ВЯТКА: НАСЛЕДИЕ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Храмы Кирово-Чепецкого района до 1917 г.

Как известно, ранее территория Кирово-Чепецкого района относилась к Вятскому уезду Вятской губернии. Вятский уезд был издревле историческим ядром Вятской земли, откуда началось ее заселение русскими людьми. Соответственно, издревле здесь находились старинные села с церквями, история которых к началу 20 века составляла уже не одну сотню лет. Это были такие старинные села, как Бурмакино, Кстинино, Вяз, Пасегово, Филиппово, Ржаной Полом, Селезенево, Просница и др. Поэтому не случайно, что к началу 20 века практически все церкви будущего района находились в каменном виде.  Некоторые из них были построены столь давно, что уже никто и не помнил из старожилов, кто и когда их построил. Например, о церкви с.Бурмакино в «клировых ведомостях» за 1850-е годы сообщалось – «Построена неизвестно когда тщанием прихожан», про церковь села Кстинино – «Холодная построена когда и кем неизвестно, т.к. при оной никаких сведений не имеется». Поэтому можно предположить, что это были самые древние храмы, построенные еще в начале 20 века. Села Чепецко-Ильинское, Кстинино и Бурмакино действительно являются сами древними на Кирово-Чепецкой земле: Чепецко-Ильинское впервые упоминается за 1557 г., а Кстинино и Бурмакино -  в переписной книге за 1610 год…

 Хроника каменного церковного строительства на Кирово-Чепецкой земле была следующей:

1700 г. – с. Кстинино, Троицкая церковь

 1726 г. – с.Пасегово, Знаменско-Богородицкая церковь

1736 г. – с.Усть-Чепецкое

1746 г. – с.Русский Полом, холодная церковь

1765 г. – с.Каринка, Вознесенская церковь

1767 г. – с.Филиппово, холодная церковь

1771 г. – с.Бурмакино, Богородицкая церковь

1776 г. – с.Вяз, Спасская церковь

1788 г. – с.Просница, Богородицкая церковь

1789 – с.Чепецко-Ильинское, Спасская церковь

1802 г. – с.Лубягино, Спасская церковь

1808 г. – с. Ржаной Полом, теплая Благовещенская церковь

1825 г. – с.Волменское, Сретенская церковь

1834 г. – с.Филипповское, теплая Троицкая церковь

1850 г. – с.Селезенево, Преображенская церковь

1901 г. – с.Александровское, Александро-Невская церковь

1905 г. – с.Трехречье, Косьмодемьянская церковь

После завершения строительства приходские храмы постоянно благоукрашались и ремонтировались своими причтами и прихожанами. Благодаря «клировым ведомостям» за 1915 год можно узнать, как выглядели они незадолго до революции 1917 г.

Бурмакино: «Зданием каменная с таковой же колокольней, как в холодной, так и теплой с полуденной и западной сторон издавна существуют на своде трещины.
Престолов в ней 2: в настоящем холодном во имя Казанской Божией Матери, а в пределе теплом во имя святителя Николая Архиепископа Иерусалимского.
Утварью достаточна». 

Волменское: «Зданием каменная с таковой же колокольней. Крепка. Престолов в ней 3: в настоящем холодном во имя Сретения Господня. В приделах теплых на южной стороне во имя св. апостола Андрея Первозванного, а на севере во имя св. Иоанна Предтечи. Утварью достаточна».
 

 Вяз: «Зданием каменная 2 этажная с каменной колокольней в 1 связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней 2: в холодной церкви верхней во имя всемилостивого Спаса и в нижней в теплой в честь святителя Дмитрия митрополита Ростовского. Утварью недостаточна и бедна».

Каринка: «Зданием каменная с таковой же колокольней. Крепка. Престолов в холодном храме 3: настоящий во имя вознесения Господня, в правой стороне Успения Божией Матери, а а левой пророка Илии. Последние 2 не освящены. В теплой 2: на правой во имя архиепископов Александрийских Афанасия и Кирилла, а на левой архистратига Михаила. Утварью достаточна».
Кстинино: «Зданием каменная с так же колокольнею, крепка. Престол в ней 1 во имя Архистратига Божия Михаила, прежняя же теплая каменная церковь в сем 1858 г. вся перестроена, но не освящена. В ней предположено устроить 2 предела. Утварью довольно достаточна».

Лубягино: «Зданием каменная с таковой же колокольней вновь выстроенной в 1887 г., соединенной каменным проходом. Крыша железная, крашенная. Кругом церкви каменная ограда с железной решеткой, поставлена в 1901 г. Престолов в ней 3: в холодном во имя нерукотворного образа Христа Спасителя; в теплой во имя св. Василия Великого; в левом во имя св. мученика Дмитрия Солунского. Утварью достаточна».
Пасегово: «Зданием каменная с таковой же соединенной проходом колокольней. Престолов в ней 3: в холодном храме во имя Знамения  Божией матери, в теплом  - в правом приделе в честь апостола и евангелиста  Иоанна Богослова, в левом во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Утварью не скудна».

Ржаной Полом: «Зданием каменная с таковой же колокольней. Престолов в ней 3. В настоящем холодном во имя благовещения Пресвятой Богородицы. В теплом в приделах на правой стороне во имя 3 святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а на левой святых равноапостольных жен мироносиц. Утварью достаточна».
Просница: «Зданием каменная с таковой же колокольнею, крепка. Кроме того на своде теплой церкви при оштукатурке оной в 1843 г. сказывались многие расщелины, которые однако не увеличиваются, кроме 1 у соединения церкви с колокольней, где разселины видны и по штукатурке. Приделов в ней 3: в настоящем холодном во имя Рождества Пресвятой Бог.; в приделах теплых на южной стороне, во имя святителя и чудотворца Николая, на северной во имя св. пророка Илии. Утварью достаточна».
Селезенево: «Зданием каменная с таковой же колокольней. Престол в ней 1 во имя св. равно-апостольных царей Константина и Елены. Утварью довольно достаточна».

Трехречное: «Зданием  деревянная  на каменном  фундаменте  с отставной колокольней на столбах, обшитая тесом, крепка, покрыта деревом. Престол в ней 1 во имя св. бессеребренников Космы и Дамиана, освящена  малым чином».

Филиппово: «Зданием каменная с таковой же колокольней, крепка. Престолов в ней 3: в настоящем холодном во имя св. живоначальной троицы, в теплой на южной стороне – во имя св. митрополита епископа Воронежского, а на севере – во имя св. Филиппа митрополита Московского. Утварью и ризницей достаточна».

Чепецко-Ильинское: «Зданием каменная с таковой же колокольней. Престолов в ней 3: в настоящем холодном во имя Всемилостивого Спаса, в приделе теплой на правой стороне во имя вхождения в храм пресвятой Богородицы, а на левой во имя св. пророка Ильи. Утварью достаточна».

Усть-Чепецкое: «Зданием каменная с таковой же же колокольней, крепка. Престолов в ней 2; в настоящем холодном во имя Рождества Божией матери, в приделе теплом во имя святителя и чудотворца Николая. Утварью достаточна».

  Как видим, это были в большинстве своем большие поместительные храмы, в основном с тремя престолами, с достаточным числом богослужебной утвари; недостаток последней ощущался только в церкви с.Вяз. Кроме богослужебной утвари, при каждой церкви имелись богатые библиотеки церковной и прочей литературы. Например, в с.Вяз на 1912 г.  имелось 262 тома книг, «для чтения предназначенных». Даже в молельном доме с.Трехречное в 1915 г. имелось для чтения «12 томов книг».

 При храмах имелись усадебные земли (на которых они стояли), дома причта, лавки, здания церковных школ, складов и в некоторых приходах – часовни. Одна часовня имелась в приходе с.Пасегово при д.Ральниковской во имя бессеребренников Космы и Дамиана, но, как отмечалось в 1890 г., «от  часовни сей по малочисленности  богомольцев, приходящих к ней, дохода нет для церкви». Также имелись часовни в приходах с.Филипповского и Трехречного. 

  В начале 20 века в каждом приходе имелись церковно-приходские школы. Некоторые из них уже имели очень давнюю историю. Например, в Ржаном Поломе церковная школа была учреждена еще в 1838 г. – «1838 г. по дозволению епархиального начальства для обучения поселянских детей на прикладную церковную сумму построен деревянный на 4 и 6 саженей дом на каменном фундаменте». В селе Кстинино школьное здание было построено в 1858 г. – одноэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, как сообщалось в 1859 г. «построенный для помещения училища поселянских детей и проживания священнослужителей». В остальных приходах здания церковных школ начали строиться с конца 19 века. В с.Вяз церковно-приходская школа открылась в 1881 г. В 1912 г. в ней обучалось 10 мальчиков и 18 девочек. Самое лучшее здание церковной школы на 1915 г. имелось в с.Лубягино: «построенная местным церковно-приходским попечительством церковно-приходская школа зданием каменная, крытая железом, построена в 1908 г. при пособии от Св. Синода».
  При каждой церкви имелись в наличии полные причты священноцерковнослужителей – несколько священников, диаконов  и псаломщиков. Самые большие причты находились в храмах сел Каринки, Кстинино и Ржаного Полома – по 3 священника, 2 диакона и от 3 до 6 псаломщиков. В Бурмакино, Пасегово, Проснице, Усть-Чепца, Чепецко-Ильинском и Филипповском имелись штаты поменьше – 2 священника, 1 диакон и 2-3 псаломщика. В  селах Вяз, Трехречное, Волменское, Лубягино и Сезеневское имелись самые маленькие причты – по одному священнику, диакону и псаломщику. Церковь в с.Трехречное считалась молельным домом, и в ней не было даже диаконской вакансии.

  Содержания священноцерковнослужители того времени не имели и жили в основном за счет требоисправлений и приношений прихожан, которые богатством и щедростью не отличались. Поэтому по всем приходам отмечалось в конце 19-начале 20 вв., что содержание священноцерковнослужителей «скудно». Только по Филипповскому  в 1885 г. отмечалось, что содержание священноцерковнослужителей «посредственно». Единственными исключениями был причты с.Вяз, Лубягино  и Трехречное, которе получали жалование из государственного казначейства: священнику полагалось 300 р., диакону 150 и псаломщику 100. Про содержание остальных причтов сообщалось как, например, о причте с.Бурмакино в 1854 г.: «На содержание священноцерковнослужителей жалования ниоткуда не получается, а содержатся они добровольным и весьма скудным от прихожан подаянием руги, петровского и осеннего и получаемой ими за требоисправлениями неопределенной денежной платой; почему содержание их очень скудно».

  Что бы облегчить жизнь священноцерковнослужителей, обычно имевших большие семьи, еще в конце 18 века по генеральному межеванию для причта каждой церкви стали нарезаться земли – пахотные и сенокосные. Земли эти отрезались от владений крестьян и поэтому не везде этот процесс проходил мирно. Например, в Бурмакино крестьяне владели всей пахотной землей церкви. Интересно, что земля эта была пожертвована женой протоиерея Казанского девичьего монастыря, на что имелись крепость и 2 духовных завещания, хотя, возможно, земля была отдана прихожанам причтом церкви по обоюдному согласию. В остальных приходах священноцерковнослужители пользовались данною им землею сами, имея на нее планы и межевые книги (но имелись они не при всех храмах). По с.Вяз отмечалось в 1912 г., что священноцерковнослужители обрабатывают землю сами, которая там среднего качества. По с.Лубягино в 1915 г. сообщалось, какой доход приносит церковная земля: «Средний доход ею приносимый: обрабатывается самими членами причта. Надел священника приносит ежегодный доход до 60 р.; диакона до 30 р. и псаломщика до 20 р.».

  Кое-где земля сдавалась в аренду крестьянам или продавалось сено, снятое с лугов. Например, по с.Бурмакино в 1854 г. сообщалось, что с сенного покоса служители церкви имеют доход от 4 до 6 рублей в год. Не повезло с землей священноцерковнослужителям только в с.Кстинино. В1859 г. сообщалось: «Оная земля по малоспособности к плодородию хлеба и растению травы , во владение не принята священнослужителями, почему о сей земле и производится дело, по коему как прописано в указе, последовавшем из Вятской духовной консистории 1827 г. июля 12 дня, Вятская межевая контора решительно определила отмежевать к сей церкви таковое же количество пашенной и сенокосной земли близ д.Дуркинской». При построении молельного дома в с.Трехречное, оказалось, что земля там для возделывания тоже «самого худого качества – неплодородная…. Членами причта за дальностью  расстояния и  по причине худого качества  не обрабатывается, а потому дохода не приносит», как отмечалось в 1915 г.
  Кроме земли, священноцерковнослужители имели в приходах также бесплатные дома, построенные для них церковно-приходскими попечительствами, но в большинстве сел они имели свое собственное жилье, и только члены причта, недавно приехавшие на служение, проживали в казенных квартирах. В некоторых приходах, таких как сел, Филипповского и Усть-Чепецкого, для священнослужителей бы имелись добротные каменные двухэтажные дома. При всех домах имелись необходимые службы. Например, о церковных домах с.Филипповского за 1885 г. сообщалось: «Деревянный 1этажный ветхий дом, крытый тесом на 7 саж., при нем амбар, тележник и конюшня под 1 крышею и погреб. Куплен в 1181 г. на счет суммы приходского попечительства у наследников умершего и.д. псаломщика Василия Ергина в 1883 г., пожертвованного в церковную казну… Деревянный дом 1этажный, ветхий, старый на 6 и 3 с пол. саж., приложенный к церкви умершего священника вдовой Александрой Феоктистовой Трониной, крытый тесом. При нем конюшня, разделенная на 2 помещения под 1 крышей, баня, погреб и амбар, конюшня и баня пристроена насчет сумм приходского попечительства, а погреб и амбар под 1 крышей – на счет церковных сумм…»

  Таково было общее состояние храмов и жизни причтов будущего Кирово-Чепецкого района на 1915 год.

 

 

 

 

 


Назад к списку