- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Как закрывали церкви в Свечинском район



В январе 1930 г. «приговорили» второй большой храм в Свечинском районе – в Круглыжах. Как принималось решение о закрытии церкви в Круглыжах свидетельствует партийный документ : 
«Слушали : 39. Представление Краевого Административного Управления от 30 января 1930 г. за № 2/445 о закрытии церкви в селе Круглыжах, Котельничского округа и использовать здание ее для культурно-просветительских целей. 
Постановили : принимая во внимание, что граждане с. Круглыжа и окрестных селений, являющегося районом сплошной коллективизации, ходатайствуют о закрытии церкви в с. Круглыжи и использовании здания ее для культурно-просветительских целей и что общество верующих, в пользовании которых находится здание церкви в с.Круглыжи , от произведения ремонта здания церкви отказалась и ходатайствует о закрытии его, причем желающих среди верующих взять здание церкви в свои руки не оказалось, на основании 34-46 ст. ст. постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. « О религиозных объединениях» ( собрание узаконений № 35 за 1929 г. ст. 353) договор с обществом верующих на пользование церкви в селе Круглыжи Котельничского округа расторгнуть, церковь закрыть и здание ее использовать для культурно-просветительских надобностей, поручив Котельничскому Окрисполкому произвести ликвидацию культового имущества с соблюдением 40-42 ст. ст. упомянутого выше закона « О религиозных объединениях». 
Здесь, как можно догадаться, налицо снова один наглейший обман. Как часто явствовало из жалоб верующих, о том, что они оказывается отказались всем миром от своего храма, они даже не знали ! Распространенной практикой отбирания церкви у верующих, являлось то, что на общину наваливали непосильный и часто ненужный ремонт, который выполнить община была не в силах. Храм на время закрывался, пока верующие собирали средства или решали, как быть дальше, а местные представители «самой народной власти» в это время проводили собрания «верующих», как правило не имевших к общине никакого отношения, состоявшие из коммунистов, студентов, учителей и прочих неверующих, собирали их подписи (конечно все были «за!») и отправляли по инстанции ; иногда проводили собрания и «настоящих» верующих, но подписи к протоколу прилагали от других собраний. В центре ведь не делали никакой проверки этих протоколов и от жалоб верующих обычно отмахивались, поскольку цели коммунистов из центра и из районов были сходны, а это значит, что все методы «товарищей» на местах негласно поощрялись, лишь бы они были успешны. Параллельно с «липовыми» собраниями, отдельные «товарищи» проводили работу с населением и в другом ключе – ходили по домам и застращивали верующих налогами и тюрьмой, и этот метод тоже был весьма успешен ; ради своих родных многие занимали пассивную позицию по отношению к судьбе церкви. Победителей, как известно не судят, а в данном случае победители за каждую закрытую церковь шли на повышение, получали солидные премии и т.д. 
Все это снова подтверждает документ о закрытии церкви в с. Каменка, очередь до которой дошла весной 1930 г. : 
« Слушали : 42. представление Крайадмуправления от 16 марта 1930 г. № 2/445 о закрытии молитвенного дома в с.Каменки Свечинского района, Котельничского округа. 
Постановили : принимая во внимание, что общество верующих прихода с. Каменки Свечинского района отказалось от пользования этой церковью, что в течение установленного срока желающих взять эту церковь в пользование не оказалось и что Свечинский РИК и Котельничский ОкрРИК просят об использовании церкви для культурных надобностей на основании 364 43 ст. ст. постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля-1929 г о религиозных объединениях (С. УЗ. № 35 за 1929 г. ст 353) договор с общиной верующих прихода церкви с. Каменки Котельничского округа на пользование этой церковью расторгнуть, церковь эту закрыть и использовать здание ее для культурных надобностей, поручив Котельничскому Окружному исполкому произвести ликвидацию культового имуществ, с соблюдением 40-42 ст того же закона о религиозных объединениях». 
Вот что рассказывают в народе о закрытии Круглыжской церкви : 
«Был у нас какой-то психованный. Так он даже на колокольню к самому кресту с козой ходил. В праздники вот : в Иванов день, в Михайловское. Все : « Вон Миша, Миша пошел». К самому куполу, на верх на самый. И козу за собой ведет. Все ведь окружат церковь-то. Народу собиралось много в селе. Но он убился, этот мужик. Он колокола сбросил. Он крест оттуда снял. А убился, как сказать… как вот с этих полатей упал и убился. Разбирали уж церковь. Невысоко и упал. Видимо, на цементный пол. Убился. Ненормальный был… 
…Этот колокол-от сбросили. Не знаем : куда-то, видимо, увезли… Все разрушили, взорвали. Сначала сделали столовую : иконы, значит, все истопили, сломали все. Ведь в алтаре там все было позолочено. 
….Все эти дураки местные собрались, нищета, неохота-то кому работать и давай вот это самое-то – колокола сбрасывать с нее. А всем селом церковь строили. Начали колокола сбрасывать. И вдруг Кузя или кто полез-то сбрасывать, сорвался и все, сразу упал и мокрое-то место. Вот так вот». 
Первоначально в здании закрытой церкви разместили столовую коммуны, но она пробыла там очень недолго. Уже при образовании колхоза началось активное разрушение этого выдающегося памятника архитектуры, который строился около 40 лет. Рассказывают, при разрушении церкви осталась под конец от нее одна стена, которую не могли даже тремя тракторами сломать. Постепенно разрушили и ее. К 1939 г. посреди села Круглыжи вместо церкви лежала груда развалин с небольшим остатком подколокольной части 
Вообще в начале 1930-х годов борьба с религией пошла в Свечинском районе так лихо, что на 1 января1936 г в районе, вновь образовавшемся в 1935 г, было закрыто уже 5 храмов и 2 из них (в Круглыжах и Ивановском) полностью разобраны. И это несмотря на удаленность района от центра, учитывая, что в большинстве центральных районов активное закрытие церквей началось только со 2й половины 30х. Один знакомый краевед говорил мне, что причина крылась еще и в том, что в таких бедных районах как Свечинский, где не было никогда ни фабрик, ни промышленников, главный удар власти в них пришелся именно на православные храмы. В тридцатые годы антирелигиозная пропаганда , руководимая СВБ – Союзом Воинствующих Безбожников, стала более организованной и массовой, чем прежде, вылившись в итоге в открытую борьбу с «религиозными пережитками». 
Церковь в Ивановском была закрыта в 1932 г. из-за отсутствия священника. В ответ на возникшее народное возмущение, в 1933 г местные власти постановили разобрать ее. Примерно в 1935 г были закрыты храмы в селах Успенском и Старице, в 1936 г в Ацвеже, в 1938 г в Благовещенском и Федосеевском. Свечинские атеисты звонко рапортовали в центр о своих успехах. Еще бы – Свечинский район в вопросе искоренения религии лидировал по области ! 
Вот что вспоминают старожилы о закрытии церкви в селе Старица : « …Дядька рассказывали сбивал колокола – у него потом ноги отнялись. Не нашлось больше людей таких. Кресты все-таки. Крест 1 повернуло : молнией ударило… Церковь наша была Троица. Когда колокола снимали, мало кто выискался. Кто сбросит колокола, большие деньги снимали. Так Бог их потом наказал. Ваня-то Ефименко, его Бог покарал. Только он спустил их, так у него ноги не стали ходить. И еще немного пожил и умер». 
Н.Краев, ветеран войны и труда, вспоминал на страницах районной газеты о закрытии Старицкой церкви : «Однажды, придя в школу, мы увидели около волейбольной площадки сброшенные с колокольни колокола. Один из них был изломан. Мы разыскали кувалду и попытались с помощью ее отбить кусок металла на память... Увы, все наши попытки были тщетны — колокол не поддавался излому. Это было в 1935 или в 1936 году. Через неделю все колокола были увезены куда-то на трехтонной грузовой машине» . 
Все без исключения храмы подверглись варварскому разграблению. Деревянные церкви были приспособлены под клубы как в Ново-Царском и Благовещенском250или под зернохранилища как в Старице. Здание церкви с. Федосеевского пережило, пожалуй, самую длинную историю из всех деревянных храмов – в годы войны оно было перевезено в Свечу и спользовалось сначала под госпиталь, потом под школьные классы, а затем занималось редакцией местной газеты251 Колокольня Старицкой церкви была приспособлена под пожарную каланчу, на которой несли дежурство жители окрестных деревень. О Старицкой церкви вспоминали : «Сначала ее хорошо содержали : зерно хранили, так она запертая была. А потом разрушили все. Начали с нее кирпичи таскать, железо для лодок. Когда разрушили, боялись, что покарает…В церкви хороший пол был. Бруски многие себе забрали. Много у их и скотины пропадает. Бог земной есть, все равно наказует. Сами живут, а скота нет». 
Большой колокол со Старицкой звонницы увезли в село Черновское, бывшее тогда центром района, в который входило село Старица. Туда же увезли и чудную кованую ограду, окружавшую церковь. Ею огородили деревянный Дом Советов, который сгорел впоследствии. Рассказывали, часть кирпичей Юмской церкви была использована для постройки водонапорной башни в соседней деревне, а части железной ограды попали в качестве декорации на крышу вокзала в п.Свеча. Пошло «по назначению» и церковное убранство – ковры на полы в сельские советы, священнические облачения – на обивку входных дверей, а иконами и вовсе топили печи… 

По материалам архива ЦГАКО


Назад к списку