- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Лебяжье

Безумие власти (как уничтожали церковь в Лебяжье) 

…Разгорелась яростная борьба с религиозными предрассудками. Дело доходило до того, что в школе с детей снимали крестики. Показал свою власть и предрик. Взял и закрыл церковь. Но это еще полбеды. В ней не служили, однако она стояла. В нижнем этаже сделали кинотеатр, в верхнем выступали с концертами взрослые и мы, школьники. 
И стояла бы она долгие годы, но чем-то помешала хозяину села. Кто был в то время предриком, не помню, по слухам – Губин. Но кто бы ни был, он совершил подлость по отношению к народу. Как мог этот «умник» одним махом разрушить памятник старины? Понимал ли он, что делал? До глубины души оскорбил верующих, обезглавил село, а что получил? Пустырь. Камень в дело не пошел, иконы растащили, ризы священников перешли на платья для участников художественной самодеятельности Дома культуры. Мы, школьники, взрослые, вздрогнули от взрывов, которые потрясли село. Видели, как оседают стены церкви, превращаются в груды обломков, трещат стекла в домах. Устроили зрелище! 
Какая горечь, обида была в душе у каждого и сколько ненависти к тем, кто учинил это зло. Но люди молчали, таили горе в душе. Да и кто бы посмел встать на защиту храма? 

А.Коскина // Знамя октября (Лебяжье) – 8 июля 1991 г.

 

Тридцатые годы. До сих пор в нашем сознании это время ассоциируется с размахом индустриализации, коллективизации, сущей вакханалией репрессий и – яростнейшей  борьбы с «религиозными предрассудками», которые отожествляются с темнотой и невежеством народа. Особенно «досталось» Русской православной церкви, которую к 1943 году планировалось уничтожить вообще. Началась широкомасштабная борьба с Православием и в Вятском глухом уголке. В Лебяжском крае до середины 1930-х годов она вообще не была организована, не считая проведения таких мероприятий, как,  например, «антирождественские компании». Так в протоколе №30 заседания бюро райкома ВКП (б) от 27 декабря 1934 года сообщалось:

«О подготовке и проведении антирождественской компании (докладчики тт. Мальцев и Ванеев).

постановили:

            1. Разработать мероприятия районо совместно с пропагандистом ВКП (б) и директивное письмо РП о проведении антирождественской компании утвердить.

2. Предложить парторганам первичной парторганизации, партирйным кандидатам и комсомольским группам и группам сочувствующих ВКП (б) принять меры, обеспечивающие полное выполнение разработанных мероприятий в директивном письме РК ВКП к подготовке и проведению антирелигиозной компании».

      В этом же протоколе сообщалось об организации в районе бюро таких добровольных обществ как СВБ, ОДН и МОПР, что должно было поставить на широкую ногу дело антирелигиозной работы: «Предложить председателю оргбюро СВБ Шамову, МОПР – Чаплину разработать план конкретной работы оргбюро СВБ, МОПР, обеспечить оживление работы существующих первичных организаций и организаций вновь первичных СВБ, МОПР при первичных комсомольских организациях МКРК профсоюзов, - школ, пионерских отрядов и колхозов и подготовительной работы по подготовке районных конференций, созыв которых установлен в феврале 1935 года»12. Однако, не смотря на это, и организацию 24 ячеек СВБ в районе к 1938 году с охватом 364 человек13, деятельность антирелигиозной работы была довольно хиленькой, судя по протоколам бюро райкома, делавшего нарекания и выговоры за «слабо поставленную работу» руководителям организации. Дело ограничивалось лишь проведением бесед с населением, в лучшем случае несколько раз в год, публикованием статей того же рода в газете «Вперед» да избраниями членов и делегатов внутри организации. Большинство же «культурных работников» в колхозах и селах района этим вообще не занимались, возможно, сознавая всю чепуху, навязываемую им сверху. Все состояние антирелигиозной работы в Лебяжском районе могло напоминать хороший фельетон, если бы не ее печальные результаты, которые все же были – закрытие храмов и репрессии. За лекторами шли чекисты, вандалы и мародеры-  носители  «культуры»!


Назад к списку