- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Ноябрь: 16-30

 

 

Заброшенная деревня Рублево. Уржумский район. Каменные дома постепенно зарастают лесом, деревянные распиливаются на дрова местным населением. Видно, на дрова средствов нетути у них (правда, кто-то из наших читателей писал, что покупать бензин и солярку на это дело выйдет дороже, чем проще купить тележку дров плюс затрата времени и сил на все это хлопотное предприятие)... Снимки делали в 2019 году. Возможно, сейчас там и вовсе нет уже никаких деревянных домов.... Судя по аккуратно опиленным верхушке и сучьям тополя, деревня опустела совсем недавно

 

Истоки. Первые русские поселенцы в западной части Вятского края

Освоение русскими первопроходцами западной части Вятского края происходило медленнее , чем окрестностей Котельнича и Хлынова-Вятки т.к. эти места лежали в стороне от больших речных торговых путей колонизации, осуществлявшейся с запада на восток. Основные торговые пути проходили севернее, через Великий Устюг. П.Стародубцев пишет в своей книге "Земля Свечинская", что освоение местных земель происходило и намного позднее, хотя несколько сомнительно, что это было так, ведь территория Поветлужья издавна находилась в сфере колонизации новгородцев и галичан. Исторические документы даже XVII века указывали, что дальше на восток за с. Кажировым был «дикий черемисский лес» и русское население там было очень незначительным. В основном по притокам Ветлуги стояли редкие поселения марийцев. Край был лесной, покрытый, как говорили в старину, «лешим лесом». Еще летописец Галичского Паисеева монастыря писал : «Леса эти, как море непроходимые, страшные, полные всякого зверья».
Первые поселения русских здесь также стали появляться по берегам рек Ветлуги, Свечи, Ацвежа, Юмы и других, протекавших по территории будущих Круглыжской и Синцовской волостей. Сюда с северо-запада по Ветлуге и с северо-востока по Моломе и ее притокам Кобре, Спасской, Куринке стали первыми проникать выходцы из Новгородского, Суздальского и Галичского княжеств, попутно давая рекам и новым поселениям русские названия, сохранившиеся до сего времени. Само название реки Ветлуги по одной версии
произошло от того, что в образованном при слиянии рек Ветлуги и Матюга двуречье растет много ивы, называвшейся встарь ветлой. На протяжении многих веков осваивалась и заселялась в основном северная часть Свечинского района. Даже к моменту постройки железно-дорожной станции в Свече в 1906 году, северная часть Свечинского района была более заселенной, чем ее южная часть.
Первым поселением русских на Свечинской земле была деревня Мулинская (теперь деревня Мулы) близ села Круглыжи, появившегося вскоре после нее. Первоначально будущее село называлось Матюги по названию речки, на которой оно возникло. Под таким названием оно упоминается в древних церковных актах. По народному преданию, сельцо также звалось Горенским.…
Основателями обоих селений были, вероятно, галичане, пришедшие сюда по верхнему течению реки Ветлуги. Для заселения ими были выбраны очень удобные по расположению места – междуречье при слиянии рек Ветлуги и Матюга, ведь реки в ту пору играли важную транспортную роль. Любопытно, что первые поселенцы строили свои поселения не улицей, а кругом, возле небольших озерков, которых много в этом междуречье. Такое поселение когда-то располагалось на месте села Круглыжи.
После взятия и разрушения Хлынова татарским царевичем Бектутом в 1391, сюда, в эти идеально глухие места, бежали от ордынского насилия жители разоренных мест. Ими основываются поселения Ачинское (Ацвеж) и Юма. Первые поселения на месте села Юма назывались Юмскими починками, по названию реки Юма, притоку Пижмы. Название самой речки произошло от марийского «юмо», что по одной версии значит «Бог», а по другой – «кругом вода». По легенде, место, где стоит сейчас село, было заболоченным, находясь среди непроходимых лесов. В этих лесах жило марийское племя, в центре поселения которого стоял деревянный идол божка Юмо. Возможно, пришедшие сюда русские подселились к этому марийскому селению.. Нет уже давно марийского поселения с их идолом, а название «Юма» осталось…
Вокруг первых свечинских поселений – Круглыжа, Ацвежа и Юмы за последующие 300 лет выросло великое множество других деревень и починков, в основном в северной части района. О том, как возникали эти деревни, можно подробно узнать из книги П.Стародубцева «Земля Свечинская».

 

Люди и судьбы. Священник Константин Андреев

АНДРЕЕВ Константин Андреевич: священник. Родился 27 мая 1873 г. в семье отставного солдата в д.Чуза Панинской волости Лайшевского уезда Казанской губернии. Окончил Казанскую учительскую семинарию 4 июня 1892 г. Духовное служение начинал учителем 1 сент.1892 г. в Красноглинском земском училище и Песковском в 1896-1900 гг. 23 ноября 1901 г. рукоположен в сан диакона, 19 июля 1904 г. в сан священника. 30 ноября 1905 г. перемещен в с.Красноглинье.
Проходил должности: член ревизионной комиссии при ГДУ, ревизионной комиссии при Песковском свечном складе, депутат епархиального съезда, председатель совета кредитного товарищества при Пермском кредитном товариществе.
Награды: набедренник (1910 г.), скуфья (1914 г.).
После революции, по его словам, «сочувствовал власти народа». В 1918 г. во время «красного террора» был арестован исполнительным комитетом. Секретарь Пермского волисполкома Г. на допросе в ЧК 23 сент. 1918 г. показал:
«Я знаю и лично слышал на одном церковно-приходском собрании священник Андреев на слова т.Барышникова, призывавшего прихожан идти на защиту советской власти, сказал, что нам предлагают опять жить по старому, дожидаясь указок сверху, как это было при самодержавии.
Мне, Г. передавали, что на одном из собраний священник Андреев, сказал «злые люди свергли царя земного и хотят свергнуть царя небесного». Кроме того, хотя я сам лично не был и не слышал, передавали, что священник Андреев по выходе из церкви на площадь, начал говорить, что исполком отбирает у меня дом, землю… При таких условиях, я говорит, служить здесь не могу и буду проситься в другое место. Другой священник тоже переведется, а другого нам не пришлют. Андреев действительно человек контрреволюционного направления и агитация с его стороны действительно ведется. Мне передавали, что священник Андреев, когда ездил с напольными молебнами, то он агитировал и говорил, что исполком не вправе отбирать у меня дом. Андреев собирал попечительские собрания и выносил свой протест по поводу взятия его дома. Некоторые деревни также выносили по этому поводу свой протест и я, Г., уверен, что это делалось по инициативе священника Андреева.
С дочерью священника Андреева я знаком давно, с 1914 г. Никаких симпатий я к ней не имею. Я писал ей одно письмо на пасхе, открытое письмо с поздравлением, подписался наскольку помню Петр Г. Бывал я у них в доме всего 2 раза.
Письмо вскрыли для того, чтобы узнать, не скрывается ли там контрреволюционная агитация. В письме было написано между прочим следующее: «Большевики говорят, что мы идем против монархистов, мы уничтожим их с корнем, хотя и сами помрем, так за революцию. Они считают себя защитниками революции, а кто против их бесчинств, хоть монархист. Духовенству живется плохо, на квартиры большие налоги в Глазове (собрали контрибуцию) не помню, сколько написано. И хотят собрать вторично и хотят всех разорить, неужели не понимают, что без имущих классов нам не прожить».
Сам священник на своем допросе говорил:
«Я, Константин Андреев Андреев, священник с.Красноглинья, заявляю, что я никогда и нигде контрреволюцией не занимался. На общих собраниях, кроме церковно-приходских сходов, нигде никогда не выступая. На церковно-приходских сходах у нас обсуждались дела чисто церковного характера, так что я не знаю, что именно мне ставят в вину, где я агитировал, когда не знаю.
Мне приписывается фраза, из произнесенной мною проповеди в Вербное воскресенье, что будто бы я сказал: «Злые люди свергли царя земного и хотели свергнуть царя небесного». Между тем, я говорил совсем в том смысле и смысл моей проповеди искренен. Я говорил : «церковь служила не столько царю небесному, сколько царю земному и своим служением царем заслонила царя небесного». Вот что мое дело право привести фразу из лекции Шпицберга в Михайловском музее в Петрограде, который, между прочим, говорил, мы свергли земного идола-царя, а свергли и небесного. Говоря эту фразу, я бросал упрек не темницам, кои отвергли существование Бога, а упрек всей церкви, которая, отчасти была вынуждена иногда из подобострастия служить царизму.
Я призывал своих прихожан решать чисто церковные вопросы самим, не ожидая указаний из центра.
Я считаю достаточно объяснения, данные мною, относительно надела землею, тов.Соболеву, при чем при решении этого вопроса на приходском собрании председательствовал член земельного отдела Пермского волостного исполкома т.Кулаков и вопрос о земле вышел на обсуждение приходского собрания с его согласия.
… Я всегда поддерживаю Народовластие. Например, 4 марта 1917 г.,еще когда не было официального известия о падении монархизма, я в храме приветствовал своих прихожан с наступлением новой светлой будущности.
На собрании 24 марта того же года я говорил народу о наступлении светлой зари, в присутствии делегата от Глазовского комитета солдатских депутатов прапорщика Агансяиса, о наступлении света новой жизни».
В честь годовщины октябрьской революции был амнистирован и освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна.
В семействе были: жена София Дементьева, 5 июля 1873 г.р.; дети: Николай, 1895 г.р., Ольга, 1898 г.р.

На снимке: церковь села Красноглинье

 

История в лицах. Красный командир Николай Белых

Принимал участие в боях со степановцами в 1918 году как командир красного отряда. В частности, красноармеец С.В.Коркин упоминает о своем командире в своих воспоминаниях: "Наш отряд, находясь в это время в Кичме, Уржумского уезда, делал свое дело, ничего не зная о действиях степановского полка. 7 августа Вятка отзывает наш отряд; все отправились пароходом, я попросил командира отряда тов.Белых Ник. разрешить мне ехать одному через Нолинск, что бы заехать к матери. Белых мне разрешил на три дня, и я отправился через Уржум на Нолинск".
По всей видимости, Белых с отрядом вернулся в Вятку, где уже был отправлен как командир нового отряда на встречу наступающим степановцам. Об этом вспоминал красноармеец Н.В.Половников: "...Пришлось спешно сколотить роту пехоты из остатков 19 Уральского полка разных обслуживающих команд, взять взвод артиллерии и бросить их на юг губернии. Эти воинские части, естественно, не могли бы разбить степановцев, если бы не имели с большим трудом организованной в течение лета и помещавшейся в здании Военного штаба боевой и состоявшей исключительно из рабочих коммунистов команды пулеметчиков. Эта команда во главе с вятским коммунистом тов.Белых и тов.Грабляус (из Ижевска) и явилась основанием нашего отряда, с которым я и тов.Урановский вместе с тов. Симоновым отправились вниз по реке Вятке навстречу наступающему Степанову. В Котельниче нами было взято в отряд еще около 100 человек мадьяр".
Первое столкновение красных со степановцами произошло, как известно в Лебяжье. Сохранились и воспоминания самого Белых о бое со степановцами в Лебяжье: "Интересно, что разбив противника и заняв Лебяжье, нам удалось захватить документы и материалы белогвардейцев. На основании этих материалов, не дожидаясь пока штаб бело-бандитов в Уржуме узнает о результатах боя, мы решили пойти на телеграф и по прямому проводу вызвать С.Степанова. Это нам удалось сделать. Степанов стал говорить с нами, не подозревая, кто мы такие. Он спрашивал, как обстоит положение под Лебяжьем. Мы ему ответили, что положение великолепное, но у нас мало сил. Степанов ответил, что к вам должен придти пароход с подкреплениями, который идет снизу и, действительно, там пароход был и подходил к Лебяжью, но мы его спугнули раньше времени и пароход, догадавшись, в чем дело – повернул обратно. Видя, что Степанов говорит с нами, мы стали смелее спрашивать его, а как дела обстоят у него и, по-видимому, догадавшись, что с ним разговаривают не его люди, он быстро прервал с нами разговор по телеграфу".
Как сложилась дальнейшая судьба красного командира, пока неизвестно...

На фото: Красноармеец и командир красного отряда Николай Белых. Вятская губерния, 1919 год. Фотофонд ЦГАКО

 

С архивной полки. Загадочные пометки в старых ревизиях

На днях в одной из ревизий 1834 года впервые встретились на ней пометки вроде крестиков. Кажется, ранее такое не встречалось. Как можно догадаться, крестиками были помечены выбывшие члены семьи или отданные в рекруты. Таких выбывших было много. Благодаря этому можно представить масштабы переселения крестьян в те времена или сколько было взято в рекруты из данной деревни...

 

Известные люди Вятского края: Наталья Морева

Морева (Мохначева) Наталия Александровна (1875-1938), музыкант, певица, педагог. Родилась в Петербурге. Училась в консерватории по классу фортепиано. Стала брать уроки пения. После окончания в 1899 г. консерватории пела в Михайловском театре, участвовала в концертах, благотворительных вечерах. Работала в Тифлисе в театре под руководством З.Палиашвили. Снова в Петербурге, занималась педагогической деятельностью. В 1926 переехала в Вятку, где жили ее лучшие ученики В.Трейтер и А.Еремин. Работала в музыкальной школе, вела хор. С 1937 г. преподавала в классе сольного пения в музыкальном училище. Умерла в г.Кирове.

Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.292

Примечание. Интересно, что Кировское музыкальное училище было образовано 1 сентября 1937 года на основании постановления президиума облисполкома №22 от 11 августа 1937 года. Расположилось оно в бывшем особняке купца Клабукова (на советской открытке так он выглядел в те годы). Наталья Александровна проработала в нем совсем недолго...

 

Известные вятчане: маршал Леонид Говоров

Говоров Леонид Александрович (1897-1955), советский военачальник, маршал Советского Союза
Родился в д.Бутырки Яранского уезда Вятской губернии (ныне Советский район Кировской области). После окончания Елабужского реального училища в 1916 г. ушел на фронт. В 1933 г. заочно окончил Высшие академические курсы при Военной академии им. М.В.Фрунзе.
В годы Великой Отечественной войны занимал должности начальника артиллерии Западного фронта, командовал 5-й общевойсковой армией, Ленинградской группой войск Ленинградского фронта, 2м Прибалтийским фронтом. В 1943 г. получил звание генерала армии, в 1944 г. – маршала. Летом 1945 г. назначен командующим войсками Ленинградского военного округа. В 1948 г. стал командующим войсками ПВО СССР, в 1954 г. – заместителем министра обороны. Умер в подмосковном санатории «Барвиха». Урна с прахом Л.А.Говорова захоронена в Кремлевской стене на Красной площади.
Герой Советского Союза (1945), награжден пятью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1 степени, орденом Победы, орденом Кутузова 1 степени, орденом Красной звезды, многочисленными советскими медалями и иностранными орденами.

Кировчане на карте России (брошюра) – Киров 2014 г., с.19

 

Эпоха - газетной строкой. Освящение нового храма

Деревня Сабанур Турекской волости Уржумского уезда. В этом селении 11 марта происходило скромное торжественное освящение вновь устроенного деревянного храма в честь «Скорбящей Божией матери». Храм этот воздвигнут на местные средства, без особенных крупных пожертвований, и, особенно дорог как яркий светильник среди окружающих его инородцев, черемис. Быстрое устройство храма последовало – благодаря стараниям священника села Черемисский Турек о.Иоанна Ергина, который и освятил церковь в сослужении 4 священников и 3 диаконов из окрестных сел, при участии певчих Ульяновского стекольного завода – поэтому освящение церкви в таком захолустном крае вышло весьма благолепным и торжественным.

В торжественном освящении присутствовала масса народу (до 2 тысяч человек), к которым о.Иоанн Ергин обратился с прочувственным пастырским назиданием, коснувшись только что закончившегося торжества. Самая церковь поместительная и устроена прекрасно, дома для духовенства обширны.

Вятские епархиальные ведомости - 1906 г. № 15

Примечание. В советское время храм был разрушен

 

С архивной полки. Деревни Вятской губернии в сельскохозяйственной переписи 1917 года: деревня Борок Пиштанской волости Яранского уезда

86 дворов

Машины
Веялки и сортировки: в 3 хозяйствах
Молотилки: в 1 хозяйстве
В 1 хозяйстве была и молотилка и веялка
Соломорезка: в 2 хозяйствах

Хмелеводством занималось 7 хозяйств

В деревне было три сада с 3 яблонями, с 24 яблонями и 1 со смородиной.

ЦГАКО ф.574 оп.19 д.1521

На фото: современная деревня Борок Яранского района. Не особенно выросла в размерах за последние 105 лет...

 

Природа: легендарная Великая

Река Великая, на берега которой приходит ежегодно Великорецкий крестный ход, речка небольшая (длина всего 163 км.), но бурная и глубокая. Исток ее начинается на севере Кировской области, в 15 км. к северу от города Мураши, затем река течет в Прилузский район республики Коми далее она протекает по Кировской области - Мурашинскому и Юрьянскому районам, по границе Орловского района. У поселка Устье Юрьянского района река впадает в Вятку. Ширина реки до устья реки Волосницы не превышает 20 метров, далее она расширяется до 60 м. и перед устьем составляет уже около 90 м. В Низовьях река образует многочисленные старицы и затоны. В 10 километрах выше устья до сих пор находится полуразрушенная Никольская ГЭС с плотиной.

На Великой стоят такие населенные пункты, как поселок Юрья, село Верховино, село Великорецкое, станция Великая, поселок Мосинский...

На фото: река Великая у села Великорецкое

 

Эпоха - газетной строкой. Воспоминания красноармейца

В ряды Красной армии я вступил добровольно в 1918 г. в г.Котельниче. В апреле стал красноармейцем, а уже в мае принял боевое «крещение». В то время кулаки Рязанской волости Котельничского уезда подняли восстание. Вооружившись ружьями, топорами и вилами, они ворвались в здание, где совместно с комитетом бедноты заседали члены волисполкома. Озверелые бандиты убили всех участников заседания. На второй день отряд красноармейцев в составе 25 человек, в числе которых был и я, прибыли на место происшествия. Старшему из нас было не больше 19 лет.
Кулаки оказали стойкое сопротивление, но в течение 4 дней все те, кто поднял руку на советскую власть были арестованы и преданы суду. В коротких, но горячих стычках с врагами народа погибло три наших молодых товарища.

Е.Березин. Воспоминания красноармейца // Ленинское знамя - 1959 г. № 23

Репродукция картины В.Владимирова

 

С архивной полки. Православная жизнь послевоенного времени

Беспрецедентный случай имел место в Лебяжье. Здесь в Окуневском сельсовете имеется три культпросветучреждения: изба-читальня, сельский и совхозный клубы. Сельский клуб в течении ряда лет помещался в здании церкви. Культпросветучреждения этого сельсовета бездействовали, не вели научно-просветительской пропаганды. Этим не преминули воспользоваться церковники. Они стали собирать подписи среди колхозников на восстановление церкви и выселение из ее помещения сельского клуба.

В одном из сельсоветов мне лично пришлось в этом году быть свидетелем такого факта.
В селе имеется церковь, рядом с ней – клуб. Летом во время обряда крещения в церковь (днем) забежали ребятишки и подняли в церкви возню. Присутствовавший при обряде крещения колхозник подбежал к ним и наставительно заявил:
- Что вы здесь, бесы, расшалилились, это вам не клуб.

ЦГАКО ф.П-1290 ф.21 оп.318 л.92. Примечание. Случай этот произошел в 1949 году

На фото: церковь села Окунево в советское время. После закрытия церкви в 1935 году, она была превращена в клуб. Об этом говорится в заметке "Сельский клуб в течении ряда лет помещался в здании церкви". После войны в селе два года действовал молельный дом, закрытый в 1949 году после ареста священника, несколько лет назад вернувшегося из ссылки. По указу "отца народов" вернувшиеся из мест заключения "враги народа" должны были быть отправлены туда же повторно...

 

Города Кировской области: Нолинск

Накануне Великой октябрьской революции население Нолинска составляло около 5 тысяч человек. За годы советской власти оно выросло в 2 с половиной раза.
Нолинск – город студентов и учащихся. Здесь имеется 2 средние школы, вспомогательная школа, школа рабочей молодежи, техникумы шоферов и механизаторов, училище механизаторов дорожного хозяйства. Почти половину населения города (42,3 процента) составляет учащаяся молодежь.
Большая часть самодеятельного населения по данным 1965 г. занята в промышленном производстве и строительстве (28,2 %), затем – в труде и связи (6,4 %) и, наконец, - в торговле и т.д.
Нолинск – родина видного революционера Н.Е.Федосеева, которого В.И.Ленин характеризовал, как необыкновенно талантливого, необыкновенно преданного своему делу революции. В этом городе родился и провел детские годы выдающийся советский химик – академик Н.С.Курнаков, генерал армии Г.К.Маландин. Город Нолинск считает своей родиной народный артист СССР Б.П.Чирков. Здесь прошли его детские и юношеские годы.

Города Кировской области - Киров 1968 г., с.257

На фото: современный Нолинск

 

С архивной полки. Вятские деревни в сельскохозяйственной переписи 1917 года: Шудумары (Яранский уезд)

Деревня Шудумары. 34 хозяйства

Машины и сельскохозяйственные орудия
Бороны: 5
Веялка или сортировка: 13 (1 вскладчину)
Ни 1 плуга.

Наем: 18 хозяйств
Зимний подвоз: 5 хозяйств

Лошади
Безлошадные: 9 хозяйств
1 лошадь: 23 хозяйства
2 лошади: 1 хозяйство

Коровы
1 корова: 16 хозяйств
2 коровы: 11 хозяйств
3 коровы: 1 хозяйство

Хмелеводство: 4 хозяйства
Сады и ягодные кусты в 7 хозяйствах. Самое большее количество 180 ягодных кустов и 18 деревьев.

Грамотность
Население мужского пола от 10 до 45 лет: 59 человек
Грамотных: 28 человек
Полуграмотных: 7
Учатся: 5
Неграмотных 19 из 59

Женского пола от 10 до 45 лет: 48 человек
Грамотных: 19

ЦГАКО ф.574 оп.19 д.1912

На скане: одна из карточек переписи по этой деревне. Хозяйство Сузальцева Филиппа Кирилловича

 

С архивной полки. Из личных дел вятских ссыльных: Мария Оскаровна Авейде

1908 года апреля 30 дня я нижеподписавшаяся дворянка Мария Оскаровна Авейде дала настоящую росписку г.помощнику пристава 1й части города Вятки в том, что предложение г.Вятского полицмейстера от 6 апреля с.г. за № 188 об отмене над мной особого надзора полиции сего года объявлено, в чем и подписуюсь. Мария Авейде

Вятский полицмейстер 6 апреля 1908 г. № 188
Приставу 1 части г.Вятки
Вследствие отношения начальника Вятского губернского жандармского управления от 4 апреля за № 2335 даю знать Вашему высокоблагородию для сведения и объявления дворянке Марии Оскаровне Авейде, что особый надзор полиции над ней в настоящее время отменен и роспись Авейде представить мне.
Полицмейстер (подпись).

ЦГАКО ф.721 оп.1 д.709 лл.20, 21 (личное дело Марии Оскаровны Авейде)

 

История города Вятки/Киров в фотографиях. Улица Кукарская/Красноармейская. Дореволюционный снимок. Фотофонд ЦГАКО (архивная подпись)

После революции её дважды переименовывали: с 23 сентября 1918-го улица носила название 11-й Советской линии, а с 11 июня 1923-го и по настоящее время – Красноармейская. Новое имя было связано с фактом пребывания пехотной командной школы Рабоче-крестьянской Красной армии в доме епархиального училища (№14) (Источник kirov-portal.ru).

 

К 150-летию Верховного Правителя России Александра Васильевича Колчака. Хроника Гражданской войны 1919 года в Вятской губернии

Вятский край не был использован, я думаю, и в десятой части, как в первый момент борьбы Народной армии летом и осенью 1918 года, так и армией адмирала Колчака в мае—июне 1919 года, когда Ижевск, Воткинск, Сарапул, Елабуга вновь находились в наших неумелых руках.

Генерал В.М.Молчанов

Главным событием в истории Вятской губернии в 1919 году стало, конечно, наступление войск адмирала Александра Васильевича Колчака через ее территорию. По всей восточной границе губернии прошел Восточный фронт – от Омутнинска на севере до Малмыжа на юге. Колчаковцы двигались по территории губернии тремя клиньями, ставя своей конечной целью захват города Вятки и соединение с северными войсками генерала Миллера: одна часть войск направлялась к верхнему течению рек Камы и Вятки, на юге – к низовьям рек Камы и Вятки, в центре – вдоль линии Пермской железной дороги. В январе 1919 года генерал Юденич писал Колчаку: «Удобство сообщения с Антантой, краткость расстояния до Петербурга и Москвы – двух очагов большевизма, при хорошо развитой сети путей сообщения составляют выгоды этого направления».
В первой половине марта колчаковцы разгромили 3-ю армию Восточного фронта и вошли на территорию Вятской губернии. 10 апреля был захвачен Воткинский завод, 11 – Сарапул, 13 – Ижевский завод , в Глазовском уезде – Афанасьевская и Бисеровская волости с Песковским и Залазнинским заводами, а также была занята Кайгородская волость Слободского уезда. По воспоминаниям, кое-где, как в Песковском заводе, колчаковские войска встречали колокольным звоном. «На красных в Ижевске смотрели настороженно. Белых же обнимали, целовали, угощали яйцами, молоком. Они считались «своими», ведь значительная часть мужского населения города сражалась в Белой гвардии…» (Девятнадцатый год // Комсомолец Удмуртии 1990 г. № 30).
Три недели шли ожесточенные бои за Кирсинский завод, но колчаковцам не удалось его взять. Город Глазов белые смогли взять только 18 апреля , но, видимо, вскоре были вынуждены оставить его, т.к. 2 июня они взяли город повторно, 13 июня вынуждены были оставить его снова. О взятии Глазова белыми сообщала белогвардейская газета «Освобождение России» - Пермь 1919 г. № 89 от 25 апреля 1918 г. В газете сообщалось, что город был взят Пермской дивизией, а также то, что «В Омске сообщение о взятии Глазова было опубликовано еще в пятницу на Страстной неделе». Великая Пятница в 1919 году пришлась на 18 апреля. По сообщению глазовского историка Глеба Кочина: «2 июня в 4 часа утра по приказу штаба 3-й армии 29-я дивизия оставила Глазов и заняла позиции у деревни Чура. В тот же день, 2 июня, в 4 часа дня, в Глазов без боя входят войска белых». О втором занятии белыми Глазова сообщала и белогвардейская газета «Освобождение России» от 5 июня 1919 года. Из военной сводки по Восточному фронту от 18 июня: "В Пермском районе нами взят Глазов. Южнее железной дороги мы вышли на станцию Балезино" («Красный набат» (Воткинск) – 1919 г. № 130 17 июня).
На юге губернии колчаковцы 3 мая взяли Елабугу и заняли часть Малмыжского уезда, выйдя к Вятке у села Гоньба и начав наступление на Казань, Симбирск и Самару. Н.Солоницын в своем исследовании в 1927 году писал, что «к 10 мая фронт приблизился к станции Вятские Поляны. Береговые батареи неприятеля находились всего в 10 верстах от Вятских Полян. 10 мая они имели перестрелку с боевыми судами Красной армии. В направлении к городу Малмыжу колчаковцы находились на расстоянии 10 верст 7 мая». Здесь некоторые населенные пункты в ходе ожесточенных боев переходили из рук в руки, например, Бондюга.
В мае 1919 года советское правительство неимоверным усилием сил смогло остановить наступление колчаковских войск, чему в немалой степени способствовали и организованные им партизанские отряды. Последние нередко формировались и из тех, кто еще недавно встречал колчаковские войска колокольным звоном, но после всего содеянного против мирного населения уже не желали поддерживать их. О таких переменах, возникших в крестьянской среде, нередко писала вятская (красная) пресса в 1919 году. Газета «Деревенский коммунист» в 1919 году писала о жителях Песковского завода: «Радостными кликами, революционными песнями, с хлебом в руках вышли женщины и дети из своих освобожденных от ига белых селений и заводов и отдали всю свою радость, все свои излишки героям красных передовых линий. Мужчины массами потекли в добровольцы». К этому можно добавить и сообщение из глазовского «Красного набата»: «Всюду, где похозяйничали белые, население встречает красные войска, как избавителей. На Песковском заводе, например, население даром кормило красноармейцев. На собраниях добровольцы в Красную армию записывались массами, причем женщины сами настояли, чтобы их мужья шли в ряды, говоря, что «сами управятся».
После кровопролитных боев по линии фронта Кай-Кирс-Песковка-Омутнинск-Пудем-Уржум-Малмыж колчаковские войска вынуждены были начать отступление, которое уже не смогло остановиться вплоть до Иркутска, до их полного разгрома. Немало этому способствовало и то обстоятельство, что Красная армия смогла за весну подготовить большие силы для наступления по всему Восточному фронту, в то время, как Белая армия ослабла в боях и уже была не в состоянии вести наступление; в ней началось разложение, ее терзали партизанские отряды. 12 мая красные захватывают Песковский завод, 26 мая – Елабугу, 1 (2) июня – Глазов (11-13 июня город был занят повторно), 3 июня – Сарапул, 7 июня – Ижевск, 11 июня – Воткинск. В вятских газетах победно рапортовали сводки о наступлении красных, о занятии все новых и новых населенных пунктов губернии, о захвате пленных и имущества Белой армии. Периодически газеты, к их чести, сообщали и о попытках белых перейти в наступление на определенных участках фронта и занять населенные пункты, как в случае с городом Глазовым. В июне 1919 года белые хотели снова занять Сарапул при помощи бронированного парохода, но эта попытка не увенчалась успехом. В то же время 11 июня белым на короткое время удалось занять Глазов. Иногда газеты сообщали об отступлении красных войск (где цензура, была, видимо, послабее), но овладеть ситуацией в целом колчаковцы уже не могли и продолжали отступать. К 1 июля 1919 года колчаковские войска полностью оставили территорию Вятской губернии (вятские газеты 22 июня сообщали о вступлении красных войск на территорию Пермской губернии), и она перестала быть прифронтовой полосой, хотя остатки белогвардейских отрядов здесь отчаянно сопротивлялись до конца года.

 

Главная природная достопримечательность Вятского края: река Вятка

Река Вятка - одна из крупных рек Европейской части России, правый приток реки Камы (второй по величине после Белой). Длина реки 1314 км. Считается, название реки произошло от удмуртского "Ватка" (так называлось одно из удмуртских племен), что впоследствии и дало название столице региона - городу Вятке (одно время назывался Хлынов). Начинается река на Верхнекамской возвышенности на границе Кировской области с Удмуртией у ж.-д. разъезда Перелом (скандально известный "Исток реки Вятки"), впадает в реку Каму ниже города Мамадыш в Татарстане.
Наиболее крупные притоки: Белая, Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Шошма, Уржумка, Белая Холуница, Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь.
На реке Вятке стоят крупнейшие населенные пункты области: Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, Котельнич, Орлов, Советск, Лебяжье, Вятские Поляны. Ниже по течению реки на ней стоит город Мамадыш в Татарстане. На притоках реки стоят Омутнинск, Кирс, Нолинск, Уржум, Малмыж. Через реку Вятку проложено 15 автомобильных мостов.
Судоходство на Вятке началось в 1874 году. В старину пристани находились в городе Вятке, Слободском, Котельниче, слободе Кукарке, Лебяжье, селах Цепочкино и Вятские Поляны. В настоящее время река практически несудоходна. Еще несколько лет назад в окрестностях города Киров ходили прогулочные суда. Теперь они остались только в воспоминаниях...

На фото: река Вятка у города Киров, у поселка Лебяжье и у города Вятские Поляны

 

Патриарх Тихон и Вятский край: воззвание Патриарха Тихона

18 ноября был день памяти святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея Руси. День избрания святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси в 1917 г., когда Господь призвал его на первое после 200-летнего синодального перерыва патриаршее служение. В 1918 году на Вятке получило распространение воззвание Патриарха, в котором он осуждал всех творящих беззакония и нападающих на храмы Божии и призывал верующих встать на их защиту. Приводим его полный текст.

Божиею Милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

«Да избавит нас Господь от настоящаго века лукаваго» (Гал. 1, 4).

Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и пр.).
Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1Тим. 5, 20).
Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.
Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самех» (1Кор. 5, 13).
Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью православной.
Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?
Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей.
Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим. 8, 35).
А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18)".

Тихон, Патриарх Московский и всея России. Января 19-го 1918 г.

Источник: Послание Святейшаго Тихона, Патриарха всея России. / Журнал "Богословскiй Вестник", издаваемый Московскою Духовною Академиею. - Сергиев Посад: "Типография И. И. Иванова". - 1918. - Том I. - Январь-Февраль. - С. 74-76. (Ос. пагин.)

Примечательно, что во время Степановского мятежа степановцы даже распространяли это воззвание. Вот как рассказывал об этом в Лебяжье один из священников (впоследствии расстрелянный): "Прибыли к нам белогвардейцы в воскресение (29 июля) 11 августа, как слыхал после, 3-4 человека. Воскресение я никого не встретил из белогвардейцев, но понедельник утром, когда ходил в церковь отпевать покойника, я встретил офицера Шерстенникова, который меня остановил и предложил сделать в будущий праздник в среду 1 августа ст.ст. богослужение с крестным ходом на воду, причем пригласить народ к восстанию против советской власти, вывесить сейчас же воззвание Патриарха Тихона в публичных местах. Я это сделать отказался, что мое дело только проповедь Христа и храм и вывесить воззвание отказался, на что он ответил: сам не исполню, все равно прикажут. Тем и расстались с вышеозначенным офицером. Приказание офицера вывесить воззвание Патриарха Тихона не исполнил, и воззвание не вывесил, хотя у меня и были эти воззвания, полученные под расписку благочинного священника Красного села Уржумского уезда о.Владимира Швецова" (ЦГАКО ф. П-6799 оп. 9 д. су-10818 лл. 9-10 об.).
А большевики почему-то приняли это воззвание на свой счет, хотя о них в нем не говорилось ни слова. Во время "красного террора" осенью 1918 года распространение воззвания Патриарха Тихона могло стать причиной для смертного приговора. Из приговора священника Уржумского уезда Анатолия Ивановского: "«…Ивановский действительно распространял и сам лично читал в церкви воззвания Патриарха Тихона и другое против власти. Для него лучше царское правительство тем, что церковь не отделена от государства. К советской власти не имеет симпатии. Из того заключается, что Ивановский старается всеми силами воздержаться против существующей власти, а потому постановил: священника Ивановского расстрелять" (ЦГАКО ф.П-6799 оп. 9 д. су-11628 л.7). Кстати, сам батюшка говорил, что "В воззвании Патриарха Тихона сказано, что людей производивших насилия над церквями исключить из православия, а против советской власти ничего не сказано".
В конце-концов все воззвания Патриарха были изъяты, тем более что их чтение и распространение их каралось смертной казнью. В ноябре 1919 года информационная сводка ОГПУ по Вятской губернии сообщала: «В Уржумском уезде духовенство все еще продолжает вредить Советской власти. Когда путем изъятия от духовенства посланий патриарха Тихона оно было лишено возможности распространения среди крестьян этих воззваний, порицающих Советскую власть, попы избрали другой способ своей контрреволюционной деятельности: они обходят темную массу и ведут антисоветскую пропаганду среди отдельных личностей, используя для этой цели более надежный элемент, наиболее восприимчивый к поповским внушениям, и затем этот элемент в свою очередь ведет работу среди остальной темной крестьянской массы, ввиду чего в последней поднимается дух ненависти и злобы по отношению к Советской власти. Крестьяне верят попам как никому больше и в результате получается то, что в некоторых местах крестьяне не придают никакой веры советским агитаторам и даже уклоняются от выслушивания их речей, в то время когда последние говорят о значении Советской власти, ее принципах и т.д., особенно это наблюдается в настоящее время, когда производится разверстка хлеба и отчуждение тридцатипроцентного запаса" (ЦГАКО ф.П--1 оп. 1 д. 264).
В следующие несколько лет имя Патриарха будет связано с Вятской землей еще несколько раз - во время голода 1921-1922 гг. (воззвание о сдаче церковных ценностей в пользу голодающих) и во время последовавшего за этим церковного раскола. Последователи Патриарха Тихона так и станут называться - тихоновцы...

 

Уржумские дворяне и их крепостные

Специального исследования об уржумском дворянстве пока нет, но отдельные факты из истории этого вопроса накапливаются. Кто знает, быть может, уже скоро какой-нибудь любознательный краевед займется этой темой.
А пока несколько фактов из начала XIX столетия. В 1912 году к столетию событий 1812 года (Отечественной войны) в Памятной книжке-календаре Вятской губернии было напечатано немало информации о тех памятных событиях. Среди множества фактов хотелось бы обратить на один. Среди опубликованных документов приведены сведения о натуральной помощи дворянских помещичьих Вятской губернии имений в ополчение. Сообщаются здесь и фамилии вятских помещиков. Среди них титулярная советница Анна Будрина, малолетние дворяне Николай и Сергей Пальчиковы, поручик Иван Мосолов и жена его Марья, помещица Анна Татищева, надворная советница Марья Депрейсова, поручик Степан Нилов, секунд-майорша Аграфена Мызникова, прапорщик Василий Голенищев-Кутузов, майорша Катерина Пальчикова, действительный статский советник и кавалер Михаил Данауров, коллежский советник Иван Юшков и его жена Наталья, капитанша Федосья Огинская.
Все они владели в то время (1812 г.) крепостными крестьянами, причем число крепостных было разным. Если у Юшковых их было 467, у Мосоловых – 455, Татищевой (в селе Савали) – 284, Марьи Депрейсовой – 82, капитанши Федосьи Огинской (в деревне Темнинской) – 46, то у Михаила Данаурова всего 13.

Уржумская старина (краеведческий альманах) – Киров 2012 г. № 11, с.99

На фото: семья помещика из Уржумского уезда. Снимок из архива краеведа В.А.Ветлужских

 

Известные люди Вятской земли: Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Русский художник, один из основоположников реалистической пейзажной живописи, гравер. Родился в г.Елабуге Вятской губернии (ныне республика Татарстан). Окончил Петербургскую академию художеств (1856-1865). Являлся одним из членов-учредителей творческого объединения «Товарищество передвижных художественных выставок». С 1870 г. примкнул к санкт-петербургскому кружку аквафортистов, помимо живописи занялся гравюрой, много рисовал пером. В 1894-1895 гг. возглавлял учебную пейзажную мастерскую Петербургской академии художеств. В 1856 г. награжден двумя серебряными медалями за классный рисунок и за картину с видами окрестностей Санкт-Петербурга, в 1858 г. – большой серебряной медалью за работу с видами Валаама, в 1859 г. – малой золотой медалью за пейзаж предместий Санкт-Петербурга, в 1860 г. – малой золотой медалью за два вида окрестностей Валаама. В 1865 г. за картину «Вид окрестностей Дюссельдорфа» получил звание академика, в 1873 г. за картину «Лесная глушь» - профессора Петербургской академии художеств.
Скончался за работой в своей квартире в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре.

В честь И.И.Шишкина в г.Елабуге установлен памятник, открыт мемориальный Дом-музей, рядом с которым находятся Шишкинские пруды, названа Детская художественная школа № 1. Имя художника носят улицы в Елабуге, Москве, Санкт-Петербурге, Минске (Беларусь), проезд в Липецке. В СССР и РФ неоднократно выпускались почтовые марки с изображениями портрета И.И.Шишкина и его картин. Работы художника выставлены во многих музеях и галереях – в Вятском художественном музее им. В.М. и А.И.Васнецовых, Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан и др.

Кировчане на карте России (брошюра) – Киров 2014 г., с.32. Вглядываясь в полотна великого живописца, хочется верить, что в них запечатлелись и вятские мотивы...

 

Немда - река двух Швейцарий...

Мы начинаем новую рубрику "Природа", где будем рассказывать о природных достопримечательностях Вятского края (в границах бывшей губернии)

Река Немда - река в Кировской области и республике Марий Эл, правый приток реки Пижмы. Исток Немды находится немного южнее поселка Куженер республики Марий Эл (где находится "Марийская Швейцария"). Далее она течет на север, по направлению к городу Советску. Выше Советска, у села Родыгино, река впадает в Пижму. Крупнейшие населенные пункты, лежащие на реке - поселки Куженер и Новый Торьял (Марий Эл), село Ильинск (Советский район). Чуть выше Ильинска по течению реки находится так называемая "Вятская Швейцария" - комплекс природных достопримечательностей: Зараменская пещера, скала Часовой, Буржатский утес, гора Чумбылат и Береснятский водопад. Это скальные обнажения известняковых пород пермского периода, известные как «утёсы на Немде». Они являются памятником природы и одним из излюбленных туристических мест. Река Немда обладает спокойным течением и летом служит прекрасным местом сплава на байдарках.

На фото: река Немда у села Ильинское (вид с моста), у Буржатского утеса и вид на реку с стороны Зараменской пещеры.

 

8 ноября был День памяти Вячеслава Молотова - одного из "железных" сталинских наркомов и "господина нет" советской дипломатия. Настоящая фамилия - Скрябин, партийный псевдоним Молотов стал использовать с 1919 года.

В 1908 г. Вячеслав Скрябин окончил Казанское реальное училище, в 1911–1912 гг. учился на экономическом отделении Санкт-Петербургского политехнического института, откуда был исключен за революционную деятельность.

В 1906 г. вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), примкнул к большевикам. Был активным участником революционного движения, в 1912-1913 гг. являлся секретарем редакции партийной газеты "Правда", затем членом Русского бюро ЦК РСДРП. Несколько раз подвергался аресту за антиправительственную деятельность, в 1909–1911 гг. находился в ссылке в Вологде, в 1915–1916 гг. – в Иркутской губернии, откуда бежал.

После Февральской революции 1917 г. вошел в состав исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Петроградского комитета РСДРП(б). Как член Петроградского военно-революционного комитета участвовал в Октябрьской революции 1917 г., в результате которой к власти пришли большевики.
В 1919 г. впервые подписал фамилией Молотов, вышедшую в Петрограде брошюру "Как рабочие учатся строить свое хозяйство".
В годы Гражданской войны был уполномоченным Центрального комитета (ЦК) Российской коммунистической партии (большевиков) в Поволжье, затем - председателем исполкома Нижегородского губернского совета, секретарем Донецкого губкома РКП(б). В 1920–1921 гг. являлся секретарем ЦК компартии Украины.
В 1921 г. вошел в состав высшего партийного руководства Советской России. Стал членом ЦК РКП(б). С 16 марта 1921 г. по 21 декабря 1930 г. занимал пост секретаря ЦК партии. С 1921 г. был кандидатом в члены, с 1926 по 1957 г. – членом Политбюро РКП(б) (с 1925 г. - Всероссийской коммунистической партии большевиков, ВКП(б), с 1952 г. – Коммунистической партии Советского Союза, КПСС).

Вячеслав Михайлович был одним из наиболее верных соратников Иосифа Сталина по внутрипартийной борьбе в 1920-1930-х гг. В

Фактически Молотов стал вторым лицом в советском государстве и пользовался большой популярностью в народе.

С 1930 г. по 1941 г. Молотов занимал должность председателя Совета Народных Комиссаров (главы правительства). Именно в эту пору советская экономика развивалась такими темпами, которые так и не были превзойдены ни японским «экономическим чудом», ни китайским

С 1939 г. по 1949 г. и с 1953 г. по 1956 г. - Молотов был нарком ом, а затем министром иностранных дел СССР.

В 1957 году Вячеслав Михайлович становится одним из главных руководителей так называемой «антипартийной группы», которая попыталась отстранить от власти Н. Хрущёва. Оппозиция Хрущёву потерпела поражение, и Молотов был изгнан из Президиума ЦК. В 1961 году он вышел на пенсию и подвергся «искусственному забвению».

На месте главного дипломата СССР Молотов проявил себя настоящим защитником интересов великой России. Молотов подписал договор о ненападении с нацистской Германией (пакта Молотова — Риббентропа, 1939 г.), который сорвал планы Англии и Франции о начале войны Германии и СССР уже в 1939 году, что позволило России отодвинуть стратегические границы на западе, вернув западнорусские земли и выиграть время для подготовки к большой войне.

Огромную роль сыграл Пакт о нейтралитете между СССР и Японией (1941 г.), который позволил Москве частично снять угрозу войны на Востоке. После завершения войны Молотов участвовал в переговорах с западными союзниками, проявляя редкую неуступчивость, ставя западных политиков на место.

В 1945-1947 гг. Молотов принимал участие во всех четырех конференциях министров иностранных дел государств-победителей Второй Мировой войны. Он отличался крайне жестким отношением к западным державам. Вячеслав Молотов часто выезжал в США для участия в работе ООН, и из-за своей непримиримой позиции, а также частого использования права «вето» получил в дипломатических кругах прозвище «Господин Нет».

На состоявшемся в октябре 1961 года XXII съезде КПСС Хрущёв и его союзники впервые заявили о прямой персональной ответственности Молотова, Кагановича и Маленкова за беззакония, совершавшиеся при Сталине, и потребовали исключить их из партии.

В ноябре 1961 года Молотов был отозван из Вены, снят с занимаемой должности и исключён из партии. 12 сентября 1963 года Молотов был отправлен на пенсию. Жил он на маленькой деревянной даче в Жуковке.

Несмотря на опалу, Молотов продолжил вести активный образ жизни, постоянно работал дома или в библиотеке. Мемуары он не писал, но свои взгляды на различные события общественной жизни он излагал в записках, направляемых в ЦК КПСС. В течение ряда лет добивался восстановления членства в партии.

При Брежневе началась постепенная реабилитация Молотова. На основании общения с Молотовым 1970-1980-х годов журналист Феликс Чуев издал книги «Сто сорок бесед с Молотовым» и «Полудержавный властелин».

В 1984 году был восстановлен в партии. Генеральный секретарь К. У. Черненко лично вручил ему партийный билет. В результате он стал старейшим членом партии (с 1906 года).

Во времена горбачёвской перестройки поднялась новая волна «разоблачений» в отношении Сталина.

Но и в этот период новой истории страны Вячеслав Михайлович не опубликовал ни единого пасквиля на своего соратника по партии - Иосифа Виссарионовича Сталина.

Молотов до конца остался «железным наркомом» Сталина, одним из тех «титанов», которые превратили Россию из ... аграрной державы в индустриального гиганта, сверхдержаву, которая контролировала значительную часть планеты.

Источник: Советская эпоха - наша гордость!

 

Судьба внучки Михаила-Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Внучка Салтыкова-Щедрина Тамара Гладыревская. Арестована органами НКВД в марте 1938-го по обвинению в «участии в контрреволюционной националистической организации». Расстреляна на Бутовском полигоне 27 августа 1938 г. Реабилитирована в 1956 г. за отсутствием состава преступления
Источник: t.me/russnasled...

Великий классик, как известно, отбывал ссылку в городе Вятке в 1848-1855 годах


Назад к списку