- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Уржумский уезд

        с. Байса. Из архивной справки: «Часовня при с. Байса на кладбище деревянная, время постройки неизвестно. В июне 1889 г. перестроена. Внутри находится ветхий образ Василия Великого, в вышину 1 сажень, в ширину и длину 2 сажени. Празднество и собрание прихожан бывает в Троицкую субботу для поминовения усопших в небольшом количестве» (1915 г.).

                        Еще в те времена, когда местные черемисы состояли прихожанами церкви с. Буйско-Архангельского, они 16 февраля 1760 г. просили словесно приезжавшего к ним миссионера  Свияжского архимандрита Евмения о позволении построить им часовню, в которой они могли бы хранить усопших до погребения, поскольку «они в осеннее и весеннее время за заболоченностью лесной дороги и за дальностью расстояния от прихода своей церкви затрудняются перевозить оных». В том же году указом им было позволено разбить кладбище и на нем поставить деревянный крест и клеть для хранения усопших. Когда клеть эта была перестроена в часовню, неизвестно.

                       В 1848 г. отмечалось: «до существования в Байсе церкви, празднество в часовне отправлялось в первый день генваря в память Святителя Василия Великого. По построению же оной празднества и собрания при ней никакого не бывает и ныне она служит для помещения тел мертвых до погребения». Часовня несколько раз перестраивалась. В 1848 г. указывалось, что в вышину она имела 4 аршина, в ширину и длину 4 кв. аршина, внутри имелись 2 иконы – ветхий образ св. Василия Великого и Николая Чудотворца.

                      Разрушена в советские годы.

                     Еще одна часовня, выложенная из кирпича, стояла с1890 г. в ограде церкви, на месте старой деревянной церкви. В советское время разобрана.

 

  На Белой речке: на Казанском тракту, расстоянием от Уржума в 2 верстах, в приходе Троицкого собора. Каменная с колокольней, прочная, в длину 12 сажень, ширину 3 сажени. В 1915 г. отмечалось, что существует более 200 лет, в 1891 г. ремонтировалась и расширялась с перекладкой алтаря и колокольни.На 1914 год планировалось расширить часовню и превратить ее в Николаевскую церковь приписную к Троицкому собору но начавшаяся война сорвала эти планы.Об этом свидетельствуют сохранившиеся чертежи.

                     Такой часовня была в 1954 г. 

   Внутри пред небольшим иконостасом был устроен Иордан, а над ним киот для икон. При крестном ходу из Уржумского собора сюда приносилась икона «Живоносный источник Богоматери».

             Богослужения и молебны проводились в неделю всех святых при значительном собрании народа. К этому времени сюда собирались богомольцы со всего Уржумского уезда для служения водосвятных молебнов, числом от 6 до 10 тысяч человек.

 

с. Большой Рой: деревянная, построена в  1892 г ., в длину и ширину 8 ½ аршина, в высоту с крестом 5 саженей. Все убранство составляло несколько икон. Праздник устраивался 17 сентября в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

с. Архангельское (ранее Буйско-Архангельское): на приходском кладбище, время постройки неизвестно, в последний раз перестраивалась в  1898 г . деревянная на каменном фундаменте, который, как отмечалось в  1915 г ., начал разрушаться. Длина 14 аршин, ширина 8 аршин. Украшение составляли святые иконы в старинном иконостасе, в последний раз возобновлявшемся в  1883 г . Празднество бывало 20 июля в честь Илии Пророка. Разрушена. В  1907 г . рядом с селом возведена часовня на месте захоронения заводчика Садовеня. По местному преданию строили ее мастера – поляки. Построена из красного кирпича.

 

  Буйский завод: построена в 1848 г.  заводовладельцем Мосоловым, каменная, крыта железом, по фасаду 4 сажени в длину и столько же в ширину. Внутри находился двухярусный иконостас столярной работы, «окрашенный светло-розовой краской с белой в прилегающих местах прокраской, иконы живописной работы безо всяких металлических украшений». Часовня была освящена в честь пророка Илии, 20 июня, день пророка Илии из храма с. Буйского в часовню совершался крестный ход, но празднество бывало лишь при собрании одних прихожан. Еще один праздник  устраивался в Покров Божией Матери.

            17 марта 1937 г. президиум Уржумского районного исполкома постановил «ввиду того, что здание Буйской часовни пришло в ветхость и разрушается, предложить Буйскому сельсовету передать эту часовню по акту Буйской МТС для использования на строительный материал».

 

с. Вершинята: построена неизвестно когда. 5 июля1906 г. сгорела, весной 1915 г. была построена вновь. В 1870 году о ней сообщалось: « Часовня Петровского прихода в 7 верстах от села на Большом Вятском тракту, длиной 6, шириной 5 аршин, с куполом наподобие деревянных церквей. Украшений в ней кроме нескольких ветхих икон никаких нет. Празднество бывает в день Успения Божией Матери.

с. Вотское: находилась в ограде церкви, усыпальная, тесовая. В советское время находилась в черте школы, использовалась для хранения лыж, благодаря чему сохранилась.

г. Уржум: здесь находилась Вознесенская часовня прихода Казанско-Богородицкой церкви. Сначала была деревянная.  Каменная была выстроена в 1887 г по проекту архитектора Дружинина, покрытая железом, в длину и ширину по 3 сажени, в высоту также 3. Внутри был устроен небольшой иконостас с живописными иконами.Была окружена березками.В празднество 30 августа, в Вознесение  собиралось много народа служился молебен.В советское время была превращена в склад горючих материалов МТС и затем уничтожена.

д. Ашланская: в 5 верстах от г. Уржума, в приходе Троицкого собора. В 1915 г. отмечалось, что существует более 200 лет, деревянная, прочна, в длину 2 квадратные сажени. Внутри был небольшой иконостас с иконами старинного письма. Празднества были 9 мая в день Святителя и чудотворца Николая и 25 сентября в день преподобного Сергия Радонежского.

 

д. Блиново: Лебяжской волости, в приходе с. Окунево, в 4 верстах от села, деревянная, построенная в1890 г. в память чудесного спасения жизней Их Императорских Величеств. Снаружи карниз был украшен резьбой, а внутри имелась купель и около передней стены внутри был устроен чан, в который через посредство желоба и прилегающей горы поступала ключевая вода. В длину имела 9, в ширину 7 аршин, а высота купола достигала 7 аршин. Празднества проводились с приходом крестного хода из церкви 17 октября в честь св. пророка Илии, 8 августа в честь одного из апостолов.

                        В августе 1925 г. предвик Лебяжской волости сообщал в адмотдел Вятского губисполкома об этой часовне следующие факты: «… часовня при д. Кирпики здешней волости состоит из сколоченных досок. По состоянию очень ветхая. Имущество в ней, за исключением нескольких старинных икон, не имеется. Означенная часовня ранее находилась в пользовании Окуневской религиозной группы; в настоящее время последняя за ветхостью часовни принять в свое пользование таковую отказалась».

 

д. Большие Шоры: из архивной справки за 1915 г.: «Здание деревянное в приличном состоянии, прочное. Построено неизвестно когда. В длину 7, а в ширину 6 саженей. Кроме нескольких икон, украшений нет. Праздник – 16 августа, в день празднования Нерукотворного образа Господня». Находилась в приходе церкви с. Лебяжья.

А вот что рассказал об этой часовне старейший житель деревни А. А. Редькин: «Часовенка стояла на крутом обрыве на берегу Вятки, метрах в 300 от ободвориц, и напоминала обычную крестьянскую избу обшитую досками. Ее выдавал только купол с крестом. Одно окно со ставнями было обращено к обрыву, другое к деревне. Тамбур был обшит досками, внутри часовня тесана. Никакой мебели там не было. На стеллажах иконы стояли».

Открывалась раз в год, в праздник Спаса. Батюшке приносили подань: ржи в котомке, которую обязательно ставили открытой, баранью грудинку или стряпню. Тут же освящали яблоки и продавали. В советское время была разобрана и перевезена сначала на конный двор, а затем – на водогрейку.

 

д. Буйский Перевоз (Буйское Городище): в приходе церкви с. Петровского, находилась  в 5 верстах от церкви, на почтовом тракте в г. Нолинск, на берегу р. Вятки. Деревянная, «очень древняя», в длину 14, а в ширину 9 аршин. Внутри был устроен алтарь с резьбенным иконостасом с иконами в киотах. Празднества происходили в день Святой Троицы и Святителя Николая Чудотворца 9 декабря. В 1929 году пустующее здание заняли под клуб.
 

д. Бусоргино: из архивной справки: «Часовня при починке Бусоргино Лебяжского прихода, зданием деревянная. В длину и ширину три аршина. Построена неизвестно когда. Кроме нескольких икон, украшений нет. Праздник – 11 июля, в день св. Варфоломея». По воспоминаниям старожилов часовенка стояла на берегу речки.   

 д. Дубровино: в приходе церкви с. Лебяжья, из архивной справки: «Здание деревянное, в приличном состоянии, прочное, построено неизвестно когда. В длину, в ширину 6 саженей. Кроме нескольких икон, украшений нет. Праздник – 22 октября, в день празднования иконы Казанской Богородицы». Часовня стояла за ободворицами деревни, была небольшой по размерам, обшитой досками, с крестом на куполе, несколькими окнами и дверью с «крыльчиком».

Перед войной, когда в деревне построили скотный и конюшенный дворы, в часовне разместили конюховку – варили пойло для скота. Затем разобрали.

 

д. Захарово: в приходе церкви с. Лаж, построена в1902 г. на средства местного жителя в память исцеления Государя императора от болезни, освящена во имя святого Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Деревянная, покрытая железом, восьмиугольная, в ширину и длину по 3 ½ сажени, в вышину 4 ½ сажени. Празднества 6 декабря и 27 сентября, но собрание народа бывало незначительным.

д. Захарово: в приходе церкви с. Лаж, построена в1902 г. на средства местного жителя в память исцеления Государя императора от болезни, освящена во имя святого Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Деревянная, покрытая железом, восьмиугольная, в ширину и длину по 3 ½ сажени, в вышину 4 ½ сажени. Празднества 6 декабря и 27 сентября, но собрание народа бывало незначительным.

 

д. Изиморка: в приходе церкви с. Байса, время построения неизвестно. По местному преданию построена при самом начале восприятия черемисами Православной веры. При ней несколько лет существовало кладбище, упраздненное к 1840-м годам. В 1840 г. истреблена пожаром, в 1841 г. построена вновь с соблюдением прежних пропорций. Деревянная, в ширину и длину 4/2 кв. аршина, в вышину 3 аршина. Украшение составляли образ Божией Матери, образ чудотворцев Козьмы и Дамиана. Празднество 14 июля, в день этих святых. В этот день проводился базар, на который съезжался люд со всех окрестных деревень. В 1960-е годы разобрана на дрова для местного медпункта.

д. Ишеев (Сосновка): в приходе церкви Верхней Шурмы, существовала с давних времен, освящена в честь Преображения Господня. Деревянная, в длину и ширину 3 кв. аршина. В 1915 г. отмечалось, что ветхая. Празднество 6 августа в день Преображения.Деревни теперь нет.

д. Кокши: в приходе церкви с. Лаж, время основания неизвестно. В 1879 г. с разрешения Епархиального начальства перенесена на конец д. Кокши. В1890 г. на средства крестьян Андрея Окулова и Михаила Быкова внутри оштукатурена, в 1914 г. перестроена. Освящена во имя великомученика Георгия Победоносца. Деревянная, обшитая тесом, покрыта железом, внутри оштукатурена, обнесена деревянной решеткой. Восьмиугольная, в длину 4 сажени, в ширину 2 ½ сажени, в вышину 9 аршин. В 1914 г. отмечалось, что ветха. Празднества свершались 23 апреля и 26 ноября; первое собрание народа было довольно многолюдным, а второе незначительным. В реке Кокшинке купали коней и их освящал священник.

с. Лаж: время построения неизвестно, в XIX ст. находилась в упадке, восстановлена в 1885 г., освящена в честь святой великомученицы Параскевы, стояла в начале села, на дороге из Уржума на Яранск. Деревянная, круглая, пятиугольная, в ширину и длину по 2 сажени, в вышину 3 ½ аршина. Празднество было в 9-й пяток по Пасхе, по другим данным проводились службы в Троицу и Филиппов день. В советское время в ней располагался магазин, затем хозяйственный склад. Здание сохранилось и находится на территории ремпредприятия на улице Зеленой с. Лаж.

с. Лебяжье: по воспоминаниям лебяжан находилась на местном кладбище, хотя в документах не упоминается. Стояла часовня, сложенная из красного кирпича, в самом центре старого кладбища, ближе к дороге. Была она небольшая – три на три метра, без окон, вход с приступками был обращен к селу. Венчал часовню шпиль с крестом. Внутри находилось несколько икон. Служба проводилась в поминальные дни, прихожане оставляли подань священнику. В тридцатые годы была разобрана. В мюле 2005 года на Лебяжском городище в честь 400-летия Лебяжья возведена часовня из красного кирпича в честь Николая Чудотворца..

д. Мазары: в приходе с. Архангельского. Часовня  упоминается в «Списке населенных мест Российской империи» за середину XIX века. Позднее, очевидно, была упразднена, т.к. более не упоминается.

д. Максинерь: В приходе церкви с. Нижней Шурмы, «существует с древних времен», освящена во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Деревянная, в длину и ширину 9 кв. аршин. Украшение составляло несколько икон. Празднества 17 апреля и 27 сентября. В 1915 г. отмечалось, что требует ремонта.

д. Немдинская: в приходе церкви с. Кичмы, построена в середине XVIII ст. по благословению Вятского Владыки Луки, после чего здесь образовался приход, в честь иконы св. Архангела Михаила, по народному преданию явившейся пред сей деревней. Деревянная, в длину и ширину до 8 аршин, снаружи обшита тесом и окрашена, крыша железная, шпиль и крест обложены белой жестью и вызолочены. Ежегодно в ближайший к 1 мая субботний день был из храма Кичмы крестный ход в сию часовню с совершением молебна с водосвятием и чтением акафиста.  

д. Онтонково: в приходе Троицкого собора, в 5 верстах от г. Уржума. В 1915 г. отмечалось, что «существует более 200 лет». Деревянная, в длину 4 сажени, в ширину 2. Внутри имелось несколько новых (для 1915 г.) икон средней величины и много старинных небольших. Празднества в день Преполовения, св. Троицы и Покрова Божией Матери, но отмечалось, что «молятся только жители д. Онтонково, а сторонних богомольцев не бывает».

д. Пижмарь: в приходе церкви с. Пустополье. Построена «в незапамятные времена». По Указу Вятской Консистории от 15 мая 1875 г. за № 404 перестроена в первый раз. Вторично перестроена в 1903 г. Деревянная, «строительный материал прочен», шириной 8 аршин, длиной 10 1/2 аршин, высота до крыши 4 1/2 аршин. Внутри имелась хорошая живопись, окаймленная малиновым манчестером, и 4 иконы. Празднество в честь св. Пророка Илии 20 июля с собранием только местных жителей.

д. Поташево: в приходе церкви Нижней Шурмы, существовала с давних времен, построена вятскими купцами Прозоровым и Дряхловым.Освященная во имя Святителя и Чудотворца Николая. Деревянная, в длину и ширину на 6 кв. аршин. Празднество в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Здесь поминали людей умерших не своей смертью.

 При Шумской мельнице:  в приходе церкви с. Рождественского, у д. Сарды, каменная построена в 1884 г. по указу Вятской Духовной Консистории от 13 октября 1882 г. за № 7983.  До этого стояла деревянная 18 века.Название получила из-за мельницы построенной еще монахами Цепочкинского монастыря где  была найдена икона Николая Чудотворца.Говорят как только ее приносили в часовню она возвращалась на мельницу.Поэтому было 2 иконы-в часовне и на мельнице.По другой легенде икона плыла по р. Бую, ее достали двое нищих, после чего и была построена часовня. Часовня стояла на реке, каменная, квадратная, с усеченными углами в диаметре 5 саженей, с деревянной главою, покрыта железом, снаружи выбелена и внутри оштукатурена. Внутри находился резной вызолоченный иконостас с 10 иконами.

Празднество 7, 8 и 9 мая в честь иконы Чудотворца Николая, которая, очевидно, и приплыла по реке, но хранилась в храме с. Рождественского, кроме этих чисел. К этим числам собирались на поклонение перед этой иконой богомольцы из Уржумского, Яранского и Малмыжского уездов.

А вот что рассказала об этой часовне уроженка тех мест: «на берегу Буя на возвышенном месте стояла часовня. Там каждый год в Николин день праздновалась Шумиха. Торговцы, главным образом из мари, окружали часовню своими товарами. Праздник был очень торжественным, площадь очень красивой. Вокруг  деревья росли, аберега заросли ивняком. Вода здесь была целебная, которая исцеляла от болезней. Сюда привозили детей и больных, оставляли в дар деньги, шерсть, еду».

Разрушена в начале 1930-х годов.

 

д. Редькино: из архивной справки: «часовня при д. Малое Редькино, зданием деревянном на каменном фундаменте, 1874 года постройки. Осьмигранная на 5 саженей во все стороны. Украшений, кроме нескольких икон, в часовне нет. Праздники – 10 октября в день Покрова, в пяток 9-й недели по святой Пасхе в честь Великомученицы Параскевы, 18 августа, в день святых мучеников Флора и Лавра».

По воспоминаниям старожилов часовня, находившаяся в приходе церкви с. Лебяжье, стояла на самом конце деревенской улицы. Это было большое рубленое по кругу здание с деревянным куполом, который венчал железный крест. Несколько небольших окон закрывались ставнями. В самом здании из убранства было лишь несколько икон и подсвечников. В часовне служили молебны в Троицу и перед выгоном скота, который освящали. Из Лебяжья приезжал священник, который по просьбам верующих проводил службы и на дому.

При  советской власти в здании часовни был открыт маслозавод, затем в нем расположился склад, проводились вечерки. Позднее была разобрана на строительство крахмального завода. Ныне на ее фундаменте стоит жилой дом.

 

с.Русский Билямор:деревянная часовня в честь св.Николая Чудотворца обшитая тесом.Время постройки неизвестно.

д. Сарда:  в приходе церкви с. Рождественского, Тихвинская. По одним данным построена в 1440 г., по другим в 1770 г. при постоялом дворе, вошла в приход с. Рождественского во второй половине XVIII в. Деревянная, снаружи обита тесом, выкрашена на масле и обнесена оградой, в длину 7 аршин, в ширину 6 аршин. Внутри был иконостас столярной работы, окрашенный масляной краской. При празднестве 26 июня в честь иконы Тихвинской Божией Матери собрание верующих было малочисленно.

Деревня Танабаево.  Здесь стояла деревянная часовня, которую содержал зажиточный житель деревни, мельник Герасим Редькин. Народ собирался сюда на службы, на крупные праздники и летом, когда долго не было дождей. 

д. Толстик: в приходе церкви с. Атары. Построена в 1859 году. По легенде плыл по Вятке крест да и пристал к берегу. Рыбаки оттащили его от берега, пустив по реке, но он снова пристал к берегу. Тогда решено было поставить здесь часовню в честь Воздвижения Креста Господня.

Здание было деревянное, крытое тесом, с тремя окнами и тремя входными дверьми, обнесенное деревянной оградой. Имелся колокол весом в 1 пуд. Утварь: железные подсвечники, аналой и 14 икон, в т.ч. образ Животворящего Креста. В празднество собиралось огромное множество верующих, устраивалась ярмарка. В советское время в здании был клуб и оно стояло еще долго после исчезновения деревни. Место, где стояла часовня, до сих пор памятно для местных жителей.

 

с. Цепочкино: каменная  построена в 1890 г. в память чудесного события 17 октября 1888 г. по указу Духовной Консистории от 10 января 1890 г. за № 237 на добровольные пожертвования и частью на средства попечительства. До этого стояла деревянная.Каменная, шириной 10 аршин в диаметре, а в высоту с крестом 7 аршин. Внутри был устроен иконостас с иконами тех святых, имена которых носили Августейшие лица царской семьи, спасшиеся во время крушения царского поезда.  В день Святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев, в честь которых была устроена часовня(тут же были частицы их мощей), 4 октября совершался крестный ход со служением молебна и панихиды..От церкви с горы вела к часовне каменная лестница 2 метра в ширину. Собрание верующих было значительным.

 

д. Часовня: в приходе церкви с. Лаж. Время основания неизвестно, перестраивалась в 1817 и 1870 г.г., а в 1889 г. перенесена на средства местного населения на ключ, что в полутора километрах от села Лаж, освящена во имя Святителя Филиппа, митрополита Московского. Деревянная, обшита тесом и покрыта железом, огорожена вокруг деревянной решеткой. Четырехугольная, длиной и шириной по 8 аршин. В 1914 г. отмечалось, что ветха. Празднество свершалось раз в год  3 мая, но собрание народа бывало небольшим. Из ключа у часовни брали воду на все церковные нужды.

 с. Шевнино: за 1915 год сообщалось: «построена с разрешения Епархиального начальства на собственные средства прихожан, в каком году неизвестно, но полагают, что она поставлена более 150 лет назад…» Деревянная, шириной 12 аршин кругом. Празднества в честь мученицы Параскевы  Пятницы 28  октября и в честь великомученицы Екатерины 24 ноября. . В клировой ведомости Троицкого собора за 1880 год о ней сообщалось: «Часовня внутри деревни Большое Шевнино, в 7 верстах от города, на 2 кв.саженях в ея деревне, внутри украшений кроме нескольких икон не имеет. Празднество в пяток девятой недели по Пасхе – при собрании жителей соседних деревень. Празднество осуществляется в деревне». В клировой ведомости за 1870 год можно найти упоминание, что часовня и празднество в ней существуют издревле

с. Шурма Верхняя: существует с давних времен, отмечалось в1915 г., освященная в честь иконы Смоленской Божией Матери. По преданию здесь было явление той иконы.Деревянная, в ширину и длину на 3 кв. аршина. Возле часовни был св.источник на который совершался из храма крестный ход.Празднество 28 июля.

 с. Шурма Нижняя: существовала с древних времен, освященная во имя Святителя и Чудотворца Николая на заводском ключе.освященную воду брали для питья а марийцы верили что она исцеляет от трахомы.. Деревянная, на 6 кв. аршин. Празднество 9 мая.

 В 1915 г. сообщалось, что обе часовни требуют ремонта.   

 

О часовнях прихода села Косолапово Уржумского уезда. 1907 год. 

В приходе сей церкви 2 часовни: 1 в деревни Пумари, каменная, святителя Николая Чудотворца в 4 верстах, а другая в деревне Часовенной – деревянная, в честь Феодосия Черниговского, первоначально во имя святых безсеребренников Космы и Дамиана в 8 верстах от церкви. 

ГАКО ф.237 оп.70 д.1527 л.520

                                                   

Кража пола в часовне. Из стоящей недалеко от села Куршаково {Уржумского уезда} часовни, построенной еще в 1874 году и пришедшей к данному времени в полную ветхость, исчез пол. При следствии оказалось, что пол был выломан и свезен неизвестно кем и куда. С властями был произведен обыск, но без всякого результата.

ЦГАКО ф.Р-4001 оп.1 д.174 л.11 (фонд О.Н.Виноградова). К сожалению, дата заметки не была сохранена исследователем

 

Пумарская часовня

Опись имущества изъятого при закрытии Пумарской часовни Марийской автономной области и сданного на склад местхоза на хранение 27. 05. 31

Деревянных икон 18

Жестяных икон 6

Столбиков 4

Фонарей 1

Сундуков (с разным трепьем) 1

Деревянных икон 6

Подсвечников 2

Итого 38

Принято в склад. Десятник местхоза Н.Ислентьев

ГА РМЭ ф.Р-250 оп. 5 д.32 л.19

 


Назад к списку