Сентябрь: 1-15
Из истории деревень Вятской губернии: Богданово (Уржумский район)
.jpg)
В «Вятской газете», издаваемой в Вятке, встречается немало сведений краеведческого плана. Так в номере 43 за 1901 год я обнаружила сведения о деревне Богданово.
«Деревня находится в 4 верстах от Уржума по Старо-Казанскому тракту. Есть мельница о 5 поставах. В селении 63 дома, из них половина каменные, есть крытые железом, есть каменные амбары, хлевы и овины» - сообщает автор заметки.
«В прежние времена места эти были богаты лесом, росли дуб, липа, березник, много орешника. Почва была плодородная, теперь крестьяне вывозят навоз из города для удобрения. Луга дают порядочные урожаи. Многие имеют кирпичные заводы, кирпич сбывается в Уржум по цене 12-15 копеек за тысячу.
Починок (деревня), по преданию, основан черемисом Богданом, потом на месте его поселилась просворня, поэтому стали называть Просвирята.
Достоверно известно одно: наши предки были стрельцы, они жили Уржуме. Есть старые документы в виде трех свитков, никто не мог прочесть. Послали в Москву, в государственную библиотеку, там сняли копию и вернули нам. В грамоте сказано, что от царя Алексея Михайловича была жалованная грамота на земли – «…Как владели и прежде (то есть около Богданово), а также половина Аркульского озера» и т.д. Но это утрачено, документы нигде не заявлены и утратили законную силу (об Аркульском озере)».
Н.Пентина. О деревне Богданово // Уржумская старина (краеведческий альманах) - 1991 г. № 2, с.12
Скрин с сайта «Родная Вятка»
С архивной полки. Торговля в Орлове в XIX веке
.jpg)
Торговля в городе Орлове производится весьма необходимыми потребностями для городских жителей, но из сей торговой промышленности первой считается и производится ежегодно торговля хлебом, овсом и льяным семенем, льном в разных сортах, холстом, салом, скоромным и постным маслом, мясом и скотными кожами. Этот товар закупается большей частью в зимнее время торгового класса лицами из первых земледельческих рук.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 л.163. О торговле в Вятской губернии за 1862 год
Исчезнувшие деревни Вятской губернии: Карачево
.jpg)
Размещалась в 7 км к юго-востоку от с.Булай, у истока р.Подзарь – левого притока р.Пычас, в 0,3 км севернее административной границы с Можгинским районом. Ближайший населенный пункт, д.Родники (Парсьгурт), - в 1,5 км севернее Карачево.
Образовался в 1890 г. после отвода поселенческого участка площадью в 190 десятин под заселение безземельным. Новоселы свели хвойный суходольный лес, застроили деревню и распахали поля. Последние разместили северо-восточнее деревни, а под пастбища и покосы ушли земли, примыкавшие с юго-запада.
Новоселов было 20 человек, были это семьи Конона Якимова, Кондрата Пономарева, Андрея Шаклеина и Афанасия Суслова. Улицу построили на восточном берегу ручья, по южному крутому склону увала (высота над уровнем моря – 257, 8 м.). Неплохие почвы, южная экспозиция давали жителям жить довольно безбедно.
В 1924 г. в Карачево было 20 домов и 104 жителя, русских по национальности.
Колхоз образовался в 1932 г., назвали «Молния». Первым председателем бул Кузьма Степанович Пономарев. Раскулачили, отобрав дом, его брата – Пономарева И.С. и Пономарева К.Н. Впоследствии их еще и лишили свободы.
В годы войны с фронта не вернулись: Пономарев К.С., Пономарев М.Т., Пономарев М.П. и другие.
В 1950 г. Карачево становится бригадной деревней колхоза «Сталингурт» (д.Парсьгурт). С этого времени она начинает таять на глазах. К концу 50-х жителей не остается.
Официально списали деревеньку 3 августа 1963 года.
А.И.Пудов. История увинских деревень – Ижевск 2000 г., с.44
Примечание. До 1920 года деревня находилась в Елабужском уезде Вятской губернии, позднее - на территории Удмуртии
Первые русские поэты: Стефан Григорьевич Калашников
Калашников Стефан Григорьевич (21 октября (1 ноября) 1753- после 1792), поэт, педагог, церковный деятель. Родился в Юговском заводе (ныне Пермская обл.) в семье служителя церкви. Учился в Вятской духовной семинарии, в 1773 г. поступил в Троице-Лаврскую семинарию, слушал курсы философии, богословия, изучал греческий и французский языки, здесь же начал свои пиитические труды. В 1777 возвратился в г.Хлынов, где служил преподавателем семинарии. Произведен в протоиерея Спасского собора. В 1780 г. первым начал преподавать в семинарии греческий язык. С 1782 по 1786 префект и учитель философии. Переведен в Пермское наместничество, служил в Петропавловском соборе г.Перми, в 1792 г. переехал в с.Новое Усолье.
Энциклопедия земли Вятской. Том шестой: знатные люди – Киров 1996 г., с.176-177
Вятские хроники: ратная доблесть
.jpg)
1989 год. 15 февраля завершен вывод советских войск из Афганистана. Многие кировчане проходили там военную службу, участвовали в боевых операциях, многие погибли. Одному из них – майору А.Я.Опарину, посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Энциклопедия земли Вятской. Том третий: ратные подвиги – Киров 1995 г., с.422
Общие безвозвратные потери Советского Союза в Афганистане составили около 14,5 тысяч человек, 53 753 раненых и 417 пропавших без вести...
Старинные слова и выражения, дошедшие до наших дней: пилить
.jpg)
Пилить, гл. дейст. Кроме буквального значения: донимать, докучать бранью; почти тоже что «поедом есть». Иногда – журить, выговаривать. «Уж пилила-пилила меня хозяйка…»
Николай Васнецов «Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора», Губернская Типография, 1907.
Эпоха - газетной строкой. Ремонт больниц
.jpg)
Больницы. Нас просят обратить внимание на неудобства одновременно ремонта губернской и железнодорожной больницы. Благодаря этому обстоятельству, г-жа С., например, захворавшая нервным расстройством, не могла добиться места ни в той, ни в другой больнице. Приезжие из уездов больные также должны ожидать своей очереди.
Вятская речь - 1908 г. № 97
На фото: город Вятка. Вид на губернскую больницу. Ее было видно издалека, благодаря куполу больничной церкви...
Народы и традиции. Поминки у марийцев
.jpg)
Обычай поминок по умершем, однако, у черемис существует. Особенно интересны обряды в сороковой день по смерти. Вечером один из родственников умершего идет на могилу и приглашает покойника отпраздновать последний праздник: «твой 40-вой день пришел, пойдем пировать». Возвратясь домой, этот посланец сам начинает играть роль покойника, по котором совершаются поминки: одевает одежду этого последнего и т.п.; его и зовут уже другим именем - тем, которое носил покойник. Так пируют до утра. Один мнимо-умерший имеет в это время право плясать. Рано утром готовят и едят обед, а затем «провожают умершего» - едут по направлению к кладбищу прокатиться. Были случаи, что играющий роль покойника, от обильных возлияний Бахусу, становился к утру действительно покойником.
Кама и Вятка [Текст] : Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края / Зеленин Д. - Юрьев : Тип. Эд. Бергмана, 1904 г.
На фотографиях: экспозиция похоронного обряда у марийцев. Национальный музей республики Марий Эл (г.Йошкар-Ола)
Краткая история появления старообрядчества
.jpg)
В царствование Алексея Михайловича патриарх Никон в 1652-1655 годах провел церковные реформы. После чего стали правиться, а порой и заново писаться богослужебные книги. На церквах вместо восьмиконечных стали водружать четырехконечные кресты. Ввели для моленья вместо двухперстного трехперстное сложение. Заменили солевое пение нотным. Произвели другие изменения.
Не все верующие по великой Руси приняли никонианские новшества. Приверженцы старых устоев пошли за протопопом Аввакумом, позднее за свою непримиримость сожженного на костре по царскому указу. А перед этим он 15 лет отсидел за свои убеждения в сырой земляной яме. Но дух его так ничем и не удалось сломать. После гибели идеолога раскола тысячи и тысячи верующих пошли по его стопам. Власть преследовала их и гнала все дальше в самые глухие, «медвежьи» и просто гибельные места матушки России. Так и вятские земли в разные времена стали прибежищем старообрядцев. Пока у них было оставшееся после раскола духовенство, все шло, вроде бы, неплохо. Происходили службы в моленнах, так как староверы церквей не строили. Но вот постепенно поумирали божьи служители и дело стало заходить в тупик. Ведь, чтобы рукоположить в сан священника, требуется собор из трех епископов. А у раскольников такой возможности не было. Христианские таинства – крещение, покаяние, бракосочетание, причастие, миропомазание стало выполнять некому.
Вот тут и пошли вольные трактовки. Нашлись начетчики, которые доказывали, что такие таинства, как крещение и покаяние, может исправлять и простолюдин. А обряд венчания, например, с обязательным ранее возложением венцов на головы, можно производить и без оного, ограничившись обручением наперстными кольцами. Но другие начетчики доказывали: обряд брака простолюдин совершать не может, тут нужен истинный служитель. Так возникли два согласия: брачное (даниловцы) и безбрачное (федосеевцы).
Ревнители древнего благочестия нашли такой выход: выписали из Австрии для богослужения епископа, верующего по-старому. И принялись повсеместно строить часовенки. Таких стали называть «австрийскими» или «часовенными».
Александр Минин. Мы, Минины… - Тольятти 2007 г., с.12-13
Фотография примерно 2000-х годов: вятские старообрядцы с епископом Корнилием. Крайний справа - уржумский краевед В.А.Ветлужских, издатель альманаха "Уржумская старина" (почил в этом году)
Природные достопримечательности Кировской области: Нижнеивкинские минеральные источники
.jpg)
Левый берег р.Ивкина ниже моста у п.Нижнеивкино. Естественные и скважинные выходы минеральных вод (сульфатно-кальциевых, хлоридно-натриевых) в пределах 1-й санитарной зоны площадью 15 га. Иловые сульфатные сероводородные озерно-ключевые грязи. Еще три столетия назад местные жители лечились здесь минерализованной водой. Первый химический анализ нижнеивкинских вод был сделан в 1872 году, и уже на следующий год Орловское уездное земство направило сюда врачей. Геолог П.И.Кротов, обследовав источники, установил, что подземные воды этой местности насыщаются водородом и сернокислыми солями в больших залежах гипса. Медицинское использование нижнеивкинских источников связано с именем врача М.М.Маевского. в 1931 году он выделил здесь три типа минеральных вод: хлоридно-сульфатно-натриевые и сульфатно-кальциево-магниевые. Как оказалось, по качеству они сходны с источниками Ессентуки, Кисловодска (доломитовый нарзан), из заграничных – с источниками Виши (Франция), Монте-Кантини (Италия) и др. Он определил их бальнеологическое назначение и многое сделал для того, чтобы в 1947 году в п.Нижне-Ивкино открылась больница на 20 коек. Была здесь найдена высококачественная лечебная иловая грязь типа саккской, ключевая сероводородная грязь и залежи лечебного торфа на Седуновском болоте. Здешние минеральные воды, грязи и торф обладают высокой радиоактивностью, а ионизация воздуха в районе источников равна ионизации на уровне снеговой линии Эльбруса. Кругом равнина, а тут – горный воздух! Живописная курортная местность с запутавшейся в холмах речкой, с особенным микроклиматом – бесценный дар северной природы, достойный самого бережного отношения!
Гидрологический памятник природы.
А.Н.Соловьев. Заветные места земли Вятской – Киров 2024 г., с.169-170
Фотографии из личного архива: Нижнеивкинские источники в наши дни. Снимки 2017 года
Всеобщая грамотность среди мужчин к концу царствования Николая Второго.
.jpg)
Это особенно заметно, если посмотреть карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года. Практически все мужчины до 40 лет указаны как грамотные... Скан карточки из переписи хозяйства крестьянина деревни Торопунинской Вятского уезда Неведицына Осипа Фаддевича:
хозяин 41 года - грамотный
сын 18 лет - грамотный
сын 11 лет - грамотный
Что указано у женщин, неразборчиво и понять сложно.
Источник: ЦГАКО ф.574 оп.6 д.1057 л.16
Эпоха - газетной строкой. Бравые подвиги Московского продотряда
Савали. Сельский исполнительный комитет крестьянских депутатов 19 июня 1918 г. с.Савали
В Малмыжский уездный исполнительный комитет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов
Заявление
Савалинский сельский комитет доводит до сведения уездный исполнительный комитет, что в ночь на 3-16 июня в 2 часа ночи явилась в с.Савали команда в 25 человек красноармейцев и в нетрезвом виде, не сообщив сельской власти, не предъявив никаких видов самовольно произвела обыски, предварительно поставив вооруженных людей у нашего сельского караула, при обыске с огнем обращались небрежно, ввиду того небрежного и незаконного поступка команды красноармейцев население пришло в негодование потому, что под видом красноармейцев может заявиться команда грабителей и под таким видом могут ограбить бедное население села.
По заявлению всего населения Савалинский сельский комитет обращается к вам как к высшей власти в Малмыжском уезде с просьбой разобраться в вышеназванном деле и о результатах для успокоения нашего населения просим нас уведомить, т.к. такой поступок не допустим в свободной стране и кроме того подрывает авторитет власти в такой тревожный момент, мы как первого борца в Малмыжском уезде за свободу приветствуем ее и поддерживаем всеми имеющими силами, но лица совершившие поступок должны быть наказаны строгостью революционного суда.
В чем и удостоверяет сельский комитет своими подписями и приложением печати
Председатель Ермаков
Секретарь Раздрогин
Ответ Малмыжского уездного комиссариата по военным делам ответ от 30 июня 1918 г.
В Малмыжский исполнительный комитет совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов
Возвращая жалобу Савалинского сельского комитета от 19 июня с.г. и на подпись исполнительного комитета за № 5103, уездный комиссариат сообщает, что в обыске в ночь на 3/16 июня приняли участие солдаты Московского продовольственного отряда 1й роты
Комиссар по военным делам Савинцев
Военный руководитель Веселовский
Секретарь Рукавишников
Известия Малмыжского совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов – 1918 год № 162. Фото из интернета
Очевидное-невероятное: истории из жизни
.jpg)
Каких только былей и небылиц, легенд и правдивых историй, с годами «обросших» невероятными подробностями, не ходит в народе. Удивил в свое время рассказ жителя села Лаж Лебяжского района А.А. Игнатова, записанный лет 25 назад:
- Отец мой, Андрей Фёдорович, 1913 года рождения, как только пришёл с Финской войны, стал работать в Малой Чазге бригадиром. Потом учился на тракториста, а тут снова война – Великая Отечественная. Он прошёл от Сталинграда до Вены. Воевал на третьем Украинском фронте. Орденов была полна грудь. И вот какая с ним по возвращении с фронта приключилась история…
На Гаврюшатском поле работало две бригады, озимые там сеяли. Отец в сторонке стоял, записывал, кто сколько сделал. Одет был в пиджак, на ногах лапти, в руках «саженка», которой поле обмерял. И, как потом сам говорил, по загривку как кто-то колом ударил… Очнулся у села Байса Уржумского района. Что случилось и как туда попал – объяснить не мог – ничего не помнил. Все решили, что его вроде как смерч унёс. Вечером, после того как он поле обмерял, его хватились, но нигде не нашли, а наутре он сам домой пришёл… в одних портянках, волосы всклокочены...
Рассказывал, что пить захотел, в одной деревушке в дом постучал, так его как увидели, от страха дверь сразу захлопнули.
Дома его в бане вымыли и в больницу отвезли, а там врачи удивились: все косточки целы…
На карте стрелкой указано расстояние, на которое смерч унес человека (если это конечно был смерч)…
Истоки. Город Уржум в XVII веке
.jpg)
В XVII веке Уржум – достаточно укрепленная крепость на юге Вятской земли, владевший большими пахотными и сенокосными угодьями и державший в подчинении большую территорию. Население его и подвластных селений периодически используется царской властью в военных целях. Так, в 1614 году «сто уржумских стрельцов» были посланы к стрелецким головам, отправленных «промышлять над Заруцким», а в 1615 году для народного ополчения князя Дмитрия Пожарского было предписано доставить из Уржума « з головою Михайлом Шадеевым детей боярских 4. Да новокрещен и тарханов 24. Да з земли чуваши и черемисы 439». Любопытно, что в этих же целях использовалось и население села Лебяжья, представлявшего из себя такую же оборонительную крепость.
В 1625 году из Арска в Уржум был переведен воевода Хатунский вместе с постоянным стрелецким войском. В 1647 году в Уржуме строится новая крепость, взамен старой, пришедшей в ветхость. С этого времени и на протяжении всего XVII века в Уржуме имеется значительная военная сила во главе с воеводой. И хотя, такие «гарнизоны» имелись и в других «понизовых городах», в Уржуме для этого были свои предпосылки.
В 1622 году в 12 верстах от града Уржума по реке Вятке, выше Уржумского устья «Цепочкиных гор» возникает Спасо-Преображенский монастырь для христианизации населения, который сразу же стал духовным и экономическим центром края. Вокруг него стало концентрироваться приходящее русское население, а к концу века в его подчинение попали и все ближайшие храмы (в 1681 году «у Уржумского заказчика – игумена Спасо-Чепоцкого монастыря Софрония было в ведении 16 церквей»). Спустя всего несколько десятилетий монастырь, благодаря значительным земельным вкладам, стал и крупнейшим землевладельцем. По переписной книге 1645 года за ним числилось 92 двора в слободе и 62 – в починках, среди которых были «отписанные на государя» Буй, Сардинское и починок Пенбинский. В этот же период монахами Цепочкинского монастыря основываются церкви в Петровском и Космодемьянском (интересно, что в конце XVII века на западной стороне будущего уезда Кукарский монастырь основал села Лаж и Атары). Понятно, что местное население от этого не могло быть радо. В упоминавшейся «Правой выписи Цепочкиному монастырю от 1649 года на владение Жеребцовым полем» марийцы высказывались, что если «…Жеребцово поле и сенные покосы станут отводить к тому монастырю, им-де черемисе биться о той земле до смерти, потому что-де та земля исстари их черемисская…». И они пытались вернуть себе свою землю, отнятую у них монастырем, но силы оказались не равны. Для этих целей и стояло стрелецкое войско в Уржуме…
На фото: редкий предмет из того времени - ковш-братина (общее блюдо монахов). Экспонат Уржумского краеведческого музея
Народы и традиции. Татарская женщина в предреволюционное время
.jpg)
Татарская женщина живет в настоящее время довольно открыто. Она помогает мужу работать дома и в поле. Тем не менее наряды служат еще развлечениями для них. Закрытых татарских девушек от посторонних взглядов, по татарскому обычаю, можно встретить только в глухих местах губернии.
В.Д.Емельянов. Родиноведение – 1917 г., с.47.
На фото: костюм верхнечепецкой татарки, женский головной убор (калфак). Экспонаты глазовского краеведческого музея
Истоки. Стан Сырьянский в XVII веке
И всего в Сырьянском стану 3 погоста, а на погостех 3 церкви, а у церквей 14 дворов церковных причетников да 7 келей нищих. Да в повостех же 37 дворов бобылских, оброк те бобыли платят по старине к церквам на церковное строение. Да на погосте же государевых тяглых крестьян 5 дворов, а людей в них 10 человек положено в сошное писмо против посадцких людей дворами и того полполплчети сохи. Да на погосте же на государеве земле оброчных 20 дворов бобылских, а людей в них 22 человек. Оброку с них 22 рубля 22 алтына 2 денег да пошлин с оброку 2 алтына полчетверты денги.
Стан Сырьянский в писцовой книге 1629 года // Труды Вятской ученой архивной комиссии - 1916 г. выпуск 3-4, с.258.
Забытые слова и выражения: пар и паровое поле
.jpg)
Пар. Сущ., м. Кроме общего значения: «паровое поле», т.е. поле оставленное для посева озимого при трехпольном хозяйстве. Под пар всегда оставляется поле, бывшее в предшествующий хозяйственный год под яровым. Перв раз «пар пашут» после посева ярового. В Петровки возят навоз; навоз не запахивают; запахивание навоза есть исключение; это замечается только в последнее время. С «первого спасова дня» (1 августа) или перед ним начинают снова пар пахать уже для посева озимого. Сеют большей частью освеженными семенами.
Васнецов, Николай Михайлович. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора / [Соч.] Н.М. Васнецова
На фото: колхозные поля Кировской области в советское время. Фотофонд ЦГАКО
С архивной полки. Описание тюремного замка города Слободского (1900 год)
.jpg)
В как состоянии находится тюрьма? Тюремный замок расположен в каменном двухэтажном с подвальным помещением зданием, устроенном, по кубическому содержанию в нем воздуха, на 93 человека. В верхнем этаже места заключения находят: церковь, карцер, помещение для постельных принадлежностей, мастерская и 5 особых камер. Из числа последних 1 предназначена для несовершеннолетних и 1 для привилегированных арестантов. В нижнем этаже имеется 4 одиночные камеры, карцер, контора, столовая и 2 камеры для арестантов, 3 комнаты для квартиры смотрителя, 2 комнаты для надзирателя тюрьмы и помещение для военного караула.
Во дворе замка существуют деревянная ветхая кухня и баня и каменное здание кухни, бани, прачечной и сушильни.
Арестанты размещают в камерах замка по роду преступлений. Взрослые заключенные находятся отдельно от женщин, а несовершеннолетние – особо от тех и других из них.
Подследственные арестанты изолировались от осужденных. Воздух в камерах чистый и температура его умеренна. Ротирады и ночная посуда содержались в порядке. В видах дезинфекции камер, постельные принадлежности арестантов выносятся оттуда в особое помещение по наступлению каждого утра. Случая страдания кого-либо из заключенных заразными болезнями не было.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.367 лл.47 об.-48. Сведения для всеподданнейшего отчета за 1900 год от уездных исправников
На фото: здание бывшего тюремного замка сохранилось. Фото с сайта "Родная Вятка" rodnaya-vyatka.ru/comment/32637
При чтении этого документа вспомнился эпизод из фильма «Вечный зов»: «Сейчас отведем тебе помещеньице поменьше и подушнее. И сыренькие и есть и темненькие…»
Вятские хроники. Вечерняя школа на заводе купца Лаптева
11 февраля на заводе вятского купца И.И.Лаптева в помещении «вечерней школы» отслужен молебен о даровании победы русскому оружию в войне с Японией.
Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.137
Эпоха - газетной строкой. Телесные наказания в школах царской России
Орлов («гуманные педагоги»). Еще не так давно в наших школах можно было видеть сторожа, под команду учителя, секущего ученика. Теперь подобный педагогический прием отменен, но практиковавшие его педагоги или родственные им по духу, нашли возможность в измененном виде сохранить телесное наказание. За примером далеко ходить не придется: стоит только обратить внимание на уроки преподавания в нашем городском училище учителей г.Я и г.С.
Первый вид телесного наказания, применяемый учителем г.Я. состоит в принуждении ученика (или за незнание предмета или за шалости и т.п.) простаивать на коленях целый час. Правда, под колени не подкладывают горох, как это делали в сторону, но тем не менее такое для юношей унизительное наказание часто встречает отпор со стороны наиболее самолюбивых учеников, но и последние, под угрозой «сбавки по ведомости», принуждены бывает подчиняться незаконному требованию преподавателя.
В течение года редкий ученик не испытает подобного «коленопреклонения», а потом за уроком такая картина: преподаватель ведет урок, сидя в кресле, часть учеников на партах, другая – на коленях у стенки….
Второй вид телесного наказания практикуется преподавателем г.С. В начале мая (1 или 2 числа) за шепот на парте во время урока 2 учеников этот педагог взял 1 за ворот рубашки и, не задумываясь, пинком выкинул из класса. Другой ученик спасся от этого только благодаря своей поспешности: не дожидаясь, сам убежал из класса. К концу года г.С. так навострился выгонять учеников из класса, что приходя на урок, не начиная преподавания, выкрикивал: «Иванов, Сидоров, Петров, за двери, все равно шалить будете». В наше время обыкновенно наказывают за пропуски отдельных уроков, здесь сам преподаватель практикует подобную меру.
Вятская речь - 1908 г. № 98
С архивной полки. Народное образование в конце XIX века: Уржумская женская гимназия на 1891 год
.jpg)
Число учащихся: русских 273
Православных 264
Раскольников 8
Лютеран 1.
В библиотеке 278 названий томов фундаментальных, 908 томов
Ученических 700 названий, 1129 томов
Стипендии. Существует 2 стипендии, из которых 1 из капитала гимназии и 1 из капитала протоиерея Ипполита Мышкина.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.371 л.34
На фото: протоиерей Ипполит Мышкин с ученицами гимназии. Фото 1902 года
Из истории административного деления края: Вятское наместничество - Вятская губерния
.jpg)
Первой официально созданной самостоятельной административно-территориальной единицей на территории Вятского края было Вятское наместничество. Оно было образовано из части территории Казанской губернии на основании именного императорского указа от 11 сентября 1780 года. Центром наместничества стал город Вятка (бывший Хлынов). Наместничество делилось на 13 уездов: Вятский, Глазовский, Елабужский, Кайгородский, Котельничский, Малмыжский, Нолинский, Орловский, Сарапульский, Слободской, Уржумский, Царевосанчурский, Яранский.
Именным императорским указом от 12 декабря 1796 года Вятское наместничество преобразовано в губернию с той же территорией, разделенной на 10 уездов. Кай, Малмыж и Царевосанчурск оставлены заштатными городами, территория этих уездов вошла в соседние уезды. Город Малмыж восстановлен уездным городом на основании императорского указа от 30 октября 1816 года, с этого времени более ста лет Вятская губерния существовала в составе 11 уездов без изменений до Октябрьской революции.
200 лет Вятской губернии – 60 лет Кировской области – статистический сборник – Киров 1996 г., с. 26-27
По страницам советских газет. Культуру - в колхозы
.jpg)
Лекция о трахоме. На днях заведующий Мари-Куптинским сельским клубом т.Печенкин прочитал лекцию для избирателей о трахоме.
На лекции присутствовало более 30 человек. В.Павлов
Концерт для колхозников. Недавно силами участников коллектива художественной самодеятельности Дома культуры под руководством т.Щедриной был поставлен концерт в Алексеевском сельском клубе.
Зал был переполнен зрителями. Концерт прошел с большим успехом. Особенно понравились выступления Колобова Ю.А. А. Томилов.
Концерт для колхозников. Комсомольцы и молодежь колхоза «Йошкар Кече» проводят большую работу среди колхозников. На днях они поставили пьесу Н.Арбана «Шошо толеш». Перед постановкой заведующая избой-читальней т.Романова прочитала лекцию «О затмении солнца». Г.Ермаков
Ударник (Ново-Торьяльский район Марийской АССР) - 1952 г. № 4, 12, 14
Иллюстрация: отсутствие культурной работы критиковалось на страницах печати, например, посредством карикатур. Такой рисунок был опубликован в районной Верхошижемской газете в 1956 году
Назад к списку