Сентябрь: 16-30
Вятские слова и выражения: бает - значит говорит...
.jpg)
Бает – говорит
Бажоной – обожаемый
Балбес – переросток (ругательное)
Балезьям – бальзам
Балаболка - 1 игрушка, 2 легкомысленный человек, пустозвон
Барабать - шариться, трогать руками.
Александр Фищев. Вятская старина - 1897 г.
На фото: старинная аптечная посуда из экспозиции музея города Кирова-Чепецка. В таких как раз хранили "балезьям"...
Эпоха - газетной строкой. Жизнь города Вятки в 1908 году
.jpg)
На реке Вятке. 3-8 июля на реке Вятке убыло воды на 1 вершок. В настоящее время на мере 13 ½ вершков.
Температура воды 18 градусов.
Пыль на улицах и холера.
Вятская речь - 1908 г. № 108
С архивной полки. Традиции и торговля
.jpg)
Крестные ходы с иконами города Вятки бывают здесь в селах Большеучинском, Вавожском, Водзимонье, Большекильмезском, Мукикаксинском, Сюмсях, Новохалдинском, Мултане и Селтах, каждогодно в разные числа августа с и октября месяца. В это время смотря потому убран ли поселянами с полей хлеб и по состоянию погоды бывает большое стечение народа, который приходит из прилегающих к селам селений и других окрестностей для поклонения святым иконам, но замечательной торговли при этом не бывает, а только съезжаются местные торговцы.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.110 лл.158-159 О торговле в Вятской губернии за 1862 год
На фото: в селе Новый Мултан. Счастливые селяне, жители Российской Империи, возвращаются с базара или крестного хода...
Эпоха - газетной строкой. Освящение церкви в селе Уни
.jpg)
К концу ХIX столетия в связи с большим ростом населения старая Спасская церковь в селе Уни стала тесновата для проведения богослужений. Прихожанами было решено в 1881 году выстроить в селе новый храм, в чём самое деятельное участие принял священник Алексий Ашихмин. На страница журнала «Вятские епархиальные ведомости» сохранилось прекрасное и подробное документальное свидетельство того, как происходило строительство и освящение этого храма в 1903 году, первым настоятелем которого стал о. Алексий:
«В декабре месяце 1904 года в Глазовском уезде были освящены его Преосвященством, Преосвященнейшим Филаретом, епископом Вятским и Слободским 2 храма – в с. Унях 1 числа и д. Осипинской 3 числа. Время освящения сих храмов совпало с получением в г. Вятке уведомления от Высокопреосвященнейшего митрополита Антония, товарища обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера и Преосвященнейшего Никона, выбывшего из г. Вятки в Санктъ-Петербург для присяги в Св. Синоде и перемещения в г. Владимир, о назначении Преосвященного Филарета Епископом Глазовским, викарием Вятским, епархиальным архиереем Вятским и Слободским. Таким образом, первые дни управления Вятской епархией (хотя еще не объявленный официально, чрез указание Святейшего Синода) преосвященный Филарет провел в епархии среди своей паствы лицом к лицу с духовенством, собравшимся из разных сел на освящение храмов, и с тысячной массой простонародья в молитвенном общении, призывая на своих пасомых всеосвящаемую Благодать Божию и преподание архипастырского наставления в вере и благочестии. Свиту Его Преосвященства составили: член духовной Консистории протоиерей Николай Тихвинский, диакон Успенского монастыря Н. Фокин, диакон кафедрального собора А. Перминов и иподиакон В. Виноградский.
Путешествие владыки было по железной дороге и на лошадях. Приближавшегося к селу Уни архипастыря радостно встречал и приветствовал колокольный звон. Народ толпами шел в село, при проезде Владыки обнажал головы и испрашивал благословение. Громогласным звоном большого колокола, двумя каменными величественными храмами, красивыми строениями, многолюдным населением с. Уни производило впечатление уездного городка.
Въезд Владыки в село был за несколько часов до времени всенощного бдения. В квартире настоятеля церкви священника Алексия Ашихмина духовенство во главе с местным благочинным священником Александром Шубиным, Глазовский уездный исправник, Унинский земский начальник, врач больницы, строитель храма, церковный староста и другие представлялись Его Преосвященству, который ласково всех принял, вел оживленный разговор о разных предметах и с интересом слушал историю нового храма, для освящения которого прибыл в с. Уни. Его Преосвященству сообщили, что старый каменный храм по праздникам и воскресным дням не вмещал всех желающих помолиться в нем. Наплыв молящихся был большой. Храм оказался тесен. Прихожане хотели было расширить его, и составили даже в 1881 году о том приговор, но бывший тогда настоятель церкви, священник Алексий Зубарев убедил половину прихода строить новый отдельный каменный храм в молитвенную память по Государе императоре Александре II. Составлен был проект грандиозного двухэтажного храма, с 3 приделами вверху и 2 пределами внизу. Такой проект, для выполнения которого требовались громадные средства, смущал многих прихожан. Не надеясь, при отсутствии необходимых средств, дожить до окончания устройства храма и быть молитвенниками в нем, прихожане неохотно строили новый храм; некоторые из них не только ничего не жертвовали на устройство его, но и не помогали своим личным трудом по доставлению необходимых строительных материалов. Посему храм строился очень долго, почти четверть столетия, 22 года. Проект храма, составленный архитектором В.М. Дружининым, был изменен архитекторами Савицким и И.А. Чарушиным.
Прихожане единодушно принялись за создание храма только с избранием усердного и энергичного строителя храма в звании председателя церковно-приходского попечительства (мещанина г. Нолинска, торговавшего в с. Уни) Ивана Александровича Ложкина. Последний внес с дело устройства храма много своих сил, труда и пожертвований. На устройство храма израсходовано всего до 70 тысяч рублей.
Иконы во всех приделах верхнего этажа написаны петербургским художником М. А. Трониным. Устройство правого придела нижнего этажа принял на себя председатель попечительства И. А. Ложкин. В верхнем этаже иконы написаны Вятским иконописцем Черногоровым.
В 5.30 часов вечера началось в новом храме всенощное бдение. Совершал его по благословению Владыки, местный о. Благочинный, священник А. Шубин. Преосвященный с сонмом священнослужителей выходил на литию и величание и помазал молящихся освященным елеем.
На другой день в старом храме, по предложению Его Преосвященства была отслужена ранняя литургия. Совершал ее заштатный священник с. Рождественского Нолинского уезда Николай Верещагин и священники села Васильевского Нолинского уезда Андрей Двинянинов и с. Усть-Сюмсей Малмыжского уезда Павел Смирнов.
После звонка на соборе, освящение храма и главного придела в нем в честь святого благоверного князя Александра Невского началось в 8.30 часов утра. В нем участвовали, кроме свиты Его Преосвященства, 13 священников и 4 диакона.
После освящения храма пред литургией Его Преосвященство произнес глубоконазидательное слово о смысле главных священнодействий при освящении престола и о значении храма в духовной жизни христианина.
Как за всенощным бдением, так и за литургией пел местный хор, состоящий из любителей и учащихся в народной школе, под управлением одного из псаломщиков. Пение стройное и приятное. «Херувимская» и «Милость» исполнялись по нотам безукоризненно.
Во время «причастного» произнес слово настоятель церкви о. Алексий Ашихмин на текст стихиры на освящение храма «к себе выходи человече, буди новое вместо Ветхого и души празднуй обновление, до дне же время жития». После литургии был отслужен молебен св. Благоверному князю Александру Невскому и праведному Филарету. Праведному Филарету был совершен молебен по случаю тезоименитства в тот день Его Преосвященства, Преосвященного Филарета. Молящихся было весьма много не только за литургией, но и за всенощным бдением. Храм едва вмещал их, а он может вместить до 4000 человек. При высоте сводов и купола и при обилии света, однако, чувствовалась духота. Стены и потолки, покрытые масляною краскою, были покрыты сыростью. Капли воды падали на молящихся.
Совершение освящения храма при торжественном архиерейском богослужении и при большом собрании священнослужителей Унинский приход светло праздновал. На лицах всех отражалась радость. У всех на душе чувствовалась легко и спокойно. «Слава Богу! Увидели мы и освящение храма, а сколько лет строился?» - говорили многие прихожане. Исполненный радости народ долго не расходился и не разъезжался из с. Уни.
По окончании литургии Владыка проследовал в квартиру настоятеля церкви. Здесь духовенство и представители уездной гражданской власти приносили Преосвященнейшему Филарету благодарности за освящение храма и вместе с тем поздравление со днем тезоименитства и получением назначения на Вятскую кафедру епархиального архиерея. От духовенства местного благочинного округа о. Благочинный священник А. Шубин поднес Его Преосвященству икону Спасителя сребро-позлащенной ризе, а причт с. Уни поднес ему икону праведного Филарета. В ответ на речи поднесших святые иконы Владыка благодарил, просил молитв, призывая их к единодушному служению на пользу Святой Церкви и на благо пасомых, просил их не чуждаться Его, быть искренними и в сношениях с ним, избегать лжи, хитрости, лести. Во время чая Владыка просил всех садиться к нему ближе.
Трапезу предложил в своем доме строитель храма И. А. Ложкин. Здесь его Преосвященству были поданы нарочно прибывшим в с. Уни служителем духовной Консистории приветственные письма от присутствия Консистории, Вятского Духовного училища, епархиального женского училища и благочинного Вятских градских церквей протоирея Петра Порфирьева. Поданы были здесь Его преосвященству и поздравительные от разных лиц г. Вятки телеграммы. На приветствия и поздравления Преосвященный Филарет ответил собственноручными письмами.
Вечером Владыка посетил младших священников с. Уни Иакова Сырнева и Владимира Кувшинского, а на другой день утром 26 декабря, отбыл в д. Осипинскую для освящения единоверческого храма…»
На фото: Александро-Невская церковь села Уни во время строительства, после постройки и до закрытия как полноценный храм и в наши дни (в стадии реставрации)
Из глубины веков. Грамотность в среде духовенства в XVIII веке
.jpg)
В Петровский век большинство священноцерковнослужителей были неграмотными людьми и даже не обучались в семинарии (такое отмечалось, например, в «послужном списке» одного из священников села Буйско-Архангельского Уржумского уезда). Службы заучивались наизусть. В городе Уржуме в это время не было ни одного училища, и грамотных можно было бы сосчитать по пальцам, и то только среди мужчин – женщинам, считали, грамотность ни к чему.
К концу XVIII века в уровень грамотности среди приходского духовенства повысился, появилось у него и стремление к обучению своих детей. По сохранившимся «послужным спискам» священников того времени можно узнать, как обучали они грамоте своих сыновей. Учить читать начинали рано – в 5-6 лет и учили затем долгих 10 лет, и то, как отмечалось, к 15 годам не все мальчики были «твердо обучены». Первой учебной книгой была азбука, по ней дети 5-8 лет учились читать и писать. Примерно в 8 лет переходили к часослову, а спустя еще несколько лет – к Псалтири. Когда сыну священника исполнялось 16-18 лет, его отправляли на обучение в духовное училище. Про дочерей батюшек обычно писали: «читать не учится».
Два архивных скана из той эпохи. Первый: село Истобенское 1768 год; у детей духовенства еще не отмечалось наличие грамотности, как, впрочем, и у их родителей.
Второй: село Лебяжье 1786 год. Про сына "попа Ермолая" указано: "Обучил часослов и псалтирь, пишет прописи" (ЦГАКО)
Виды архивных документов: ревизские сказки
.jpg)
Это документы, отражающие результаты проведения именных переписей податного населения Российской империи в XVIII-первой половине XIX веков, проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Возникновение ревизских сказок непосредственно связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 году, когда подворное налогообложение было заменено подушным, т.е. подати отныне стали взыматься с каждой «души» мужского пола.
Ревизские сказки представляют собой поименные списки населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, родственная связь с дворовладельцем. Результаты ревизий, оформленные в виде книг или тетрадей, содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, географическому размещению, социальному и половозрастному составу, национальному и семейному состоянию, вопросам миграции населения.
За всю историю России было проведено 10 ревизий (I- в 1719 г., X – в 1858 г.). В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян – старостами, в частных владениях - помещиками или их управляющими. В ревизские сказки (кроме I, II и VI ревизий) включались как лица мужского, так и женского пола.
История Марийского края в лицах (XIV-начало XX вв.) – Йошкар-Ола 2012 г., с.88
На сканах: ревизские сказки по починку Малый Красный Ключ (Уржумский уезд). ЦГАКО ф.176 оп.2 д.184 лл.132-132 об.
С архивной полки. "Ведомость о приходе" была в каждой клировой ведомости, наряду со сведениями о церкви и церковном причте. В первых "ведомостях" первоначально публиковались общие цифры с указанием всех дворов и жителей по приходу. Примерно с 1830-х годов стали публиковаться сведения о каждой деревне, с указанием жителей и дворов, а также по сословиям и вероисповеданию (указывались православные, старообрядцы и некрещеные). В архиве ЦГАКО такие "ведомости" сохранились ежегодно по каждому приходу с 1830-х годов по 1915 год. При работе с ними обнаруживаются разночтения с предыдущими годами (например, меньшее число жителей, чем было прежде) и с мирскими документами. При этом нужно отметить, что церковные документы были более точны, чем светские...
.jpg)
На скане: "ведомость о приходе" прихода церкви села Хлебниково Уржумского уезда (архив ГА РМЭ)
Вятка мистическое. Видение над Котельничем
... Это произошло 22 июня 1941 года. На западных рубежах страны уже шли ожесточенные бои с гитлеровскими захватчиками, а тихий, провинциальный городок Котельнич (Кировская область) жил привычной, размеренной жизнью. Звонко голосила босоногая ребятня, судачили бабы на лавочках. В голубом, без единого облачка, небе жарко плавилось солнце. Прогретый воздух был неподвижен, источал покой и дрему.
Ближе к полудню в небе появилось беловатое облачко, ничем с виду непримечательное, которое медленно плыло в небесной лазури. Над шпилем церкви, что на Котельнической горе, облако замерло, сгустилось и вдруг начало интенсивно менять очертания. На глазах у изумленной публики оно вскоре приняло форму продолговатого блюдца с лежащей на нем человеческой головой.
«Лепка» была выполнена с большой точностью, с соблюдением трехмерных пропорций. Хорошо просматривались детали, в частности, усики, косой зачес волос на лобной части головы. Люди смотрели, крестились... Спустя несколько минут изображение стало деформироваться, расплылось и вскоре вновь приняло вид бесформенного облака, которое продолжало движение.
По мнению очевидца - Анисьи Ивановны Королевой, жительницы Котельнича, портретное сходство небесного лика с фотографическими и плакатными изображениями Адольфа Гитлера было разительным...
Из статьи В. Огородова «Окно в космос распахнуто» // Веришь-не-веришь 1992 г., №24
С архивной полки. Люди и судьбы
.jpg)
Был сослан в Сибирь в 1879 году псаломщик из Холуницы Петр Дормидонтович Овчинников (1845). Сначала обратила внимание на непривычную для того времени большую разницу в возрасте между мужем и женой; серафима Алексеевна была на 15 лет старше мужа! Подумалось, что еще довольно молодой псаломщик отправился по этапу из-за каких-то семейных распрей. Оказалось, все сложнее и запутаннее. Дело в том, что 11 июля 1878 года был убит настоятель Ильинской церкви Лобовиков. Убийцы вскоре были обнаружены в этом же селе. В пособничестве был обвинен псаломщик Овчинников, который «с 9 августа сего 1878 года находится в тюремном замке за укрывательство убийц священника Михаила Лобовикова» (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1313 л.478). У священника остался 20-летний сын Александр Лобовиков, ученик Вятской семинарии, у псаломщика – трое маленьких детей. Но трагедии в семье Овчинниковых на этом не закончились. Серафима Алексеевна, видимо, так болезненно восприняла осуждение мужа, что вскоре, в 1882 году, скончалась. Дети, оставшиеся без родителей, выживали как могли: дочери Анна (1868) и Александра (1869) жили в доме своего умершего прадеда, священника села Кленовицкого Алексея Нагорничного, а сын Алексей (1871) жил у двоюродного брата, псаломщика Глазовского собора Азария Ушакова. Церковь выплачивала каждому из осиротевших детей по 8 рублей годовых (ЦГАКО ф.237 оп.70 д.1046).
Разрешите в связи с этой историей рассказать еще об одном трагическом совпадении. На место убитого священника Лобовикова был переведен из села Истобенского священник Александр Иоаннович Кибардин (1827), который приехал 1 сентября 1878 года, а «20 октября сего же года помер». Не надо объяснять, почему Анна Макаровна Кибардина поскорее убежала из этого страшного села, вернулась в Истобенское, где жила ее замужняя дочь Елизавета Сушкова.
Н.А.Баженова. Жизнь вятских священников – Киров 2019 г., с.121
На фото: Воскресенская церковь в Холуницком заводе во времена, когда в ней служили священники Михаил Лобовиков и Александр Кибардин. В советское время храм был разрушен
Из истории населенных мест Вятской губернии: деревня Колаченицы (Верхошижемский район)
.jpg)
В середине второго спуска после поворота на Косино по трассе Советск-Киров вправо уходит полевая дорога. Это старый путь на Скородум. Возле него, в нескольких метрах от асфальтированной дороги, на левом берегу речки Сингиревки находилась деревня Колаченицы. От своего местоположения починок получил название «У речки Сингиревки», писали и «Сингиревский». Деревня является одним из ранних поселений Верхошижемской вотчины. Починок «У речки Сингиревки» значится уже в переписной книге за 1719 год. Селение находилось на дороге, ведущей в Ошетскую вотчину, поэтому было многолюдным. В нем первоначально обосновались пришедшие в эту местность крестьяне. Позднее они получили свои земельные наделы в 1724-1725 годах и расселились по окрестностям.
В переписной книге за 1724 год в починке «У речки Сингиревки» записано 19 семей. Перечислены фамилии Зевахин, Жабин, Ведерников, Решетников, Тупицын, Леденцов, Кислицын, Вьюгов, Шахматов, Томилов, Уланов, Новиков, Тарасов, Лобастов. Почти все эти фамилии встречаются в дальнейшем в окрестных селениях.
В 1779 году починок состоял из трех дворов:
Вдова Ивана Евдокимова Параскева 82 года, семья 6 человек;
Стефан Алексеев Смирнов 48 лет, семья 13 человек
Спиридонов Петр Евдокимов 61 год, семья 15 человек.
В 1859 году починок состоял из пяти дворов, в которых проживало 19 жителей мужского пола и 23 женского. В 1891 году в деревне было девять дворов и 49 человек. Евдокимовых и Зубаревых по три семьи, Смирновых две и одна Пунгиных. По территориальному делению селение относилось к Илганской волости, а по церковному – к приходу Верхошижемской Троицкой церкви. В 1926 году в 14 дворах записано 45 человек мужского пола и 50 женского пола.
Решением Кировского облисполкома от 7 октября 1968 года за № 581 деревня Колаченицы снята с регистрации и учета.
Николай Стародубов. Наследие прадедов. История основания деревень Верхошижемского района – Киров 2016 г., с.474-475
Из истории населенных мест Кировской области: Утманово молодеет
.jpg)
Старое село Утманово молодеет год от года. Нынче, например, неказистые бревенчатые магазины постройки 30х годов заменит современный торговый центр. Построил его хозяйственным способом Подосиновский совхоз «Утмановский».
Это не единственная новостройка. До конца года в хозяйстве будут сданы детсад, ясли, 4квартирный жилой дом, теплая стоянка для автомобилей и коровник на 200 голов.
В.Дорофеев // Кировская правда – 1979 г. № 215
На фото: Утманово в наши дни. Источник: podosadm-r43.gosuslugi.ru/o-munitsip...
Истоки.Первые русские поселенцы Уржумского уезда в писцовых книгах XVII века
И всего в д.Малкове, в д.Крюкове, в починке Чепаеве Ключище, в д.Заполской, что над Сиком речкою, в д.Колубаеве, в д.Толоеве, в д.Попове, в д.Новокрещенской, в д.Дюкове Полянке, итого: в 9 деревнях и с починком 54 двора; крестьян в них: 56 человек; у них детей: 117 человек; внучат: 5 человек; братьи родные: 7 человек, а у них детей: 8 человек, 1 человек племянник, у него 1 человек сын; всего: крестьян и их детей и внучат и братьи родные и их детей с племянником и с его сыном 195 человек. А в сыску 13 человек крестьян сказали: тех де деревень и починков крестьяне поселились в черном лесу и росчищали тот лес они, крестьяня...
Ввозная грамота Казанских воевод, данная игумену Спасского Цепочкина монастыря Геласию с братиею на вотчинную их пашенную землю, на сенные покосы и на крестьян (1669 год)... // Грамоты и акты Уржумского Спасского Цепочкина монастыря. 1645-1694 – Труды Вятской ученой архивной комиссии 1913 г – вып. 3– с. 23-43
С архивной полки. Наследие старины: Нолинский уезд
.jpg)
В 1886 году Императорская академия художеств, собиравшая сведения о памятниках древнего искусства, сделала запросы и в Вятскую губернию, в основном в церковные благочиния и приходы (так как духовенство лучше всех знало исторические памятники на территории своих приходов). Из многих мест пришли очень исчерпывающие ответы. Сборник этих уникальных документов находится в архиве ЦГАКО. В нем можно найти много интересных сведений по всем уездам Вятской губернии. К сожалению, многие описанные памятники истории и культуры в XX веке были безвозвратно утрачены. Сегодня публикуем одно из таких описаний по Нолинскому уезду
Первый благочинный округ Нолинского уезда. 15 каменных церквей и 5 деревянных; часовен 3 каменных и 8 деревянных. При деревне Зиминской прихода Нолинского собора есть деревянная часовня, постройка ее относится к XVII столетию; в 1780 году она возобновлена. В длину и ширину 9 аршин; стены из распиленных 6 вершков толщины брусьев соснового леса; холодная; без окон, с троими стекольчатыми дверями; с трех сторон обнесена тесовою галерею; как часовня, так и галерея покрыты отдельными тесовыми крышами; на часовне утвержден крест, обитый жестью. Стены часовни довольно прочны, галерея ветха. Особенных внутренних украшения часовня не имеет. Два праздника в год: в первое воскресенье после петрова дня и 8 сентября.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1064 л.30. На фото: церковь в селе Ясашная Лудяна Нолинского уезда первого благочинного округа (ныне в руинированном состоянии)
Вятские хроники. Стипендии студентам в царское время
.jpg)
20 августа 1904 года. Государь Император Высочайше соизволил присвоить Вятскому сельхозтехническому училищу 5 стипендий имени Государя Императора Александра.
Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.157
Примечание. И само училище носило название в честь царя Александра Второго. Было бы неплохо вернуть современному вузу его историческое название?
Эпоха - газетной строкой: пожары старой Вятки
.jpg)
Пожар с человеческими жертвами. В ночь на 16 августа на Владимирской улице, между Кукарской и Никольской, в доме Н.С.Бальхозина произошел пожар. В доме были только хозяин и его сын Василий. Прибывшими пожарными командами пожар был вскоре прекращен, но хозяина спасти не удалось и был вытащен его обугленный труп. Хозяйка заявила, что дом поджег Василий, психически больной сын, и неизвестно куда скрылся. Дом не застрахован.
Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 174
На фото: 4-я пожарная часть города Вятки. Находилась на углу улиц Комсомольской и бывшей К. Либкнехта (в настоящее время район ДК железнодорожников). Открытие части состоялось 15 апреля 1923 года. Также улица в районе расположения части была названа «Пожарной». В настоящее время это улица Азина (источник: www.gtrk-vyatka.ru/vesti/soci...)
С архивной полки. Население города Вятки по сословиям на 1874 год (в первой колонке мужского пола, по второй - женского)
.jpg)
Дворяне
Потомственные 204 и 233
Личные 1325 и 1034
Духовенство
Православное белое 343 и 496
Монашество 69 и 83
Почетные граждане
Потомственные 110 и 169
Личные 366 и 371
Купцы 356 и 393
Мещане 3410 и 3398
Цеховые 713 и 908
Крестьяне 1904 и 1279
Войска 1826
Полицейская и пожарная команда 77
Отпускные нижние чины 289 –
Иностранные подданные 6 и 8
Итог 11302 мужского пола и 9863 женского. Всего 21165 человек.
ЦГАКО ф.574 оп.1 д.838 л.30 об.
Назад к списку