Август
Эпоха - газетной строкой. Огород для Дома инвалидов
На помощь «Дому инвалидов». Главное управление почт и телеграфов, по просьбе председателя Вятского общества помощи семьям запасных А.Г.Чернявского, разрешило предоставить Дому инвалидов во временное пользование часть огорода, принадлежащего Вятской почтово-телеграфной конторе, площадью в 475 кв. сажень, при условии бесприкословного возврата ведомству предоставляемого в пользование участка, если в нем встретится надобность при расширении помещений помянутой конторы и без права его застройки.
Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 180
С архивной полки. Революционная законность: как предприниматели стали спекулянтами
Протокол заседания коллегии отдела управления Нолинского уездисполкома от 21 декабря 1919 года
Слушали: протокол обыска у гражданина села Верхней Ишети Поликарп Артемьева Хитрина (бывший торговец), замеченного в спекуляции.
Постановили: обнаруженную при обыске серебряную монету на 15 рублей 85 копеек и медную весом 4 с половиною фунта сдать в Нолинское Казначейство; из найденных при обыске 2 с половиной пуда соли 2 пуда сдать Упродкому, остальные вещи выдать владельцу.
ЦГАКО ф.Р-2710 оп.1 д.2 л.26
На фото: часть экспозиции, посвященной быту Нолинского купечества, в Нолинском краеведческом музее.
Истоки. Сыщики XVII века
А в грамоте 103 года в Казань к боярину и воеводам ко князю Ивану Михайловичу Воротынскому с товарыщи написано: бил челом прадеду нашему государеву, блаженная памяти великого государя царю великому князю Федору Ивановичу всеа Росии, Вятцкого Успенского монастыря игумен Трифон, которые де земли Казанского уезду подошли к монастырской земле, что им дано на рыбные ловли, речки и озерка и полянки, и им де мощно на монастырский обиход хлеб пахать и сено косит и рыба ловить, и теми рыбные ловли и сенными покосы и пашнею без грамоты владеть не смеют
Да во 177 году, во челобитью Уржумского Спаского Чепоцкого монастыря игумена Исайя з братьею и по помете на деле дьяка Юрья Блудова, велено ис Казани послать дворянина и про их монастырскую вотчинную землю сыскать болшим повалным обыском, и меж и граней досмотрит, и на чертеж начертит, и для сыску и дозору и чертежу той земли посылан ис Казани казанец Микита Гладков, а в сыску Микиты Гладкова всяких чинов людей 202 человека.
Грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей в Царевококшайск воеводе М.С.Трусову с решением по спорному делу Успенского монастыря с Чепоцким и дворцовыми крестьянами. 1691 год (Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии)
Примечание. Дело касалось многолетней тяжбы за спорную пограничную землю двух крупнейших земельных собственников XVII века - Вятского Успенского и Уржумского Цепочкинского монастырей. Чтобы урегулировать конфликт, пришлось вызывать особого "сыщика" из Казани "сыскать болшим повалным обыском", вместе с ним прибыло еще 202 человека из его ведомства...
На фото: оружие XVI-XVII веков. Экспозиция Уржумского краеведческого музея. Как вы думаете, это подлинное оружие или реконструкция?
Из истории Слободского купечества. Купцы-банкроты
30 июня 1904 года. Слободские купцы-меховщики Распоповы объявлены несостоятельными должниками, с пассивом более 1 ½ миллиона.
Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.152
Источник иллюстрации: wishescards.ru/kuptsiy/sl...
Забытые вятские слова: пахтанье, оденки, мутовка
Пахтанье сущ. Ср. Сыворотка, оставшаяся после кислого масла. Обыкновенно русское масло приготовляется так: сливки и сметану квасят в вольной печи; по остужении мешают мутовкою; получается ком кислого масла и сыворотки – пахтанье, которую хлебают или на нем месят пресное тесто. Кислое масло снова ставят в печь горячую – после пылу. Получается расплавленное масло и оденки. Масло сливают в посуду, а оденки идут в пищу.
Николай Михайлович Васнецов. «Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора», Губернская Типография, 1907 г.
Вятские хроники. Первая чайная столовая в городе Вятке
22 марта 1901 года в городском театре прошел любительский вечер в пользу первой в городе дешевой чайной столовой. На вечере принимал участие любительский хор и оркестр под руководством В.С.Васильева, а также солисты И.А.Шубин, Н.А.Князева, М.Миславская, А.Миславский, А.Редер, в исполнении которых прозвучала оратория Дж.Россини «Stabat Mater».
Лолита Брандобовская. Музыкальная культура города Вятки конца XIX-первых десятилетий XX в.»- Киров 2003 г., с.101
На фото: город Вятка в начале XX века
Известные вятчане: Владимир Афанасьевич Караваев
Караваев Владимир Афанасьевич (8 (20) июля 1811 – 20 февраля 1892) – врач, доктор медицины, (1838), декан медицинского факультета Киевского университета (1843), председатель съезда русских естествоиспытателей, Почетный член Киевского и Казанского университетов, Русского хирургического общества им. Н.И.Пирогова. Родился в г.Вятке в купеческой семье. Окончил гимназию, медицинский факультет Казанского университета (1831). Работал в Петербурге (военно-сухопутный госпиталь, Мариинская больница для бедных). Стажировался в Германии в клинике Графе. По предложению Н.И.Пирогова выполнил диссертацию «Осложнение ран гнойным воспалением вен». В 1840 возглавил кафедру хирургии Киевского университета. Разработал ряд пластических операций, предложил оригинальный метод ампутации конечности, создал несколько оперативных методов и офтальмологии, ряд хирургических инструментов. Не терял связи и с родным городом – неоднократно передавал книги в дар библиотеке Вятского общества врачей. Скончался от воспаления легких.
Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.181
История сел Вятской губернии: село Загарье
Село Загарье – в недалеком расстоянии от р.Медянки. Образовалось между 1615 и 1629 гг. Название речки напоминает название реки в Нижегородском суздальском княжестве 14-15 вв. В 17 в. село входило в Великорецкий стан Хлыновского уезда. В 1629 г. имело 16 дворов, в том числе 5 дворов церковников и 11 дворов бобыльских. В 1763 г. в селе было зарегистрировано 8 ревизских душ.
П.Н.Луппов. История вятских сел // Энциклопедия земли Вятской. Том 4: история – Киров 1995 г., с.163
На фото: церковь в Загарье в старину
Эпоха - газетной строкой. Из истории Домов культуры и клубов в Кировской области
Клуб-холодильник (клуб имени Семашко). В клубе семашко так прохладно, что если придешь на кино, то можно отморозить уши.
Нельзя ли подтопить клуб? Алеша
Вятская правда - 1926 г. № 28
Дом культуры не работает. Плохо работает Свечинский Дом культуры.
В комнате отдыха нет никаких настольных игр, кроме биллиарда, а в биллиард играть невозможно: Дом культуры не отапливается.
Заведующим Домом культуры Ромин пьет и даже потерял печать и все денежные документы.
Странно, что райисполком и райком партии не обращают внимания на скверную работу районного Дома культуры
Кировская правда - 1939 г. № 11
Заметно, как с каждым годом растет и благоустраивается наш поселок Верхошижемье. Только в этом году сданы в эксплуатацию 3 магазина, растут целые улицы из новых жилых домов. Видны сдвиги и в культурной жизни верхошижемцев: чаще стали концерты художественной самодеятельности в Доме Культуры, демонстрироваться новые фильмы, бывают интересные вечера в районной библиотеке, спортивные состязания в парке. Все перечислять нет смысла...
Как же быть? // Искра (Оричи) – 1969 г. № 45
В гостях – студенты. В село Верхошижемье недавно приезжала большая группа историков-филологов факультета Кировского педагогического института. В Доме культуры они поставили для трудящихся села большой концерт. На нем присутствовало около 500 человек.
П.Бушуев, председатель рабочкома совхоза
В гостях - студенты // Искра (Оричи)– 1965 № 27
3 ноября открылся новый Дом культуры в Уржуме, который был завершен стройкой еще в 1989 году. В день открытия нового здания Дома культуры в нем прошел большой праздничный концерт, выставка работ местных умельцев.
Уржумская старина (краеведческий альманах, г.Уржум) – 1991 г. № 1, .20
На фото: новый Дом культуры в Уржуме, открытый в 1991 году
С архивной полки. Села Вятской губернии в документах статистики XIX века: село Хлыновское
Село Хлыновское
Село казенное
При каком водоеме: при речке Хлыновке
Сколько верст от уездного города: 1 верста
Сколько населения: 107 мужского пола и 135 женского
Какие заведения есть в селе: в селе каменная православная церковь
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.60 лл.4-5
На иллюстрациях: село на старой фотографии и на рисунке Татьяны Дедовой. Памятью о нем осталась улица Хлыновская в городе Кирове
Назад к списку