- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

И.А.Ирисов, купец села Селты

 

Шапей Ивана за пределами Ново-Мултанской волости знали как Ирисова Ивана Антоновича. По национальности он – удмурт, по роду занятия – крестьянин-купец, стоял на общедемократических позициях, его симпатии были на стороне удмуртских просветителей.
Являясь членом уездного малмыжского земства, Иван Антонович принимал активное участие в его деятельности, особенно в мероприятиях благотворительного характера, направленного на повышение культурного уровня народа. Немало своих средств выделил он на строительство школ. Под его контролем прошла приемка Ново-Мултанской земской школы, строящейся Селтинской земской больницы. На средства Ивана Антоновича была установлена телеграфная связь между Новым Мултаном и Селтами, он внес 25 тысяч на основание Ново-Мултанской вотской учительской семинарии, в частности, на пожертвованные им средства был построен учебный корпус семинарии.
Иван Антонович как коммерсант был известным человеком далеко за пределами Малмыжского уезда, он делал попытки пробиться в промышленники, но на себе испытал, как трудно это сделать в царской России выходцам из малых национальностей. Местные власти ставили всяческие препоны удмуртским купцам в создании промышленных заведений, которые являлись владельцами рогожных, деревообделочных и др. промышленных заведений.
В 1897 году в Малмыжском уезде числилось две ваяльные и три бумажные фабрики, одна из них принадлежала Майорову, она выпускала оберточную бумагу, изготовленную из соломы. Фабрика была оснащена примитивным оборудованием. И.А.Ирисов вместе с Майоровым поехали в Финляндию для ознакомления с производством бумаги. Вернувшись домой, они пришли к выводу, что фабрика Майорова никакой конкуренции не выдержит, и решили основать другую фабрику, оснащенную новейшей техникой. Однако местные власти отказали им в прошении построить новую фабрику. Подобным образом местные власти поступили с купцом из Мамадышского уезда удмуртом Михайловым. Он был крупным поставщиком хлеба, пытался завести мукомольное производство, но безуспешно. Купцы-удмурты Мамадышского уезда Казанской губернии тоже напрасно хлопотали перед местными властями о создании валяльно-обувной фабрики. Таким образом, предприимчивым удмуртам довольно трудно было основать промышленное производство. Они из-за национальных притеснений предпочитали сидеть в деревне, ограничиваясь торговыми операциями, в частности, скупкой крестьянской продукции.
Иван Антонович Ирисов как раз и занимался скупкой сельскохозяйственной продукции, в частности льна, шерсти, кожсырья. Так, льнопродукция в большом количестве закупалась у местного населения, группировалась по сортам, затем спрессовывалась в тюки и направлялась на договорных началах адресатам. Высшие сорта льна поступали на Муромскую фабрику; средние шли Лодзинской фабрике; низкие сорта (куделя) доставлялись на Екатеринбургскую мукомольную фабрику – для мешковины. Шерсть получала Кукморская пимокатная фабрика. Кожсырье шло в Казань на фабрику Агафонова, а также в Германию.
Все эти коммерческие операции-сделки с разными фирмами заключались на знаменитых ярмарках – Нижегородской, Казанской. И.А.Ирисов был постоянным участником этих ярмарок. В Нижнем останавливался в Оглоблинских номерах, а в Казани – в Никольской гостинице. Иван Антонович в поездки брал кого-либо из своих детей или племянника, приобщал их к коммерческой деятельности. Так розничная торговля (в Ново-Мултанском магазине-лавке) была И.А.Ирисовым возложена на племянника Ивана Егоровича Ирисова, который со знанием дела и ответственностью выполнял порученное.
Постоянным поставщиком бакалеи для торговых точек Ирисова была Казанская Одинцовская кондитерская фабрика. Из Казани же привозили ткани и обувь. Товары подбирались с учетом спроса населения, его отдельных групп. Бархат, батисты, шелка, модные туфли предназначались для местной интеллигенции, добротные башмаки, сапоги, цветастые ситцы, сатин, полушалки, кумач – для крестьян. Особенно бойко шла торговля в воскресные дни и престольные праздники на местном базаре в эти дни шел большой закуп сельхозпродукции, поэтому за прилавок становились все члены семьи Ирисовых. Даже ребятишек сажали в рогожные кули утаптывать закупленную на базаре куделю; это занятие было для нас радостным делом. Нас привлекали к сортировке яблок, посуды и других поступавших товаров, между прочим, бой чайной фарфоровой посуды доставлял нам радость, он шел на пополнение детского хозяйства для игр «во дома». Так что одним это было радостью «обогащения», другим – в убыток. Дети дедушку И.А.Ирисова очень боялись. Не было случаев его ослушания или шалости при нем.

Воспоминания А.И.Андреевой - двоюродной внучки Ирисова И.А.



Очерки истории Удмуртии XIX века - Ижевск 1996 г., с.287-288

 

Иван Антонович Ирисов был не только предприимчивым, но и патриотически активным человеком. Как уже отмечалось, он вложил средства в организацию вотской учительской семинарии в Новом Мултане. Вначале семинария размещалась в здании бывшей церковно-приходской школы, в бывшем доме, принадлежавшем священнику Петру Лекомцеву. Эта семинария, как и все учебные педагогические заведения тех времен, прошла некоторые реорганизации (педкурсы, педтехникум). Учебное заведение просуществовало в Н.Мултане до 1919 года. За время своего существования оно много сделало для развития национальной культуры своего народа. В частности, одна лишь деревня Удоль, что в 4 километрах от Мултана, заимела много профессионально подготовленных учителей. Были такие семьи, в которых до 3-5 ее членов прошли обучение всеминарии.
… По словам делегата Первого Всероссийского съезда просвещения удмуртов (1920 г., Сарапул) Князевой Евдокии Ивановны, на этом съезде И.А.Ирисову была выражена благодарность за материальную помощь в открытии учебных заведений для удмуртов. На Ново-Мултанском волостном съезде Иван Антонович Ирисов был избран делегатом с решающим голосом на Первый Всероссийский национальный съезд удмуртов, который состоялся в г.Елабуге в июне 1918 г. Иван Антонович был активным делегатом съезда, об этом говорит фотография участников этого форума. На ней он запечатлен в самом центре, рядом с И.С.Михеевым.
Его активная деятельность как делегата выражена и послесъездовскими делами. В Мултане открывается вотская учительская семинария, организуется национальная кооперация. Развитию последней помешала гражданская война, охватившая Ново-Мултанскую волость. Да и потом Ирисов – Шапей Иван – оказался за бортом революции, более – врагом народа.
Умер И.А.Ирисов в Сибири, в Иркутской области в 1921 г. Его фамилия стала нарицательной, ее носители стали считаться опасными людьми. Об этом красноречиво говорит статья в газете «Советская Удмуртия» № 49 за 29 февраля 1929 года.
Однако жизнь показала, что потомки И.А.Ирисова честно выполняли свой гражданский долг. На поле брани в 1941-1945 гг. пали четыре его внука. Два внука – участники этой же войны – вернулись домой с наградами за боевые заслуги. Затем продолжали честно трудиться, за что тоже получали ордена и медали.

Андреева А.Шапей Иван – удмуртский купец // Очерки истории Удмуртии XIX века – Ижевск 1996 г., с.289-290

 


Назад к списку