Как закрывали церкви в Уржумском районе
В фонде архива ЦГАКО Р-1258 охранились многочисленные жалобы, заявления и письма вятских верующих, красноречиво свидетельствующие, до каких пределов доходила местная власть, что бы достичь конечного результата - закрытия церкви. В Уржумском районе особенно отличились председатели Петровского и Рождественского сельских советов, не считавшиеся с мнением верующих. Обратимся к архивным документам.
В начале 1940 года церковь с. Петровского была самовольно закрыта председателем Артемьевым, который отобрал у верующих несколько 20к, застращивал их, проводил собрания в пользу закрытия церкви (на которых верующих не допускали), а также посадил 3 петровских священников. В центр из Петровского шли липовые бумаги, что якобы все верующие отказались от церкви. Благодаря этому Исполнительный комитет Кировского областного совета д.т. вынес 25 мая 1940 года решение за № 816 о закрытии церкви в с. Петровском.
В начале 1941 года путем обмана Рождественский сельсовет предпринял новую попытку закрытия местной церкви: на этот раз собирали собрания в селениях, в протоколах которых писали, что все верующие выступали за закрытие церкви. Как происходило все на самом деле сообщали верующие в жалобе в Облисполком 4 июня 1941 года: «…Главари собрания небоязненно нарушали законы Сталинской Конституции и делали все на обман. За церковь было рук много, а они набрались такой натуры и совести, написали так что единолично закрыли церковь колхозники с. Рождественского, вот они как поступали и была такая история во время собрания. Пред-колхоза села Рождественского Яков Данилович Филимонов был пьян, дочиво разгорячился над верующими, пинджак свой с себя сбросил на пол середи сельсовета и кричал на верующих людей и с пристращиванием, даже допустил такую штуку, вытащил в сени старушку, которая подняла руку за церковь…».
Источники:
ф.ЦГАКО ф. Р-1258 оп.1 дела 452 и 454
Как «громили» церковь в Уржуме
Рожденная в 1905 году Анна Степановна Сазанова восстанавливает в памяти то, как «громили» в Уржуме церкви. По ее словам, делали это как свои, так и приезжие, причем последних было больше. Учителя истории одной из школ даже освободили учеников от занятий, чтобы те шли на «разборку церковного имущества». Иконы некоторые приносили домой на… растопку печей. Райком партии даже установил премию тому, кто заберется на купол Троицкого собора и спилит крест.
Где те ретивые партийцы? Где активисты-атеисты? В архивах погребены их имена. А крест над уржумским храмом по-прежнему высится как символ непобедимости Православной веры. А что истинно – то вечно.
В.Алексеев. Разгромить не удалось // Вятский епархиальный вестник – 1994 г. № 6
О закрытии церкви в затоне Аркуль
В 1923 г. в уржумской уездной газете так описывали закрытие церкви в затоне, которая могла бы в следующем году отметить десятилетие своего существования (Аркуль тогда еще входил в состав Уржумского уезда):
"На реке Вятке Аркульский затон. В Затоне новая просторная церковь с седовласыми богами. Боги от старости и от древности пожелтели, покрылись кое-где плесенью. Облупилась краска, поморщились холсты. Известно, хоть и боги, но ремонта требуют.
К осени стали в Затон съезжаться водники на зимовую. Тут и пошли разговоры про заплесневелых богов. Поговорили, поговорили да собрали всех верующих затона. Собрались от него от мала до велика и решили общество верующих при затоне распустить, церковь закрыть, помещение передать Вятскому госпароходству под школу для детей. И теперь затоновские ребятишки, идя в школу, звонко распевают:
Ох, бог ты, мой бог
Что ты ботаешь?
Все на небе сидишь,
А не работаешь!"
Однако, если обратиться к архивным документам, все было не так сообща и согласно. Как обычно, церковь была отобрана у верующих силой, якобы под школу. Вкрующие писали ходатайства о ее возвращении, но тщетно. Только часть имущества была передана в церковь с.Рождественского, к которому был приписан храм.
Аркульцы сократили бога // Красный пахарь 1923 г. № 58
Назад к списку