее в своих мемуарах: «… Окрестные крестьяне за 30 и 40 верст привозят припасы в местные советские учреждения на рынок. В Вятке жизнь, конечно, легче, чем в столицах. Есть дрова, правда, сырые, в домах горит электричество, продовольствие сравнительно дешево. Хлеб 40-50 руб. за фунт, масло – 500 руб., молоко – 30 руб., мясо – 75-80 руб. Но добычи этих продуктов весьма затруднительна. С утра вятская публика тянется на рынок – расстояния большие. На рынке несколько родов крестьянских розвальней, и возле них толпится громадное количество народа. 
Найдя необходимый предмет, покупай, не зевая, ибо на каждый фунт мяса, масла или хлеба масса покупателей. Хорошо, если крестьянин продаст на деньги, а не на «менок». В последнем случае затруднения непреодолимые : крестьянин требует того, в чем нуждается и горожанин – керосина, соли, табака, тканей, сапог. Крестьяне неприветливы и весьма односложны. Железный закон спроса и предложения явно не благоприятствует им. С крестьянками сговориться еще труднее, они издают какие-то нечленораздельные звуки и крайне недоверчивы». 
Надо заметить, что подобная лафа в виде свободной торговли длилась недолго, и вскоре свободная торговля была пресечена и здесь. Вновь она будет разрешена после введения НЭПа, когда "военный коммунизм" потерпит крах...


Назад к списку